[kino] фильм "За холмами" с канского кинофестиваля
Здравствуйте,
Фильм "За холмами" с Канского кинофестиваля
Каннский дневник. Экзорцизм, православие и любовь >>
Корреспондент Юлия Мак-Гаффи
Почему новый фильм Мунджиу в Каннах очень ждали, долго объяснять не нужно - в
2007 году он получил Золотую пальмовую ветвь за свой фильм 4 месяца, 3 недели
и 2 дня, который украинские зрители имели возможность посмотреть .
За 48 часов, которые прошли с тех пор, как картина была впервые показана на экране
в Каннах, она успела обойти в рейтине кинокритиков и журналистов предыдущий фильм-фаворит
в борьбе за Золотую пальмовую ветвь - драму Ржавчина и Кость французского режиссера
Жака Одиара, главную роль в котором сыграла уже давно не нуждающаяся в эпитетах
Марион Котийяр.
Таким образом, пока что фильм За холмами, о котором сейчас пойдет речь. занимает
первое место в рейтинге претендентов на главный каннский приз.
Сперва немного об истории создания картины. В 2005 году Мунджиу прочитал в газетах
заметку о том, как девушка, навещавшая подругу в сельском православном монастыре,
через несколько недель там же и умерла после того, что пресса назвала <<сеасном
экзорцизма>>. Эта история, как говорят по-английски, made healines, то есть стала
топ-новостью сперва в Румынии, а затем и в Европе.
В то время Татьяна Никулеску Брэн возглавляла румынский коррпункт Би-би-си. В
течение последующих нескольких лет она проводила свое собственное расследование
случившегося. Расследование вылилось в документальный роман, одну из первых попыток
в этом жанре в румынской литературе.
Мунджиу признается, что история заинтересовала его с самого начала, но, скорее,
не как режиссера, а как читателя.
А в 2007 году Мунджиу познакомился с автором книги - во время того, как представлял
в Нью-Йорке свой ставший триумфатором в Каннах фильм 4 месяца, 3 недели и 2
дня. Тогда Никулеску Брэн и подарила режиссеру свою книгу.
Мунджиу снова встретился с Татьяной Никулеску Брэн несколько лет спустя - в начале
2011 года. И тогда разговор снова зашел о случае в православном монастыре. После
этого режиссер обнаружил, что история шестилетней давности все еще будоражит
интернет-сообщество, генерируя тысячи комментариев и поляризируя общество. Летом
Мунджиу решил, что будет снимать фильм, адаптировав бестпристрастную (в стиле
Би-би-си) книгу Николеску Брэн в полноценный сценарий художественного фильма.
Действие картины происходит в наши дни, в посткоммунистической Румынии - в молдавском
анклаве. Алина и Войчита воспитывались в одном приюте. После этого каждая пошла
своей дорогой. Алина уехала работать в Германию, Войчита ушла в монастырь. Алина
возвращается из Германии, чтобы забрать с собой Войчиту, единственного человека,
которого она когда-либо любила, и который любил ее. Алина приезжает в монастырь
фактически уверенная в том, что уедет оттуда не одна. Она спокойна снаружи, но
внутри - буря эмоций, девушка одержима своей идеей.
Одно из выходящих во время фестиваля изданий озаглавило рецензию о фильме <<Холм,
на который сложно взобраться>>. А я бы сказала, что для Алины вытащить любовь
всей своей жизни из монастыря оказывается миссией, сравнимой с покорением Эвереста
без кислородной маски и вообще какого-либо снаряжения.
Бороться с богом за место в сердце подруги оказывается тяжелой миссией. Сильная
любовь в разных ее проявлениях воспринимается монашками и отцом-настоятелем как
одержимость демонами - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По словам режиссера, фильм для него - это история о любви и о свободе желаний
и воли, а также о том, что самые большие ошибки часто совершаются во имя веры,
и с полной уверенностью в том, что совершаемое совершалось исключительно во благо.
Мунджиу в кажом кадре кричит о том, что фанатично верующие уделяют слишком много
внимания соблюдению церковных ритуалов - вместо того, чтобы почаще применять
самые мудрые и светлые постулаты христианства в своей повседневной жизни и в
общении с людьми.
Режиссер рассказывает, что готовясь к съемкам, он внимательно изучил список грехов,
составленный Православной церковью, насчитывающий 464 пункта. Но среди этих грехов,
заявил режиссер, нет одного - греха безразличия. <<Или, может быть, это не грех,
раз его нет в списке, говорит Минджиу. Тогда что это? Опасно безразличие или
Картина Мунджиу может нравиться или не нравиться, но безразличным зрителя она
точно не оставит. Режиссер призывает зрителей не сравнивать его новую картину
с предыдущей, а просить просто смотреть.
Зима, холода и длинная борода
Главную мужскую роль в фильме сыграл родившийся в советском городе Лазовске Валериу
Андриуту, который обучался актерскому мастерству в Тбилиси, а затем перебрался
в Бухарест. Сейчас актер живет в Ирландии. Андриуту играл во всех короткометражках
Мунджиу, а также в его первом художественном фильме в 2002 году. Роль отца-настоятеля
монастыря, которого монашки называют не иначе как папой - уже десятое появление
Андриуту в фильмах Мунджиу, так что можно предположить, что актер и режиссер
понимают друг друга с полуслова.
Кстати, как рассказывает Мунджиу, когда он еще не был уверен, что будет снимать
фильм, но уже думал об этом, он позвонил актеру в Дублин и попросил его начать
отращивать бороду. <<Чем длиннее была борода у Валериу, тем больше росла моя
уверенность в том, что я сниму этот фильм>>, шутит Мунджиу.
Роль пришедшей к Богу Войчиты, которая живет в монастыре, сыграла в прошлом журналистка,
а сейчас актирса, 28-летняя Космина Стратан. Роль Алины, которая приехала в монастырь,
чтобы вернуть свою любовь, - Кристина Флютур, которая в качестве театральной
актрисы играла роли из Чехова, Стейнбека, Ионеску и Шекспира. И для первой, и
для второй - это их первая роль в полнометражном художественном фильме. И это
вовсе не тот случай, когда первый блин комом.
За холмами - фильм для терпеливых. Его продолжительность - 02 часа 32 минуты.
При этом, признается Мунджиу, ему пришлось в конечном итоге вырезать 30 или 40
минут отснятого материала.
Мунджиу окончательно решил снимать в августе 2011-го, и снимать предельно быстро
- чтобы успеть к маю 2012-го в Канны. Декорации построили на холме около деревни
в 100 километрах от Бухареста. Мунджиу рассказывает, что съемки в основном проходили
зимой - при минус 15 градусах. <<И это была одна из самых суровых зим в Румынии
за последние годы>>, признается режиссер.
У Мунджиу даже толком не было времени на пост-продакшн в классическом смысле
этого понятия. Учитывая совсем небольшое количество времени между съемками и
Каннским кинофестивалем, монтаж делали прямо в процессе съемок.
Снимал фильм еще один уроженец СССР - оператор Олег Муту (Муту родился в Кишиневе
в 1974-ом), который снимал с Мунджиу 4 месяца, 3 недели и 2 дня. Напомню, что
кроме этого, Муту снял и фильм В тумане нашего Сергея Лозницы, который покажут
в основном конкурсе чуть позже. Муту работал с Лозницей в его Фильме Счастье
мое, который был включен в основной конкурс Каннского кинофестиваля в минувшем
году.
Уже здесь, в Каннах, Мунджиу сетовал на том, что румынское кино ценят на фестивалях
и в Европе, но не в родной Румынии. По его словам, если ранее кризис кино в
Румынии заключался в отсутствии нормальных кинозалов, то теперь - в уровне
подготовки зрителя. <<Когда молодые люди, достигнув совершеннолетия, не видели
ничего, кроме американских блокбастеров, вряд ли они будут интересоваться авторским
В это день в Каннах состоялось несколько показов фильма За холмами, и на все
публика буквально ломилась. На премьере фильма Мунджиу ответ на письменный или
устный вопрос осаждающих Дворец фестивалей искателей пригласительных <<Нет ли
лишнего билета?>> был однозначным - <<нет>>
P.S. Была, конечно, идея написать в заголовке блога что-то вроде <<лесбийские
страсти в православном монастыре>> - чтобы как можно больше людей его прочитали.
Только с этой целью. Но рука не поднялась). Это была полушутка. Просто хочу
сказать, что это фильм, который нужно увидеть. И надеюсь, что о нем прочтут
и узнают и без громких заголовков.
В самое ближайшее время читайте об Охоте датчанина Томаса Винтерберга и Любви
Михаэля Ханеке - двух главных кинособытий фестиваля в субботу и воскресенье.
Здравствуйте, всем! Оксана, а где же ссылка на закачку фильма, или
торентфайл? Вы так разрекламировали фильм, что аж слюнки потекли, так
захотелось его послушать.
С уважением и почтением
Штоковецкий Ярослав
broshn***@u*****.net