Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Холостячки | Bachelorette



Холостячки | Bachelorette
2012-10-12 13:45

Холостячки | Bachelorette Комедия «Холостячки» в очередной раз предоставляет зрителю возможность поучаствовать в предсвадебной голливудской лихорадке. Хваленый голливудский конвейер начал давать сбои: то и дело на экраны выходят фильмы совсем не-голливудского качества.

Комедию «Холостячки» запросто можно представить снятой где-нибудь у нас – неумехой режиссером по наспех состряпанному каким-нибудь родственником продюсера сценарию. Даром, что на главную роль удалось заманить умницу и красавицу Кирстен Данст. Чего можно было бы и не делать, поскольку ни умницей, ни красавицей она в этом фильме не является. А является стервозной, ожесточенной и невротичной подружкой невесты, ненавидящей и эту невесту, и эту свадьбу, и саму себя.

В общем, после того, как поучаствовала в прошлом году в фильме одного из лучших режиссеров планеты, (в "Меланхолии | Melancholia" у Ларса фон Триера), и получила самую высшую награду планеты за исполнение лучшей женской роли, (Приз Каннского кинофестиваля - 2011), можно уже было бы до подобных постановок не снисходить. Ну, снялась в "Параллельных мирах | Upside Down" - так хотя бы не ниже.

Фильм называется «Холостячки» - так что уже по названию ясно, что героиня Кирстен Данст не одна такая, их целая бригада – в количестве трех – кошмарных подружек, которые вот-вот сорвут свадьбу.




И не со зла, вроде бы, а просто потому что им наплевать на все и на всех, и на себя, и на невесту. На невесту – особенно, поскольку она – неудалая толстуха в школе – теперь вдруг выходит замуж раньше них.

Невеста эта – пожалуй, главный источник комизма в фильме, проходящем по разряду «свадебных комедий» - что, однако, странно для политкорректной Америки: смеяться над некрасивой толщиной, втиснутой в белые свадебные кружева… Ах, это не рядовая свадебная добрая комедия? Это сатира на современных американцев? Такая злая свадебная сатира?

Так не мешало бы и к злобе добавить чуточку юмора. А то вдруг где-то в середине фильма выясняется, что режиссер-то замахивался чуть ли не на социальную драму, как «Стыд | Shame» МакКуина – про то, какие они на самом деле несчастные, эти богатенькие и упакованные американские удачники, мальчики и девочки с хорошей карьерой и высокой зарплатой…

Холостячки | Bachelorette; Марсден, Борихеймер, Уилсон, Скотт

Как им на самом деле не сладко живется, как они разменивают свои молодые жизни на пустяки, а то и не на пустяки – на всякие наркотики и ненужные связи, высушивают, выхолащивают себя, теряют способность любить и дружить…

Но то, что у МакКуина получается – хоть и скучно, и неприятно, но – в высшей степени стильно, холодно, отчетливо – то здесь, в «Холостячках» - шумно, неряшливо, грубо и примитивно. Как будто авторы и исполнители сами не знают, что они вообще-то хотят сказать: рассмешить и уморить зрителя, шокировать его неприглядной правдой об изнанке этих глянцевых свадебных страниц, или, в конце концов, вызвать слезу умиления от неожиданного мелодраматического исхода.

Холостячки | Bachelorette;Данст, Каплан, Фишер

В результате никто из подружек не вызывает не только сочувствия – интереса: злобные, вульгарные пустышки. Кавалеры – не лучше. А движок сюжета с порванным злобными подружками свадебным платьем, которое надо успеть починить и почистить, потому что – чего они только не делали с ним и где они только не валяли этот белоснежный наряд невинности – к решительному часу – ну такую банальность, кажется, вообще уже никто не должен предлагать к исполнению, потому как – сколько можно?

Создатели фильма, вероятно, считают, что от других таких же их фильм отличается обилием нецензурной лексики и непристойных жестов и поз – и это правда: отличается. Жанр невинной свадебной комедии исчерпан. Исперчен.

Холостячки | Bachelorette: США - 2012

Моя оценка - 2 - Жалко времени и денег
Моя система оценок




Вместе с этим смотреть: Стыд | Shame, Папа-досвидос | That's My Boy
Вместо этого смотреть: Меланхолия | Melancholia, Мальчишник в Вегасе | The Hangover
В этот день в 2011 году: Модернисты | The Moderns
В этот день в 2009 году: Девять | 9
В этот день в 2006 году: Охотники за приведениями | Ghost Busters



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook



Клуб киноУХО - 39. Три источника, три составные части: Ницше, Фрейд, Рэнд. Анонс
2012-10-13 16:35
Фридрих Ницше Зигмунд Фрейд Айн Рэнд

Следующее собрание - во вторник, 16 октября, в 18:30.

Отцы-основатели свободного мира - в кино.
Что они хотели? Что мы получили?

Фрагменты фильмов:
∙ «Опасный метод» Дэвида Кроненберга,
∙ «Туринская лошадь» Беллы Тарра,
∙ «Источник» Кинга Видора.

Кино-ликбез в области философии и психоанализа.
Главным идеологом Америки была эмигрантка из России Алиса Розенбаум? Айн Рэнд – кто она такая и почему стоит в одном ряду с титанами духа Ницше и Фрейдом?
Познакомимся поближе с теми, кто нарисовал картину мира, в которой мы живем.

Что было в клубе киноУХО
Как нас найти

Орда
2012-10-23 19:37
Орда Фильм «Орда» на недавнем Московском международном кинофестивале получил сразу две награды: за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль. Он особняком стоял и в фестивальной афише, и теперь, в российских афишах текущего репертуара.

Это большое многофигурное полотно из жизни средневековой Руси, снятое со всем уважением к традиции. Во всех смыслах. К отечественной профессиональной кинематографической традиции – так большое кино снимали в прошлом веке. И к исторической традиции – поскольку темой фильма является исторический факт: московский митрополит Алексий ездил в Орду и вылечил от слепоты ордынскую княгиню, мать нескольких татарских правителей-чингизидов.

Средневековые быт и нравы создатели фильма – режиссер Андрей Прошкин и автор сценария Юрий Арабов – тоже изображают в высшей степени традиционно, без каких-либо провокационных осовремениваний. И еще одна традиция проходит красной нитью через фильм, повествующий о духовном подвиге: он вполне традиционно трактует добро и зло. Что в наше время на киноэкране, тем более – на фестивальном киноэкране – большая редкость.



В гламурных комедиях для тинейджеров еще бывает, покажут по старинке какую-нибудь прописную истину, завернув ее, для верности, в блестящие разноцветные потребительские обертки. Но фестивальное кино для взрослого, образованного, насмотренного зрителя чаще всего занято как раз переворачиванием привычных представлений о добре и зле с ног на голову, в силу новомодных толерантных трендов, согласно которым – снисходительность ко злу и приятие его есть как раз достоинство, а неистовость и нетерпимость по отношению к чему бы то ни было – непростительное варварство.

Орда

В фильме «Орда» на наших глазах происходит встреча двух цивилизаций, из слияния которых потом и родимся мы все: Руси и Орды. Смиренный и мудрый старец, митрополит Алексий, (его здорово играет почти неузнаваемый в гриме Максим Суханов), приезжает к людям, которые живут совсем по другим законам, обычаям и традициям. И наблюдает эту другую жизнь – и мы как будто его глазами наблюдаем – внимательно, безо всякого осуждения или отвращения.

Орда; Суханов

Но и сам для совершения необходимого чуда – а его затем и вызвали в Орду, чтобы исцелил занемогшую ханшу, после того, как все прочие колдуны-кудесники-эскулапы потерпели неудачу – сам Алексий прибегает к своим, православным способам духовного делания, без оглядки на местные порядки. Только духовный подвиг, жертва, самоунижение и самоистязание – по вере Алексия – может совершить требуемое чудо. Молитвенный экстаз, аскеза и самоумаление. И он осознанно идет на мытарства, чтобы – безо всякой гарантии, но – по вере своей – получить в результате чудо.

Орда; Суханов

И чудо это – не ради помощи больной и не ради укрепления своего статуса кудесника-целителя – а ради спокойствия родной страны: таково было условие, в благодарность за исцеление ордынские князья обещали послабления ига.

Орда; Хайруллина

Что и было сделано. Фильм «Орда» показывает нам, какой ценой. А так же – что такое история, личность в истории, что такое святость и какими подвигами – и подвижниками! - созидается государство. Русь. Россия. Вот такие были методы в ходу. О том, насколько они были действенными, судить зритель может не по фильму, который как раз оставляет сомнения – от алексиевых ли мытарств или от чего другого исцелилася княгиня Тайдулла, а по дальнейшей, известной зрителю многовековой истории государства российского.

Орда: Россия - 2012

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Фауст, Остров, Царь
Вместо этого смотреть: Белый тигр
В этот день в 2009 году: Формула любви для узников брака | Couples Retreat
В этот день в 2006 году: V значит Вендетта | V for Vendetta



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Мужчина с гарантией
2012-10-24 18:06
Мужчина с гарантией Отечественная комедия «Мужчина с гарантией», с героями «Большой разницы» - Ноной Гришаевой и Александром Олешко – как будто пришла не в сезон. Самое место ей на летних, отпускных и курортных, экранах. Однако и в несезон «Мужчина с гарантией» в российском прокате выиграл кассовые сборы, пропустив вперед только фантастический боевик-триллер с Брюсом Уиллисом в главной роли. Практически, победа!

Любимые комики прикрутили фитильки своего немереного комизма и очень мило сыграли очень обычных людей самого рядового статуса. То есть героиня Нонны как раз играет и в фильме – бизнес-леди и владелица гипер-маркета притворяется бедной и бездомной Золушкой. А Александр Олешко прямо-таки вошел в роль белого и пушистого охранника этого самого гипер-маркета. Но охранника, который болеет за дело всей душой, а она у него нежная, как цветок!

В итоге получился такой торгово-закупочный потребительский рай, а фильм – как хорошо изданный каталог-путеводитель по этажам и отделам нашего замечательго гипер-маркета.




А что, это неплохая идея – теперь, когда рекламные мелодии и песни о прокладках-бритвах-йогуртах зачастую звучат приятнее и мелодичнее, чем не привязанные ни к чему эстрадные хиты, (а уж запоминаются лучше – так завсегда!), нужно и фильмы делать не просто рекламоносителями отдельных каких-то продакт плейсментов, а – целиком, основывать сюжет и совмещать полезное с приятным.

Ну, вот в этом фильме, например, про гипер-маркет: дело и так происходит в большом и, наверное, реально существующем магазине. Что бы стоило - а, кстати, и стоило бы недешево! – создателям фильма маленькими буковками внизу экрана, пока герои объясняются, скажем, в отделе нижнего белья, сообщить заинтересованным покупателям, на каком этаже и в каком отделе они могут приобрести понравившуюся модель.

Мужчина с гарантией; Гришаева, Олешко

То же и в отделе растений – сообщите информацию об осенней распродаже летних коллекций! Да что там – маленькими буковками, да по краю! Еще лучше – это если бы сама Нонна, на минутку выйдя из образа, повернулась бы в камеру и, отхлебнув глоток чая из чашки с логотипом нужного бренда, сказала бы своим хорошо поставленным голосом с придыханиями, как она умеет:

Мужчина с гарантией; Гришаева, Олешко

«Прекрасный чай, с оттенками цветочных ароматов и нежной ноткой горького миндаля, в нашем отделе «Чай-кофе-шоколад», на третьем этаже, павильон номер тридцать восемь дробь четыре, к вашим услугам целый букет непередаваемо ароматных и свежий чаев от лучших поставщиков из Европы, Индонезии и Китая».

А платья! И, глядя за окно – пальто, шубы, зимние сапоги и прочие, подходящие к сезону одежда и обувь! Ну, представьте себе книжку про Красную Шапочку, в которой можно было бы, помимо душераздирающей истории про Волка и Бабушку, прочитать, где купить эту самую шапочку – и бабушкин капор, и домик, как у бабушки – если уж на то пошло!

Мужчина с гарантией; Гришаева, Олешко, Волкова

А теперь и читать не надо – можно все это увидеть и услышать, в одном флаконе с познавательной и романтичной историей о доверчивом охраннике гипер-маркета, которого обманом женила на себе богатая и красивая владелица универмага… Можно было бы… Пока что это только мечты!

Мужчина с гарантией; Гришаева, Олешко

Так что будем ждать, когда же кинематографисты, наконец, сообразят, что рекламу и рекламоноситель нужно объединять безо всякой боязни. Уж если вы практически перенесли всю жизнь своих героев в супермаркеты, рестораны, отели и курорты. Давайте поконкретнее, с адресами, телефонами, датами и расценками. Чтоб два раза не вставать!

Мужчина с гарантией: Россия - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Служебный роман. Наше время, Елки, Мамы
Вместо этого смотреть: На измене
В этот день в 2011 году: Бабло



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Экспат | The Expatriate
2012-10-25 14:02
Экспат | The Expatriate «Экспат» - стремительный шпионский триллер на фоне уютных бельгийских домиков с Аароном Экхартом в главной роли. На этот раз нечленораздельное название фильма не удалось не только переводчикам в нашем прокате, но и создателям фильма. Экспат – эмигрант, по нашему. Но герой Экхарта живет в чужой стране всего какой-то месяц, переехал по работе, так что эмигрантом в том смысле слова, в котором мы его употребляем, не является.

В то же время все трудности и опасности накладываются на его ощущение «чужой в чужой стране», что, вроде бы, важно. А с третьей уже стороны – как это может быть важным агенту ЦРУ, пусть и полгода, как уволенному? Бывших агентов не бывает, а чужие страны для разведчиков – практически их, разведчиков дом родной. В смысле, что они там, вроде бы, должны чувствовать себя, как рыбы в воде?

Так вот нет. Система дала трещину. Собственно, этот аккуратный и камерный шпионский боевичок, главным образом о них и рассказывает – о трещинах.




Вот, матерый црушник чувствует себя не в своей тарелке – и где? В преуютной и прекомфортной Бельгии, стране, которая кажется вымышленной – до того там все, как надо.
А перед тем он же пошел против командования, не выполнил приказ на уничтожение какого-то там врага государства – начал сомневаться в том, что участвует в борьбе за справедливость. Что-то подозревать начал.

Экспат | The Expatriate; Экхарт, Либерато

И точно так же – его же родная дочь – сомневается в нем самом, подозревает, чуть что – бросается суровыми обвинениями и совсем не хочет войти в положение и положиться на него, отца, во всем. В общем, связь времен распадается и мир трещит по швам на всех направлениях.

А как славно все начиналось! Молодой симпатичный папаша, дочка-студентка, европейская столица, он – на престижной инженерной должности, она – начинающий, но подающий надежды фотограф, учится в школе искусств…

Экспат | The Expatriate; Экхарт, Либерато

Из первой – безоблачной - части фильма зритель, тем не менее, может вынести полезной информации больше, чем вообще он получил за последние месяцы своей жизни: вам будет показано, как обмануть систему безопасности, кодом к которой служит радужная оболочка глаз очень узкого круга лиц. Просто, как все гениальное: нужно к идентификатору поднести мобильник, на который заранее сфотографировать 50 разных глаз. Не миллион, не тысячу – пятьдесят! Это же каждый может!

Вот так мы, зрители, поняли, что симпатичный папа работает в конторе посерьезнее, чем домоуправление. А дальше… Превращение милой семейной драмы между симпатичными молодыми отцами и бойкими взрослыми детьми в нормальный шпионский боевик происходит в тот момент, когда, войдя утром – как обычно – в свою контору – папа не обнаруживает там никого и ничего, никаких следов, голые стены и никогда здесь ничего не было…

Экспат | The Expatriate; Экхарт

Эх, если бы это чудесное мгновение полнейших непоняток и легкой шизофрении можно было продлевать в кино подольше... (Вообще, вот это состояние "я - не я и лошадь не моя" в кино выглядит всегда необъяснимо привлекательным, хоть и пугающим. Почти таким же привлекательным, как путешествия во времени или попадание в параллельную реальность. Почему-то.)

Но – нет, дальше погнали уже совсем в другом темпе, стреляли, догоняли, убегали, выводили на чистую воду и, понятное дело, всех победили. По пути встретили нашу главную шпионскую красавицу – Ольгу Куриленко. Скажем прямо, модель для рекламы шампуня из нее пока получается убедительнее, чем сотрудница ЦРУ. В общем, в фильме "Экспат" легко обошлись бы и без нее.

Экспат | The Expatriate; Куриленко

А без этого фильма вообще? Ну, все-таки – нет: Экхарт – симпатичный, Брюссель – уютный, не говоря уже о секрете с радужной оболочкой – который должен знать каждый.

Экспат | The Expatriate: Бельгия, Канада - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Американец | The American
Вместо этого смотреть: Шпион, Эволюция Борна | The Bourne Legacy
В этот день в 2011 году: Кожа, в которой я живу | La piel que habito
В этот день в 2010 году: Ты и я (Лариса Шепитько)
В этот день в 2009 году: Крым 2009
В этот день в 2006 году: Тачки | Cars



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Клуб киноУХО - 39. Три источника. Отчет
2012-11-02 08:39

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Клуб КиноУхо - 39.  Три источника.
В современном искусстве, современном кино и современном мировоззрении вообще нам мешает ориентироваться вот что: мы плохо представляем, что лежит в основе этого «современного», поскольку мы к этой школе мысли подключились недавно, с крушением Союза.

И плохо представляли себе, насколько тотальным в западном мире в 20 веке – и сейчас тоже – было влияние таких мыслителей, как Ницше, Фрейд и Айн Рэнд. Мыслителей, которые нам представлялись скорее экзотическими, чем определяющими – по их роли в нашей предшествующей жизни и культуре. Ну, так пришла пора с ними познакомиться – сколь бы запоздалым не казалось это знакомство.

Вот три фильма, вышедшие на экраны в прошлом году, т.е. совсем свежие: "Туринская лошадь | A Torinói ló" венгерского режиссера Белы Тара, Гран-при прошлогоднего Берлинского кинофестиваля; "Опасный метод | A Dangerous Method" Дэвида Кроненберга, участник прошлогоднего Венецианского кинофестиваля; и не такой титулованный "Атлант расправил плечи" - презентуют именно этих мыслителей.


Сегодняшние кинодеятели выражают некое разочарование былыми гуру, некоторую усталось от их тотального присутствия в культуре. Однако это не причина сбрасывать их со счетов (и с пьедесталов): может быть, высоколобые кинодеятели западных демократий и устали, наелись фрейдизмом, ницшеанством и рэндианством, однако очень многие другие не наелись и по полной используют эти идеи там, где раньше им не было места – (или было не так много места):

в нашем отечественном, прежде – идущим своим путем – кино и в массовой культуре, до которой эти авангардные в прошлом идеи, наконец, докатились – в адаптированном и урезанном, понятное дело, виде – но в очень удобном для употребления.

Итак, кто они, эти три Источника?

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Фридрих Ницше Первый, конечно, Фридрих Ницше. 1844 – 1900 гг. Ниспровергатель основ и основоположник пост-культуры. Проповедовал отказ от моральных норм, от милосердия и сострадания, добра и справедливости – они ослабляют человека сильного и зачем-то помогают слабому, которому самая дорога – ф топку.

Почитал себя сверхчеловеком и Антихристом – о чем писал в одноименной книге. Провокация как вид произведения искусства – его изобретение: шокировать, удивить и оскорбить реципиента – как задача художественного творчества, осквернять святыни и покушаться на святое – как задача современного искусства, манифестирующего смелость отказа от ограничивающих архаичных норм.

Сверхчеловек – тот, кто способен на это. Остальные – быдло, стадо, недочеловеки. Основные труды: «Так говорил Заратустра», «Рождение трагедии из звуков музыки», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти». Ницше почитал волю к власти основным инстинктом и ратовал за его освобождение от ограничивающих культурных и моральных запретов. Вообще ратовал за освобождение инстинктов и закрепощение инстинктов вменял в вину религиям и особенно христианству.

В «Антихристе» называл Христа идиотом. (Как ни странно, «Идиот» Достоевского вышел на пару десятков лет раньше). Вообще, Достоевский – одно из первых мощных порождений Ницше: Достоевский стал самим собой, вступая в постоянную полемику с Ницше в своих романах.

Ницше почитают за идейного вдохновителя как деятели авангарда и современного искусства, так и фашисты-нацисты. «Так говорил Заратустра» и «Воля к власти» - настольные книги Гитлера, который признавал их влияние в написании «Майн кампф» и вообще, мыслил себя ницшеанским сверхчеловеком.

Еще: Ницше противопоставлял аполлоническое, разумное и упорядочивающее, начало в человеке и культуре – дионисийскому, хтоническому, животному и стихийному – в пользу последнего. Эта идея стала идеологической подоплекой всего современного безобразного, низменного, жестокого и животного, которое пришло на смену отжившему, классическому, гармоничному и прекрасному.

Сам Ницше (1844 - 1900), понятное дело, в искусстве как зритель тяготел к прекрасному, к классицизму, декаданс современный ему считал признаком упадка и разложения мягкотелого и бессильного западного человека, полузадушенного рабской христианской моралью. Вообще, безобразное считал дорогой деградации и смерти. При этом – уж если говорить о воцарившихся с его нелегкой руки взглядах, так вот, с точки зрения фрейдизма, о котором речь впереди, Фридрих Ницше рано начал и плохо кончил:

будучи крайне одаренным интеллектуально, он всегда страдал он недостатка коммуникативных способностей, никогда не был женат, подвергался обструкциям и бойкотам со стороны товарищей по учебе и – в будущем – со стороны научного сообщества, ссорился и разрывал отношения и с теми, с кем ему чудом эти отношения удавалось на короткое время построить – Вагнер, Лу Саломэ.

Всю жизнь страдал от чувства неукорененности – кстати, это общая исходная жизненная посылка, объединяющая всех троих наших героев – а Ницше был вообще человек без гражданства, отказался от прусского паспорта, чтобы откосить от армии – и никакого другого не имел, приписывал себе польские дворянские корни – типа, мы были Ницкие, что потом оспаривали его многочисленные биографы.

А также: мучился головными болями, обмороками и впадением в ступор, в следствии чего вынужден был оставить преподавание чуть ли не в 30 лет. В конце концов окончательно сошел с ума и последние 10 лет прожил в безмолвии под надзором врачей. В общем, у Ницше было много причин быть недовольным жизнью, ее устройством, богом и людьми. Но при этом он обладал невероятной страстностью изложения, которая позволила его субъективным переживаниям стать частью культуры и определить мировоззрение огромного числа последователей на полтора века вперед. Молодец.

Сейчас, после чуть ли не столетия тотального влияния ницшеанства на свободомыслящее человечество естественна некоторая усталость от него. Как когда-то сам Ницше являлся рупором тех, кто устал от тотального влияния христианства. Но эта усталость вовсе не отменяет монументальной роли Ницше в построении той картины мира, в которой мы сейчас и проживаем. А посмотрим мы фрагменты из фильма венгерского режиссера Белы Тарра – «Туринская лошадь».

Туринская лошадь | A Torinói ló; Бела Тар

Этот фильм получил два приза, в том числе – гран-при – на прошлогоднем Берлинском кинофестивале. Фильм-хроника апокалипсиса, который ведет свое начало от финального прозрения Ницше: автор лапидарного афоризма "Падающего - толкни!", Ницше в тот день, с которого начинается фильм, бросился останавливать извозчика, жестоко бьющего свою лошадь, повис у лошади на груди, долго рыдал, а потом сказал четыре слова - и замолчал навсегда.

Замолчал не потому, что умер - он прожил, помешанным, еще 10 лет, но разговаривать перестал. А последние слова его были: "Мама, я был глупцом!" В фильме Белы Тара нет Ницше, есть лошадь и ее хозяин - и мир, перестающий функционировать. Что хотел сказать автор о мире, о Ницше и о лошади - что-то очень важное, не очень-то обнадеживающее... Подробнее - здесь. А лучше - посмотрите сами.

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Зигмунд Фрейд Второй наш герой – Зигмунд Фрейд. 1856 – 1939. Нечего и говорить, что все трое, не будучи порождениями и прародителями друг друга, тем не менее сильно связаны взаимным влиянием. А вот Фрейд с Ницше, помимо философского влияния второго на первого, были еще связаны и общими знакомыми – любовь всей жизни Ницше, Лу Саломе, после его смерти близко познакомилась и подружилась с Фрейдом, стала его преданной ученицей и последовательницей, а потом еще и одной из первых влиятельных женщин-психоаналитиков.

Что же можно сказать о Фрейде? Он продолжил начатое Ницше дело - раскрепощение инстинктов и легитимизацию инстинктивных, освобожденных от моральных норм и рациональных запретов, проявлений человека. То, что Ницше проповедовал дозволенным и допустимым, но – с оговоркой: «Дозволенным – сверхчеловекам, а остальным – нос не дорос, ни-ни!», так вот Фрейд все это самое провозгласил правильным, разумным и полезным для здоровья.

И если Ницше саркастически ухмылялся, не скрывая презрения к людям, придерживающимся и соблюдающим, то Фрейд уже выписывал им – сочувственно – рецепт: «Нарушайте и выходите за рамки, а то заболеете неврозом или истерией!»

Идефиксом Фрейда была сексуальность, ее и положил он в основу основ всего. Сексуальность - ярко выраженная или глубоко скрытая - является двигателем и стимулом всех деяний человека. И плохого, и хорошего. Т.е. если какой-нибудь герой завоевал там или спас кого-нибудь, а великий композитор-писатель-художник что-то там такое - великое - сочинил-нарисовал-написал, то это либо ради какой-никакой прекрасной дамы, либо - в результате нереализованности любовного чувства. Тогда его творческий порыв называется сублимация.

Ну, дама какая-нибудь его отвергла, а то и вовсе - умерла, не дала, в общем - и он сублимировал неизрасходованную на любовную страсть энергию в это великое произведение искусства. А вы думали, это он человечество хотел осчастливить, денег заработать или просто воплотить свои высокие устремления? Так вот нет!

То есть по сравнению с Ницше, который все-таки в основу всего клал волю к власти, в которой еще, как-никак, есть что-то величественное и звучащее гордо, Фрейд вообще все свел к зуду в гениталиях, который надо только вовремя распознать и правильно истолковать. Хотя – что значит – «правильно»? Если в основе всех проблем и свершений лежит сексуальное - осознанное или неосознанное - желание, то – вот вам и ответ. И, в общем-то, долгие и дорогостоящие просиживания и пролеживания в кресле психоаналитика не к чему – все равно ясно, чем они закончатся.

То есть ясно, что должно быть найдено и что в твоих сновидениях и свободных ассоциациях уважаемый психоаналитик обязательно найдет: какой-нибудь банан, ага. Таким образом Фрейд не только основал очень прибыльный и совсем не пыльный сетевой маркетинг, но и – целое направление в культуре, искусстве и искусствоведении.

Как искусствовед и литературовед, он пропсихоанализировал кучу культурных ВИПов всех времен и народов – от Сафокла и Аристофана до Микеланджело и Леонардо – заочно и посмертно, понятное дело, но зато – очень доходчиво. Все издал, положив начало подобным «-ведениям» и по отношению ко всем последующим деятелям культуры, искусства, политики и вообще.

Дальше: целая бесконечная череда фильмов и книг, трактующая метания героев с точки зрения психоанализа, толкующая сновидения и оговорки по Фрейду. Копание в глубинных процессах психики героев стало расхожей темой. Комплексы и закомлексованные персонажи. Но, может быть, самое главное - фрейдизм создал питательную почву для авангарда, исходя из основной посылки: главным двигателем жизни человека является бессознательное.

Отсюда родилось целое направление в искусстве 20века. Спонтанный творческий акт, максимальное освобожденный от контроля сознания, фиксирующий беспредметные образы психики: метод психического автоматизма. Любой жест художника воспринимается как художественно-значимый транслятор бессознательной интенции.

Сам Фрейд, конечно же, считал авангардные артефакты современной ему культуры проявлением болезненности их авторов, но и классическую культуру критиковал - за чрезмерные ограничения в сфере секса рамками разнополой семьи двух партнеров.

Еще одна супер-плодотворная идея Фрейда – о компенсаторной функции искусства. Она пошла в массовую культуру: супер-герои, ковбои, полицейские, боевые искусства и военная техника в кино. Типа, вот ты такой белый и пушистый, тихий и мягкий какой-нибудь бюргер-бухгалтер, так на досуге посмотри страшилку-стрелялку, и то, что ты годами копишь в себе невысказанным и невыплеснутым, как раз и будет востребовано - в переживаниях во время просмотра фильма.

По Фрейду, все это полезно, т.к. помогает обывателю, отождествляющему себя с супергероем, изживать свои нереализованные в реалии комплексы и влечения. Как и все остальные постулаты фрейдизма, этот оспаривается тем, что демонстрация агрессивных и сексуальных похождений киногероев, помимо компенсаторной, выполняет еще и пропагандирующую функцию, т.е. – развращает зрителей, призывая их повторять то, что показано на экране, переносить виртуальность в реальность.

Ну, Фрейду не привыкать учить плохому – он начал с того, что подсадил пол-Вены на кокаин – из лучших побуждений, в лечебных целях, на основе своего опыта. То есть для начала подсел на кокаин и сам – в лечебных целях, от чего поимел на всю жизнь головные боли, бессонницы, депрессии и носовые кровотечения. Вообще, свой опыт был для Фрейда основополагающей базой для всех вышеизложенных далеко идущих общечеловеческих выводов.

Так, Эдипов комплекс он придумал, проведя самоанализ своего отношения к отцу на фоне тяжелой депрессии, вызванной смертью этого самого отца. И – ба-бац! – нашел у себя Эдипов комплекс. И подумал, что если у него есть влечение к матери и желание убить отца, то и у всех нормальных людей тоже должно быть. В общем, вот именно нормальность отцов-основателей психоанализа и ставит под сомнение фильм, фрагменты из которого мы сейчас будем смотреть – «Опасный метод | A Dangerous Method» Дэвида Кроненберга.

Опасный метод | A Dangerous Method; Кроненберг; Мортенсен, Фасбендер

В 2011 году фильм участвовал в программе Венецианского кинофестиваля. Основан на реальных событиях – и взаимоотношениях трех психоаналитиков: основателя метода, Зигмунда Фрейда, его – на описываемый период – любимого ученика, сподвижника и продолжателя дела Карла-Густава Юнга – и его, Юнга, больной, потом – любовницы, потом – коллеги, тоже ставшей психоаналитиком – Сабины Шпильрейн.

Эта самая Шпильрейн, как и вышеупомянутая Лу Саломэ, как ни странно, была русской девушкой и впоследствии стала одной из основоположниц психоанализа в Советской России. Выполненный в очень сдержанной манере, фильм «Опасный метод», тем не менее, оставляет впечатления высоко поднятой в немом изумлении брови: и эти люди запрещают нам ковырять в носу? (Подробнее - здесь).

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Айн Рэнд И, наконец, третий, но не менее важный, Источник – Айн Рэнд. Снова – русская женщина, ага. Несмотря на территориальную и хронологическую близость – самую близкую к нам – она оказалась нам менее всех знакома. Айн Рэнд – практически наша современница, умерла в 1982 году, а родилась – в 1904 м году, в России, в Петербурге, и звали ее Алиса Зиновьевна Розенбаум. В семье фармацевтов и врачей. (Не родственница ли, часом, Александр Яковлевича?)

Как и для двух предыдущих два мега-мыслителей, одним из основополагающих жизненных импульсов ее было отщепенство, отчужденность, отверженность. (Любимое литературное произведение – «Отверженные» Виктора Гюго.) У Ницше – реальная безродность, у Фрейда– притеснения по пятому пункту, (в бытность Фрейда в Австрии с этим было туго), а Алисе Розенбаум досталось – в советской России – еще и как выходцу из буржуазного сословья.

Ее семья как раз по пятому пункту в царской России не страдала, а была очень даже зажиточной медицинско-фармацевтической корпорацией, жили хорошо, а большевики пришли, экспроприировали, уплотнили, и вообще – голод, холод и бесприютность в середине 20-х годов. Правда, буржуазное происхождение не помешало Алисе Розенбаум поступить в ленинградский университет и отучиться в на философском факультете, а потом еще и в киношколе.

А потом – что уже вообще странно – получить визу на стажировку в Америке по поводу первой, уже изданной к тому времени – к 28-му году, девушке было 24! – первой книги, киноведческой, про голливудскую звезду Полу Негри. Это – откуда что взялось. А теперь – что же взялось? В Америке Алиса Розенбаум известна под именем Айн Рэнд. Она практически главный идеолог крайне правых, проповедующий как высшее благо эгоцентризм и индивидуализм, который ни в коем случае не должен считаться не только с общественным мнением, но и с общественным благом.

Айн Рэнд не просто легитимизирует жажду власти, алчность и наживу – она идеализирует и романтизирует их. От чистого сердца и с дорогой душой – она сердечно любила деньги. На ее одежде был всегда вышит знак доллара, а когда она умерла – благодарные поклонники и продолжатели дела выложили цветами знак доллара размером в целую площадь, на которой происходило прощание.

Айн Рэнд любила деньги – и тех, кто умеет их делать. Она ввела в культуру понятие «притесняемое меньшинство» по отношению к миллиардерам – главам корпораций и банкирам.
Ее герой – страдающий от непонимания обществом, отверженный – предприниматель, деловой человек, без деятельности которого общество бы погибло, но это бестолковое и жадное общество не соглашается по заслугам вознаграждать его беспримерный организационный подвиг и то и дело пытается оттяпать львиную долю от его законного пирога в пользу бедных.

Злонамеренные никчемные профсоюзы-нахлебники, стада бездельников-рабочих, не способных без руководящей и направляющей роли интеллектуалов-капиталистов и табуретку сколотить – вот кто стал мишенью критических стрел романов, памфлетов и политически-заостренных эссе Айн Рэнд. Прекрасные, страдающие, непонятые, отверженные, но не сдающиеся в своем сверхчеловеческом величии капитаны бизнеса – ее герои-протагонисты.

Айн Рэнд, выходец из России, с русским гуманитарным университетским образованием, очень хорошо поняла: популяризировать идеи очень хорошо получается через художественные произведения. Поэтому устроилась в Голливуд сценаристкой, а потом еще и написала несколько романов. Как Чернышевский. Главный роман Айн Рэнд – «Атлант расправил плечи», 1952 года, является библией бизнес-эстеблишмента Америки, настольной книгой. И вообще американцы называют эту книгу второй, после Библии, самой повлиявшей на умы американцев, книгой. (Т.е. не просто "называют", а статистика свидетельствует).

Десятки миллионов проданных экземпляров, перевод на все языки мира. Мы – как всегда, на обочине. Уж очень нам ее взгляды не подходили. До поры до времени. Но с 91 года – понятное дело, все наши капитаны бизнеса читают Айн Рэнд взахлеб. (А Михаил Ходорковский – просто воплощение вымышленных Рэнд прекрасных и отверженных. Как с него писали!) Каждому новому президенту доброжелательные миллиардеры и их финансовые консультанты на инаугурацию дарят тома Айн Рэнд – Путину книгу «Атлант расправил плечи» дарил Илларионов, еще в 2004м году. А Медведеву книгу подарил Чечваркин.

Но Рэнд была не только политологом, но и политтехнологом, руководителем экономического кружка, члены которого в дальнейшем заняли руководящие посты в Америке – такие, как президент Рейган. Или – что, может быть, еще интереснее – глава Федерального Резервного Фонда Алан Гринспен, вообще – любимый ученик, поклонник и последователь Рэнд.

Теперь, на волне республиканских протестов против просоциалистской, как они считают, политики Обамы, тиражи Рэнд взлетели вверх с новой силой. Тем более странно, что фильм по этой великой книге, снятый в 2011 году, получился таким слабым. Поначалу права на экранизацию закупила аж Анжелина Джоли, и собиралась играть в нем главную роль. Потом на главную роль заявили Шарлиз Террон. А в результате сыграла ее никому не известная не харизматичная девушка, и фильм практически слили – он совсем не удачный.

Атлант расправил плечи | Atlas Shrugged: Part I

Хотя история и интрига позволяют развернуться: «Атлант расправил плечи» - антиутопия о мире, в котором финансисты и капитаны бизнеса устроили ... забастовку. Они ушли. Прямо растворяются в тумане, сворачивают свои бизнесы - в знак протеста против тех драконовских законов социалистического распределения, по которым они не могут в полный рост распоряжаться богатством, нажитым непосильным трудом. Богачи сбегают, образуют тайный город и тайное общество. Пароль - "Кто такой Джон Голд?" Пока адекватно воплотить великую книгу в кино не удалось. Но здесь, в фильме "Атлант расправил плечи", очень красноречивое вступление - до титров. Вот его можно посмотреть. Там все есть.

А вот по другому роману Айн Рэнд, «Источник», фильм, поставленный в 1949 году – по сценарию самой Рэнд – стал классикой Голливуда. Не такой затейливый в смысле формы, безо всяких антиутопий и заговоров, фильм – и роман – однако, содержат уже весь корпус основополагающих рэндианских идей: эгоизм – это хорошо. Благотворительность – плохо. Я ничего не должен делать для других. Примат общественных интересов придуман для тупых, которые ничего из себя не представляют.

Источник | The Fountainhead

Свобода моего частного предпринимательства в конце концов является и залогом вашего будущего процветания общества – потому что только я понимаю, как вам его обеспечить, а вы-то сами ни на что не способны, так хоть не мешайте – и вознаграждайте меня по заслугам. Айн Рэнд ведет свою проповедь не менее страстно, чем Ницше - свою. И последователей-поклонников у Рэнд никак не меньше.

Впрочем, может быть, и меньше. Поскольку их число ограничено - ну, если не списком Форбс, то - имеет очень четкий имущественный ценз. Может быть, не такой жесткий, как сакраментальное полонское: "У кого нет миллиарда - на фиг!", но - где-то рядом. Потому что учение Айн Рэнд, оно называется - позитивизм - оно не просто школа мыслей, оно - деятельное. Если веришь - делай деньги. И твой счет в банке будет свидетелем, насколько ты способный ученик.

Собственно говоря, книги Айн Рэнд содержат в беллетристической формы тот самый комплекс идей прагматизма, который лежит в основе нашей революции 1991 года. И, надо отдать Рэнд должное, проповедует свои идеи она со вполне революционной страстностью, свойственной что первым коммунистам, что первым христианам. Познакомится с источником этой страстности по-любому, не вредно. Расширяет сознание.

Мы, так хорошо знакомые с противоположной точкой зрения на богатство и богатых, (вовсе не только советской – коммунистической про буржуинов и Мальчиша-Кибальчиша, но и русской православной , общинно-крестьянской – от трудов праведных не наживешь палат каменных, и общехристианской про богатого, рай и игольное ушко), должны увидеть, как красиво, убедительно и доказательно звучит и диаметрально противоположная версия, какие красивые герои ее воплощают – и, если не поддаться, очертя голову, ее обаянию, то, по крайней мере, сделать свои выводы об относительности всего сущего.

В этот день в 2011 году: Время | In Time
В этот день в 2010 году: Стоун | Stone
В этот день в 2006 году: Комната 6 | Room 6



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





В избранное