Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 953


Информационный Канал Subscribe.Ru

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Армия

Через год после Руста.

Об этом случае не писали в "широкой" прессе в то время, но он был, и мы тому свидетели.

Итак, 28 и 29 мая 1988 года, легкомоторный самолет "Сессна" несколько раз нарушил Государственную границу СССР в Заполярье. Взлет самолета осуществлялся с аэродрома Новежского города Киркинес. Далее курс самолета был направлен на поселок Никель, который находился в нескольких километрах от государственной границы с Норвегией.
"Сессна" имела на крыльях опознавательные знаки Германии, кресты, а также символику Асов Геринга - бубновые тузы. Как следовало из разведсводки, самолет принадлежал Гамбургскому авиаклубу, пилотировал его Андрес Соммерс.
Летчик на малой и предельно-малой высоте летал над крышами жилых домов п. Никель, выделывал фигуры высшего пилотажа.
Высыпавший на улицы поселка народ видел все это "безобразие" и реагировал весьма бурно и мало понимая, в чем тут дело.
Нарушения Государственной границы фиксировалось ближайшими подразделениями РТВ (радиотехнических войск ПВО), а также нарядами погранвойск.
По нарушителю госграницы поднимался истребитель Су-27 с ближайшего аэродрома ИАП ПВО п. Килп-Явр.
Полет истребителя к месту нарушения госграницы, поселку Никель, контролировался радиолокационными разведсредствами Норвегии. Возле Киркинеса стояли (стоят?) несколько белых "куполов", прикрывающих радары.При приближении нашего истребителя к району, где находился самолет-нарушитель, тому, видимо, передавалась информация об угрозе. Потому что нарушитель тут же начинал "отход" к госгранице, затем пересекал ее и уже продолжал полет над территорией Норвегии и посадку на аэродроме г.Киркинес.
Далее все в "повторе": нарушение, полет, отход при опасности.
Воздействовать ЗРВ ПВО по нарушителю не представлялось возможным: ближайший ЗРДН С-75 находился на такой дальности от места нарушения границы, что не обеспечивался обстрел маловысотной цели из-за характера местности, весьма высокие скалистые горы и сопки (большие углы закрытия).
И тогда где-то в "Верху" принимается решение о передислокации ЗРДН С-125, прикрывавшего аэродром ПВО в п.Килп-Явр, непосредственно к поселку Никель.
Получив приказ, дивизион свернув матчасть, совершает почти 300-км марш и встает на сопке прямо над поселком. Проведя развертывание, немедленно заступает на Боевое дежурство "по охране и обороне..." Буквально на второй день развертывания на дороге к позиции ЗРДН были замечены несколько легковых машин -"Жигули". Явно не военных - разноцветных. Часовой остановил. Пришлось идти разбираться вместе с замполитом, что случилось. Оказывается, приехали мужики - жители п. Никель. Там живут, в основном, шахтеры. Народ нахорошо прямой в изъяснении. Поздоровались. Они нам: "Командиры, ребята! Вы уж этого гада сбейте! Ведь, сука, прямо над крышами летает! С крестами!" Дальше шла ненормативная лексика в адрес нарушителя. На наш ответ, что все, что сможем, сделаем, но над поселком сбивать нельзя. Обломки самолета могут упасть на жилые дома - получаем ответ от одного из делегации: "Командир! Да пусть на мой падает! Хоть прославлюсь!" Народ принял наши уверения и автомашины уехали. Через час - опять едут! Послали замполита выяснять, что теперь-то? Замполит возвращается и докладывает - мол, мы ушли, а за мужиками старшина ломанулся, попросил консервами помочь, бойцов кормить уже почти нечем. Когда еще полевую кухню и продукты из бригады привезут - питались сухпаем, что увезли с места дислокации из "НЗ". За неделю подъели почти все.
Что ругать старшину? Так он за бойцов, как за детей заботился. Единственный был у меня за службу такой: порядок в службе бдил и сволочью не был.
В общем, привезли продуктов мужики, хватило нам до бригадных харчей. Вот такие были тогда люди и отношение к Армии.

..Легкомоторник продолжает полеты вдоль границы со стороны Норвегии. Матчасть ЗРК работает практически круглосуточно, так как вдоль границы вдруг залетало что-то много и вертолетов Норвегии. Практически каждый день "Сессна" имитировала нарушение госграницы внезапным маневром, отворачивая у самой "ленточки".
Ракеты ЗРК теряли ресурс, находясь ежедневно в готовности к пуску. Матчасть перегревалась, бывало, техника ломалась, ее вводили в строй, как можно быстрее. Боевые расчеты из кабин не уходили. Питались прямо на рабочих местах. Подменяли друг друга на несколько часов поспать.

Потом пришло жаркое лето 88-го.
Вокруг позиции ЗРДН стали гореть высохшие болота.
Дым хоть как-то маскировал позицию, но дышать им было отвратительно. Температура воздуха достигала 25 градусов тепла.
Если командование нашей части еще как-то помогало своему убывшему ЗРДН (хотя, были случаи, когда не было даже чем накормить бойцов - брали продукты в долг и у погранцов), то остальные, из Корпуса и штаба Армии старались "ущучить, уличить" во всем: от невыпущенного боевого листка и наглядной агитации (это был такой Нач.ПО корпуса), до "почему не укрыты кабеля" (это командующий армией). Все топали ножками, грозили парткомиссиями и всем-всем остальным. И похрен им было, что люди дежурят на износ, и некогда долбить скалу под кабелегоны, и то что техника уже "сыпется", что Слава тем, кто делает все, чтобы ЗРК С-125 1976 года выпуска (без единого заводского ремонта) еще в строю..
Но зато прислали представителя военной прокуратуры, и тот провел инструктаж по Уголовному кодексу, все офицеры расписались за... "до 7-ми лет, за последствия нарушения Правил несения Боевого дежурства". Тень от крыльев "Сессны" Руста вовсю накрыла систему ПВО.
Позиция была выбрана кем-то в "верху", более чем отвратительно: поселок впереди, как на ладони - стреляй, а влево-вправо-сзади - горы. Слева - "этот" не полетит,надо над горами подниматься и лететь над ними. А вот справа - в самый раз!
Начинается дорога Никель-Мурманск, которая крутится между скалистых сопок.Хороший ориентир для полета на малой высоте. Вот туда, видимо, "Сессна" и будет пытаться прорваться. Разведка давала такую информацию:
= После нарушения границы "Сессна" летит в сторону Мурманска над дорогой. Совершая полет на МВ и предельно-малой высоте, самолет плохо обнаруживается средствами ПВО (такой уж рельеф). Далее сценарий такой - или летит до Мурманска, а затем над Заливом в нейтральные воды. Если будут проблемы, то свернув уходить по одному из фьордов опять в сторону нейтральных вод =
Маршрут такого полета был правдой, или это была "деза", точно не знаю.
Главное для нас, не дать ему проскочить нашу зону поражения. А стрелять ЗРК мог, по-честному, только в секторе 30-ти градусов справа, очень горы мешали. Если не сбиваем, то все - уйдет! Ну а нас "уйдут"...
Да! Приезжал же топограф, границу уточнить, чтобы точно нанести на ВИКО СРЦ и планшет.
Короче, ту границу, что мы с КАРТЫ КОМАНДИРА перенесли, он пересчитал по-своему, и уехал. Так совпало, что противник как-то вяло себя вел, пока топограф возился, а мы уточненную границу рисовали... А потом понеслось! Мля!
"Сессна", как обычно, летит курсом на границу и... пересекает ее. Ну, началось!

"Дивизион, к бою! Готовить непрерывно четыре двадцать седьмых ГПУ..."
Перевелись в готовность N1, ракеты на подготовку, поиск цели, обнаруживаем "Сессну", захватываем. Офицер наведения на кнопке "Пуск" палец держит.
Все! Стреляем!? Времени-то совсем мало! Уйдет же!
Вдруг самолет начинает разворот, ну, как обычно у нашей границы. Что-то не то! Чего он дальше-то не летит?!
Хорошо, что КАРТУ далеко не убрали, и что все экраны и приборы офицера наведения были точно настроены - он одну дальность до цели дает, тогда, вроде, цель как за границей. А смотришь по планшету и ВИКО СРЦ - уже вроде как нарушила. Тогда чуть не поседели.
Границу нарисовали по-старому, послали на х..й топографа и приняли спиртику (шильца). А что делать, нервы!

В общем, "бился" дивизион все лето 88-го. Прилетела вторая "Сессна" из того же авиаклуба. Полетали они вместе. Но немного. Погода испортилась,пошли дожди. И в один день при посадке какая-то из них капотировала. Вторая улетела из Киркинеса.
А дивизион так и остался на этом месте, обжился, построил нормальную позицию, казарму и т.д. Его ввели в штат другой ЗРБР, жить стало легче, но в 94-м его сократили со всей этой бригадой. Для борьбы с такими нарушителями в конце 80-х на аэродром Килп-Явр была перебазирована эскадрилья Ми-24. Наверное, лучшее средство. Хотя, в то время, когда происходили указанные выше события, где-то в 40 км стоял мотострелковый полк (или бригада), которая имела такие средства ПВО, как ЗРК " Куб" и ЗСУ "Шилка". Но никто об их применении по нарушителю и не вспомнил. С их мобильностью и боевыми возможностями на малых высотах, они бы, конечно, перевесили стационарный С-125. Но у нас были разные ведомства и этим все сказано. Хотя, граница СССР была тогда у ВСЕХ одна.

Все. От того времени остался только кусок никелевой руды, на память...
Средняя оценка: 1.40
Историю рассказал тов. Комбат : 2004-11-24 16:52:02
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск.
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.funny.bigler
Отписаться

В избранное