Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только. Интервью с Саймоном Борг-Оливером.


Йога и не только. Интервью с Саймоном Борг-Оливером. Выпуск 646.
подписаться на рассылку

ИНТЕРВЬЮ

С САЙМОНОМ БОРГ-ОЛИВЕРОМ

 

Саймон Борг-Оливер - директор "Йога Синерджи", одной из наиболее давних и уважаемых школ йоги в Австралии. Стиль Йога Синерджи основывается на глубоком понимании анатомии и физиологии йоги, традиционной Хатха йоги. Саймон преподает йогу с 1982, он также занимается физиотерапией, читает лекции в университете, занимается научными исследованиями.
 
     В интервью Саймон расскажет о себе, особенностях своего проверенного временем метода. Также вы узнаете о том, чем отличается современная йога от традиционной, как нужно практиковать, чтобы не покалечиться, и в то же время максимально приблизиться к великим йогам, о духовной и физической составляющей йоги, о взаимоотношениях как важном элементе практики и других интересных аспектах.
Читайте с удовольствием!
 
Ольга Сидоренко

 

Традиционная йога для современного тела


 
Саймон Борг-Оливер- Расскажите для начала о своих интересах и увлечениях.
 
- Около 10-ти лет назад моим основным интересом была йога. Но с тех пор я обзавелся двумя детьми: дочке уже восемь и пятилетний мальчик. И они стали моей основной страстью. Чем больше провожу с ними времени, тем больше убеждаюсь, что это - высшая йога. Я считаю, что йога – это, в первую очередь, отношения. Так что отношения с детьми и женой - мое самое большое увлечение.
 
- Так вы большую часть времени проводите со своей семьей?
 
- К сожалению, большую часть времени приходится зарабатывать деньги на семью, так как Сидней довольно дорогой город.
 
- Вы здесь родились?
 
- Нет, я родился на Мальте. Мой отец привез меня сюда, когда мне было восемь лет. И я счастлив, что он принял это решение, так как считаю Австралию самой замечательной страной из всех, где приходилось бывать.
 
- Как вы пришли в йогу?
 
- Мой отец был фридайвером, он научил меня, тогда еще шестилетнего ребенка, пранаямам, которые использовал сам. Вот так я начал свое знакомство с йогой. Затем, через год-два, я встретил атлета из южно-африканской республики Родезии - Базеля Брауна, который мне показал различные бандхи - уддияну, наули и другие.
 
- И вы практиковали все это еще ребенком?
 
- Да, я все это делал регулярно. Мне было около 17 лет, когда я попал на свой первый класс по йоге. А также я познакомился и общался с ламой, который меня посвящал в философию тибетской йоги. Но мне быстро наскучили занятия по хата йоге, на которых мы вслед за учителем повторяли разные забавные позы, а потом немного спали во время расслабления - я не понимал, зачем все это. Так что я перешел на спортивную ходьбу и бег, в мои 20 они мне казались более занимательными.
     Мне, можно сказать, повезло, когда в возрасте 22-23, после слишком усердного бега у меня начались проблемы со спиной и коленями. Тогда я начал посещать свои первые терапевтические занятия по йоге. Вот тогда я увлекся уже серьезно.
     Я даже поехал к Айенгару в Индию, а потом и к Паттабхи Джойсу, это было в начале 80-х. Тогда же я и начал преподавать сам.
 
- Приходилось ли вам сталкиваться с трудностями в своей практике?
 
- В начале 90-х, имея за плечами десять лет преподавательской практики, меня не покидало чувство, что мне чего-то недостает в моей практике. Я понял, что нужно учиться дальше.
     У меня уже было два диплома биолога. Я решил еще выучить физиотерапию. Свой третий диплом я защитил в 1996. И вот тогда меня озарило - все, что йога пытается  сделать с телом современным, отличается от того, как традиционная йога работала с индийским телом много лет назад.
 
- И в чем же отличие?
 
- Огромная разница - типичное тело современного западного человека сидит около пятнадцати часов и ходит от силы минут 15 в день. Люди сидят на стульях, и в туалете они сидят, сидя водят машину. Они носят сумки на плечах или в руках, чаще на одну сторону. И тело становится очень асимметричным.
      Теперь сравните с тем, что традиционно происходит с телом у среднестатистического индуса: он за каждым приемом пищи сидит на полу со скрещенными ногами, в туалет они ходят, сидя на корточках - от этого спина и бедра становятся более подвижными. Большинство вещей они носят на головах, даже дети носят тяжести на голове. И вес, который они несут, зачастую может быть больше веса их тела. Естественно, когда они переворачиваются в стойку на голове, шея у них оказывается вполне подготовленной к такому весу, и проблем с шеей у них нет. С коленями в лотосе у них также ничего не произойдет плохого. Так что все травмы, которые встречаются среди западных практикующих йогу, наших современников, случаются из-за того, что эти асаны не были изначально предназначены для тела современного человека.
    Я и Бьянка (мой партнер по созданию школы йоги) объединили знания, полученные от индийских йогов, и то, чему мы научились в качестве физиотерапевтов. И мы видоизменили методологию преподавания йоги для западных людей с их современными телами. Возможно, со стороны такая йога, асаны, не выглядят как в традиционной, но они имеют тот же эффект.
 
- В чем особенность вашего метода?
 
- Традиционные позы йоги не предназначались для того, чтобы растягивать или напрягать мышцы. Они больше предназначались для достижения определенного рода союза в теле, главным образом за счет усиления движения праны и читты (сознания). Если говорить более научным языком - за счет движения энергии, а также информации в теле по различным энергетическим каналам. Среди этих каналов: кровяные сосуды, нервные волокна, лимфатические сосуды, меридианы. А энергия, которая движется по телу, включает в себя, например, тепло крови или электрические импульсы, передающиеся по нервам. Таким образом, мы отстраиваем свою практику так, чтобы усилить движение по телу этих субстанций.
      В процессе практики я ощущаю себя в йоге. У меня нет ощущения, что я растягиваю мышцы, напрягаюсь, дышу или думаю. Тем не менее, чаще всего мы видим, что во время занятий йогой в современном мире пытаются напрягаться, тянуться, слишком усиленно дышать, думать или пытаются заставить себя не думать вовсе.
      Вот мы и придумали такие последовательности, в которых люди, не особо задумываясь, смогли бы сделать то, что автоматически делает традиционный индус. Например, что делает современный западный человек, чтобы сесть в лотос - по одной ноге тащит при помощи рук и закладывает их на противоположное бедро. Из-за этого происходит перерастяжение бедра и коленных связок. Обычный индус в этом случае сложит ноги примерно так же, как мы скрещиваем руки - они закладывают стопу на противоположное бедро без помощи рук. Точно так же, как мы бы закладывали ноги в лотос из положения стоя на голове или в стойке на руках. Таким образом, ноги двигаются за счет работы мышц ног, срабатывает простой нервный рефлекс - чтобы согнуть колено, нужно напрячь одну мышцу и расслабить противоположную ей. Когда мы активно входим в асану, используя внутренние силы тела, это автоматически усиливает мышцу с одной стороны от связки и расслабляет, удлиняет мышцу с противоположной стороны. Это может выглядеть так, будто мы растягиваемся, но нет ощущения сильного растяжения. Из-за разницы в напряжении с противоположных сторон связки усиливается кровообращение - кровь течет из участка с высоким давлением в участок с более низким давлением. Занимаясь в таком режиме, тело очень быстро разогревается. Я, например, могу заниматься в очень холодном помещении или даже зимой на улице и очень быстро разогреться. Или же наоборот, занимаясь в жарком климате, мое тело не перегревается из-за хорошей циркуляции крови.
      Так, самый важный момент в практике, которую я даю на своих занятиях - умение перемещать энергию и информацию по телу таким образом, чтобы не возникало ощущения перенапряжения и перерастяжения. Но в итоге, в качестве бонуса к вашей практике, тело обретает силу и гибкость, хорошую форму, в то время как ум находится в таком умиротворении, будто вы медитируете.
 
Саймон
с сыном- Можно сказать, что именно этот аспект делает ваш метод уникальным?
 
- Если наш метод и уникальный, то только в мире современной йоги. Так как это именно то, чем занимаются все традиционные йоги. И именно благодаря такой практике они достигают удивительных результатов. Это то, чему меня научили мои учителя - у меня было много хороших индийских, западных, китайских и тибетских учителей.
 
- То есть, это традиционная йога, но с несколько другим подходом?
 
- Да, это - традиционная йога, но видоизмененная так, чтобы работать просто и доступно с современным телом, современными людьми, и при этом не усиливать и без того активный мыслительный процесс.
     Я конечно мог бы поставить ученика в ту или иную асану и рассказывать, что нужно напрячь одну мышцу, расслабить другую, удлиниться тут и сократить расстояние там. Но даже от одной инструкции такого типа у многих начинается хаос в голове. А если дать три инструкции, то услышав третью, они тут же забывают про первые.
 
- Вы считаете, что традиционную йогу нельзя практиковать в том виде, в котором ее практиковали много лет назад в Индии? И что хорошо, когда появляются новые подходы, изобретают новые последовательности?
 
- Для того чтобы практиковать традиционные последовательности, у человека должно быть традиционное индийское тело. Мой сорокалетний опыт практики, тридцатилетний - преподавания и двадцатипятилетний - физиотерапевтической практики говорит мне, что традиционная йога плохо сказывается на состоянии тела современных практикующих. Если дать традиционную последовательность на занятии, то половина пришедших не придут второй раз на занятие, около 30% из тех, кто вернется, будут продолжать заниматься не больше года. Большая часть тех, кто останется в йоге 10 и больше лет, как правило, уже изначально пришли с телом, подобным традиционному индийскому - без сильных перекосов, с раскрытыми тазобедренными и тому подобным.
      Стоит ли создавать какую-то совершенно новую йогу для современного мира? Я думаю - нет. Все, что нам нужно - с умом применять традиционные принципы к современному человеку. Некоторые из этих принципов  я уже упоминал - не использовать руки для подъема ног, двигаться только до тех пор, пока тело позволяет двигаться безболезненно и комфортно.
     Следуйте принципам Тапаса и Ахимсы:
     Тапас - двигайтесь, углубляйте положение до тех пор, пока можете, используя внутреннюю силу тела;
     Ахимса - двигайтесь, углубляйтесь только до тех пор, пока это не причиняет боли и не травмирует;
     И Сантоша - довольствуйтесь тем, чего получилось достичь в данный момент, примите с радостью любой результат.
     Такой подход особенно полезен для тех, кто пришел в йогу сравнительно недавно.
     В йоге нам необходимо найти баланс между полной боевой готовностью и расслаблением. Патанжали в Йога Сутрах описывает практику асан в терминах стхирам и сукхам, что значит, с одной стороны,  устойчивость и силу, а с другой - спокойствие и расслабленность.
 
     Современную йогу, которую мне приходилось наблюдать, можно разделить на два типа: одна - ограничена стрессовыми упражнениями и состоянием практикующих, очень интенсивная практика, после которой они отдыхают минут 10; второй популярный тип йоги - что-то абсолютно расслабленное под названием инь-йога или восстанавливающая йога, там нет никакого движения энергии, ослабленные связки провисают и со временем развиваются проблемы со связками.
     Что же нужно обычному человеку, практикующему йогу - практика, в которой принимают участие все связки, в которой они становятся сильными и стабильными, но при этом ничего не препятствует движению энергии в теле. Практикуя, тело разогревается, но сердечный ритм при этом не усиливается.
     Часто люди ошибочно считают, что для улучшения циркуляции необходимое условие - ускорение сердечного ритма. Но на самом деле эти процессы в нашем организме достаточно автономны.
      Например, если двое бегунов завершили пробег за одно и то же время, кто из них находится в лучшей форме? В данном случае в лучшей форме тот, у кого более медленный сердечный ритм, и замедленное дыхание. И это тот тип йоги, которому я учу - мы занимаемся, но при этом стараемся выполнять асаны настолько расслабленно, насколько это возможно.
 
- В основном вы говорите о работе с телом и подходах к такой работе. Считаете ли вы йогу духовной практикой?
 
- Йога - это высшая духовная практика. Айенгар как-то нам, своим ученикам, сказал: "Йога - это когда каждая клеточка вашего тела поет песню души". И это звучит очень духовно, на мой взгляд. Душа живет не в каком-то отдельном месте, она - в каждой клеточке, у каждой нашей клеточки есть душа. Поэтому в своей практике я стремлюсь прочувствовать связь с каждой клеточкой. Мы стремимся направить энергию, информацию, прану и читту ко всем клеткам своего тела. И такое тело становится храмом души. Вот что делает йогу духовной.
 
     Высшая духовность в моем понимании - существует некое энергетическое поле, которое создает всю материю, энергию, сознание, это - объединяющее поле. Можно почувствовать и оценить связь с этим полем в себе и сделать шаг навстречу к единству со вселенским сознанием. Я уверен, что йога и помогает нам сделать этот шаг к объединению и к пониманию. В некоторых культурах это называют Богом, не важно название, духовность - это понимание того, что мы все взаимосвязаны. И что бы ты не делал, так или иначе, влияет на весь мир.
 
 
- Зачастую люди приходят в йогу, чтобы улучшить физическую форму, поправить здоровье. Нужен ли таким людям духовный путь, о котором вы говорите?
 
- Несомненно! Проблема в том, что зачастую то, что нам нужно, не совпадает с нашими желаниями. Чтобы чему-то научить студента, нужно чтобы он продолжал какое-то время посещать занятия. Так что, видя человека, который пришел за фитнесом, но которому также нужна духовность, даешь ему фитнес, чтобы он начал заниматься регулярно и за это время ты смог бы посеять в него зерно духовности.
     Как правило, люди приходят на йогу, чтобы чувствовать себя хорошо, поэтому даешь им 95% того, что они хотят и 5% - что им на самом деле нужно. Все нуждаются в духовности, но также они хотят стать сильными, спортивными и стройными. Мудрый преподаватель дает ученикам то, чего они хотят, и в то же время, шаг за шагом приоткрывает им путь к духовности.
 
- Вы часто утверждаете, что йога вам дала множество преимуществ, которыми вы хотите делиться с людьми. Что именно вам дала йога?
 
- О, их очень много:
Самое важное для меня преимущество - я стал хорошим отцом, и надеюсь, мужем.
 
Саймон с дочерью- Но вы же не были отцом или мужем до практики йоги, откуда такая уверенность? ;)
 
- Я просто уверен, что это так. Я знаю, что в отношениях с моими предыдущими подругами я был не настолько хорошим партнером, как сейчас с моей женой. Она, конечно, может не согласиться, но ей невдомек, каким я был плохим раньше ;)
      Свое понимание йогических отношений я также привношу в свой внутренний мир: мой разум в отношениях с душой и телом, мое сознание в отношениях со всем остальным во мне. Эти внутренние взаимоотношения я привнес в практику асан, также это помогает формировать более гармоничные отношения с окружающим миром.
     Сейчас, взаимодействуя с женой, я больше привношу принципы Ишварапранидханы, Ахимсы и свожу к минимуму насильственный подход. Больше Тапаса - я больше стараюсь помогать и меньше раздражать. И я счастлив принимать ее такой, какая она есть, не стремлюсь ее переделать. Эти принципы я применяю к собственному телу и практике, а также к отношениям с женой и окружающими.
 
     Я считаю асаны моделью повседневной жизни. Все в жизни работает так же, как во время практики, мы думаем: "Хорошо, я смогу сделать эту асану и остаться расслабленным. Этот человек наорал на меня, а я не стану кричать в ответ, я спокойно выслушаю и адекватно отреагирую после."
      Это преимущества, которые я считаю наиболее важными. А еще стоит только посмотреть на физическую форму моих знакомых одного со мной возраста, чтобы сразу увидеть разницу. Те, кто не практикует йогу,  в гораздо худшей форме. Мне в этом году стукнет 52, а многие уже, к сожалению, умерли, или страдают от каких-то хронических заболеваний, у других проблемы со связками в их 40, или с внутренними органами, у кого-то - рак. У всех очень зажатое тело - никто не сможет сидеть на полу со скрещенными ногами.
      Мне нравится ходить на транс-пати, нравится танцевать среди семнадцати-двадцатилетней молодежи. Это тоже преимущество от йоги. Я вообще считаю танец формой йоги - свобода движений, позы, энергия перетекает вместе с движением.
      На энергетическом уровне я тоже ощущаю себя лучше не только по сравнению с ровесниками, но и с более молодыми людьми. Я двигаюсь более свободно, я - более работоспособный, более энергичный. Я очень мало ем - основной прием пищи один раз в день, если не считать соков. Спать я ложусь очень поздно, так как приходится работать допоздна, а просыпаюсь где-то в 3-4 часа утра. Благодаря практике йоги у меня нет потребности в обильной пище и длительном сне, а значит - освобождается время на более нужные вещи.
     Я практикую каждый день. Если я не буду этого делать, у меня начнет болеть спина, шея, колени. Так что,  можно сказать, что я в каком-то смысле подсел на йогу и уже не могу без нее обходиться :)
      Три с половиной месяца назад я упал с высоты трех метров и получил серьезную травму - сломал руку в нескольких местах, порвал трицепс, пришлось сделать операцию, чтобы все починить. Врач сказал, что я вряд ли смогу полностью выпрямлять руку. Но уже сейчас я ее могу выпрямить и даже делаю простые балансы, например, маюрасану. Так что я восстанавливаюсь намного быстрее обычного, даже мой врач был очень удивлен.
     Еще забавно с этой травмой вышло - многие мне сочувствующе говорили, что это должно быть психологически очень неприятно и тяжело для меня пережить, так как я обычно мог в день делать по двадцать стоек на руках. Но меня это совершенно не угнетало и я чувствую себя совершенно нормально. В йоге часто говорят о непривязанности. Легко не привязываться к Ipad или кошельку, если его украдут. Но не быть привязанным к своему телу - намного сложнее. Я был приятно удивлен, что, несмотря на значительную потерю физических возможностей и обещанную докторами перспективу никогда не вернуть подвижность, меня это не повергло в депрессию и даже не особенно взволновало.
Так что физическая и энергетическая польза от йоги - хорошо, но важнее всего психологическая польза, которую мы получаем от практики.
       К тому же, из за того, что мой локоть был сломан, и я восстановился, я могу лучше помогать людям с травмами или проблемами с запястьями и локтями. Можно сказать, мне повезло травмировать чуть ли не каждую связку и сустав в своем теле. Я растягивал лодыжки - и теперь очень хорошо умею их лечить. Я вывихивал оба колена - и теперь здорово помогаю людям с вывихом колена. То же самое могу сказать про поясницу, грудной отдел позвоночника, шею, бедра, плечи. После того как получишь травму, а затем починишь себя, способность помогать другим с подобными травмами в разы увеличивается.
 
- Как вы думаете, йога всем практикующим дает одинаковые преимущества?
 
- Я считаю, люди получают то, что для них актуально на момент, когда они пришли в йогу. Я также верю, что все могут практиковать йогу, если придя, получают то, что помогает им почувствовать себя лучше. А в конце концов, после того, как они получат то, что хотели, они начинают получать то, что им на самом деле нужно. Так что, все в итоге получают одинаковые преимущества от практики. И эти преимущества включают в себя гораздо больше, чем я перечислил. Среди преимуществ есть и сиддхи, такие как способность левитировать или исцелять на расстоянии. Я верю в то, что люди с такими способностями существуют.
 
- Вы считаете развитие сверх способностей это важно?
 
- Ну, наверняка важной я нахожу способность помогать другим. Я знаю несколько человек с такими способностями, но они не стремятся их демонстрировать на публике. Например, Айенгар, Паттабхи Джойс и мой теперешний учитель - все они обладают (обладали) некоторыми качествами, которые можно назвать сиддхами. Они бы сами не признались и не стали бы называть себя просветленными, но они проделывали вещи, которые невозможно объяснить с научной точки зрения. Так что, это можно назвать сверхъестественными способностями.
 
- Как вы думаете, практикой йоги можно развить у себя сверх способности?
 
- В первую очередь, я стараюсь добиться того, чтобы тела моих учеников стали на одну ступеньку ближе к естественному состоянию. Затем, обретя естественное состояние - а на это может уйти вся жизнь, уже можно стремиться к сверхъестественному (к сиддхам).
Но большинство людей приходят в йогу с обычным телом и возможностями, далекими от естественности, и начинают сразу пытаться делать сверхъестественные вещи.
 
- Вы верите в то, что существуют просветленные люди?
 
- Я думаю, да, но они, как правило, в этом не признаются, а те, которые  объявляют себя просветленными, на самом деле ими не являются. Мудро кто-то сказал, что тот, кто просветлен, никогда в этом не признается.
 
- Они не станут этим бравировать.
 
- Именно. Вместе с тем я знаю многих, кто утверждает, что достигли просветления. Если я стану просветленным - ни за что не стану об этом распространяться.
     Моя жена - настоящий Гуру в моей жизни. И если я когда-либо начну утверждать, что достиг просветления, она тут же вернет меня на землю. С такими учителями, как у меня, наблюдая их уровень, я вижу, что только начинаю свой путь по сравнению с ними.
 
Саймон Брг-Оливер- Что для вас гармония?
 
- Гармония - это мирные конструктивные отношения с окружающими людьми, с собой и между частями тела. Если физическое тело находится в гармонии, вы не будете ощущать свои связки, бедра или плечи, когда они двигаются. Только чувство боли заставляет вас задуматься, что необходимо что-то делать со своим телом. Многие не заботятся о здоровье до тех пор, пока не заболеют. Я считаю, что человек должен быть в какой-то степени просветленным, чтобы начать практиковать йогу до того, как заболеет или почувствует себя несчастным. :)
      Очень часто людей останавливает то, что приверженцы здорового образа жизни выглядят не очень цветущими. И люди думают: "Он (она) выглядит не лучше меня, хотя и ведет здоровый образ жизни". Этому есть простое объяснение: эти активисты здоровой жизни - просто больные люди, которые пытаются излечиться!
      Я верю в концепцию Ишварапранидхана, один из вариантов перевода, и наиболее удачный, на мой взгляд, это - любовь. И эта любовь должна брать начало из любви к себе. Между вашим разумом и душой должны быть отношения, как между родителем и ребенком.
Люди часто говорят: до тех пор, пока у тебя не появился ребенок, ты не знаешь настоящей любви, так как родительская любовь часто несравнимо глубже, чем любовь к другим людям.
В йоге мы создаем отношения между нашими умом и душой, подобные отношениям между родителем и ребенком - наш ум подобен любящему родителю, а душа - ребенку. Все мы когда-то были детьми и у нас были родители, очевидно, что наша душа нуждается в любви. Когда становишься родителем, тогда начинаешь лучше понимать, как должен вести себя ум по отношению к душе. Конечно, есть те, кто понял эту аналогию и без опыта родительства, но мне понадобилось стать отцом прежде, чем я понял, что такое любовь и как она работает в случае отношений ум-душа.
      Вселенная полна любви и доброты, это и есть гармония для меня.
 
- Считаете ли вы, что йога - это для всех? Или же только для тех, кто не может не практиковать - как вы, например?
 
- Если говорить о том физическом аспекте йоги, которому сейчас, как правило, учат - это для очень ограниченного круга людей. Но если говорить о той йоге, о которой говорю я - когда тело движется настолько глубоко, насколько это возможно и безболезненно, в пределах комфорта, где основной принцип - вытяжение и расслабление, движение из центра, из манипуры, дыхание спокойное, никакого стресса и чрезмерного напряжения. Такая йога подойдет любому человеку. Но даже не смотря на это, есть некоторые люди, которым лучше заняться чем-то другим, например, расслабленной ходьбой, бегом, серфингом. В конце концов, йога работает с телом, но это - практика для ума. Многим людям куда проще достичь йогического состояния ума в процессе простых повседневных занятий, как ходьба, бег или даже мытье посуды. Мытье посуды оказывается хорошей йогой для некоторых людей. Другим же нужно просто спокойно посидеть, чтобы их ум обрел покой и расслабился.
      Я уверен, что принципы ментальной и физической практики доступны всем. Возможно даже, что почти у каждого в жизни найдется практика, благодаря которой он остается здоровым и его ум концентрируется. Например, мой отец был самым сфокусированным человеком из всех, с кем приходилось общаться, он мог прочесть тысячи страниц сложного манускрипта только на предмет грамматических ошибок. Это требует огромной концентрации внимания, и можно назвать это ментальной йогой. Некоторые люди просто очень хорошо выполняют свою работу - и это тоже йога в своем роде. Здорово, когда получается найти йогу не только для ума, но и для тела. Я в первую очередь стараюсь давать йогу для тела, которая в то же время приносит умиротворение уму, энергию телу, расслабление в процессе практики. И когда практика заканчивается, то возникает ощущение, что вы хорошо отдохнули, поспали и насытились, то есть после практики не должно возникать ощущение усталости и голода. Если вы голодны и измождены, это не йога, это - сжигание калорий.
 
- Используете ли вы в своей практике и преподавании методы из других дисциплин, например, из танцев?
 
- Да, иногда я использую танец: после того, как научил людей совершать движения более расслабленно и свободно, я прошу их потанцевать. И они танцуют в таком случае намного лучше, чем до этого. Я учу их ходить, бегать и совершать другие повседневные движения более расслабленно и естественно.
     Мы сами себя ограничиваем, думая, что асанами являются только те или иные положения тела. Но возьмем, к примеру, ходьбу - во время нее мы все чередуем незначительные скручивания и небольшие наклоны в сторону. То же самое можно сказать и про плавание кролем. Когда вы начинаете понимать принцип движения позвоночника, вы можете его внедрить и для повседневных движений, тогда асаны начнут проявляться в каждом вашем движении. Очень полезно это осознавать.
     Еще один пример - боевые искусства, йогические принципы присутствуют в боевых искусствах и наоборот. Понимание йоги делает изучение боевых искусств более простым, если же вы начали с изучения боевых искусств, то йогическая практика может быть более напряженной и жесткой.
      Есть, так называемые, внешние и внутренние боевые искусства. Иногда тай-чи относят к внутреннему типу, а, например, карате - к внешнему. Максимальная сила в случае внешних боевых искусств достигается на выдохе. В случае внутренних - на вдохе. Удар производится со вдохом, и такой вариант удара оказывается гораздо более мощным, когда научишься его использовать. Йога традиционно, я имею в виду Паттабхи Джойса, Кришнамачарью, преподавалась в том же русле, что и внутренние виды боевого искусства - все асаны, требующие приложения силы, синхронизировали со вдохом. Конечно же, эти асаны можно делать и на выдохе, но тогда возникает гораздо больше напряжения в теле. Когда научишься генерировать силу на вдохе, получается гораздо мощнее, и в то же время, более расслабленно.
      Мой теперешний учитель - сильный мастер боевых искусств.
 
- А вас он чему обучает?
 
- Он обучает меня йоге. Как-то я его попросил показать мне какие-нибудь приемы из боевых искусств. Но он отказался, сказал, что мне это не нужно, так как, практикуя йогу, я осваиваю те же принципы. Внутренние боевые искусства - это естественное продолжение йоги, теперь мне это стало более понятно.
     Уже 25 лет я практикую стойки на руках, но при весе 60 килограмм и невысоком росте, хвастаться тут нечем. Но сейчас я просто ставлю руки на пол, вдыхаю, и та же энергия, которая расслабляет, может поднять в стойку на руках, при этом усилия нужно столько же, сколько для обычного вдоха. Вот это было для меня открытием - не нужно напрягаться, чтобы поставить себя с ног на руки.
      Однажды я проводил семинар в Японии, где в конце занятия большая часть группы свободно поднялись в стойку на руках. Сперва я подумал, что мне попалась очень сильная группа, но по завершении занятия большая часть участников подходили ко мне, кланялись и благодарили меня за первую в их жизни стойку на руках. Они просто слушали внимательно и применили тот принцип, о котором я рассказывал. Удивительно, какие внимательные слушатели - эти японцы. А большинство западных учеников просто не умеют слушать. Поэтому я часто использую визуальные инструкции. Визуальная информация больше задействует правое полушарие, которое связано с творчеством. Кроме того, что это более понятный способ доносить информацию, это также балансирует работу мозга, так как большинство из нас гораздо чаще используют левое полушарие.
 
- Что вы больше всего цените в своей жизни?
 
- Мою семью и детей. Это простой вопрос :) Также очень важно здоровье.
 
- Представьте, что вы стали всемогущим, что бы вы поменяли в этом мире?
 
- Ничего! Здесь все идеально. Даже бетон, ядерная энергия, загрязнение окружающей среды - все имеет свое назначение. Это так же, как если бы мне предложили вернуться в прошлое и что-либо изменить в своей жизни. Конечно же, я совершал ошибки, но уверен, что каждая такая ошибка научила меня чему-то. Все, что я когда-либо сделал, привело меня к той ситуации, в которой я нахожусь сейчас, а я счастлив быть здесь и сейчас.
     А если кто-то утверждает, что не доволен тем, что у него происходит в жизни - это бесполезные метания. Уж лучше найти счастье в той ситуации, в которой находишься, чем жить в поиске его где-либо еще. Гораздо больше силы получаешь от состояния удовлетворенности текущим положением вещей, чем когда вечно недоволен и находишься в постоянной погоне за лучшим.
 
- Как считаете, подобный принцип применим к практике йоги?
 
- Конечно же! Этот принцип также можно сформулировать при помощи ямы и ниямы:
Ахимса - не применяя насилия и агрессии по отношению к себе и другим,
Тапас - делай все возможное для достижения наилучшего результата,
Сантоша - будь счастлив, не зависимо от полученного результата, будь доволен тем, как все вышло.
 
     У всех людей в голове есть кнопка, которая включает состояние счастья. Но большинство не знают о ее существовании, либо пытаются контролировать свое счастье. А некоторые и вовсе выбирают быть несчастными. Это нормально - иногда быть несчастным, испытывать печаль, но только в том случае, когда выбираешь эти переживания осознанно.
 
- А не делает ли это человека ленивым - когда все время доволен результатами своих действий?
 
- Не нужно путать самодовольство и чувство удовлетворения. Если брать каждую яму и нияму по отдельности, они все могут стать крайностью.
     Например сама по себе ахимса может перерасти в апатию - если я встану с постели, могу наступить на муравья, ох, лучше я останусь лежать :)
     А с тапасом, когда все стремишься делать как можно лучше, борешься за лучший результат, это всегда приводит к тому, что ты рано или поздно перестараешься и только навредишь себе или что-то испортишь. Что уж говорить о сантоше - можно наделать кучу гадостей другим людям, и потом кто-то придет и скажет: "довольствуйся тем результатом, который имеешь." После этого тебе даже не придет в голову задуматься, что можно было поступить по-другому, сделать что-то хорошее...
       В «Бхагавад-гите» во второй главе говорится: не привязывайтесь к плодам действий своих, не привязывайтесь к успеху, к неудаче и к лени тоже. Делайте все, что в ваших силах, но без агрессии и насилия в уме, но в конце будьте счастливы тому результату, который получите. Это и есть баланс, который мы называем йога.
       Я не очень много читаю, но «Бхагавад-гиту» люблю, мы даже иногда поем ее.
 
- Какие еще книги вы считаете полезными для тех, кто практикует йогу, какие советуете своим ученикам?
 
- "Прикладная анатомия и физиология хата йоги" Саймона Борг-Оливера :)

      Если вы занимаетесь асанами, а тем более, если преподаете другим, вы имеете дело с жизнью других людей. Вам необходимо понимать физическое тело и знать, что вы с ним делаете. Также важно понимать, как собственное тело и его возможности отличаются от других. И насколько тела современных западных людей не похожи на тела традиционных индусов. Поэтому учите анатомию и физиологию - это важный элемент свадхьяи, самопознания. До тех пор, пока вы не изучите свое тело и то, как оно функционирует, вы можете себе причинить вред, практикуя асаны.
     Двигаясь дальше, также необходимо понимать ум. В этом поможет изучение психологии и философии. Хорошие книги - хорошие учителя.
 
- Считаете ли вы, что для поиска своего Гуру необходимо отправляться в Индию?
 
- Нет, на западе достаточно хороших учителей, которые могут преподавать йогу для современного человека. В Индии очень богатое культурное наследие, они также очень хорошо выполняют асаны, но зачастую индусы не понимают пределов западного тела. Я часто слышу про индийских учителей йоги, которые совершенно не задумываются о том, что западный человек, возможно, никогда не сидел на полу со скрещенными ногами, и лотос для него - это чересчур травмоопасно. Я считаю, что нет необходимости искать далеко, чтобы найти хорошего преподавателя йоги.
 
- А если говорить о духовном наставнике?
 
- Нам повезло, что вокруг достаточно много хороших западных Гуру, которые сами получали знания как на западе, так и на востоке. А еще есть много очень хороших книг. Одни книги лучше других, как и учителя. Я усердно ищу общие истины, вычленяю очевидные общие истины из разных учений. Мне нравится изучать мировые религии, антропологию, археологию. И когда я вижу какую-то общую идею, которая снова и снова повторяется в разных культурах, мне кажется, это показатель того, что это правда. Но есть также и нешаблонные идеи, которые я принял только потому, что сам глубоко уверен в их правдивости.
 
- Например?
 
- В данном случае я могу сказать насчет научных постулатов. Я получил образование генного инженера, и большинство моих знакомых по учебе считают, что если достаточно хорошо разбираться в химии и биохимии, то можно разложить человеческое тело на молекулы, а затем собрать обратно и ничего не изменится. То есть они уверены в том, что мы - просто сумма частей нашего тела. А я вот верю, что есть еще что-то отдельное от тела и это что-то существует независимо от нашего тела. Это не распространенное убеждение в мире науки, из которого я вышел.
      Еще центральная идея генетики утверждает, что ДНК - это то, с чего все берет начало. Я же уверен в том, что существует некое поле сознания, которое влияет на  ДНК. А ДНК - своего рода план, по которому строится "дом". Но кто же архитектор? Я верю в некого "архитектора", который находится вне ДНК и который занимается строительством всего.
 
- Вы его называете Богом для себя?
 
- Я избегаю слова «Бог», потому что это загоняет в рамки какой-то монотеистической религии и отделяет от почти двух третей остального мира. Я просто говорю о некоем энергетическом поле или сознании, не Боге.
 
- Считаете ли вы себя религиозным человеком?
 
- Я считаю себя религиозным, но слово «религия» также имеет негативный оттенок, как и слово «Бог». Я предпочитаю верить в то, что мир связан в одно целое, все в нем взаимосвязано, а я стараюсь жить в гармонии с этим всем.
      Понимаете, религия - это догма.
     Я счастлив посидеть, помолиться или заняться визуализацией, которая может для кого-то служить и в качестве молитвы. Я не против молитвы, но вот кому именно, или чему?...
 
 Wild Yogi- А что вы говорите своим ученикам, которые приходят к вам с вопросами на религиозную тему?
 
- На занятиях я не хочу переступать черту и рассказывать нечто большее, чем уже сказал сейчас. Поскольку, как только начинаешь навешивать ярлыки на людей, ты их автоматически противопоставляешь друг другу. Вместо того чтобы противопоставлять учеников с различными взглядами на религию, я позволяю им принимать самостоятельно решения. Я всячески стараюсь показать им, что все мы взаимосвязаны, что все в нашем теле взаимосвязано, что они способны на много такого, о чем они и не подозревали. А затем я позволяю им логически продолжить размышление на тему "а о чем еще я даже не подозревал". Я позволяю им со временем найти свой собственный путь к духовности.
По личному опыту я знаю, что как только начинаешь навязывать свои религиозные убеждения, кто-то обязательно окажется обиженным, так что я держу их при себе.
      Однажды кто-то попросил Айенгара научить его медитации. На что Айенгар ответил: "Я не могу тебя научить медитации, я могу лишь показать тебе, что делать для достижения медитации. А медитация - то, что необходимо познать самостоятельно." То же самое и для духовности.
 
 
- И напоследок - ваши пожелания читателям журнала Wild Yogi.
 
- Найдите такую йогу, после которой вы ощущаете себя энергичными, сытыми и отдохнувшими, а в процессе практики - умиротворенными и расслабленными. Приложите небольшое усилие, чтобы практиковать каждый день, пусть даже по несколько минут, но каждый день.
     Часто мы говорим себе, что у нас нету столько времени, это слишком эгоистично - тратить время на практику, когда его так мало. Но вы не способны проявить любовь или щедрость по отношению к окружающим до тех пор, пока не подарите их в первую очередь себе. Так что это не эгоизм, а проявление щедрости - несколько минут практики каждый день. Но это должна быть практика, направленная не на растяжку или увеличение силы, а та, которая делает вас счастливыми, дарит положительные ощущения эмоциональные и физические. И после такой практики ваше тепло и счастье будут передаваться окружающим вас людям.
 

Материал предоставлен онлайн журналом о йоге для думающих людей Wild Yogi  http://wildyogi.info    


ведущая рассылки Елена Груздева, Киев.
архив предыдущих выпусков

  www.Yоga.ua - проектЪ славянского дZENа YOГА
журналЪ, порталЪ, инструктора, события...

www.Yoga-studio.org - YOГА-Студiя - А.В.Сидерский и команда профессионалов...

www.yoga.ua/store - YOГА [магазинъ] - товары для практики йоги: видео, аудио, коврики, одежда и многие другие полезные вещи...

www.video.yoga.ua - YOГАВИДЕО - видеоматериалы по йоге.

www.yoga23.com - Тренировочная система YOGA23

www.photoyoga23.com - Фото YOGA23


В избранное