"Иллюзиониста" (L'illusionniste, 90 мин.) делают два имени - Сильвен Шоме и Жак Тати. Первый, если кто забыл, - автор
невероятного "Трио из Бельвилля". И в новом фильме он разворачивается во всей своей красе: нежнейшей красоты акварельные пейзажи у него
соседствуют с яркими характерами в лучших традициях французской карикатуры.
Но при чем здесь Жак Тати, который уже лет 30 как пребывает в лучшем мире? Если вы видели дядюшку Юло или других персонажей
Тати, при одном взгляде на Иллюзиониста этот вопрос отпадает. Конечно же, это он: пожилой, долговязый, неловкий и бесконечно
добрый. А на афишах его представлений, над цилиндром с кроликом так и написано: Taticheff.
Сильвен Шоме поставил свой фильм по нереализованному сценарию Тати, найденному в его частном письме к дочери. И это не
случайное обстоятельство.
Стареющий иллюзионист, чье искусство больше никому не нужно, в конце 50-х из роскошных парижских залов перебирается сначала в
Лондон, но и там его не ждет успех. Тогда он отправляется в бесконечное турне по провинциальным залам, кафе, ярмаркам и так
далее. И везде неудачи, свист и позор. Но в одном из деревенских пабов его номер видит девчонка-официантка. И верит ему
по-настоящему. Дальнейшее - трогательная история нежности и непонимания (в буквальном смысле - старик так и не освоил
английский).
Сочиняя эту сказку без хэппи-энда, Тати хотел объясниться со своей старшей дочерью - незаконнорожденной, непризнанной и
отвергнутой. И отсюда - бесконечная грусть, разбавленная роскошными шутками и выразительными персонажами. Однако Сильвен Шоме
посвятил фильм другой дочери Тати - той, которая помогала ему при работе над первым фильмом и передала то самое письмо.
Итог - ярость наследников и несколько странный финал, не очень понятный, если не вникать в подробности истории, которая
началась во время немецкой оккупации Парижа.