Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клуб киноУХО - 39. Три источника. Отчет



Клуб киноУХО - 39. Три источника. Отчет
2012-11-02 08:39

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Клуб КиноУхо - 39.  Три источника.
В современном искусстве, современном кино и современном мировоззрении вообще нам мешает ориентироваться вот что: мы плохо представляем, что лежит в основе этого «современного», поскольку мы к этой школе мысли подключились недавно, с крушением Союза.

И плохо представляли себе, насколько тотальным в западном мире в 20 веке – и сейчас тоже – было влияние таких мыслителей, как Ницше, Фрейд и Айн Рэнд. Мыслителей, которые нам представлялись скорее экзотическими, чем определяющими – по их роли в нашей предшествующей жизни и культуре. Ну, так пришла пора с ними познакомиться – сколь бы запоздалым не казалось это знакомство.

Вот три фильма, вышедшие на экраны в прошлом году, т.е. совсем свежие: "Туринская лошадь | A Torinói ló" венгерского режиссера Белы Тара, Гран-при прошлогоднего Берлинского кинофестиваля; "Опасный метод | A Dangerous Method" Дэвида Кроненберга, участник прошлогоднего Венецианского кинофестиваля; и не такой титулованный "Атлант расправил плечи" - презентуют именно этих мыслителей.


Сегодняшние кинодеятели выражают некое разочарование былыми гуру, некоторую усталось от их тотального присутствия в культуре. Однако это не причина сбрасывать их со счетов (и с пьедесталов): может быть, высоколобые кинодеятели западных демократий и устали, наелись фрейдизмом, ницшеанством и рэндианством, однако очень многие другие не наелись и по полной используют эти идеи там, где раньше им не было места – (или было не так много места):

в нашем отечественном, прежде – идущим своим путем – кино и в массовой культуре, до которой эти авангардные в прошлом идеи, наконец, докатились – в адаптированном и урезанном, понятное дело, виде – но в очень удобном для употребления.

Итак, кто они, эти три Источника?

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Фридрих Ницше Первый, конечно, Фридрих Ницше. 1844 – 1900 гг. Ниспровергатель основ и основоположник пост-культуры. Проповедовал отказ от моральных норм, от милосердия и сострадания, добра и справедливости – они ослабляют человека сильного и зачем-то помогают слабому, которому самая дорога – ф топку.

Почитал себя сверхчеловеком и Антихристом – о чем писал в одноименной книге. Провокация как вид произведения искусства – его изобретение: шокировать, удивить и оскорбить реципиента – как задача художественного творчества, осквернять святыни и покушаться на святое – как задача современного искусства, манифестирующего смелость отказа от ограничивающих архаичных норм.

Сверхчеловек – тот, кто способен на это. Остальные – быдло, стадо, недочеловеки. Основные труды: «Так говорил Заратустра», «Рождение трагедии из звуков музыки», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти». Ницше почитал волю к власти основным инстинктом и ратовал за его освобождение от ограничивающих культурных и моральных запретов. Вообще ратовал за освобождение инстинктов и закрепощение инстинктов вменял в вину религиям и особенно христианству.

В «Антихристе» называл Христа идиотом. (Как ни странно, «Идиот» Достоевского вышел на пару десятков лет раньше). Вообще, Достоевский – одно из первых мощных порождений Ницше: Достоевский стал самим собой, вступая в постоянную полемику с Ницше в своих романах.

Ницше почитают за идейного вдохновителя как деятели авангарда и современного искусства, так и фашисты-нацисты. «Так говорил Заратустра» и «Воля к власти» - настольные книги Гитлера, который признавал их влияние в написании «Майн кампф» и вообще, мыслил себя ницшеанским сверхчеловеком.

Еще: Ницше противопоставлял аполлоническое, разумное и упорядочивающее, начало в человеке и культуре – дионисийскому, хтоническому, животному и стихийному – в пользу последнего. Эта идея стала идеологической подоплекой всего современного безобразного, низменного, жестокого и животного, которое пришло на смену отжившему, классическому, гармоничному и прекрасному.

Сам Ницше (1844 - 1900), понятное дело, в искусстве как зритель тяготел к прекрасному, к классицизму, декаданс современный ему считал признаком упадка и разложения мягкотелого и бессильного западного человека, полузадушенного рабской христианской моралью. Вообще, безобразное считал дорогой деградации и смерти. При этом – уж если говорить о воцарившихся с его нелегкой руки взглядах, так вот, с точки зрения фрейдизма, о котором речь впереди, Фридрих Ницше рано начал и плохо кончил:

будучи крайне одаренным интеллектуально, он всегда страдал он недостатка коммуникативных способностей, никогда не был женат, подвергался обструкциям и бойкотам со стороны товарищей по учебе и – в будущем – со стороны научного сообщества, ссорился и разрывал отношения и с теми, с кем ему чудом эти отношения удавалось на короткое время построить – Вагнер, Лу Саломэ.

Всю жизнь страдал от чувства неукорененности – кстати, это общая исходная жизненная посылка, объединяющая всех троих наших героев – а Ницше был вообще человек без гражданства, отказался от прусского паспорта, чтобы откосить от армии – и никакого другого не имел, приписывал себе польские дворянские корни – типа, мы были Ницкие, что потом оспаривали его многочисленные биографы.

А также: мучился головными болями, обмороками и впадением в ступор, в следствии чего вынужден был оставить преподавание чуть ли не в 30 лет. В конце концов окончательно сошел с ума и последние 10 лет прожил в безмолвии под надзором врачей. В общем, у Ницше было много причин быть недовольным жизнью, ее устройством, богом и людьми. Но при этом он обладал невероятной страстностью изложения, которая позволила его субъективным переживаниям стать частью культуры и определить мировоззрение огромного числа последователей на полтора века вперед. Молодец.

Сейчас, после чуть ли не столетия тотального влияния ницшеанства на свободомыслящее человечество естественна некоторая усталость от него. Как когда-то сам Ницше являлся рупором тех, кто устал от тотального влияния христианства. Но эта усталость вовсе не отменяет монументальной роли Ницше в построении той картины мира, в которой мы сейчас и проживаем. А посмотрим мы фрагменты из фильма венгерского режиссера Белы Тарра – «Туринская лошадь».

Туринская лошадь | A Torinói ló; Бела Тар

Этот фильм получил два приза, в том числе – гран-при – на прошлогоднем Берлинском кинофестивале. Фильм-хроника апокалипсиса, который ведет свое начало от финального прозрения Ницше: автор лапидарного афоризма "Падающего - толкни!", Ницше в тот день, с которого начинается фильм, бросился останавливать извозчика, жестоко бьющего свою лошадь, повис у лошади на груди, долго рыдал, а потом сказал четыре слова - и замолчал навсегда.

Замолчал не потому, что умер - он прожил, помешанным, еще 10 лет, но разговаривать перестал. А последние слова его были: "Мама, я был глупцом!" В фильме Белы Тара нет Ницше, есть лошадь и ее хозяин - и мир, перестающий функционировать. Что хотел сказать автор о мире, о Ницше и о лошади - что-то очень важное, не очень-то обнадеживающее... Подробнее - здесь. А лучше - посмотрите сами.

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Зигмунд Фрейд Второй наш герой – Зигмунд Фрейд. 1856 – 1939. Нечего и говорить, что все трое, не будучи порождениями и прародителями друг друга, тем не менее сильно связаны взаимным влиянием. А вот Фрейд с Ницше, помимо философского влияния второго на первого, были еще связаны и общими знакомыми – любовь всей жизни Ницше, Лу Саломе, после его смерти близко познакомилась и подружилась с Фрейдом, стала его преданной ученицей и последовательницей, а потом еще и одной из первых влиятельных женщин-психоаналитиков.

Что же можно сказать о Фрейде? Он продолжил начатое Ницше дело - раскрепощение инстинктов и легитимизацию инстинктивных, освобожденных от моральных норм и рациональных запретов, проявлений человека. То, что Ницше проповедовал дозволенным и допустимым, но – с оговоркой: «Дозволенным – сверхчеловекам, а остальным – нос не дорос, ни-ни!», так вот Фрейд все это самое провозгласил правильным, разумным и полезным для здоровья.

И если Ницше саркастически ухмылялся, не скрывая презрения к людям, придерживающимся и соблюдающим, то Фрейд уже выписывал им – сочувственно – рецепт: «Нарушайте и выходите за рамки, а то заболеете неврозом или истерией!»

Идефиксом Фрейда была сексуальность, ее и положил он в основу основ всего. Сексуальность - ярко выраженная или глубоко скрытая - является двигателем и стимулом всех деяний человека. И плохого, и хорошего. Т.е. если какой-нибудь герой завоевал там или спас кого-нибудь, а великий композитор-писатель-художник что-то там такое - великое - сочинил-нарисовал-написал, то это либо ради какой-никакой прекрасной дамы, либо - в результате нереализованности любовного чувства. Тогда его творческий порыв называется сублимация.

Ну, дама какая-нибудь его отвергла, а то и вовсе - умерла, не дала, в общем - и он сублимировал неизрасходованную на любовную страсть энергию в это великое произведение искусства. А вы думали, это он человечество хотел осчастливить, денег заработать или просто воплотить свои высокие устремления? Так вот нет!

То есть по сравнению с Ницше, который все-таки в основу всего клал волю к власти, в которой еще, как-никак, есть что-то величественное и звучащее гордо, Фрейд вообще все свел к зуду в гениталиях, который надо только вовремя распознать и правильно истолковать. Хотя – что значит – «правильно»? Если в основе всех проблем и свершений лежит сексуальное - осознанное или неосознанное - желание, то – вот вам и ответ. И, в общем-то, долгие и дорогостоящие просиживания и пролеживания в кресле психоаналитика не к чему – все равно ясно, чем они закончатся.

То есть ясно, что должно быть найдено и что в твоих сновидениях и свободных ассоциациях уважаемый психоаналитик обязательно найдет: какой-нибудь банан, ага. Таким образом Фрейд не только основал очень прибыльный и совсем не пыльный сетевой маркетинг, но и – целое направление в культуре, искусстве и искусствоведении.

Как искусствовед и литературовед, он пропсихоанализировал кучу культурных ВИПов всех времен и народов – от Сафокла и Аристофана до Микеланджело и Леонардо – заочно и посмертно, понятное дело, но зато – очень доходчиво. Все издал, положив начало подобным «-ведениям» и по отношению ко всем последующим деятелям культуры, искусства, политики и вообще.

Дальше: целая бесконечная череда фильмов и книг, трактующая метания героев с точки зрения психоанализа, толкующая сновидения и оговорки по Фрейду. Копание в глубинных процессах психики героев стало расхожей темой. Комплексы и закомлексованные персонажи. Но, может быть, самое главное - фрейдизм создал питательную почву для авангарда, исходя из основной посылки: главным двигателем жизни человека является бессознательное.

Отсюда родилось целое направление в искусстве 20века. Спонтанный творческий акт, максимальное освобожденный от контроля сознания, фиксирующий беспредметные образы психики: метод психического автоматизма. Любой жест художника воспринимается как художественно-значимый транслятор бессознательной интенции.

Сам Фрейд, конечно же, считал авангардные артефакты современной ему культуры проявлением болезненности их авторов, но и классическую культуру критиковал - за чрезмерные ограничения в сфере секса рамками разнополой семьи двух партнеров.

Еще одна супер-плодотворная идея Фрейда – о компенсаторной функции искусства. Она пошла в массовую культуру: супер-герои, ковбои, полицейские, боевые искусства и военная техника в кино. Типа, вот ты такой белый и пушистый, тихий и мягкий какой-нибудь бюргер-бухгалтер, так на досуге посмотри страшилку-стрелялку, и то, что ты годами копишь в себе невысказанным и невыплеснутым, как раз и будет востребовано - в переживаниях во время просмотра фильма.

По Фрейду, все это полезно, т.к. помогает обывателю, отождествляющему себя с супергероем, изживать свои нереализованные в реалии комплексы и влечения. Как и все остальные постулаты фрейдизма, этот оспаривается тем, что демонстрация агрессивных и сексуальных похождений киногероев, помимо компенсаторной, выполняет еще и пропагандирующую функцию, т.е. – развращает зрителей, призывая их повторять то, что показано на экране, переносить виртуальность в реальность.

Ну, Фрейду не привыкать учить плохому – он начал с того, что подсадил пол-Вены на кокаин – из лучших побуждений, в лечебных целях, на основе своего опыта. То есть для начала подсел на кокаин и сам – в лечебных целях, от чего поимел на всю жизнь головные боли, бессонницы, депрессии и носовые кровотечения. Вообще, свой опыт был для Фрейда основополагающей базой для всех вышеизложенных далеко идущих общечеловеческих выводов.

Так, Эдипов комплекс он придумал, проведя самоанализ своего отношения к отцу на фоне тяжелой депрессии, вызванной смертью этого самого отца. И – ба-бац! – нашел у себя Эдипов комплекс. И подумал, что если у него есть влечение к матери и желание убить отца, то и у всех нормальных людей тоже должно быть. В общем, вот именно нормальность отцов-основателей психоанализа и ставит под сомнение фильм, фрагменты из которого мы сейчас будем смотреть – «Опасный метод | A Dangerous Method» Дэвида Кроненберга.

Опасный метод | A Dangerous Method; Кроненберг; Мортенсен, Фасбендер

В 2011 году фильм участвовал в программе Венецианского кинофестиваля. Основан на реальных событиях – и взаимоотношениях трех психоаналитиков: основателя метода, Зигмунда Фрейда, его – на описываемый период – любимого ученика, сподвижника и продолжателя дела Карла-Густава Юнга – и его, Юнга, больной, потом – любовницы, потом – коллеги, тоже ставшей психоаналитиком – Сабины Шпильрейн.

Эта самая Шпильрейн, как и вышеупомянутая Лу Саломэ, как ни странно, была русской девушкой и впоследствии стала одной из основоположниц психоанализа в Советской России. Выполненный в очень сдержанной манере, фильм «Опасный метод», тем не менее, оставляет впечатления высоко поднятой в немом изумлении брови: и эти люди запрещают нам ковырять в носу? (Подробнее - здесь).

Клуб КиноУхо - 39.  Три источника. Айн Рэнд И, наконец, третий, но не менее важный, Источник – Айн Рэнд. Снова – русская женщина, ага. Несмотря на территориальную и хронологическую близость – самую близкую к нам – она оказалась нам менее всех знакома. Айн Рэнд – практически наша современница, умерла в 1982 году, а родилась – в 1904 м году, в России, в Петербурге, и звали ее Алиса Зиновьевна Розенбаум. В семье фармацевтов и врачей. (Не родственница ли, часом, Александр Яковлевича?)

Как и для двух предыдущих два мега-мыслителей, одним из основополагающих жизненных импульсов ее было отщепенство, отчужденность, отверженность. (Любимое литературное произведение – «Отверженные» Виктора Гюго.) У Ницше – реальная безродность, у Фрейда– притеснения по пятому пункту, (в бытность Фрейда в Австрии с этим было туго), а Алисе Розенбаум досталось – в советской России – еще и как выходцу из буржуазного сословья.

Ее семья как раз по пятому пункту в царской России не страдала, а была очень даже зажиточной медицинско-фармацевтической корпорацией, жили хорошо, а большевики пришли, экспроприировали, уплотнили, и вообще – голод, холод и бесприютность в середине 20-х годов. Правда, буржуазное происхождение не помешало Алисе Розенбаум поступить в ленинградский университет и отучиться в на философском факультете, а потом еще и в киношколе.

А потом – что уже вообще странно – получить визу на стажировку в Америке по поводу первой, уже изданной к тому времени – к 28-му году, девушке было 24! – первой книги, киноведческой, про голливудскую звезду Полу Негри. Это – откуда что взялось. А теперь – что же взялось? В Америке Алиса Розенбаум известна под именем Айн Рэнд. Она практически главный идеолог крайне правых, проповедующий как высшее благо эгоцентризм и индивидуализм, который ни в коем случае не должен считаться не только с общественным мнением, но и с общественным благом.

Айн Рэнд не просто легитимизирует жажду власти, алчность и наживу – она идеализирует и романтизирует их. От чистого сердца и с дорогой душой – она сердечно любила деньги. На ее одежде был всегда вышит знак доллара, а когда она умерла – благодарные поклонники и продолжатели дела выложили цветами знак доллара размером в целую площадь, на которой происходило прощание.

Айн Рэнд любила деньги – и тех, кто умеет их делать. Она ввела в культуру понятие «притесняемое меньшинство» по отношению к миллиардерам – главам корпораций и банкирам.
Ее герой – страдающий от непонимания обществом, отверженный – предприниматель, деловой человек, без деятельности которого общество бы погибло, но это бестолковое и жадное общество не соглашается по заслугам вознаграждать его беспримерный организационный подвиг и то и дело пытается оттяпать львиную долю от его законного пирога в пользу бедных.

Злонамеренные никчемные профсоюзы-нахлебники, стада бездельников-рабочих, не способных без руководящей и направляющей роли интеллектуалов-капиталистов и табуретку сколотить – вот кто стал мишенью критических стрел романов, памфлетов и политически-заостренных эссе Айн Рэнд. Прекрасные, страдающие, непонятые, отверженные, но не сдающиеся в своем сверхчеловеческом величии капитаны бизнеса – ее герои-протагонисты.

Айн Рэнд, выходец из России, с русским гуманитарным университетским образованием, очень хорошо поняла: популяризировать идеи очень хорошо получается через художественные произведения. Поэтому устроилась в Голливуд сценаристкой, а потом еще и написала несколько романов. Как Чернышевский. Главный роман Айн Рэнд – «Атлант расправил плечи», 1952 года, является библией бизнес-эстеблишмента Америки, настольной книгой. И вообще американцы называют эту книгу второй, после Библии, самой повлиявшей на умы американцев, книгой. (Т.е. не просто "называют", а статистика свидетельствует).

Десятки миллионов проданных экземпляров, перевод на все языки мира. Мы – как всегда, на обочине. Уж очень нам ее взгляды не подходили. До поры до времени. Но с 91 года – понятное дело, все наши капитаны бизнеса читают Айн Рэнд взахлеб. (А Михаил Ходорковский – просто воплощение вымышленных Рэнд прекрасных и отверженных. Как с него писали!) Каждому новому президенту доброжелательные миллиардеры и их финансовые консультанты на инаугурацию дарят тома Айн Рэнд – Путину книгу «Атлант расправил плечи» дарил Илларионов, еще в 2004м году. А Медведеву книгу подарил Чечваркин.

Но Рэнд была не только политологом, но и политтехнологом, руководителем экономического кружка, члены которого в дальнейшем заняли руководящие посты в Америке – такие, как президент Рейган. Или – что, может быть, еще интереснее – глава Федерального Резервного Фонда Алан Гринспен, вообще – любимый ученик, поклонник и последователь Рэнд.

Теперь, на волне республиканских протестов против просоциалистской, как они считают, политики Обамы, тиражи Рэнд взлетели вверх с новой силой. Тем более странно, что фильм по этой великой книге, снятый в 2011 году, получился таким слабым. Поначалу права на экранизацию закупила аж Анжелина Джоли, и собиралась играть в нем главную роль. Потом на главную роль заявили Шарлиз Террон. А в результате сыграла ее никому не известная не харизматичная девушка, и фильм практически слили – он совсем не удачный.

Атлант расправил плечи | Atlas Shrugged: Part I

Хотя история и интрига позволяют развернуться: «Атлант расправил плечи» - антиутопия о мире, в котором финансисты и капитаны бизнеса устроили ... забастовку. Они ушли. Прямо растворяются в тумане, сворачивают свои бизнесы - в знак протеста против тех драконовских законов социалистического распределения, по которым они не могут в полный рост распоряжаться богатством, нажитым непосильным трудом. Богачи сбегают, образуют тайный город и тайное общество. Пароль - "Кто такой Джон Голд?" Пока адекватно воплотить великую книгу в кино не удалось. Но здесь, в фильме "Атлант расправил плечи", очень красноречивое вступление - до титров. Вот его можно посмотреть. Там все есть.

А вот по другому роману Айн Рэнд, «Источник», фильм, поставленный в 1949 году – по сценарию самой Рэнд – стал классикой Голливуда. Не такой затейливый в смысле формы, безо всяких антиутопий и заговоров, фильм – и роман – однако, содержат уже весь корпус основополагающих рэндианских идей: эгоизм – это хорошо. Благотворительность – плохо. Я ничего не должен делать для других. Примат общественных интересов придуман для тупых, которые ничего из себя не представляют.

Источник | The Fountainhead

Свобода моего частного предпринимательства в конце концов является и залогом вашего будущего процветания общества – потому что только я понимаю, как вам его обеспечить, а вы-то сами ни на что не способны, так хоть не мешайте – и вознаграждайте меня по заслугам. Айн Рэнд ведет свою проповедь не менее страстно, чем Ницше - свою. И последователей-поклонников у Рэнд никак не меньше.

Впрочем, может быть, и меньше. Поскольку их число ограничено - ну, если не списком Форбс, то - имеет очень четкий имущественный ценз. Может быть, не такой жесткий, как сакраментальное полонское: "У кого нет миллиарда - на фиг!", но - где-то рядом. Потому что учение Айн Рэнд, оно называется - позитивизм - оно не просто школа мыслей, оно - деятельное. Если веришь - делай деньги. И твой счет в банке будет свидетелем, насколько ты способный ученик.

Собственно говоря, книги Айн Рэнд содержат в беллетристической формы тот самый комплекс идей прагматизма, который лежит в основе нашей революции 1991 года. И, надо отдать Рэнд должное, проповедует свои идеи она со вполне революционной страстностью, свойственной что первым коммунистам, что первым христианам. Познакомится с источником этой страстности по-любому, не вредно. Расширяет сознание.

Мы, так хорошо знакомые с противоположной точкой зрения на богатство и богатых, (вовсе не только советской – коммунистической про буржуинов и Мальчиша-Кибальчиша, но и русской православной , общинно-крестьянской – от трудов праведных не наживешь палат каменных, и общехристианской про богатого, рай и игольное ушко), должны увидеть, как красиво, убедительно и доказательно звучит и диаметрально противоположная версия, какие красивые герои ее воплощают – и, если не поддаться, очертя голову, ее обаянию, то, по крайней мере, сделать свои выводы об относительности всего сущего.

В этот день в 2011 году: Время | In Time
В этот день в 2010 году: Стоун | Stone
В этот день в 2006 году: Комната 6 | Room 6



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





В избранное