Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire



Цезарь должен умереть | Cesare deve morire
2012-10-17 10:33

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire Драма братьев Тавиани, получившая главный приз – за лучший фильм – на последнем Берлинском кинофестивале – произведение современного искусства кино в лучшем смысле этого слова. В том смысле, под которым не скрывается желание шокировать зрителя чем-то безобразным, непристойным, жестоким и отвратительным.

У современного искусства есть и другие формы выражения, способные поразить зрителя новизной подхода и совершенно неожиданным спектром переживаний. Здесь, в фильме «Цезарь должен умереть», это – сращение документального и игрового кино. Что в этом удивительного и поразительного?

Ну, удивительно и странно это ощущение, когда, как говорится, не знаешь, на каком ты свете, когда документальное – реальное и игровое – выдуманное, специально построенное – накладываются друг на друга и ты уже теряешься, где кончается одно и начинается другое, и есть ли между ними разница, и так ли это важно вообще…




Фильм «Цезарь должен умереть» - о том, как в тюрьме строгого режима для совершивших особо тяжкие преступления заключенные ставят театральный спектакль. Трагедию Шекспира. И снимался этот фильм в реальной итальянской тюрьме строгого режима. И снимались в нем реальные заключенные, совершившие особо тяжкие преступления, со сроками заключения от 10 лет до пожизненного. За торговлю наркотиками. За убийства.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire

Мы видим, как они проходят кастинг. Как они репетируют. Как они комментируют свои реплики, своих персонажей. Как они играют – на сцене и вне сцены, постепенно сливаясь со своими шекспировскими ролями. Уже в первых кадрах мы встречаем такую галерею харизматичных мужчин, ярких, выразительных, что вот какая мысль приходит: в актеры-то, изображать жизнь и страсти, идут, наверное, не самые жизнелюбивые и страстные люди.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire

Самые жизнелюбивые и страстные, яркие – те, о которых потом напишут – да и раньше писали! – пьесы и романы, они выбирают другие пути. Вот и такие – тернистые – пути выбирают они, которые приводят их сюда.

И вот они начинают входить в роли. Знакомиться с текстом Шекспира. Те, кто живет ярко, не так уж и часто книги берут в руки, чтобы познакомиться с этой яркой жизнью через вторые руки – зачем? А тут вот – встретились. Встречаются с Шекспиром, как с родным – а ведь дело-то в Италии происходит, и в фильме, и в трагедии – «Юлий Цезарь» - пусть древний, но это же их мир! И они его узнают.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire

И это узнавание – еще один глубокий вздох непридуманного величия классика. Им наплевать, что он – классик. Но они узнают в его героях, в этих хитросплетениях борьбы за власть, предательства, верности и клятвопреступлений – себя, свою жизнь! И реально на наших глазах преображаются как будто, преисполняются другим, новым достоинством. Перерождаются – на наших глазах. Становятся другими людьми.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire

Фильм «Цезарь должен умереть» - один из ярчайших аргументов на чаше весов в споре о необходимости или неприемлемости смертной казни. Преображение возможно. Пока человек жив – преображение возможно. Когда режиссер, пытаясь прекратить ненужный гвалт, перекрикивает репетирующих: «Давайте, давайте, соберитесь, не будем терять время!» - один из актеров-заключенных отвечает: «У меня пожизненное. Мне спешить некуда». Очень сильные впечатления.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire: Италия - 2012

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: У нас есть Папа! | Habemus Papam!, Кармен (Карлоса Сауры), Римские приключения | To Rome with Love
Вместо этого смотреть: Криминальная фишка от Генри | Henry's Crime, Пророк (Жака Одиара)
В этот день в 2011 году: Заражение | Contagion
В этот день в 2010 году: клуб киноУХО - 15. Наше будущее. Анонс
В этот день в 2009 году: Первый отряд
В этот день в 2008 году: Идеальное убежище | Perfect Hideout
В этот день в 2007 году: Ничего личного
В этот день в 2006 году: Водная жизнь | The Life Aquatic with Steve Zissou



Жить
2012-10-18 18:44
Жить Беспросветная драма «Жить» режиссера Василия Сигарева, (его фильм "Волчок" про маму-ехидну уже смотрели, так что чего ждать, было ясно) – лучший фильм, выпущенный в России в текущем году, по версии Кинотавра. (И "Волчок" тогда, в 2009, Кинотавру тоже сильно понравился - призы за лучший фильм и за лучшую женскую роль).

От названия фильма - «Жить», кажется, отвалилась частица «Не-» - вот тогда бы все было верно. Или приставка. Или, как в драме, название должно сопровождаться ремаркой: «Жить» - говорит с отвращением. "Придется, хотя если бы мне предложили выбор, я бы распорядился собой по-другому!" – как будто говорит зрителям автор – и каждый и героев, многочисленных, этого богооставленного мира Василия Сигарева.

Фильм составлен из трех историй, которые между собой практически не переплетаются, кроме того, что – в общем, все умерли. Ну нет, не все, конечно – но в каждой истории кто-то важный и значительный все-таки умер. Ради чего все и писалось!




Вот, папа умер – пошел и утопился, только ботинки оставил на берегу, а мальчик теперь скучает и бьется в истерике, а мама мальчика готова его за это удушить подушкой… А вот еще – жених умер, только что повенчались, а он взял – да и умер, его злые пацаны забили в соседнем вагоне электрички, а невеста … Ну, тоже могла бы умереть, но – не умерла все-таки.

(Жениха и невесту играют единственные в фильме узнаваемые актеры. Невеста - Яна Троянова - та самая мать-ехидна из "Волчка", а еще она продвинулась с тех пор и сыграла - вот тоже только что, в фильме самой Дуни Смирновой "Кококо", вместе с самой Анной Михалковой, и вместе же с Михалковой получила на том же Кинотавре приз за лучшую женскую роль. А жених - Алексей Филимонов, запомнившийся по инфернальной роли героя, который убил лопатой не дедушку, а свою жену, чтобы не мешала воспарять в потоках любви - в фильме Ивана Вырыпаева "Кислород". Приз Кинотавра за режиссуру в том же 2009, ага.)

И третья веселая картинка фильма "Жить"– мама-алкоголичка: встала на путь исправления, обои в доме поклеила, так деток из детского дома не дождалась – погибли они в автокатастрофе. Тогда мама дом подожгла. Ну, вот как-то так. То есть вот именно, не как-то, а – ТАК. Вот через это всем приходится жить. Это не труд и не подвиг, не ноша и не наказание, это – худшее, что можно было бы придумать: жить.

Жить

В фильме Василия Сигарева гораздо лучше, чем живые, чувствуют себя мертвые: им-то уже не страшно вот это самое – «жить». Поэтому они, мертвецы эти – вот папа-утопленник, жених забитый и девочки задавленные-похороненные – ходят себе и действуют, как живые. Да еще и понапористее живых-то. Доделывают дела свои земные, с родственниками скорбящими общаются с удовольствием, вообще, среди живых чувствуют себя, как дома. Лучше, чем живые. И никакие они не враги, и бояться их нечего.

Жить; Троянова, Филимонов

Это живых нужно бояться: маму-ехидну, это она папу из дому выгнала, вот он и утопился; милиционершу, которая за девочками в детдом машину не послала, вот они на маршрутке поехали и разбились; тех пацанов-отморозков в электричке; попа, ведь не пожалел, не приголубил сироту-вдову только что обвенчанную… А мертвые – с них какой спрос? Вот какой привет получаешь из нового фильма Сигарева: по привету с того свету!

Жить

А чего нас бояться? И серый, безжизненный цвет, разлитый в фильме, и темные, низкие небеса, и рытвины, полные ледяной воды на дороге, и грязные дома – наш привычный кино-пейзаж. Не надо этого безобразия бояться, да и вообще – отвращение – такое полезное, приятное чувство, и вкус к нему надо развивать. Привыкать. Все там будем.

Жить

А, есть еще одна версия, человеколюбивая – появления в большом количестве таких фильмов на нашем российском кинонебосклоне: чтобы дорогие россияне посмотрели такой фильм, оглянулись вокруг себя и с удовлетворением отметили бы: а у нас все еще не так уж и плохо! Жить можно!

Жить: Россия - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Груз-200, Юрьев День, Короткое замыкание, Сибирь. Монамур
Вместо этого смотреть: Белая лента | Das weisse Band - Eine deutsche Kindergeschichte, Меланхолия | Melancholia, Древо жизни | The Tree of Life, Шапито-шоу, 2-Асса-2
В этот день в 2011 году: Живая сталь | Real Steel
В этот день в 2010 году: Уолл Стрит: Деньги не спят | Wall Street: Money Never Sleeps
В этот день в 2009 году: Не бросайтесь тортами в летающие тарелки! Глава 2
В этот день в 2006 году: Пираты карибского моря: Сундук мертвеца | Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Папаша | Starbuck
2012-10-19 13:08
Папаша | Starbuck Канадская комедия «Папаша» оказывается странным и добрым фильмом, в чем-то неожиданным, а в чем-то – очень актуальным. Как себя чувствуют дети из пробирки? Их теперь много по свету бродит, детишек, да и подросших уже вполне, для рождения которых мамы разжились генетическим материалом в банках спермы.

Как полагается в политкорректных демократиях, скрывать от ребенка – полноправного гражданина – тайну его происхождения никто не собирается, все так ему и вываливают! И как он живет после этого? Что думает о себе и о своем неизвестном биологическом родителе? Вот на этот – вполне себе животрепещущий вопрос – попытались ответить канадские кинематографисты и сняли фильм «Папаша».

Понятно, чей это папаша? Вот этих пробирочных детишек. Он насдавал в юные годы генетического материала аж на пятьсот искусственных оплодотворений. И получилось! Теперь по свету – да по его же родному Монреалю – бегают пятьсот единокровных братьев и сестер, и вот как-то решили объединенными усилиями найти папашку – и призвать к ответу.



С берегов нашей недемократичной и неполиткорректной родины даже трудно понять, за что они его судить надумали – ну, им в демократиях видней. Если что-то кому-то не нравится – надо в суд подавать, пусть юристы разбираются. Так вот, фильм «Папаша» получился и о детишках, и о биологическом отце.

Папаша | Starbuck; Уард

Фильм канадский, про натурализованных поляков-эмигрантов во втором поколении, но по настроению – очень французский. И главный герой, папаша, Возняк его фамилия – такой постаревший Жан Дюжарден (из "Артиста"…) Или – наш Леонид Ярмольник. Комичный и симпатичный, чудаковатый и немного печальный, нескладный неудачник с душой, нежною, как цветок. Он и генетического материала этого в юности насдавал целое ведро лишь за тем, чтобы больную маму вывезти в Венецию, о чем она всегда мечтала…

Вот, в пересказе это уже звучит пошло, а в фильме – ничуть! Все дело – в главном герое: вот есть актер, на которого зрителю захочется смотреть, и он вызывает разнообразные чувства – надо для этого актера придумать кино. И они – придумали! В результате получился такой родной дядя «Амели с Монмартра» - чудной и наивный ангел. Который в земных делах, повседневных и прагматичных, разбирается, понятное дело, хуже, чем в делах устройства судеб и делании добра.

Папаша | Starbuck; Уард

Мы этого актера – Патрик Уард его зовут – не видели никогда, но вот такое замечательное свойство, вообще-то – необходимое для кино! – незнакомый человек на экране способен приковать твое внимание к себе, и заставить смотреть, и плакать, и смеяться. Фильм очень добрый – заставляет вспомнить, и просто почувствовать, что Канада - едва ли не лучшая страна мира, по сумме показателей.

Здесь Канаду показывают безо всякого мегаполисного блеска – простые люди, маленькие дома-квартиры, но – добрые семьи, симпатичные женщины, веселая и шумная молодежь. И возможность снимать фильм о герое, которого в русской литературной традиции называли «маленьким человеком» - как просто о человеке, с его ошибками, прозрениями, становлением.

Папаша | Starbuck; Уард

Не о карьере и успехе, не о богатых и знаменитых, не о том, как пробиваться к славе – о том, как человек в процессе жизни все больше становится человеком. В Канаде это возможно.

Папаша | Starbuck: Канада - 2011

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Джуно | Juno, Учитель на замену | Detachment, Нежность | La délicatesse, Бобро поржаловать | Bienvenue chez les Ch'tis
Вместо этого смотреть: Амели l Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain, Королевство полной луны | Moonrise Kingdom, Кухонные байки | Salmer fra kjøkkenet
В этот день в 2011 году: Предел риска | Margin Call
В этот день в 2010 году: Край
В этот день в 2009 году: Нянька по вызову | The Rebound
В этот день в 2008 году: Пленный
В этот день в 2006 году: Король-рыбак | The Fisher King




киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Петля времени | Looper
2012-10-22 16:41
Петля времени | Looper Фантастический триллер с участием Брюса Уиллиса – вот что такое «Петля времени». Конечно, главной приманкой для зрителей, помимо самого Брюса Уиллиса, стал тот широко разрекламированный факт, что другой актер, Джозеф Гордон-Левитт, сыграл в фильме «Петля времени» Брюса Уиллиса в молодости. Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой.

Вот, посмотреть на этот фокус поклонники Брюса и сбежались. Но фокус не удался. А, может быть, создатели фильма не очень-то и старались – именно в этом направлении. Иначе – зачем приглашать на роль молодого Брюса Уиллиса парня с ярко-выраженными азиатскими чертами лица и скорее изящной, нежели атлетической, фигурой?

Об изяществе актера Джозефа Гордон-Левитта можно судить, вспоминая его не такую уж и давнюю – 2010-го года – роль в фильме «Начало | Inception» Кристофера Нолана. Очень выразительный, ловкий и красивый, Гордон-Левит играл там второстепенную роль, но тогда уже было ясно, что этот парень способен на большее.



(И на большее, чем милая, но очень уж средне-статистическая роль незадачливого влюбленного в мелодраме «500 дней лета | (500) Days of Summer».)

Да, здорово, наконец парень срубил сук – то есть роль – по себе: сыграл страдающего от экзистенциального кризиса киллера из будущего. Но при чем здесь Брюс Уиллис? Если уж так хотелось занять Гордон-Левитта, то на роль его в зрелые годы надо было приглашать Киану Ривза. А если главным козырем является все-таки Брюс, то – мало ли в Голливуде молодых парней побрутальнее?

Петля времени | Looper; Гордон-Левитт Петля времени | Looper; Уиллис

В общем, эта нестыковка как-то ломает главную интригу фильма: то, что главным противником героя становится он сам, постаревший и заматеревший, прибывший в прошлое, чтобы изменить свое личное персональное будущее, спасти жизнь своей горячо любимой в будущем жене.

Петля времени | Looper; Уиллис, Гордон-Левитт

Так вот, для того, чтобы по-настоящему прочувствовать парадоксальность и остроту этого противостояния, нужно же ну хоть капельку поверить, что перед вами – один и тот же человек. А тут – прямо смех! – ну до того по-разному выкованы эти особи мужского пола, что как ни старались голливудские гримеры сделать Гордон-Левитту ранние залысины как у Уиллиса, и похоже на Брюса загнуть ему нос, но - в общую картину сходства их трудолюбивые попытки так и не сложились.

Петля времени | Looper; Уиллис, Гордон-Левитт

Так что впечатление остается, что бьется наш герой с прилетевшим из будущего ну, скажем, двоюродным дедушкой, которого раньше он никогда не видел и потому – ему совсем его не жалко.

Еще одна сюжетообразующая вещь, которая мешает принимать происходящее на экране всерьез: гангстеры будущего, а фильм о них и об их безграничном влиянии и могуществе, так вот, в будущем они ничего лучше не придумали, как для сокрытия улик пользоваться машиной времени. То есть практичестки по пословице, заколачивать гвозди микроскопом.

Тем самым пополнив кино-паноптикум самых ожидаемых научно-технических достижений человечества, которые можно использовать в криминальных целях. Теперь любую хитрую технологию - или паранормальную способность - кино пытается перво-наперво испытать на криминальную пригодность: чтение мыслей на расстоянии - пожалуйста, значит, вы можете узнать, где и когда будет лежать чемодан с миллионом долларов, да без охраны! ("Человек, который знал все");

проходишь сквозь стены - замечательно, значит, можешь пройти в банк беспрепятственно, и не надо копать подкоп из соседнего помещения! ("Поцелуй сквозь стену"); усилием мысли переносишься мгновенно в любую точку вселенной - зачем в любую, перенесись-ка ты, опять же, в тот же самый банк! ("Телепорт | Jumper").

Да что там, таковую возможность нам, помнится, демонстрировал еще наш Леонид Куравлев - в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Его герой, Жорж Милославский, осведомляется про только что продемонстрированную в действии машину времени: «А что, стену эта машина тоже может убрать? Ну, скажем, в магазин?»

Ну да, может. А может еще переправлять трупы в прошлое. Только в будущее, обладающее такими замечательными нововведениями, что-то не хочется. Собственно, об этом фильм и пытается сказать – о добром и вечном. Но гора трупов может от вас это послание к человеку и заслонить.

Петля времени | Looper: США - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Меняющие реальность | The Adjustment Bureau, Исходный код | Source Code, Области тьмы | Limitless, Вспомнить все | Total Recall
Вместо этого смотреть: 12 обезьян, Донни Дарко | Donnie Darko, Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени | Frequently Asked Questions About Time Travel
В этот день в 2011 году: Сколько у тебя? | What's Your Number?
В этот день в 2010 году: Настройте радиоприемники завтра... | Tune in Tomorrow...
В этот день в 2009 году: Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек | Cloudy with a Chance of Meatballs
В этот день в 2008 году: Кровавые страховщики |The Crimson Permanent Assurance



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Порочная страсть | Arbitrage
2012-10-26 13:06
Порочная страсть | Arbitrage «Порочная страсть» - старомодный фильм о проблемах стареющего финансового магната. Которого играет Ричард Гир. Вообще, фильм лучше было бы назвать так: «Ричард Гир как высшая и последняя стадия капитализма». Изрядно поседевший, но все равно в блестящей форме, Ричар Гир в фильме «Порочная страсть» играет как будто своего постаревшего героя из «Красотки». Помните, он там занимался слияниями и поглощениями? Мы тогда еще не особо понимали, что это такое? Теперь вот поняли.

А Гир, (то есть его герой в "Порочной страсти"), уже во главе хедж-фонда, орудует суммами с восемью нулями – ну-ка, кто сосчитает? – и при этом выглядит так, что этому финансовому магнату хочется отдать все и сразу. В качестве рекламы финансового капитализма Ричард Гир оказывает неоценимую услугу сразу двум сторонам процесса:

финансисты устраивают себе хороший пиар, а мы, а остальной мир их потенциальных клиентов и жертв, перестает воспринимать их, как врагов всего живого, и с удовольствием проникается их финансовыми проблемами. И сочувственно узнает, откуда они берутся.



Вот, герой Ричарда Гира, например, неудачно попал в автокатастрофу. Не в то время, не в том месте, не в той машине. И – вот поди ж ты! – оказывается, за деньги можно купить не все. Или, вообще-то, купить можно все – нам это показывают доходчиво, но, брат, извини, и на старуху бывает проруха – наступило время, Акелла промахнулся, не нажал на все рычаги вовремя, и теперь – клюют его печень все, кому не лень. Того гляди, по миру пустят!

Порочная страсть | Arbitrage; Гир

Правда, и у стражей закона рыльце в пушку – они тоже не прочь поддельные улики подкинуть да противозаконными методами на свидетеля надавить! Куда бедному крестьянину, то есть – сверхбогатому финансисту – податься? В семью? Ради которой – всё: ночи недосыпал, куска не доедал, от себя отрывал... Так и что – семья?

Дочка, кровинушка, правая рука в могущественной финансовой империи, вдруг возьми, да и обнаружь подтасовки и приписки в финансовой отчетности. Хлоп – в обморок! Папа сказал неправду! Впрочем, нет, это из другой сказки. Здесь, в фильме «Порочная страсть», дочка просто припирает отца к стене гневными воплями в том плане, что «так вот ты какой, оказывается! А нас учили другому! Ты двуличный и подлый человек!»

Порочная страсть | Arbitrage; Гир, Марлинг

Зритель - в полном изумлении: неужели эта взрослая умная девушка, дожив до своих 25, окончив не один факультет экономики и права, сохранила иллюзии полувековой давности о том, как делаются дела? Бедный, бедный сверх-богатый папа! Вместо того чтобы получить преданную надежную боевую единицу, он пригрел и вырастил змею у самого своего сердца. Одна отрада была - молодая, красивая и образованная любовница, (ее играет французская актриса Летиция Каста). Богатый папик-финансист даже прикупил ей галерею современного искусства.

Порочная страсть | Arbitrage; Гир, Каста

Так нет, хрясь - и погибла в катастрофе. Да еще и благодетеля под монастырь подвела.

А тут еще жена… Жену играет Сьюзен Сарандон, она играет жену Ричарда Гира не в первый раз, (например, "Давайте потанцуем!") , да так убедительно, что думаешь про них – созданы друг для друга. Но – нет. Это и в жизни не так, а уж здесь, в кино, она засучит рукава и довершит дело, начатое дочерью.

Порочная страсть | Arbitrage; Гир, Сарандон

Самые близкие и родные не станут покрывать кормильца и защитника, оправдывая свое предательство тем, что «ты всегда любил деньги больше, чем нас!» Ну да, он любил деньги. И любит деньги. И это взаимно. Но ведь на этом сытном пастбище и вы паслись всю жизнь. На тех деньгах, которые он, ваш муж и повелитель, отец и учитель, так любовно и умело приманивал.

Нет, видно и впрямь неладно что-то в датском королевстве: если самые могущественные люди мира не могут заставить своих жен и детей уважать себя, продолжать себя и помогать себе – то как они смогут этого добиться от других?

Порочная страсть | Arbitrage: США - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Предел риска | Margin Call, Уолл Стрит: Деньги не спят | Wall Street: Money Never Sleeps
Вместо этого смотреть: Паства | The Flock, Дни жатвы | Days of Heaven
В этот день в 2011 году: Мельница и крест | The Mill and the Cross
В этот день в 2010 году: Остров забвения: Харука и волшебное зеркальце | Hottarake no shima - Haruka to maho no kagami
В этот день в 2009 году: Какраки
В этот день в 2008 году: Макс Пэйн | Max Payne
В этот день в 2006 году: Алиса в стране чудес | Alice in Wonderland



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Клуб КиноУхо-37 - Отчет. Киномодернизация
2012-10-29 20:25

Клуб КиноУхо-37 - Отчет. Киномодернизация Давайте рассмотрим еще одно важное свойство кино: современность. Что, какие конкретно элементы, выразительные средства заставляют нас воспринимать один фильм как современный, а другой – нет?

В то же время, является ли современность необходимым и безусловно важным свойством, положительным и желательным? Вообще, приглядимся повнимательнее к понятию «современность» - настолько ли оно однозначно? Сразу можно сказать: не однозначно. Предлагаю сразу четыре различных, хотя и перекликающихся друг с другом, определения:

1. Самое простое определение современности – это принадлежащее к сегодняшнему дню, сделанное сегодня, носящее узнаваемые черты сегодняшней повседневности – такой, как мы ее видим из окна. В кино современность этого типа отражается злободневными темами, персонажами и актуальными, только что появившимися технологиями. С этой точки зрения вполне современны, скажем, «Трансформеры: Месть падших | Transformers: Revenge of the Fallen»...




- при том, что вся история, там рассказанная, относится к будущему, комикс, по которому поставлен фильм написан 70 лет назад, что-то похожее мы уже несколько раз видели на экране, а в построении драматургической конструкции используются исключительно классические приемы – фильм абсолютно современен, поскольку использует абсолютно новую для своего времени компьютерную графику – и, стало быть, картинку нового качества.

Трансформеры. Месть падших, 2009; реж. Майкл Бей

Другой пример – ряд отечественных, российских комедий нулевых – и продолженных сейчас, в 10-е гг, можно их назвать «потребительские комедии», в которых романтические отношения героев являются неким слабым сценарным подспорьем для производства полнометражного рекламного ролика, продвигающего в массы скромное обаяние народившегося в России среднего класса -

На измене, 2010; реж. Александр Атанесян

– с неизбежными походами по мегамоллам, ресторанам, выездом на курорты, подробным изучением офисных центров и интерьеров квартир, а также – демонстрацией дизайнерской одежды и обуви.


Мужчина с гарантией, 2012; реж. Артем Аксененко

Всякие "Елки", "Мужчина с гарантией", "На измене", "Свидание", "All inclusive или все включено", "Мой парень - ангел" и проч.

Елки-2, 2011

В таком жанре был выполнен и ремейк «Служебного романа». Многих это покоробило, однако, по большому счету, ремейк не менее точно воспроизводит реалии своего времени, чем оригинал – своего. По крайней мере, идеалы своего времени «Служебный роман. Наше время» воспроизводит точно.

Служебный роман. Наше время, 2011; Сарик Андреасян

2. Современность как совокупность выразительных средств, эстетических категорий и задач, общих для художественного направления «современное искусство». Направление сложилось достаточно давно, эти выразительные средства уже приелись и намозолили глаз, однако брэнд был захвачен ими – и вот уже чуть ли не полвека «современное искусство» потчует нас своей продукцией.

Антихрист, 2009; реж. Ларс фон Триер

Правда, именно в последние двадцать лет это направление стало ведущим в российском искусстве кино, поэтому то, что прежде появлялось от случая к случаю и выглядело привлекательным уже потому, что – редкое, теперь воспринимается как расхожее и чуть ли не привычное.

Вот они, новые эстетические категории, суть – выразительные средства и одновременно – цели воздействия, те эмоциональные состояния зрителя, которых хотят достичь создатели современного искусства (кино): - абсурдное, безобразное, болезненное, жестокое, злое, непристойное, низменное, омерзительное, отвратительное, отталкивающее, политическое, пошлое, скучное, ужасное, шокирующее.

Груз 200, 2007; реж. Алексей Балабанов

Их перечисление звучит как гневные эпитеты в какой-нибудь критической статье, или, скорее, в письме рассерженного зрителя, который не понимает, что шок, недовольство, раздражение, недоумение, омерзение и прочие дискомфортные чувства, которые он испытал при просмотре рассердившего его фильма – они были заложены в программу авторами фильма, потому что фильм – сделан по канонам, прописанным как «современная эстетика».

Учебник не новый, каноны сложились и созрели не сегодня. Однако - с помощью продвижения в "высоком кино", в том числе, темы и методы актуального искусства во-всю начали использоваться стали практически в повседневной жизни – достаточно телевизор посмотреть – вот именно, в настоящее время. Поэтому вполне серьезно и безо всяких ироний можно назвать подобные фильмы современными – ибо они сделаны по канонам "современного искусства".

С этой точки зрения акции PR – безусловно, современное искусство: провокационно, политично, непристойно, безобразно. В большом кино в этом жанре работают такие мастера – без тени иронии говорю – как Ларс фон Триер – «Антрихрист | Antichrist» и наш Алексей Балабанов – «Про уродов и людей», "Груз 200".

Про уродов и людей, 1998; реж. Алексей Балабанов

Наблюдая и изучая творчество двух этих мастеров, можно с уверенностью сказать, что каноны «современного искусства» не высосаны из пальца, а реально соответствуют специфическим духовным потребностям – можно опять прибавить – специфических людей, потому что вот эти двое творят свое жестокое и безобразное со всем пылом преданных апологетов, не оглядываясь ни на какие авторитеты, а токмо в силу движений души.

Не зря самый уродский фильм Балабанова ("Про уродов...") снят в 1998 году, практически одновременно с первыми штудиями Триера. Значит, действительно, что-то такое было разлито в воздухе – не только на нашей территории, дымящейся от только что произошедшего мега-крушения, (или - от "предшествующих десятилетий проклятого режима"), а вон и в благополучной и процветающей Дании…

Отдельная тема: история этих безобразий, она очень долгая, имеет массу великих имен в своих табели о рангах и изначально питалась, по большому счету, морализаторскими намерениями. Не только Босх и Гойя, изображающие пороки аллегорически, но и гораздо более близкие к нам по времени критические-социалистические реалисты, типа Мопассана – пытались таким образом воздействовать на нравы людей, чтобы сделать их лучше.

То есть – устрашить и устыдить общество изобличением порока во всем его отталкивающем безобразии. Так была наработана копилка – сокровищница – палитра эстетических приемов и выразительных средств. А потом пришли современные художники, с подачи вездусущих Ницше и Фрейда, изъяли эту палитру у предшественников и этими красками стали рисовать мир без Бога, который, как товарищ Ницше им убедительно объяснил, умер.

Правда, делают это они без перерыва уже почти что сто лет, целый век, а полвека у них и справка есть о своей "современности", выданная всякими заинтересованными лицами - кураторами выставок, галеристами и аукционистами, которые ввели термин «современное искусство» в начале 60-х. Поэтому сегодня произведения искусства и фильмы, выполненные в этой эстетике, современными не выглядят. Но вполне правомочно претендуют на такое жанровое определение. (Как водится, "молодая была не молода":)

3. Догоняющая модернизация. Современное кино у нас – наше новое кино – тоже уже не молодо, оно в качестве лидирующего направления было принято при реформации советского кинопроизводства в разгар перестройки. Тогда, после революционного 5-го съезда, отечественные кинематографисты полностью сменили не только руководство союза и экономическо-хозяйственную систему кинопроизводства, но и идейно-художественные ориентиры.

Зеркало, 1974; реж. Андрей Тарковский

Вроде бы главным идеалом художественной кинорежиссуры того времени был - и посейчас остается - Андрей Тарковский, и перемены в канонах высокого киноискусства были сделаны как бы под его влиянием и в сторону его кинематографа. Однако главным магнитным полюсом, как оказалось, было все-таки не притяжение творчества Тарковского, а оценки международных фестивалей.

(На какое-то время эти два вектора слились, поскольку международные кинофестиваля очень высоко оценивали творчество Тарковского. Из наших, отечественных, он, пожалуй, был самым призовым и воспринятым режиссером. И этот успех является для последователей гораздо более ощутимым и призывным ориентиром, чем собственно творческое наследие великого Мастера).

Овсянки, 2010; реж. Алексей Федорченко

И вот в эту сторону – в сторону руководящей и направляющей роли международного киносообщества - и в качестве поиска влияния, и в качестве авторитетов, расставляющих оценки, стало направлено творчество нашего нового кино.

Елена, 2011; реж. Андрей Звягинцев

И оно своего добилось – замечено европейским киносообществом, получает призы. Шедевры нашего нового кино похожи как две капли воды друг на друга - и на среднестатистические такие же фестивальные европейские фильмы. А друг от друга они отличаются так же мало, как представители другой широкой группы современных российских фильмов - потребительских комедий - между собой. Как будто то - "Служебный роман. Наше время" + "Измена" + "Елки" + "Мужчина с гарантией" и т.д. - один такой длинный фильм про счастье (потребления). А вот это: «Елена» Андрея Звягинцева+ «Овсянки" Алексея Федорченко + вот только что Кирилл Серебренников показал "Измену" на Венецианском кинофестивале +

Измена, 2012; реж. Кирилл Серебренников

+ "Жить" Василия Сигарева - лучший фильм 2012 года по версии Кинотавра - другой такой длинный-длинный фильм про несчастье (жить в России).

Жить, 2012; реж. Василий Сигарев

Это кино несет на себе отпечаток, скорее, не современности, а такой «догоняющей модернизации»: догоняющей западное кино, имея в виду, что вся современность там, а мы со своим свиным рылом далеко в отстающих и нам нужно подтягиваться. Поэтому в них, в этих фильмах, больше угадывается старательная школярская прилежность - в выполнении учительского задания - чем собственные открытия, поиски и находки. Отработка канонов, эталонов и стандартов, созданных другими.

Правда, в палитре выразительных средств, прописанных в кодексе «современного искусства», есть и такие: пошлое, скучное. Так что впечатления вторичного, пошлого, и неувлекательного, скучного, с которыми зрители выходят после просмотра – и, по незнанию, остаются неудовлетворенными - тоже заложены в программу и подходят под лейбл «современное кино».

Кстати говоря, этим же качествам вполне удовлетворяют и скучно-пошлые современные российские комедии, типа «Ржевский против Наполеона», ("Самый лучший фильм" и - что там еще делала эта команда? "Яйца судьбы" и "Гитлер капут") плюс к вышеперечисленным современным эстетическим достоинствам,

Ржевский против Наполеона, 2012; реж. Марюс Вайсберг

у них есть еще шокирующее, непристойное, провокативное и сексуальное. Так что то было тоже вполне современное кино.

4. И, наконец, современное – как ярко отличающееся от только что прошедшего прошлого, сменяющее бывшее только что перед этим. Отрицающее, отталкивающееся, возникшее на гребне волны предшествующего – по закону перемен или диалектики, количество, перешедшее в иное качество, противополжность и проч.

Современное в этом аспекте может развиваться по нескольким направлениям: например, после десятилетий преобладания отпимистически-позитивного социалистического реализма новая чернуха была вполне современной, но за прошедшие 20 лет таковой быть перестала.

Но и наоборот: после засилья реализма, с его реалистическими персонажами, красками и конфликтами, которые, да, отражали действительность, но не давали пищи воображению, необыкновенно современными выглядели фэнтези и прочие несуществующие реальности. Но после нескольких десятилетий на экране они надоели и вновь реалистические подробности жизни разных людей в обыденных житейских ситуациях становятся современными:

Гавана, я люблю тебя! 2012; альманах

на первый план выходят достоинства этого метода – узнаваемость, обилие подробностей, достоверность, убедительность, (вот, например, фильм "Гавана, я люблю тебя | 7 días en La Habana!" выглядит очень современным с этой точки зрения); а недостатки реализма – однообразие, скука, предсказуемость – пока скрыты и выйдут на первый план потом, когда снова реализм воцарится и всем надоест.

И так было всегда – в обозримом прошлом – художественные стили/способы осмысления реальности – сменяют друг друга: завоевавший место, развившийся и заполонивший все – надоедает, устаревает, становится архаичным, непродвинутым и выходит из моды, а ему на смену приходит противоположный по идейно-художественным устремлениям.

Вот они, пара противоположностей, инь и ян: искусство для искусства и искусство как инструмент улучшения общества; Красота как высшая цель – и благо, добро – как высшая цель. Оскар Уайльд и Чернышевский. Правда, внутри себя даже апологеты своего направления часто эти направления меняют: так, поносивший направо и налево мораль Оскар Уальд пишет один из самых причудливых и загадочных, но при этом – и один из самых морализаторских романов в истории мировой литературы – «Портрет Дориана Грея».

Мишень, 2011; реж. Александр Зельдович

А наш моральный релятивист, постмодернист из постмодернистов, Владимир Сорокин, пишет сценарий для фильма «Мишень» - со вполне очевидными и классическими моральными оценками и декларациями. Может быть, потому, что эти люди, так остро чувствующие современность, не хотели – и не хотят – оставаться несовременными, придерживаясь раз и навсегда одного и того же?

Вот замечательное барокко - barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», от португальского perola barroca — «жемчужина неправильной формы», «жемчужина с пороком». Вершина большого стиля, красота, высочайшее мастерство, отточенность художественных форм и совершенство художественных техник. Но – нет, надоело, и барокко начинает выглядеть излишней красивостью, кичем, а на смену этому великолепию приходит классицизм с его идеализацией рационализма, приверженностью к воспитательным целям и задачам, с ориентацией на серьезное в ущерб смешному и абсурдному.

И уже Декарт о барокко в трактате «Страсти души» пишет – с его точки зрения – ругательно – то, что нам сейчас кажется в высшей степени похвальным. Вот как Декарт характеризует барочный стиль, на смену которому уже идет мощной поступью приветствуемый Декартом классицизм: «Избыточная эмоциональность, аффектация страстей в искусстве, возможность художественно-эмоционального выражения, визуально-символический потенциал эмблемы и маски, художественные приемы, возбуждающие религиозное благоговение, поэтика удивления, чувства возвышенного, страха». Типа - вот ужас-то! И чем эти взрослые серьезные люди занимаются, и чему они учат подростающее поколение!

Королевство полной луны, 2012; реж. Уэс Андерсон

А нам, уставшим и от вчерашнего - черно-белого - социалистического реализма и от сегодняшней черно-серой чернухи - только давай! Вот таким современным кино является, например, «Королевство полной луны | Moonrise Kingdom» Уэса Андерсона. Или «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Кстати говоря, тоже ужасно морализаторское, в глубине души.



Недавно просмотренное нами «Черное зеркало» - в котором безобразные краски современного искусства употребляются дозировано и с очень внятной целью: не создания образа безблагодатного мира и человечества, а – явления, которое враждебно всему живому.

Черное зеркало, 2011; альманах

Ну да, современный из современных по этой шкале – «Аватар | Avatar» Джеймса Кемерона: он метафорически рисует главный на сегодняшний день геополитический конфликт землян, конфликт конкурирующих мировоззрений и способов общественного устройства. При этом он использует сверхсовременную компьютерную графику, которая дает нам реальный пример перехода количества в качество:

Аватар, 2009; реж. Джеймс Кэмерон

трехмерная графика «Аватара» - с ее гигантским разрешением – позволяет Кемерону рисовать Красоту альтернативной Земле (Америке) Пандоры как неоспоримое Благо: глазу настолько приятно, ласкающее видеть эти мега- и мега-пиксели, что он изображение начинает трактовать как безусловно положительное, хорошее, доброе. И мы начинаем любить Пандору и ее устройство уже потому, как она нам показана.

Кстати говоря, это – мастерский ответ Чемберленам присяжного «современного кино», которые много лет пытаются производить на зрителям такое же впечатление, но с обратным знаком, и по отношению к его привычным вещам/местам. На мой взгляд, в данном случае супер-современным является не только тема и технология, но и обращение к прекрасному как к одному из главных, но задвинутых в дальний угол гардероба, выразительных средств.



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




Искусство любить | L'art d'aimer
2012-10-30 15:18

Искусство любить | L'art d'aimer «Искусство любить» - легкое, ни к чему не обязывающее французское киноэссе на эту самую, всегда интересную, тему. Под таким названием можно встретить как практическое пособие по технике секса так и психоаналитическое исследование природы христианства. Данный фильм одинаково далек как от первого, так и от второго.

Больше, чем вышеупомянутому искусству, фильм посвящен быту и нравам французского, а шире – европейского среднего класса начала 21го века. В жизненном распорядке которого вот это искусство любить занимает какое-то место – рядом с музыкой, легкой, необременительной деятельностью гуманитарного характера, дизайном интерьеров и посещениями кафе.

Как и от всего вышеупомянутого, французы ждут от любви чего-то комфортного, не тяжелого, не утомительного и не очень обязывающего. Ко всему остальному – подчеркнем! – точно такие же требования. Не увлекаться – вот главный их девиз.





Меньше калорий в пище, меньше цветов в одежде и убранстве дома, меньше страсти в любви. А то это вредно для здоровья, может плохо отразиться на семье, работе и способности принимать рациональные решения. Более серьезно и страстно, чем ко всему остальному, европейцы относятся вот к этому: рациональность и свобода, то есть – свобода от обязательств и обязанностей. И ко всему, что хоть как-то посягает на высоту и чистоту рациональности и свободы, европейцы готовы предъявить счет. И предъявляют!

Искусство любить | L'art d'aimer

Как вы понимаете, любовь – как раз та самая штука, которая – пусть на мгновения, но вполне способна поколебать рациональность самых что ни на есть рациональных, и свободолюбие самых независимых. А фильм «Искусство любить» - с легкой улыбкой на устах – иронизирует над забавными попытками сограждан согласовать интересы этих трех – любви, рационализма и независимости, что удается согражданам, как можно догадаться, с тем же успехом, что и решить задачу про волка, козу и капусту.

Искусство любить | L'art d'aimer; Клюзе

Герои фильма – обыкновенные парижане, занимаются своими чувствами так аккуратно и внимательно, как будто составляют недельное расписание: здесь надо найти местечко для фитнеса. А в среду – обязательно боулинг! Ну, в пятницу, как обычно, к дантисту… Вот и хорошо, вся неделя распланирована! После этого они начинают удивляться – в одном случае тому, что жизнь по расписанию не вызывает того полета и порыва, которые, казалось бы, должны сопутствовать любовным утехам…

Искусство любить | L'art d'aimer

А в другом – что соблюдение расписания накладывает, ага, некоторые обязательства, исполнение которых может обернуться даже кое-каким дискомфортом – а это ведь ужас-ужас-ужас, поскольку жизнь в дискомфорте для них то же, что для благонравных христиан предыдущих исторических эпох – жизнь во грехе. А вообще-то все эти странности любви вызваны, конечно же, замечательно высоким уровнем жизни наших западных соседей.

Искусство любить | L'art d'aimer

Добыв хлеб насущный без особых хлопот, они хлопоты эти вот направляют на взаимные отношения: договариваются с брачным партнером о праве на взаимные измены, обмениваются партнерами без их ведома, ищут друг друга в темных комнатах и ведут бесконечные и утомительные диалоги о желательной для обеих сторон взаимной симпатии, которая почему-то не наступает.

«Искусство любвить» - удивительное миленькое маленькое кино, очень много сообщающее нам о братьях наших … хочется сказать - «меньших», но это не так. Просто – о братьях наших из Евросоюза.

Искусство любить | L'art d'aimer: Франция - 2011

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Любовь. Инструкция по применению | Manuale d'am3re, Ешь, молись, люби | Eat Pray Love, Любовь живет три года | L'amour dure trois ans
Вместо этого смотреть: 1 + 1 | Intouchables, Нежность | La délicatesse, Бобро поржаловать | Bienvenue chez les Ch'tis
В этот день в 2009 году: Камень желаний | Shorts
В этот день в 2008 году: Адмиралъ
В этот день в 2006 году: Скромное обаяние буржуазии | Le charme discret de la bourgeoisie



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




Клуб киноУХО - 38. Загадочные скандинавы. Отчет
2012-10-31 08:56

Про скандинавское кино мы решили поговорить - и посмотреть его - сразу после разговора о современном кино. Просто такое чувство, что эталонный метр кинопродукта, на который стараются делать похожими свои артхаусные фильмы наши новые режиссеры, снимают именно в Скандинавии.

Итальянское кино другое - гораздо более теплая картинка, много юмора и традиционализма. Испанское кино - много красного, много страстей, никакого тепло-холодного средне-серого. Английское кино - это изысканный юмор, отточенные диалоги, парадоксальные повороты сюжета и очень яркие, своеобразные лица.

Французское кино - это звезды, красивые актеры и актрисы, ставка на актерскую привлекательность и сексуальность. А вот шведские, датские, финские, норвежские фильмы - очень даже подходят. В качестве эталона. Этот эталон, в некотором роде, имел перед своим мысленным взором и отечественный гуру нынешних российских режиссеров - Андрей Тарковский:

непревзойденным авторитетом для него всегда являлся Ингмар Бергман. практически, создавший шведское - и, в более широком смысле - скандинавское кино таким, каким мы его знаем. А знаем мы его с самой лучшей стороны: это достаточно камерные, немноголюдные фильмы, в которых не очень много света, яркости, цвета, громких звуков...

Однако - много очень своеобразных персонажей, много юмора - мрачноватого, может быть, даже черного - но много и неожиданной теплоты и глубины. А еще - странная немного логика, благодаря которой эти фильмы так интересно смотреть, потому что истории строятся немного по-другому, чем мы привыкли, поэтому вообще ты долго не можешь понять, к чему клонит автор - так это ж и есть интересное кино! Это кино не большое, но - хорошее. При этом - очень разное.



Детективный триллер из Скандинавии "Девушка с татуировкой дракона | Män som hatar kvinnor" - 2010. Пожалуй, самая масштабная постановка скандинавская, сопоставимая с голливудским стандартом - при этом превосходящая его. И актеры, и ритм, и атмосфера в этом фильме на порядок лучше, чем в среднестатистическом голливудском триллере аналогичного масштаба. Да и сама история - запутанная, многовитковая, с двумя главными героями... Здорово!



При этом жести много, но она - тоже другая: не ради того, чтобы нагнать страху или выжать слезу из зрителя, а чтобы показать, насколько мощная мотивация у главной героини поступать так, как она поступает. Классный фильм! В основе фильма – мега-бестселлер шведского писателя Стига Ларссона, только роман называется совсем по-другому, "Мужчины, которые ненавидят женщин".

Снял фильм датский режиссер Нильс Арден Оплев, а в числе участников копродукции, помимо Швеции и Дании, еще и Норвегия, и Германия. В главных ролях Микаэль Нюквист и Нуми Рапас. После широкого успеха "Девушки..." оба они получили приглашение в Голливуд, где сыграли несколько ролей, Нуми Рапас даже - очень хорошую, в "Прометей | Prometheus" Ридли Скотта. Правда, роль эта хорошая очень похожа как раз на роль девушки с татуировкой дракона.

Кухонные байки | Salmer fra kjøkkenet: Швеция, Норвегия - 2003. Отвечая на чисто технологический вопрос: как надо обустраивать кухню, например, для такой узкой прослойки, как норвежские деревенские холостяки? - фильм в общем-то, о том, как вырастает дружба. И о преодолении одиночества.



Что меня удивило. Я-то думала, что для среднестатистического норвежского холостяка одиночество – это как раз то, что доктор прописал. Выходит – нет, я ошибалась!

Ты, живущий | Du levande – 2008. Швеция. Очень мощный фильм в форме альманаха - несколько историй нескольких групп людей, пересекающихся в большом шведском городе. Мелкие происшествия, страхи, сны, рутинные и форсмажорные обстоятельства. Много музыки, кстати - вот какое отличительное качество этого фильма.



Печальные, веселые, смешные, нежные, трогательные, отвратительные, жалкие - вот какие истории. И фантастического накала финал. Как раз контраст мощного, философского и притчегого финала - с обычными и повседневными, в общем-то, историйсками, из которых состоит фильм - контраст этот производит финальный шок.

Неуместный человек
– Норвегия, Исландия, 2006. Это уже притча в лучших традициях. Пародия на нынешний евросоциализм - или не на нынешний, а на будущий, вызревающий в охлажденных и взвешенных умах евробюрократов из Евросоюза. О том, как умеренность и аккуратность могут стать угрозой всему живому. Очень умный, изящный, остроумный и страшноватый фильм.



Все эти фильмы объединяет одно - они в полной мере обладают вот тем качеством "современности", которое мы искали на прошлом клубном вечере. Так, может, "современное" сегодня и означает - "шведское"? Такой странный вывод напрашивается. И каждый бы удивился. Скандинавы и сами наверняка удивились бы. По-любому, вот они вовсе не пытаются быть ни на кого похожими.

В этот день в 2011 году: Ромовый дневник | The Rum Diary
В этот день в 2007 году: Пристрели их | Shoot 'Em Up



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




007: Координаты «Скайфолл» | Skyfall
2012-11-08 11:33
007: Координаты Скайфолл | Skyfall Новая серия к полувековому юбилею бондианы, «Координаты Скайфолл», не разочарует поклонников: погони, стрельба, хитроумный злодей и многократно воскресающий Джеймс Бонд в изящной упаковке очень интересного сюжета.

Или наоборот: поклонникам, как раз, этот фильм покажется слишком перегруженным зрелыми размышлениями и не детским драматизмом.

А вот те, кто всегда относился к невыносимой легкости похождений Бонда с иронией и не понимал, как можно всерьез увлекаться подобным легкомыслием, после "Скайфолла" посмотрят на Бонда новыми глазами.

Джеймсы Бонды в кино всегда выполняли мощную идеологическую нагрузку. Особенно, конечно, во время холодной войны, когда красавец, эстет, бонвиван и ироник, Джеймс Бонд должен был презентовать ценности свободного мира, так сказать, во всей красе.




Костюмы и белозубая улыбка, идеальная прическа и сногсшибательные транспортные средства – все работало на эту цель. И она была достигнута. Последним ослепительным Бондом был Пирс Броснан. А вот пришедший ему на смену Дэниэл Крэйг такой ослепительностью вовсе не обладает. В его исполнении Бонд начал появляться в клетчатых ковбойках, какой-то растрепанный, неопрятный и помятый… Прямо-таки ронял марку то и дело.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Крэйг

Но только в этом фильме, «Координаты «Скайфолл», стало ясно, что новый – потерянный и расхристанный – имидж Бонда имеет под собой новую идейно-политическую подоплеку. Внятную и адекватную изменившемуся миру. Мир старого доброго шпионажа разрушился вместе с биполярной системой. И старой гвардии пора на смену.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Крэйг

А пока – практически всемогущие злодеи, вооруженные до зубов харкерскими навыками, одерживают одну победу за другой – и где?! – на его же, на Джеймс-Бондовской, родной территории! В родном Лондоне, пробрались в самое логово, взорвали одно здание разведки, другое, подобрались к парламенту и пришли за Бондом по координатам в Скайфолл – его личное родовое гнездо.

Это такая шотландская деревушка, а там – небольшой замок. Или – большой дом. В этом доме и вокруг него происходит финальная – очень долгая, при том – ночная, поэтому – в темноте – битва. В которой победил, все-таки, вы догадываетесь, кто. Но далось это ему очень нелегко. Потери прямо-таки невосполнимые. В боевой силе и технике.

И вот эта растерянность старого мира, с его силой, с его привычными оружием и приемами – перед новым оружием и новыми приемами, которыми старперам, увы, уже не овладеть – пронизывает весь фильм.

Не зря его поставил режиссер настоящего драматического, а не блокбастерного, кино – Сэм Мендес, известный больше всего по фильму «Красота по-американски» - яркая драма о кризисе среднего возраста в начале нулевых. Вот какой-то такой кризис в фильме «Координаты Скайфолл» переживает и наш бывший удачник, а ныне – стареющий, поскрипывающий, промахивающийся в стрельбе по мишени, Акелла. И на эту роль Дэниэл Крейг подходит как нельзя лучше.

Главный враг, бывший, кстати, коллега по Ми-6, а ныне – свободный художник, его играет Хавьер Бардем, которому злодеев играть – не привыкать, но тут он… Не похож сам на себя. Потому что – блондин. И вот он – легок, ироничен, изящен, остроумен и обгоняет Бонда – и всю его команду! – по всем статьям.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Бардем

Особенно - по информационным технологиям: пока наша старушка М еще только наладила он-лайн связь с агентами и диктует им прямо в ухо каждый шаг, красавец-блондин Бардем-Силва уже взломал сеть разведки, и каждый замок в здании, и стрелки в лондонском метро, и … В общем, в этой серии Бонд победил. Но надолго его вряд ли хватит…

Невозможно не упомянуть, говоря об этом фильме, о музыке и - особо - о заглавной песне. Она прямо-таки как будто песня из прошлого - звучит с несвойственными этому веку драматизмом, мощью, мелодичностью - Адель ее сочинила и спела, а как будто кто-то из титанов 70-х годов прошлого века. Как камертон, прозвучав на титрах, песня задает тон всему фильму и дает зрителям понять, что будет все по-взрослому. И не обманывает.

Мендесу и сценаристам удалось то, что в шпионских фильмах последних лет, кажется, полностью утрачено: снять не череду каскадерских трюков, не презентацию высокотехнологичных гаджетов и не каталог туристической кампании, а очень интересный и драматичный фильм, в котором история ценна сама по себе, а не только как шампур, на который все эти вышеуказанные аттракционы нанизаны.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Крэйг

При этом динамизма и остросюжетности никто не отменяет, и все трюки и спец-эффекты работают на сюжет в лучшем виде, а красоты и причудливость разных мест тоже создают вот это ощущение зрелищного богатства, из которого и складывается понятие - "большое кино".

Говоря о местах, натурных съемках, опять же, нельзя не отметить, как здорово вплелись в ткань фильма вот именно не только виды знакомых мировых столиц, но и - заброшенный мертвый остров, пустой город - и леденящие душу шотландские пустоши в окрестностях Скайфолла. Кажется, что два этих великолепных фона - найденных или выстроенных, нарисованных художниками-постановщиками фильма, впоследствии будут задействованы художниками фильмов поменьше. Уйдут в попсу.

007: Координаты Скайфолл | Skyfall; Крэйг, Уишоу

Как это бывает в картинах - да и шире - в работах великих мастеров: в одной песне "Beatles" ритмов и мелодий, тем хватает для десятка будущих попсовых шлягеров. Так что "Скайфолл", по густоте намеса и по качеству исполнения всего, что есть в фильме, конечно, полностью опрокидывает те снисходительные ожидания, которые у всех зрителей связаны с представлением о "сиквеле" - мол, их снимают только для того, чтобы в очередной раз срубить бабла на неистлевшем еще бренде.

То есть, обычно, так, конечно, и бывает. Но вот здесь - все наоборот: действительно, вся предшествующая полувековая мощь и раскрученность бренда, великого и непобедимого, неубиваемого и неиссякающего суперагента сработала на силу этого фильма. Вообще "Скайфолл" - эстетическое оправдание существования практики сиквелов и франшиз. Потому что, получается, что, несмотря на качество каждой отдельной серии, общий символический капитал бренда растет во времени, и, глядишь, придет время - и он выстрелит вот так!

И еще одно: название. У нас, как обычно, его попытались исказить, сопроводив кучей лишних, ненужных дополнений: "007, координаты..." Но как только ты слышить песню, ты начинаешь слышать название, как надо - Падающие небеса. Скайфолл. Название дает фильму эту пронзительную ноту не меньше, чем заглавная песня.

Ни разу не проходное, запоминающееся, оно еще и стопроцентно отражает содержание, послание, настроение фильма. Точный образ, пойманный создателями фильма, вызвал к жизни и точное название - и соответствующее образу воплощение в двухчасовой киноленте. Конец света, предчувствие Апокалипсиса через шпионские страсти. Вот почему так радует и задевает этот фильм: он - не иллюстративный, он - образный. А большинство современных фильмов - и книг, и вещей... (и людей?) - безОбразные. Без обид.

007: Координаты «Скайфолл» | Skyfall: Великобритания, США

Моя оценка - 5 - Здорово
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Меланхолия | Melancholia, Магнолия l Magnolia, Призрак | The Ghost Writer
Вместо этого смотреть: Турист | The Tourist, Миссия невыполнима: Протокол Фантом | Mission: Impossible - Ghost Protocol, Эволюция Борна | The Bourne Legacy
В этот день в 2010 году: Буги-вуги | Boogie Woogie
В этот день в 2009 году: Не бросайтесь тортами в летающие тарелки! Глава 4
В этот день в 2006 году: Анаполис | Annapolis



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Клуб киноУХО - 40. Альманахи и Мы - 2. Анонс
2012-11-08 19:09

Следующее собрание - во вторник, 13 ноября, в 18:30.

Не будем смотреть чужое, будем придумывать свое!
Вернемся к нашим баранам!

∙ Свободная мысль
∙ Киллер в садике
∙ Заповедник
∙ Гости из будущего (или письмо в бутылке)
∙ Забытый в садике
∙ Герои книг
и другие сюжеты...

Что дальше?
Не будем отвлекаться на увлекательные просмотры, засучим рукава и навострим перья – придумаем непридуманное, чтобы снять неснятое.
Продолжаем проект «Альманахи и мы» - смотрите отчет о предыдущем собрании.
Приходите!

Что было в клубе киноУХО
Как нас найти



Ограбление казино | Killing Them Softly
2012-11-09 14:56
Ограбление казино | Killing Them Softly Американский фильм «Ограбление казино» с Бредом Питтом в одной из главных ролей не оправдает надежд тех, кто ожидает от него энергичных криминальных разборок. Вот что надо иметь в виду: фильм под таким призывным и, казалось бы, однозначным названием - однако, участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2012 года.

В данном случае, это говорит больше не о высоком качестве, а о жанровой принадлежности фильма… Хотя, что далеко ходить, вон – «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, на очень даже криминальную тематику, тоже принимало участие когда-то в каннском фестивале, и даже получило главный приз, открыло новую эру, послужило точкой отсчета…

Вот на неудалые претензии повторить подвиг Тарантино недоброжелательные критики, а таковых – большинство – пеняют авторам фильма «Ограбление казино». И напрасно! Большое количество профессионалов криминального бизнеса и долгие диалоги между ними все-таки не являются главными отличительными чертами великого творения Тарантино.




Других сходств между ним - и нынешним «Ограблением» нет. Зато есть в нем сходства – очень даже удивительно! – с советскими позднеперестроечными фильмами, в которых под непрерывный галдеж доносящихся из всех телевизоров и радиоприемников трансляций заседаний Верховного Совета – с громкими разоблачениями и яростными призывами к обновлению – на экране проистекает бескрылая, унылая, коррумпированная и непрофессиональная жизнь какого-нибудь сообщества, ярко представляющего мифы о советском мире: школа там, больница, да хоть – санаторий или завод!

Ограбление казино | Killing Them Softly; Питт, Дженкинс

Но вместо былой производственной драмы про завод, или – драмы становления юного характера про школу, или драмы героизма врачей, которые раньше – горели на работе, теперь, то есть – в те позднеперестроечные времена – на экране все разрушается, разлагается и дурно пахнет. Врачи воруют спирт, учителя берут взятки от родителей, главный инженер на заводе вступил в сговор с теневиком, а в доме отдыха на тюфяках скрываются от правосудия беглые уголовники.

На фоне бодрых призывов с экрана все это выглядит крушением, разложением и ржой, которая проела всех и вся. Так вот, «Ограбление казино» с Бредом Питтом – точно такой фильм. Только за базовую и самую представительную единицу американского общества взят криминалитет. И никакой предвзятости здесь нет: это те самые предприимчивые, инициативные и активные индивидуалисты, рассчитывающие в жизни только на себя и готовые биться за свое кровное, каковыми и предписано быть настоящим американцам.

Ограбление казино | Killing Them Softly; Лиотта

И вот сюда тоже – о ужас! – проникла ржа. И благородные криминальные доны уже не могут как следует спланировать, а исполнители-шестерки – реализовать мало-мальски изящный криминальный план. А потом призванный исправить положение чистильщик – как раз Бред Питт – сталкивается с вопиющим непрофессионализмом киллера, которого он нанимает. Полная безответственность! Приходится все делать самому.

Ограбление казино | Killing Them Softly

А там и самые высокие криминальные иерархи демонстрируют свою полную несостоятельность: оплатили не по тем расценкам. Невозможно работать! И все это происходит под назойливое жужжание Барака Обамы из каждой консервной банки: "Мы, американский народ! Мы – едины, мы – равны, мы должны и будем…" И финальные гневные слова в адрес Америки, которые бросит главный герой – вот ради чего все и писалось!

Ограбление казино | Killing Them Softly

Но, помимо этого справедливого гражданского пафоса настоящего американского гражданина, который переживает за свою страну, в фильме ничего интересного нет. Как и в тех позднесоветских фильмах, название которых сейчас даже невозможно вспомнить.

Ограбление казино | Killing Them Softly: США - 2012
Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Город воров | The Town, Мальчики-налетчики | Takers
Вместо этого смотреть: Криминальное чтиво, Бабло, Особо опасны | Savages
В этот день в 2011 году: Брат Иван Федорович Женовач
В этот день в 2010 году: Немыслимое | Unthinkable
В этот день в 2009 году: История одного вампира | Cirque du Freak: The Vampire's Assistant

В избранное