Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Экспат | The Expatriate



Экспат | The Expatriate
2012-10-25 14:02
Экспат | The Expatriate «Экспат» - стремительный шпионский триллер на фоне уютных бельгийских домиков с Аароном Экхартом в главной роли. На этот раз нечленораздельное название фильма не удалось не только переводчикам в нашем прокате, но и создателям фильма. Экспат – эмигрант, по нашему. Но герой Экхарта живет в чужой стране всего какой-то месяц, переехал по работе, так что эмигрантом в том смысле слова, в котором мы его употребляем, не является.

В то же время все трудности и опасности накладываются на его ощущение «чужой в чужой стране», что, вроде бы, важно. А с третьей уже стороны – как это может быть важным агенту ЦРУ, пусть и полгода, как уволенному? Бывших агентов не бывает, а чужие страны для разведчиков – практически их, разведчиков дом родной. В смысле, что они там, вроде бы, должны чувствовать себя, как рыбы в воде?

Так вот нет. Система дала трещину. Собственно, этот аккуратный и камерный шпионский боевичок, главным образом о них и рассказывает – о трещинах.




Вот, матерый црушник чувствует себя не в своей тарелке – и где? В преуютной и прекомфортной Бельгии, стране, которая кажется вымышленной – до того там все, как надо.
А перед тем он же пошел против командования, не выполнил приказ на уничтожение какого-то там врага государства – начал сомневаться в том, что участвует в борьбе за справедливость. Что-то подозревать начал.

Экспат | The Expatriate; Экхарт, Либерато

И точно так же – его же родная дочь – сомневается в нем самом, подозревает, чуть что – бросается суровыми обвинениями и совсем не хочет войти в положение и положиться на него, отца, во всем. В общем, связь времен распадается и мир трещит по швам на всех направлениях.

А как славно все начиналось! Молодой симпатичный папаша, дочка-студентка, европейская столица, он – на престижной инженерной должности, она – начинающий, но подающий надежды фотограф, учится в школе искусств…

Экспат | The Expatriate; Экхарт, Либерато

Из первой – безоблачной - части фильма зритель, тем не менее, может вынести полезной информации больше, чем вообще он получил за последние месяцы своей жизни: вам будет показано, как обмануть систему безопасности, кодом к которой служит радужная оболочка глаз очень узкого круга лиц. Просто, как все гениальное: нужно к идентификатору поднести мобильник, на который заранее сфотографировать 50 разных глаз. Не миллион, не тысячу – пятьдесят! Это же каждый может!

Вот так мы, зрители, поняли, что симпатичный папа работает в конторе посерьезнее, чем домоуправление. А дальше… Превращение милой семейной драмы между симпатичными молодыми отцами и бойкими взрослыми детьми в нормальный шпионский боевик происходит в тот момент, когда, войдя утром – как обычно – в свою контору – папа не обнаруживает там никого и ничего, никаких следов, голые стены и никогда здесь ничего не было…

Экспат | The Expatriate; Экхарт

Эх, если бы это чудесное мгновение полнейших непоняток и легкой шизофрении можно было продлевать в кино подольше... (Вообще, вот это состояние "я - не я и лошадь не моя" в кино выглядит всегда необъяснимо привлекательным, хоть и пугающим. Почти таким же привлекательным, как путешествия во времени или попадание в параллельную реальность. Почему-то.)

Но – нет, дальше погнали уже совсем в другом темпе, стреляли, догоняли, убегали, выводили на чистую воду и, понятное дело, всех победили. По пути встретили нашу главную шпионскую красавицу – Ольгу Куриленко. Скажем прямо, модель для рекламы шампуня из нее пока получается убедительнее, чем сотрудница ЦРУ. В общем, в фильме "Экспат" легко обошлись бы и без нее.

Экспат | The Expatriate; Куриленко

А без этого фильма вообще? Ну, все-таки – нет: Экхарт – симпатичный, Брюссель – уютный, не говоря уже о секрете с радужной оболочкой – который должен знать каждый.

Экспат | The Expatriate: Бельгия, Канада - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Американец | The American
Вместо этого смотреть: Шпион, Эволюция Борна | The Bourne Legacy
В этот день в 2011 году: Кожа, в которой я живу | La piel que habito
В этот день в 2010 году: Ты и я (Лариса Шепитько)
В этот день в 2009 году: Крым 2009
В этот день в 2006 году: Тачки | Cars



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Порочная страсть | Arbitrage
2012-10-26 13:06
Порочная страсть | Arbitrage «Порочная страсть» - старомодный фильм о проблемах стареющего финансового магната. Которого играет Ричард Гир. Вообще, фильм лучше было бы назвать так: «Ричард Гир как высшая и последняя стадия капитализма». Изрядно поседевший, но все равно в блестящей форме, Ричар Гир в фильме «Порочная страсть» играет как будто своего постаревшего героя из «Красотки». Помните, он там занимался слияниями и поглощениями? Мы тогда еще не особо понимали, что это такое? Теперь вот поняли.

А Гир, (то есть его герой в "Порочной страсти"), уже во главе хедж-фонда, орудует суммами с восемью нулями – ну-ка, кто сосчитает? – и при этом выглядит так, что этому финансовому магнату хочется отдать все и сразу. В качестве рекламы финансового капитализма Ричард Гир оказывает неоценимую услугу сразу двум сторонам процесса:

финансисты устраивают себе хороший пиар, а мы, а остальной мир их потенциальных клиентов и жертв, перестает воспринимать их, как врагов всего живого, и с удовольствием проникается их финансовыми проблемами. И сочувственно узнает, откуда они берутся.



Вот, герой Ричарда Гира, например, неудачно попал в автокатастрофу. Не в то время, не в том месте, не в той машине. И – вот поди ж ты! – оказывается, за деньги можно купить не все. Или, вообще-то, купить можно все – нам это показывают доходчиво, но, брат, извини, и на старуху бывает проруха – наступило время, Акелла промахнулся, не нажал на все рычаги вовремя, и теперь – клюют его печень все, кому не лень. Того гляди, по миру пустят!

Порочная страсть | Arbitrage; Гир

Правда, и у стражей закона рыльце в пушку – они тоже не прочь поддельные улики подкинуть да противозаконными методами на свидетеля надавить! Куда бедному крестьянину, то есть – сверхбогатому финансисту – податься? В семью? Ради которой – всё: ночи недосыпал, куска не доедал, от себя отрывал... Так и что – семья?

Дочка, кровинушка, правая рука в могущественной финансовой империи, вдруг возьми, да и обнаружь подтасовки и приписки в финансовой отчетности. Хлоп – в обморок! Папа сказал неправду! Впрочем, нет, это из другой сказки. Здесь, в фильме «Порочная страсть», дочка просто припирает отца к стене гневными воплями в том плане, что «так вот ты какой, оказывается! А нас учили другому! Ты двуличный и подлый человек!»

Порочная страсть | Arbitrage; Гир, Марлинг

Зритель - в полном изумлении: неужели эта взрослая умная девушка, дожив до своих 25, окончив не один факультет экономики и права, сохранила иллюзии полувековой давности о том, как делаются дела? Бедный, бедный сверх-богатый папа! Вместо того чтобы получить преданную надежную боевую единицу, он пригрел и вырастил змею у самого своего сердца. Одна отрада была - молодая, красивая и образованная любовница, (ее играет французская актриса Летиция Каста). Богатый папик-финансист даже прикупил ей галерею современного искусства.

Порочная страсть | Arbitrage; Гир, Каста

Так нет, хрясь - и погибла в катастрофе. Да еще и благодетеля под монастырь подвела.

А тут еще жена… Жену играет Сьюзен Сарандон, она играет жену Ричарда Гира не в первый раз, (например, "Давайте потанцуем!") , да так убедительно, что думаешь про них – созданы друг для друга. Но – нет. Это и в жизни не так, а уж здесь, в кино, она засучит рукава и довершит дело, начатое дочерью.

Порочная страсть | Arbitrage; Гир, Сарандон

Самые близкие и родные не станут покрывать кормильца и защитника, оправдывая свое предательство тем, что «ты всегда любил деньги больше, чем нас!» Ну да, он любил деньги. И любит деньги. И это взаимно. Но ведь на этом сытном пастбище и вы паслись всю жизнь. На тех деньгах, которые он, ваш муж и повелитель, отец и учитель, так любовно и умело приманивал.

Нет, видно и впрямь неладно что-то в датском королевстве: если самые могущественные люди мира не могут заставить своих жен и детей уважать себя, продолжать себя и помогать себе – то как они смогут этого добиться от других?

Порочная страсть | Arbitrage: США - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Предел риска | Margin Call, Уолл Стрит: Деньги не спят | Wall Street: Money Never Sleeps
Вместо этого смотреть: Паства | The Flock, Дни жатвы | Days of Heaven
В этот день в 2011 году: Мельница и крест | The Mill and the Cross
В этот день в 2010 году: Остров забвения: Харука и волшебное зеркальце | Hottarake no shima - Haruka to maho no kagami
В этот день в 2009 году: Какраки
В этот день в 2008 году: Макс Пэйн | Max Payne
В этот день в 2006 году: Алиса в стране чудес | Alice in Wonderland



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Клуб КиноУхо-37 - Отчет. Киномодернизация
2012-10-29 20:25

Клуб КиноУхо-37 - Отчет. Киномодернизация Давайте рассмотрим еще одно важное свойство кино: современность. Что, какие конкретно элементы, выразительные средства заставляют нас воспринимать один фильм как современный, а другой – нет?

В то же время, является ли современность необходимым и безусловно важным свойством, положительным и желательным? Вообще, приглядимся повнимательнее к понятию «современность» - настолько ли оно однозначно? Сразу можно сказать: не однозначно. Предлагаю сразу четыре различных, хотя и перекликающихся друг с другом, определения:

1. Самое простое определение современности – это принадлежащее к сегодняшнему дню, сделанное сегодня, носящее узнаваемые черты сегодняшней повседневности – такой, как мы ее видим из окна. В кино современность этого типа отражается злободневными темами, персонажами и актуальными, только что появившимися технологиями. С этой точки зрения вполне современны, скажем, «Трансформеры: Месть падших | Transformers: Revenge of the Fallen»...




- при том, что вся история, там рассказанная, относится к будущему, комикс, по которому поставлен фильм написан 70 лет назад, что-то похожее мы уже несколько раз видели на экране, а в построении драматургической конструкции используются исключительно классические приемы – фильм абсолютно современен, поскольку использует абсолютно новую для своего времени компьютерную графику – и, стало быть, картинку нового качества.

Трансформеры. Месть падших, 2009; реж. Майкл Бей

Другой пример – ряд отечественных, российских комедий нулевых – и продолженных сейчас, в 10-е гг, можно их назвать «потребительские комедии», в которых романтические отношения героев являются неким слабым сценарным подспорьем для производства полнометражного рекламного ролика, продвигающего в массы скромное обаяние народившегося в России среднего класса -

На измене, 2010; реж. Александр Атанесян

– с неизбежными походами по мегамоллам, ресторанам, выездом на курорты, подробным изучением офисных центров и интерьеров квартир, а также – демонстрацией дизайнерской одежды и обуви.


Мужчина с гарантией, 2012; реж. Артем Аксененко

Всякие "Елки", "Мужчина с гарантией", "На измене", "Свидание", "All inclusive или все включено", "Мой парень - ангел" и проч.

Елки-2, 2011

В таком жанре был выполнен и ремейк «Служебного романа». Многих это покоробило, однако, по большому счету, ремейк не менее точно воспроизводит реалии своего времени, чем оригинал – своего. По крайней мере, идеалы своего времени «Служебный роман. Наше время» воспроизводит точно.

Служебный роман. Наше время, 2011; Сарик Андреасян

2. Современность как совокупность выразительных средств, эстетических категорий и задач, общих для художественного направления «современное искусство». Направление сложилось достаточно давно, эти выразительные средства уже приелись и намозолили глаз, однако брэнд был захвачен ими – и вот уже чуть ли не полвека «современное искусство» потчует нас своей продукцией.

Антихрист, 2009; реж. Ларс фон Триер

Правда, именно в последние двадцать лет это направление стало ведущим в российском искусстве кино, поэтому то, что прежде появлялось от случая к случаю и выглядело привлекательным уже потому, что – редкое, теперь воспринимается как расхожее и чуть ли не привычное.

Вот они, новые эстетические категории, суть – выразительные средства и одновременно – цели воздействия, те эмоциональные состояния зрителя, которых хотят достичь создатели современного искусства (кино): - абсурдное, безобразное, болезненное, жестокое, злое, непристойное, низменное, омерзительное, отвратительное, отталкивающее, политическое, пошлое, скучное, ужасное, шокирующее.

Груз 200, 2007; реж. Алексей Балабанов

Их перечисление звучит как гневные эпитеты в какой-нибудь критической статье, или, скорее, в письме рассерженного зрителя, который не понимает, что шок, недовольство, раздражение, недоумение, омерзение и прочие дискомфортные чувства, которые он испытал при просмотре рассердившего его фильма – они были заложены в программу авторами фильма, потому что фильм – сделан по канонам, прописанным как «современная эстетика».

Учебник не новый, каноны сложились и созрели не сегодня. Однако - с помощью продвижения в "высоком кино", в том числе, темы и методы актуального искусства во-всю начали использоваться стали практически в повседневной жизни – достаточно телевизор посмотреть – вот именно, в настоящее время. Поэтому вполне серьезно и безо всяких ироний можно назвать подобные фильмы современными – ибо они сделаны по канонам "современного искусства".

С этой точки зрения акции PR – безусловно, современное искусство: провокационно, политично, непристойно, безобразно. В большом кино в этом жанре работают такие мастера – без тени иронии говорю – как Ларс фон Триер – «Антрихрист | Antichrist» и наш Алексей Балабанов – «Про уродов и людей», "Груз 200".

Про уродов и людей, 1998; реж. Алексей Балабанов

Наблюдая и изучая творчество двух этих мастеров, можно с уверенностью сказать, что каноны «современного искусства» не высосаны из пальца, а реально соответствуют специфическим духовным потребностям – можно опять прибавить – специфических людей, потому что вот эти двое творят свое жестокое и безобразное со всем пылом преданных апологетов, не оглядываясь ни на какие авторитеты, а токмо в силу движений души.

Не зря самый уродский фильм Балабанова ("Про уродов...") снят в 1998 году, практически одновременно с первыми штудиями Триера. Значит, действительно, что-то такое было разлито в воздухе – не только на нашей территории, дымящейся от только что произошедшего мега-крушения, (или - от "предшествующих десятилетий проклятого режима"), а вон и в благополучной и процветающей Дании…

Отдельная тема: история этих безобразий, она очень долгая, имеет массу великих имен в своих табели о рангах и изначально питалась, по большому счету, морализаторскими намерениями. Не только Босх и Гойя, изображающие пороки аллегорически, но и гораздо более близкие к нам по времени критические-социалистические реалисты, типа Мопассана – пытались таким образом воздействовать на нравы людей, чтобы сделать их лучше.

То есть – устрашить и устыдить общество изобличением порока во всем его отталкивающем безобразии. Так была наработана копилка – сокровищница – палитра эстетических приемов и выразительных средств. А потом пришли современные художники, с подачи вездусущих Ницше и Фрейда, изъяли эту палитру у предшественников и этими красками стали рисовать мир без Бога, который, как товарищ Ницше им убедительно объяснил, умер.

Правда, делают это они без перерыва уже почти что сто лет, целый век, а полвека у них и справка есть о своей "современности", выданная всякими заинтересованными лицами - кураторами выставок, галеристами и аукционистами, которые ввели термин «современное искусство» в начале 60-х. Поэтому сегодня произведения искусства и фильмы, выполненные в этой эстетике, современными не выглядят. Но вполне правомочно претендуют на такое жанровое определение. (Как водится, "молодая была не молода":)

3. Догоняющая модернизация. Современное кино у нас – наше новое кино – тоже уже не молодо, оно в качестве лидирующего направления было принято при реформации советского кинопроизводства в разгар перестройки. Тогда, после революционного 5-го съезда, отечественные кинематографисты полностью сменили не только руководство союза и экономическо-хозяйственную систему кинопроизводства, но и идейно-художественные ориентиры.

Зеркало, 1974; реж. Андрей Тарковский

Вроде бы главным идеалом художественной кинорежиссуры того времени был - и посейчас остается - Андрей Тарковский, и перемены в канонах высокого киноискусства были сделаны как бы под его влиянием и в сторону его кинематографа. Однако главным магнитным полюсом, как оказалось, было все-таки не притяжение творчества Тарковского, а оценки международных фестивалей.

(На какое-то время эти два вектора слились, поскольку международные кинофестиваля очень высоко оценивали творчество Тарковского. Из наших, отечественных, он, пожалуй, был самым призовым и воспринятым режиссером. И этот успех является для последователей гораздо более ощутимым и призывным ориентиром, чем собственно творческое наследие великого Мастера).

Овсянки, 2010; реж. Алексей Федорченко

И вот в эту сторону – в сторону руководящей и направляющей роли международного киносообщества - и в качестве поиска влияния, и в качестве авторитетов, расставляющих оценки, стало направлено творчество нашего нового кино.

Елена, 2011; реж. Андрей Звягинцев

И оно своего добилось – замечено европейским киносообществом, получает призы. Шедевры нашего нового кино похожи как две капли воды друг на друга - и на среднестатистические такие же фестивальные европейские фильмы. А друг от друга они отличаются так же мало, как представители другой широкой группы современных российских фильмов - потребительских комедий - между собой. Как будто то - "Служебный роман. Наше время" + "Измена" + "Елки" + "Мужчина с гарантией" и т.д. - один такой длинный фильм про счастье (потребления). А вот это: «Елена» Андрея Звягинцева+ «Овсянки" Алексея Федорченко + вот только что Кирилл Серебренников показал "Измену" на Венецианском кинофестивале +

Измена, 2012; реж. Кирилл Серебренников

+ "Жить" Василия Сигарева - лучший фильм 2012 года по версии Кинотавра - другой такой длинный-длинный фильм про несчастье (жить в России).

Жить, 2012; реж. Василий Сигарев

Это кино несет на себе отпечаток, скорее, не современности, а такой «догоняющей модернизации»: догоняющей западное кино, имея в виду, что вся современность там, а мы со своим свиным рылом далеко в отстающих и нам нужно подтягиваться. Поэтому в них, в этих фильмах, больше угадывается старательная школярская прилежность - в выполнении учительского задания - чем собственные открытия, поиски и находки. Отработка канонов, эталонов и стандартов, созданных другими.

Правда, в палитре выразительных средств, прописанных в кодексе «современного искусства», есть и такие: пошлое, скучное. Так что впечатления вторичного, пошлого, и неувлекательного, скучного, с которыми зрители выходят после просмотра – и, по незнанию, остаются неудовлетворенными - тоже заложены в программу и подходят под лейбл «современное кино».

Кстати говоря, этим же качествам вполне удовлетворяют и скучно-пошлые современные российские комедии, типа «Ржевский против Наполеона», ("Самый лучший фильм" и - что там еще делала эта команда? "Яйца судьбы" и "Гитлер капут") плюс к вышеперечисленным современным эстетическим достоинствам,

Ржевский против Наполеона, 2012; реж. Марюс Вайсберг

у них есть еще шокирующее, непристойное, провокативное и сексуальное. Так что то было тоже вполне современное кино.

4. И, наконец, современное – как ярко отличающееся от только что прошедшего прошлого, сменяющее бывшее только что перед этим. Отрицающее, отталкивающееся, возникшее на гребне волны предшествующего – по закону перемен или диалектики, количество, перешедшее в иное качество, противополжность и проч.

Современное в этом аспекте может развиваться по нескольким направлениям: например, после десятилетий преобладания отпимистически-позитивного социалистического реализма новая чернуха была вполне современной, но за прошедшие 20 лет таковой быть перестала.

Но и наоборот: после засилья реализма, с его реалистическими персонажами, красками и конфликтами, которые, да, отражали действительность, но не давали пищи воображению, необыкновенно современными выглядели фэнтези и прочие несуществующие реальности. Но после нескольких десятилетий на экране они надоели и вновь реалистические подробности жизни разных людей в обыденных житейских ситуациях становятся современными:

Гавана, я люблю тебя! 2012; альманах

на первый план выходят достоинства этого метода – узнаваемость, обилие подробностей, достоверность, убедительность, (вот, например, фильм "Гавана, я люблю тебя | 7 días en La Habana!" выглядит очень современным с этой точки зрения); а недостатки реализма – однообразие, скука, предсказуемость – пока скрыты и выйдут на первый план потом, когда снова реализм воцарится и всем надоест.

И так было всегда – в обозримом прошлом – художественные стили/способы осмысления реальности – сменяют друг друга: завоевавший место, развившийся и заполонивший все – надоедает, устаревает, становится архаичным, непродвинутым и выходит из моды, а ему на смену приходит противоположный по идейно-художественным устремлениям.

Вот они, пара противоположностей, инь и ян: искусство для искусства и искусство как инструмент улучшения общества; Красота как высшая цель – и благо, добро – как высшая цель. Оскар Уайльд и Чернышевский. Правда, внутри себя даже апологеты своего направления часто эти направления меняют: так, поносивший направо и налево мораль Оскар Уальд пишет один из самых причудливых и загадочных, но при этом – и один из самых морализаторских романов в истории мировой литературы – «Портрет Дориана Грея».

Мишень, 2011; реж. Александр Зельдович

А наш моральный релятивист, постмодернист из постмодернистов, Владимир Сорокин, пишет сценарий для фильма «Мишень» - со вполне очевидными и классическими моральными оценками и декларациями. Может быть, потому, что эти люди, так остро чувствующие современность, не хотели – и не хотят – оставаться несовременными, придерживаясь раз и навсегда одного и того же?

Вот замечательное барокко - barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», от португальского perola barroca — «жемчужина неправильной формы», «жемчужина с пороком». Вершина большого стиля, красота, высочайшее мастерство, отточенность художественных форм и совершенство художественных техник. Но – нет, надоело, и барокко начинает выглядеть излишней красивостью, кичем, а на смену этому великолепию приходит классицизм с его идеализацией рационализма, приверженностью к воспитательным целям и задачам, с ориентацией на серьезное в ущерб смешному и абсурдному.

И уже Декарт о барокко в трактате «Страсти души» пишет – с его точки зрения – ругательно – то, что нам сейчас кажется в высшей степени похвальным. Вот как Декарт характеризует барочный стиль, на смену которому уже идет мощной поступью приветствуемый Декартом классицизм: «Избыточная эмоциональность, аффектация страстей в искусстве, возможность художественно-эмоционального выражения, визуально-символический потенциал эмблемы и маски, художественные приемы, возбуждающие религиозное благоговение, поэтика удивления, чувства возвышенного, страха». Типа - вот ужас-то! И чем эти взрослые серьезные люди занимаются, и чему они учат подростающее поколение!

Королевство полной луны, 2012; реж. Уэс Андерсон

А нам, уставшим и от вчерашнего - черно-белого - социалистического реализма и от сегодняшней черно-серой чернухи - только давай! Вот таким современным кино является, например, «Королевство полной луны | Moonrise Kingdom» Уэса Андерсона. Или «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Кстати говоря, тоже ужасно морализаторское, в глубине души.



Недавно просмотренное нами «Черное зеркало» - в котором безобразные краски современного искусства употребляются дозировано и с очень внятной целью: не создания образа безблагодатного мира и человечества, а – явления, которое враждебно всему живому.

Черное зеркало, 2011; альманах

Ну да, современный из современных по этой шкале – «Аватар | Avatar» Джеймса Кемерона: он метафорически рисует главный на сегодняшний день геополитический конфликт землян, конфликт конкурирующих мировоззрений и способов общественного устройства. При этом он использует сверхсовременную компьютерную графику, которая дает нам реальный пример перехода количества в качество:

Аватар, 2009; реж. Джеймс Кэмерон

трехмерная графика «Аватара» - с ее гигантским разрешением – позволяет Кемерону рисовать Красоту альтернативной Земле (Америке) Пандоры как неоспоримое Благо: глазу настолько приятно, ласкающее видеть эти мега- и мега-пиксели, что он изображение начинает трактовать как безусловно положительное, хорошее, доброе. И мы начинаем любить Пандору и ее устройство уже потому, как она нам показана.

Кстати говоря, это – мастерский ответ Чемберленам присяжного «современного кино», которые много лет пытаются производить на зрителям такое же впечатление, но с обратным знаком, и по отношению к его привычным вещам/местам. На мой взгляд, в данном случае супер-современным является не только тема и технология, но и обращение к прекрасному как к одному из главных, но задвинутых в дальний угол гардероба, выразительных средств.



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




Искусство любить | L'art d'aimer
2012-10-30 15:18

Искусство любить | L'art d'aimer «Искусство любить» - легкое, ни к чему не обязывающее французское киноэссе на эту самую, всегда интересную, тему. Под таким названием можно встретить как практическое пособие по технике секса так и психоаналитическое исследование природы христианства. Данный фильм одинаково далек как от первого, так и от второго.

Больше, чем вышеупомянутому искусству, фильм посвящен быту и нравам французского, а шире – европейского среднего класса начала 21го века. В жизненном распорядке которого вот это искусство любить занимает какое-то место – рядом с музыкой, легкой, необременительной деятельностью гуманитарного характера, дизайном интерьеров и посещениями кафе.

Как и от всего вышеупомянутого, французы ждут от любви чего-то комфортного, не тяжелого, не утомительного и не очень обязывающего. Ко всему остальному – подчеркнем! – точно такие же требования. Не увлекаться – вот главный их девиз.





Меньше калорий в пище, меньше цветов в одежде и убранстве дома, меньше страсти в любви. А то это вредно для здоровья, может плохо отразиться на семье, работе и способности принимать рациональные решения. Более серьезно и страстно, чем ко всему остальному, европейцы относятся вот к этому: рациональность и свобода, то есть – свобода от обязательств и обязанностей. И ко всему, что хоть как-то посягает на высоту и чистоту рациональности и свободы, европейцы готовы предъявить счет. И предъявляют!

Искусство любить | L'art d'aimer

Как вы понимаете, любовь – как раз та самая штука, которая – пусть на мгновения, но вполне способна поколебать рациональность самых что ни на есть рациональных, и свободолюбие самых независимых. А фильм «Искусство любить» - с легкой улыбкой на устах – иронизирует над забавными попытками сограждан согласовать интересы этих трех – любви, рационализма и независимости, что удается согражданам, как можно догадаться, с тем же успехом, что и решить задачу про волка, козу и капусту.

Искусство любить | L'art d'aimer; Клюзе

Герои фильма – обыкновенные парижане, занимаются своими чувствами так аккуратно и внимательно, как будто составляют недельное расписание: здесь надо найти местечко для фитнеса. А в среду – обязательно боулинг! Ну, в пятницу, как обычно, к дантисту… Вот и хорошо, вся неделя распланирована! После этого они начинают удивляться – в одном случае тому, что жизнь по расписанию не вызывает того полета и порыва, которые, казалось бы, должны сопутствовать любовным утехам…

Искусство любить | L'art d'aimer

А в другом – что соблюдение расписания накладывает, ага, некоторые обязательства, исполнение которых может обернуться даже кое-каким дискомфортом – а это ведь ужас-ужас-ужас, поскольку жизнь в дискомфорте для них то же, что для благонравных христиан предыдущих исторических эпох – жизнь во грехе. А вообще-то все эти странности любви вызваны, конечно же, замечательно высоким уровнем жизни наших западных соседей.

Искусство любить | L'art d'aimer

Добыв хлеб насущный без особых хлопот, они хлопоты эти вот направляют на взаимные отношения: договариваются с брачным партнером о праве на взаимные измены, обмениваются партнерами без их ведома, ищут друг друга в темных комнатах и ведут бесконечные и утомительные диалоги о желательной для обеих сторон взаимной симпатии, которая почему-то не наступает.

«Искусство любвить» - удивительное миленькое маленькое кино, очень много сообщающее нам о братьях наших … хочется сказать - «меньших», но это не так. Просто – о братьях наших из Евросоюза.

Искусство любить | L'art d'aimer: Франция - 2011

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Любовь. Инструкция по применению | Manuale d'am3re, Ешь, молись, люби | Eat Pray Love, Любовь живет три года | L'amour dure trois ans
Вместо этого смотреть: 1 + 1 | Intouchables, Нежность | La délicatesse, Бобро поржаловать | Bienvenue chez les Ch'tis
В этот день в 2009 году: Камень желаний | Shorts
В этот день в 2008 году: Адмиралъ
В этот день в 2006 году: Скромное обаяние буржуазии | Le charme discret de la bourgeoisie



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




Клуб киноУХО - 38. Загадочные скандинавы. Отчет
2012-10-31 08:56

Про скандинавское кино мы решили поговорить - и посмотреть его - сразу после разговора о современном кино. Просто такое чувство, что эталонный метр кинопродукта, на который стараются делать похожими свои артхаусные фильмы наши новые режиссеры, снимают именно в Скандинавии.

Итальянское кино другое - гораздо более теплая картинка, много юмора и традиционализма. Испанское кино - много красного, много страстей, никакого тепло-холодного средне-серого. Английское кино - это изысканный юмор, отточенные диалоги, парадоксальные повороты сюжета и очень яркие, своеобразные лица.

Французское кино - это звезды, красивые актеры и актрисы, ставка на актерскую привлекательность и сексуальность. А вот шведские, датские, финские, норвежские фильмы - очень даже подходят. В качестве эталона. Этот эталон, в некотором роде, имел перед своим мысленным взором и отечественный гуру нынешних российских режиссеров - Андрей Тарковский:

непревзойденным авторитетом для него всегда являлся Ингмар Бергман. практически, создавший шведское - и, в более широком смысле - скандинавское кино таким, каким мы его знаем. А знаем мы его с самой лучшей стороны: это достаточно камерные, немноголюдные фильмы, в которых не очень много света, яркости, цвета, громких звуков...

Однако - много очень своеобразных персонажей, много юмора - мрачноватого, может быть, даже черного - но много и неожиданной теплоты и глубины. А еще - странная немного логика, благодаря которой эти фильмы так интересно смотреть, потому что истории строятся немного по-другому, чем мы привыкли, поэтому вообще ты долго не можешь понять, к чему клонит автор - так это ж и есть интересное кино! Это кино не большое, но - хорошее. При этом - очень разное.



Детективный триллер из Скандинавии "Девушка с татуировкой дракона | Män som hatar kvinnor" - 2010. Пожалуй, самая масштабная постановка скандинавская, сопоставимая с голливудским стандартом - при этом превосходящая его. И актеры, и ритм, и атмосфера в этом фильме на порядок лучше, чем в среднестатистическом голливудском триллере аналогичного масштаба. Да и сама история - запутанная, многовитковая, с двумя главными героями... Здорово!



При этом жести много, но она - тоже другая: не ради того, чтобы нагнать страху или выжать слезу из зрителя, а чтобы показать, насколько мощная мотивация у главной героини поступать так, как она поступает. Классный фильм! В основе фильма – мега-бестселлер шведского писателя Стига Ларссона, только роман называется совсем по-другому, "Мужчины, которые ненавидят женщин".

Снял фильм датский режиссер Нильс Арден Оплев, а в числе участников копродукции, помимо Швеции и Дании, еще и Норвегия, и Германия. В главных ролях Микаэль Нюквист и Нуми Рапас. После широкого успеха "Девушки..." оба они получили приглашение в Голливуд, где сыграли несколько ролей, Нуми Рапас даже - очень хорошую, в "Прометей | Prometheus" Ридли Скотта. Правда, роль эта хорошая очень похожа как раз на роль девушки с татуировкой дракона.

Кухонные байки | Salmer fra kjøkkenet: Швеция, Норвегия - 2003. Отвечая на чисто технологический вопрос: как надо обустраивать кухню, например, для такой узкой прослойки, как норвежские деревенские холостяки? - фильм в общем-то, о том, как вырастает дружба. И о преодолении одиночества.



Что меня удивило. Я-то думала, что для среднестатистического норвежского холостяка одиночество – это как раз то, что доктор прописал. Выходит – нет, я ошибалась!

Ты, живущий | Du levande – 2008. Швеция. Очень мощный фильм в форме альманаха - несколько историй нескольких групп людей, пересекающихся в большом шведском городе. Мелкие происшествия, страхи, сны, рутинные и форсмажорные обстоятельства. Много музыки, кстати - вот какое отличительное качество этого фильма.



Печальные, веселые, смешные, нежные, трогательные, отвратительные, жалкие - вот какие истории. И фантастического накала финал. Как раз контраст мощного, философского и притчегого финала - с обычными и повседневными, в общем-то, историйсками, из которых состоит фильм - контраст этот производит финальный шок.

Неуместный человек
– Норвегия, Исландия, 2006. Это уже притча в лучших традициях. Пародия на нынешний евросоциализм - или не на нынешний, а на будущий, вызревающий в охлажденных и взвешенных умах евробюрократов из Евросоюза. О том, как умеренность и аккуратность могут стать угрозой всему живому. Очень умный, изящный, остроумный и страшноватый фильм.



Все эти фильмы объединяет одно - они в полной мере обладают вот тем качеством "современности", которое мы искали на прошлом клубном вечере. Так, может, "современное" сегодня и означает - "шведское"? Такой странный вывод напрашивается. И каждый бы удивился. Скандинавы и сами наверняка удивились бы. По-любому, вот они вовсе не пытаются быть ни на кого похожими.

В этот день в 2011 году: Ромовый дневник | The Rum Diary
В этот день в 2007 году: Пристрели их | Shoot 'Em Up



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




Клуб киноУХО - 39. Три источника. Отчет
2012-11-02 08:39

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Клуб КиноУхо - 39.  Три источника.
В современном искусстве, современном кино и современном мировоззрении вообще нам мешает ориентироваться вот что: мы плохо представляем, что лежит в основе этого «современного», поскольку мы к этой школе мысли подключились недавно, с крушением Союза.

И плохо представляли себе, насколько тотальным в западном мире в 20 веке – и сейчас тоже – было влияние таких мыслителей, как Ницше, Фрейд и Айн Рэнд. Мыслителей, которые нам представлялись скорее экзотическими, чем определяющими – по их роли в нашей предшествующей жизни и культуре. Ну, так пришла пора с ними познакомиться – сколь бы запоздалым не казалось это знакомство.

Вот три фильма, вышедшие на экраны в прошлом году, т.е. совсем свежие: "Туринская лошадь | A Torinói ló" венгерского режиссера Белы Тара, Гран-при прошлогоднего Берлинского кинофестиваля; "Опасный метод | A Dangerous Method" Дэвида Кроненберга, участник прошлогоднего Венецианского кинофестиваля; и не такой титулованный "Атлант расправил плечи" - презентуют именно этих мыслителей.


Сегодняшние кинодеятели выражают некое разочарование былыми гуру, некоторую усталось от их тотального присутствия в культуре. Однако это не причина сбрасывать их со счетов (и с пьедесталов): может быть, высоколобые кинодеятели западных демократий и устали, наелись фрейдизмом, ницшеанством и рэндианством, однако очень многие другие не наелись и по полной используют эти идеи там, где раньше им не было места – (или было не так много места):

в нашем отечественном, прежде – идущим своим путем – кино и в массовой культуре, до которой эти авангардные в прошлом идеи, наконец, докатились – в адаптированном и урезанном, понятное дело, виде – но в очень удобном для употребления.

Итак, кто они, эти три Источника?

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Фридрих Ницше Первый, конечно, Фридрих Ницше. 1844 – 1900 гг. Ниспровергатель основ и основоположник пост-культуры. Проповедовал отказ от моральных норм, от милосердия и сострадания, добра и справедливости – они ослабляют человека сильного и зачем-то помогают слабому, которому самая дорога – ф топку.

Почитал себя сверхчеловеком и Антихристом – о чем писал в одноименной книге. Провокация как вид произведения искусства – его изобретение: шокировать, удивить и оскорбить реципиента – как задача художественного творчества, осквернять святыни и покушаться на святое – как задача современного искусства, манифестирующего смелость отказа от ограничивающих архаичных норм.

Сверхчеловек – тот, кто способен на это. Остальные – быдло, стадо, недочеловеки. Основные труды: «Так говорил Заратустра», «Рождение трагедии из звуков музыки», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти». Ницше почитал волю к власти основным инстинктом и ратовал за его освобождение от ограничивающих культурных и моральных запретов. Вообще ратовал за освобождение инстинктов и закрепощение инстинктов вменял в вину религиям и особенно христианству.

В «Антихристе» называл Христа идиотом. (Как ни странно, «Идиот» Достоевского вышел на пару десятков лет раньше). Вообще, Достоевский – одно из первых мощных порождений Ницше: Достоевский стал самим собой, вступая в постоянную полемику с Ницше в своих романах.

Ницше почитают за идейного вдохновителя как деятели авангарда и современного искусства, так и фашисты-нацисты. «Так говорил Заратустра» и «Воля к власти» - настольные книги Гитлера, который признавал их влияние в написании «Майн кампф» и вообще, мыслил себя ницшеанским сверхчеловеком.

Еще: Ницше противопоставлял аполлоническое, разумное и упорядочивающее, начало в человеке и культуре – дионисийскому, хтоническому, животному и стихийному – в пользу последнего. Эта идея стала идеологической подоплекой всего современного безобразного, низменного, жестокого и животного, которое пришло на смену отжившему, классическому, гармоничному и прекрасному.

Сам Ницше (1844 - 1900), понятное дело, в искусстве как зритель тяготел к прекрасному, к классицизму, декаданс современный ему считал признаком упадка и разложения мягкотелого и бессильного западного человека, полузадушенного рабской христианской моралью. Вообще, безобразное считал дорогой деградации и смерти. При этом – уж если говорить о воцарившихся с его нелегкой руки взглядах, так вот, с точки зрения фрейдизма, о котором речь впереди, Фридрих Ницше рано начал и плохо кончил:

будучи крайне одаренным интеллектуально, он всегда страдал он недостатка коммуникативных способностей, никогда не был женат, подвергался обструкциям и бойкотам со стороны товарищей по учебе и – в будущем – со стороны научного сообщества, ссорился и разрывал отношения и с теми, с кем ему чудом эти отношения удавалось на короткое время построить – Вагнер, Лу Саломэ.

Всю жизнь страдал от чувства неукорененности – кстати, это общая исходная жизненная посылка, объединяющая всех троих наших героев – а Ницше был вообще человек без гражданства, отказался от прусского паспорта, чтобы откосить от армии – и никакого другого не имел, приписывал себе польские дворянские корни – типа, мы были Ницкие, что потом оспаривали его многочисленные биографы.

А также: мучился головными болями, обмороками и впадением в ступор, в следствии чего вынужден был оставить преподавание чуть ли не в 30 лет. В конце концов окончательно сошел с ума и последние 10 лет прожил в безмолвии под надзором врачей. В общем, у Ницше было много причин быть недовольным жизнью, ее устройством, богом и людьми. Но при этом он обладал невероятной страстностью изложения, которая позволила его субъективным переживаниям стать частью культуры и определить мировоззрение огромного числа последователей на полтора века вперед. Молодец.

Сейчас, после чуть ли не столетия тотального влияния ницшеанства на свободомыслящее человечество естественна некоторая усталость от него. Как когда-то сам Ницше являлся рупором тех, кто устал от тотального влияния христианства. Но эта усталость вовсе не отменяет монументальной роли Ницше в построении той картины мира, в которой мы сейчас и проживаем. А посмотрим мы фрагменты из фильма венгерского режиссера Белы Тарра – «Туринская лошадь».

Туринская лошадь | A Torinói ló; Бела Тар

Этот фильм получил два приза, в том числе – гран-при – на прошлогоднем Берлинском кинофестивале. Фильм-хроника апокалипсиса, который ведет свое начало от финального прозрения Ницше: автор лапидарного афоризма "Падающего - толкни!", Ницше в тот день, с которого начинается фильм, бросился останавливать извозчика, жестоко бьющего свою лошадь, повис у лошади на груди, долго рыдал, а потом сказал четыре слова - и замолчал навсегда.

Замолчал не потому, что умер - он прожил, помешанным, еще 10 лет, но разговаривать перестал. А последние слова его были: "Мама, я был глупцом!" В фильме Белы Тара нет Ницше, есть лошадь и ее хозяин - и мир, перестающий функционировать. Что хотел сказать автор о мире, о Ницше и о лошади - что-то очень важное, не очень-то обнадеживающее... Подробнее - здесь. А лучше - посмотрите сами.

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Зигмунд Фрейд Второй наш герой – Зигмунд Фрейд. 1856 – 1939. Нечего и говорить, что все трое, не будучи порождениями и прародителями друг друга, тем не менее сильно связаны взаимным влиянием. А вот Фрейд с Ницше, помимо философского влияния второго на первого, были еще связаны и общими знакомыми – любовь всей жизни Ницше, Лу Саломе, после его смерти близко познакомилась и подружилась с Фрейдом, стала его преданной ученицей и последовательницей, а потом еще и одной из первых влиятельных женщин-психоаналитиков.

Что же можно сказать о Фрейде? Он продолжил начатое Ницше дело - раскрепощение инстинктов и легитимизацию инстинктивных, освобожденных от моральных норм и рациональных запретов, проявлений человека. То, что Ницше проповедовал дозволенным и допустимым, но – с оговоркой: «Дозволенным – сверхчеловекам, а остальным – нос не дорос, ни-ни!», так вот Фрейд все это самое провозгласил правильным, разумным и полезным для здоровья.

И если Ницше саркастически ухмылялся, не скрывая презрения к людям, придерживающимся и соблюдающим, то Фрейд уже выписывал им – сочувственно – рецепт: «Нарушайте и выходите за рамки, а то заболеете неврозом или истерией!»

Идефиксом Фрейда была сексуальность, ее и положил он в основу основ всего. Сексуальность - ярко выраженная или глубоко скрытая - является двигателем и стимулом всех деяний человека. И плохого, и хорошего. Т.е. если какой-нибудь герой завоевал там или спас кого-нибудь, а великий композитор-писатель-художник что-то там такое - великое - сочинил-нарисовал-написал, то это либо ради какой-никакой прекрасной дамы, либо - в результате нереализованности любовного чувства. Тогда его творческий порыв называется сублимация.

Ну, дама какая-нибудь его отвергла, а то и вовсе - умерла, не дала, в общем - и он сублимировал неизрасходованную на любовную страсть энергию в это великое произведение искусства. А вы думали, это он человечество хотел осчастливить, денег заработать или просто воплотить свои высокие устремления? Так вот нет!

То есть по сравнению с Ницше, который все-таки в основу всего клал волю к власти, в которой еще, как-никак, есть что-то величественное и звучащее гордо, Фрейд вообще все свел к зуду в гениталиях, который надо только вовремя распознать и правильно истолковать. Хотя – что значит – «правильно»? Если в основе всех проблем и свершений лежит сексуальное - осознанное или неосознанное - желание, то – вот вам и ответ. И, в общем-то, долгие и дорогостоящие просиживания и пролеживания в кресле психоаналитика не к чему – все равно ясно, чем они закончатся.

То есть ясно, что должно быть найдено и что в твоих сновидениях и свободных ассоциациях уважаемый психоаналитик обязательно найдет: какой-нибудь банан, ага. Таким образом Фрейд не только основал очень прибыльный и совсем не пыльный сетевой маркетинг, но и – целое направление в культуре, искусстве и искусствоведении.

Как искусствовед и литературовед, он пропсихоанализировал кучу культурных ВИПов всех времен и народов – от Сафокла и Аристофана до Микеланджело и Леонардо – заочно и посмертно, понятное дело, но зато – очень доходчиво. Все издал, положив начало подобным «-ведениям» и по отношению ко всем последующим деятелям культуры, искусства, политики и вообще.

Дальше: целая бесконечная череда фильмов и книг, трактующая метания героев с точки зрения психоанализа, толкующая сновидения и оговорки по Фрейду. Копание в глубинных процессах психики героев стало расхожей темой. Комплексы и закомлексованные персонажи. Но, может быть, самое главное - фрейдизм создал питательную почву для авангарда, исходя из основной посылки: главным двигателем жизни человека является бессознательное.

Отсюда родилось целое направление в искусстве 20века. Спонтанный творческий акт, максимальное освобожденный от контроля сознания, фиксирующий беспредметные образы психики: метод психического автоматизма. Любой жест художника воспринимается как художественно-значимый транслятор бессознательной интенции.

Сам Фрейд, конечно же, считал авангардные артефакты современной ему культуры проявлением болезненности их авторов, но и классическую культуру критиковал - за чрезмерные ограничения в сфере секса рамками разнополой семьи двух партнеров.

Еще одна супер-плодотворная идея Фрейда – о компенсаторной функции искусства. Она пошла в массовую культуру: супер-герои, ковбои, полицейские, боевые искусства и военная техника в кино. Типа, вот ты такой белый и пушистый, тихий и мягкий какой-нибудь бюргер-бухгалтер, так на досуге посмотри страшилку-стрелялку, и то, что ты годами копишь в себе невысказанным и невыплеснутым, как раз и будет востребовано - в переживаниях во время просмотра фильма.

По Фрейду, все это полезно, т.к. помогает обывателю, отождествляющему себя с супергероем, изживать свои нереализованные в реалии комплексы и влечения. Как и все остальные постулаты фрейдизма, этот оспаривается тем, что демонстрация агрессивных и сексуальных похождений киногероев, помимо компенсаторной, выполняет еще и пропагандирующую функцию, т.е. – развращает зрителей, призывая их повторять то, что показано на экране, переносить виртуальность в реальность.

Ну, Фрейду не привыкать учить плохому – он начал с того, что подсадил пол-Вены на кокаин – из лучших побуждений, в лечебных целях, на основе своего опыта. То есть для начала подсел на кокаин и сам – в лечебных целях, от чего поимел на всю жизнь головные боли, бессонницы, депрессии и носовые кровотечения. Вообще, свой опыт был для Фрейда основополагающей базой для всех вышеизложенных далеко идущих общечеловеческих выводов.

Так, Эдипов комплекс он придумал, проведя самоанализ своего отношения к отцу на фоне тяжелой депрессии, вызванной смертью этого самого отца. И – ба-бац! – нашел у себя Эдипов комплекс. И подумал, что если у него есть влечение к матери и желание убить отца, то и у всех нормальных людей тоже должно быть. В общем, вот именно нормальность отцов-основателей психоанализа и ставит под сомнение фильм, фрагменты из которого мы сейчас будем смотреть – «Опасный метод | A Dangerous Method» Дэвида Кроненберга.

Опасный метод | A Dangerous Method; Кроненберг; Мортенсен, Фасбендер

В 2011 году фильм участвовал в программе Венецианского кинофестиваля. Основан на реальных событиях – и взаимоотношениях трех психоаналитиков: основателя метода, Зигмунда Фрейда, его – на описываемый период – любимого ученика, сподвижника и продолжателя дела Карла-Густава Юнга – и его, Юнга, больной, потом – любовницы, потом – коллеги, тоже ставшей психоаналитиком – Сабины Шпильрейн.

Эта самая Шпильрейн, как и вышеупомянутая Лу Саломэ, как ни странно, была русской девушкой и впоследствии стала одной из основоположниц психоанализа в Советской России. Выполненный в очень сдержанной манере, фильм «Опасный метод», тем не менее, оставляет впечатления высоко поднятой в немом изумлении брови: и эти люди запрещают нам ковырять в носу? (Подробнее - здесь).

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Айн Рэнд И, наконец, третий, но не менее важный, Источник – Айн Рэнд. Снова – русская женщина, ага. Несмотря на территориальную и хронологическую близость – самую близкую к нам – она оказалась нам менее всех знакома. Айн Рэнд – практически наша современница, умерла в 1982 году, а родилась – в 1904 м году, в России, в Петербурге, и звали ее Алиса Зиновьевна Розенбаум. В семье фармацевтов и врачей. (Не родственница ли, часом, Александр Яковлевича?)

Как и для двух предыдущих два мега-мыслителей, одним из основополагающих жизненных импульсов ее было отщепенство, отчужденность, отверженность. (Любимое литературное произведение – «Отверженные» Виктора Гюго.) У Ницше – реальная безродность, у Фрейда– притеснения по пятому пункту, (в бытность Фрейда в Австрии с этим было туго), а Алисе Розенбаум досталось – в советской России – еще и как выходцу из буржуазного сословья.

Ее семья как раз по пятому пункту в царской России не страдала, а была очень даже зажиточной медицинско-фармацевтической корпорацией, жили хорошо, а большевики пришли, экспроприировали, уплотнили, и вообще – голод, холод и бесприютность в середине 20-х годов. Правда, буржуазное происхождение не помешало Алисе Розенбаум поступить в ленинградский университет и отучиться в на философском факультете, а потом еще и в киношколе.

А потом – что уже вообще странно – получить визу на стажировку в Америке по поводу первой, уже изданной к тому времени – к 28-му году, девушке было 24! – первой книги, киноведческой, про голливудскую звезду Полу Негри. Это – откуда что взялось. А теперь – что же взялось? В Америке Алиса Розенбаум известна под именем Айн Рэнд. Она практически главный идеолог крайне правых, проповедующий как высшее благо эгоцентризм и индивидуализм, который ни в коем случае не должен считаться не только с общественным мнением, но и с общественным благом.

Айн Рэнд не просто легитимизирует жажду власти, алчность и наживу – она идеализирует и романтизирует их. От чистого сердца и с дорогой душой – она сердечно любила деньги. На ее одежде был всегда вышит знак доллара, а когда она умерла – благодарные поклонники и продолжатели дела выложили цветами знак доллара размером в целую площадь, на которой происходило прощание.

Айн Рэнд любила деньги – и тех, кто умеет их делать. Она ввела в культуру понятие «притесняемое меньшинство» по отношению к миллиардерам – главам корпораций и банкирам.
Ее герой – страдающий от непонимания обществом, отверженный – предприниматель, деловой человек, без деятельности которого общество бы погибло, но это бестолковое и жадное общество не соглашается по заслугам вознаграждать его беспримерный организационный подвиг и то и дело пытается оттяпать львиную долю от его законного пирога в пользу бедных.

Злонамеренные никчемные профсоюзы-нахлебники, стада бездельников-рабочих, не способных без руководящей и направляющей роли интеллектуалов-капиталистов и табуретку сколотить – вот кто стал мишенью критических стрел романов, памфлетов и политически-заостренных эссе Айн Рэнд. Прекрасные, страдающие, непонятые, отверженные, но не сдающиеся в своем сверхчеловеческом величии капитаны бизнеса – ее герои-протагонисты.

Айн Рэнд, выходец из России, с русским гуманитарным университетским образованием, очень хорошо поняла: популяризировать идеи очень хорошо получается через художественные произведения. Поэтому устроилась в Голливуд сценаристкой, а потом еще и написала несколько романов. Как Чернышевский. Главный роман Айн Рэнд – «Атлант расправил плечи», 1952 года, является библией бизнес-эстеблишмента Америки, настольной книгой. И вообще американцы называют эту книгу второй, после Библии, самой повлиявшей на умы американцев, книгой. (Т.е. не просто "называют", а статистика свидетельствует).

Десятки миллионов проданных экземпляров, перевод на все языки мира. Мы – как всегда, на обочине. Уж очень нам ее взгляды не подходили. До поры до времени. Но с 91 года – понятное дело, все наши капитаны бизнеса читают Айн Рэнд взахлеб. (А Михаил Ходорковский – просто воплощение вымышленных Рэнд прекрасных и отверженных. Как с него писали!) Каждому новому президенту доброжелательные миллиардеры и их финансовые консультанты на инаугурацию дарят тома Айн Рэнд – Путину книгу «Атлант расправил плечи» дарил Илларионов, еще в 2004м году. А Медведеву книгу подарил Чечваркин.

Но Рэнд была не только политологом, но и политтехнологом, руководителем экономического кружка, члены которого в дальнейшем заняли руководящие посты в Америке – такие, как президент Рейган. Или – что, может быть, еще интереснее – глава Федерального Резервного Фонда Алан Гринспен, вообще – любимый ученик, поклонник и последователь Рэнд.

Теперь, на волне республиканских протестов против просоциалистской, как они считают, политики Обамы, тиражи Рэнд взлетели вверх с новой силой. Тем более странно, что фильм по этой великой книге, снятый в 2011 году, получился таким слабым. Поначалу права на экранизацию закупила аж Анжелина Джоли, и собиралась играть в нем главную роль. Потом на главную роль заявили Шарлиз Террон. А в результате сыграла ее никому не известная не харизматичная девушка, и фильм практически слили – он совсем не удачный.

Атлант расправил плечи | Atlas Shrugged: Part I

Хотя история и интрига позволяют развернуться: «Атлант расправил плечи» - антиутопия о мире, в котором финансисты и капитаны бизнеса устроили ... забастовку. Они ушли. Прямо растворяются в тумане, сворачивают свои бизнесы - в знак протеста против тех драконовских законов социалистического распределения, по которым они не могут в полный рост распоряжаться богатством, нажитым непосильным трудом. Богачи сбегают, образуют тайный город и тайное общество. Пароль - "Кто такой Джон Голд?" Пока адекватно воплотить великую книгу в кино не удалось. Но здесь, в фильме "Атлант расправил плечи", очень красноречивое вступление - до титров. Вот его можно посмотреть. Там все есть.

А вот по другому роману Айн Рэнд, «Источник», фильм, поставленный в 1949 году – по сценарию самой Рэнд – стал классикой Голливуда. Не такой затейливый в смысле формы, безо всяких антиутопий и заговоров, фильм – и роман – однако, содержат уже весь корпус основополагающих рэндианских идей: эгоизм – это хорошо. Благотворительность – плохо. Я ничего не должен делать для других. Примат общественных интересов придуман для тупых, которые ничего из себя не представляют.

Источник | The Fountainhead

Свобода моего частного предпринимательства в конце концов является и залогом вашего будущего процветания общества – потому что только я понимаю, как вам его обеспечить, а вы-то сами ни на что не способны, так хоть не мешайте – и вознаграждайте меня по заслугам. Айн Рэнд ведет свою проповедь не менее страстно, чем Ницше - свою. И последователей-поклонников у Рэнд никак не меньше.

Впрочем, может быть, и меньше. Поскольку их число ограничено - ну, если не списком Форбс, то - имеет очень четкий имущественный ценз. Может быть, не такой жесткий, как сакраментальное полонское: "У кого нет миллиарда - на фиг!", но - где-то рядом. Потому что учение Айн Рэнд, оно называется - позитивизм - оно не просто школа мыслей, оно - деятельное. Если веришь - делай деньги. И твой счет в банке будет свидетелем, насколько ты способный ученик.

Собственно говоря, книги Айн Рэнд содержат в беллетристической формы тот самый комплекс идей прагматизма, который лежит в основе нашей революции 1991 года. И, надо отдать Рэнд должное, проповедует свои идеи она со вполне революционной страстностью, свойственной что первым коммунистам, что первым христианам. Познакомится с источником этой страстности по-любому, не вредно. Расширяет сознание.

Мы, так хорошо знакомые с противоположной точкой зрения на богатство и богатых, (вовсе не только советской – коммунистической про буржуинов и Мальчиша-Кибальчиша, но и русской православной , общинно-крестьянской – от трудов праведных не наживешь палат каменных, и общехристианской про богатого, рай и игольное ушко), должны увидеть, как красиво, убедительно и доказательно звучит и диаметрально противоположная версия, какие красивые герои ее воплощают – и, если не поддаться, очертя голову, ее обаянию, то, по крайней мере, сделать свои выводы об относительности всего сущего.

В этот день в 2011 году: Время | In Time
В этот день в 2010 году: Стоун | Stone
В этот день в 2006 году: Комната 6 | Room 6



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





007: Координаты «Скайфолл» | Skyfall
2012-11-08 11:33
007: Координаты Скайфолл | Skyfall Новая серия к полувековому юбилею бондианы, «Координаты Скайфолл», не разочарует поклонников: погони, стрельба, хитроумный злодей и многократно воскресающий Джеймс Бонд в изящной упаковке очень интересного сюжета.

Или наоборот: поклонникам, как раз, этот фильм покажется слишком перегруженным зрелыми размышлениями и не детским драматизмом.

А вот те, кто всегда относился к невыносимой легкости похождений Бонда с иронией и не понимал, как можно всерьез увлекаться подобным легкомыслием, после "Скайфолла" посмотрят на Бонда новыми глазами.

Джеймсы Бонды в кино всегда выполняли мощную идеологическую нагрузку. Особенно, конечно, во время холодной войны, когда красавец, эстет, бонвиван и ироник, Джеймс Бонд должен был презентовать ценности свободного мира, так сказать, во всей красе.




Костюмы и белозубая улыбка, идеальная прическа и сногсшибательные транспортные средства – все работало на эту цель. И она была достигнута. Последним ослепительным Бондом был Пирс Броснан. А вот пришедший ему на смену Дэниэл Крэйг такой ослепительностью вовсе не обладает. В его исполнении Бонд начал появляться в клетчатых ковбойках, какой-то растрепанный, неопрятный и помятый… Прямо-таки ронял марку то и дело.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Крэйг

Но только в этом фильме, «Координаты «Скайфолл», стало ясно, что новый – потерянный и расхристанный – имидж Бонда имеет под собой новую идейно-политическую подоплеку. Внятную и адекватную изменившемуся миру. Мир старого доброго шпионажа разрушился вместе с биполярной системой. И старой гвардии пора на смену.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Крэйг

А пока – практически всемогущие злодеи, вооруженные до зубов харкерскими навыками, одерживают одну победу за другой – и где?! – на его же, на Джеймс-Бондовской, родной территории! В родном Лондоне, пробрались в самое логово, взорвали одно здание разведки, другое, подобрались к парламенту и пришли за Бондом по координатам в Скайфолл – его личное родовое гнездо.

Это такая шотландская деревушка, а там – небольшой замок. Или – большой дом. В этом доме и вокруг него происходит финальная – очень долгая, при том – ночная, поэтому – в темноте – битва. В которой победил, все-таки, вы догадываетесь, кто. Но далось это ему очень нелегко. Потери прямо-таки невосполнимые. В боевой силе и технике.

И вот эта растерянность старого мира, с его силой, с его привычными оружием и приемами – перед новым оружием и новыми приемами, которыми старперам, увы, уже не овладеть – пронизывает весь фильм.

Не зря его поставил режиссер настоящего драматического, а не блокбастерного, кино – Сэм Мендес, известный больше всего по фильму «Красота по-американски» - яркая драма о кризисе среднего возраста в начале нулевых. Вот какой-то такой кризис в фильме «Координаты Скайфолл» переживает и наш бывший удачник, а ныне – стареющий, поскрипывающий, промахивающийся в стрельбе по мишени, Акелла. И на эту роль Дэниэл Крейг подходит как нельзя лучше.

Главный враг, бывший, кстати, коллега по Ми-6, а ныне – свободный художник, его играет Хавьер Бардем, которому злодеев играть – не привыкать, но тут он… Не похож сам на себя. Потому что – блондин. И вот он – легок, ироничен, изящен, остроумен и обгоняет Бонда – и всю его команду! – по всем статьям.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Бардем

Особенно - по информационным технологиям: пока наша старушка М еще только наладила он-лайн связь с агентами и диктует им прямо в ухо каждый шаг, красавец-блондин Бардем-Силва уже взломал сеть разведки, и каждый замок в здании, и стрелки в лондонском метро, и … В общем, в этой серии Бонд победил. Но надолго его вряд ли хватит…

Невозможно не упомянуть, говоря об этом фильме, о музыке и - особо - о заглавной песне. Она прямо-таки как будто песня из прошлого - звучит с несвойственными этому веку драматизмом, мощью, мелодичностью - Адель ее сочинила и спела, а как будто кто-то из титанов 70-х годов прошлого века. Как камертон, прозвучав на титрах, песня задает тон всему фильму и дает зрителям понять, что будет все по-взрослому. И не обманывает.

Мендесу и сценаристам удалось то, что в шпионских фильмах последних лет, кажется, полностью утрачено: снять не череду каскадерских трюков, не презентацию высокотехнологичных гаджетов и не каталог туристической кампании, а очень интересный и драматичный фильм, в котором история ценна сама по себе, а не только как шампур, на который все эти вышеуказанные аттракционы нанизаны.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Крэйг

При этом динамизма и остросюжетности никто не отменяет, и все трюки и спец-эффекты работают на сюжет в лучшем виде, а красоты и причудливость разных мест тоже создают вот это ощущение зрелищного богатства, из которого и складывается понятие - "большое кино".

Говоря о местах, натурных съемках, опять же, нельзя не отметить, как здорово вплелись в ткань фильма вот именно не только виды знакомых мировых столиц, но и - заброшенный мертвый остров, пустой город - и леденящие душу шотландские пустоши в окрестностях Скайфолла. Кажется, что два этих великолепных фона - найденных или выстроенных, нарисованных художниками-постановщиками фильма, впоследствии будут задействованы художниками фильмов поменьше. Уйдут в попсу.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Крэйг, Уишоу

Как это бывает в картинах - да и шире - в работах великих мастеров: в одной песне "Beatles" ритмов и мелодий, тем хватает для десятка будущих попсовых шлягеров. Так что "Скайфолл", по густоте намеса и по качеству исполнения всего, что есть в фильме, конечно, полностью опрокидывает те снисходительные ожидания, которые у всех зрителей связаны с представлением о "сиквеле" - мол, их снимают только для того, чтобы в очередной раз срубить бабла на неистлевшем еще бренде.

То есть, обычно, так, конечно, и бывает. Но вот здесь - все наоборот: действительно, вся предшествующая полувековая мощь и раскрученность бренда, великого и непобедимого, неубиваемого и неиссякающего суперагента сработала на силу этого фильма. Вообще "Скайфолл" - эстетическое оправдание существования практики сиквелов и франшиз. Потому что, получается, что, несмотря на качество каждой отдельной серии, общий символический капитал бренда растет во времени, и, глядишь, придет время - и он выстрелит вот так!

И еще одно: название. У нас, как обычно, его попытались исказить, сопроводив кучей лишних, ненужных дополнений: "007, координаты..." Но как только ты слышить песню, ты начинаешь слышать название, как надо - Падающие небеса. Скайфолл. Название дает фильму эту пронзительную ноту не меньше, чем заглавная песня.

Ни разу не проходное, запоминающееся, оно еще и стопроцентно отражает содержание, послание, настроение фильма. Точный образ, пойманный создателями фильма, вызвал к жизни и точное название - и соответствующее образу воплощение в двухчасовой киноленте. Конец света, предчувствие Апокалипсиса через шпионские страсти. Вот почему так радует и задевает этот фильм: он - не иллюстративный, он - образный. А большинство современных фильмов - и книг, и вещей... (и людей?) - безОбразные. Без обид.

007: Координаты «Скайфолл» | Skyfall: Великобритания, США

Моя оценка - 5 - Здорово
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Меланхолия | Melancholia, Магнолия l Magnolia, Призрак | The Ghost Writer
Вместо этого смотреть: Турист | The Tourist, Миссия невыполнима: Протокол Фантом | Mission: Impossible - Ghost Protocol, Эволюция Борна | The Bourne Legacy
В этот день в 2010 году: Буги-вуги | Boogie Woogie
В этот день в 2009 году: Не бросайтесь тортами в летающие тарелки! Глава 4
В этот день в 2006 году: Анаполис | Annapolis



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Клуб киноУХО - 40. Альманахи и Мы - 2. Анонс
2012-11-08 19:09

Следующее собрание - во вторник, 13 ноября, в 18:30.

Не будем смотреть чужое, будем придумывать свое!
Вернемся к нашим баранам!

∙ Свободная мысль
∙ Киллер в садике
∙ Заповедник
∙ Гости из будущего (или письмо в бутылке)
∙ Забытый в садике
∙ Герои книг
и другие сюжеты...

Что дальше?
Не будем отвлекаться на увлекательные просмотры, засучим рукава и навострим перья – придумаем непридуманное, чтобы снять неснятое.
Продолжаем проект «Альманахи и мы» - смотрите отчет о предыдущем собрании.
Приходите!

Что было в клубе киноУХО
Как нас найти



Ограбление казино | Killing Them Softly
2012-11-09 14:56
Ограбление казино | Killing Them Softly Американский фильм «Ограбление казино» с Бредом Питтом в одной из главных ролей не оправдает надежд тех, кто ожидает от него энергичных криминальных разборок. Вот что надо иметь в виду: фильм под таким призывным и, казалось бы, однозначным названием - однако, участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2012 года.

В данном случае, это говорит больше не о высоком качестве, а о жанровой принадлежности фильма… Хотя, что далеко ходить, вон – «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, на очень даже криминальную тематику, тоже принимало участие когда-то в каннском фестивале, и даже получило главный приз, открыло новую эру, послужило точкой отсчета…

Вот на неудалые претензии повторить подвиг Тарантино недоброжелательные критики, а таковых – большинство – пеняют авторам фильма «Ограбление казино». И напрасно! Большое количество профессионалов криминального бизнеса и долгие диалоги между ними все-таки не являются главными отличительными чертами великого творения Тарантино.




Других сходств между ним - и нынешним «Ограблением» нет. Зато есть в нем сходства – очень даже удивительно! – с советскими позднеперестроечными фильмами, в которых под непрерывный галдеж доносящихся из всех телевизоров и радиоприемников трансляций заседаний Верховного Совета – с громкими разоблачениями и яростными призывами к обновлению – на экране проистекает бескрылая, унылая, коррумпированная и непрофессиональная жизнь какого-нибудь сообщества, ярко представляющего мифы о советском мире: школа там, больница, да хоть – санаторий или завод!

Ограбление казино | Killing Them Softly; Питт, Дженкинс

Но вместо былой производственной драмы про завод, или – драмы становления юного характера про школу, или драмы героизма врачей, которые раньше – горели на работе, теперь, то есть – в те позднеперестроечные времена – на экране все разрушается, разлагается и дурно пахнет. Врачи воруют спирт, учителя берут взятки от родителей, главный инженер на заводе вступил в сговор с теневиком, а в доме отдыха на тюфяках скрываются от правосудия беглые уголовники.

На фоне бодрых призывов с экрана все это выглядит крушением, разложением и ржой, которая проела всех и вся. Так вот, «Ограбление казино» с Бредом Питтом – точно такой фильм. Только за базовую и самую представительную единицу американского общества взят криминалитет. И никакой предвзятости здесь нет: это те самые предприимчивые, инициативные и активные индивидуалисты, рассчитывающие в жизни только на себя и готовые биться за свое кровное, каковыми и предписано быть настоящим американцам.

Ограбление казино | Killing Them Softly; Лиотта

И вот сюда тоже – о ужас! – проникла ржа. И благородные криминальные доны уже не могут как следует спланировать, а исполнители-шестерки – реализовать мало-мальски изящный криминальный план. А потом призванный исправить положение чистильщик – как раз Бред Питт – сталкивается с вопиющим непрофессионализмом киллера, которого он нанимает. Полная безответственность! Приходится все делать самому.

Ограбление казино | Killing Them Softly

А там и самые высокие криминальные иерархи демонстрируют свою полную несостоятельность: оплатили не по тем расценкам. Невозможно работать! И все это происходит под назойливое жужжание Барака Обамы из каждой консервной банки: "Мы, американский народ! Мы – едины, мы – равны, мы должны и будем…" И финальные гневные слова в адрес Америки, которые бросит главный герой – вот ради чего все и писалось!

Ограбление казино | Killing Them Softly

Но, помимо этого справедливого гражданского пафоса настоящего американского гражданина, который переживает за свою страну, в фильме ничего интересного нет. Как и в тех позднесоветских фильмах, название которых сейчас даже невозможно вспомнить.

Ограбление казино | Killing Them Softly: США - 2012
Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Город воров | The Town, Мальчики-налетчики | Takers
Вместо этого смотреть: Криминальное чтиво, Бабло, Особо опасны | Savages
В этот день в 2011 году: Брат Иван Федорович Женовач
В этот день в 2010 году: Немыслимое | Unthinkable
В этот день в 2009 году: История одного вампира | Cirque du Freak: The Vampire's Assistant

Клуб киноУХО - 41. Наследный принц Уфы и Костромы. Анонс
2012-11-23 08:32

Борис ГребенщиковБорис Гребенщиков

Встречаемся 27 ноября 2012 года, вторник 18:30

27 ноября – День Рождения Бориса Гребенщикова!
БГ – без году 60, Аквариуму – 40!
Человек, который изменил нашу жизнь, Легенда русского рока, Беспечный русский бродяга
Великий музыкант засветился в кино. Посмотрим фильмы – с БГ, о БГ, с музыкой БГ. Художественные и документальные. Вчерашние и сегодняшние:
∙ АССА
∙ Черная роза – эмблема печали, Красная роза – эмблема любви!
∙ Дом под звездным небом
∙ Два капитана 2
∙ Город
∙ Мультфильм «Митьки никого не хотят победить»
∙ Рок
∙ Серп и гитара
∙ Тбилиси-80
∙ БГ как Лев Толстой
∙ 40:0 в пользу Аквариума
∙ The Long Way Home

Послушаем новые песни: Воздухоплавание в компании сфинксов
Споем старые! Велком! Чаепитие входит в программу. Ждем вас, друзья!

Вход свободный.

Что было в клубе киноУХО
Как нас найти



В избранное