Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иоанна - женщина на папском престоле | Die Pa:pstin


Иоанна – женщина на папском престоле | Die Päpstin
2010-07-06 11:00

Иоанна – женщина на папском престоле | Die Päpstin"Иоанна – женщина на папском престоле" повествует о неизвестной для большинства, да и не доказанной наверняка, странице средневековой истории.

Вот когда ведутся споры о будущем 3D-кинематографа, такие фильмы, как "Иоанна", являются одним из ответов на вопрос, для чего же нам 3D?.
Не только для того, чтобы погружаться в воображаемые миры. Дайте нам погрузиться в реальное прошлое человечества! Ну, учитывая, что никто из ныне живущих его не видел, ранее средневековье все равно довольно воображаемая среда, но ведь есть источники, по которым можно воспроизводить быт, костюмы, облик людей, образ жизни, картины природы, которая окружала людей в те далекие годы.
Другое дело, что хорошие фильмы справляются с задачей глубокого погружения зрителей в свои реалии и без помощи 3D.

"Иоанна" - как раз такой фильм. Не голливудский разукрашенный лубок, а картина европейских мастеров, насмотренных, как говорится, живописными полотнами великих голландцев и итальянцев – они запечатлели не те времена, о которых идет речь в фильме, более поздние, но хоть какой-то свет на прошлое проливают. На то, насколько другим оно может быть. Визуально отличным от современности.
 

Создатели фильма про Иоанну постарались донести до зрителя не только скандальную историю женщины, обманом занявшей престол католического первосвященника, а историю времени через историю этой невероятной судьбы.
Кстати говоря, судьба эта невероятная привлекала внимание исторически образованных людей во все времена. Самый близкий нам великий ум, размышлявший о том, что лучше – драму написать "Папесса Иоанна", или обойтись поэмой – был, как вы догадываетесь, Александр Сергеевич Пушкин. В своих записках о Папессе он на первый план выносит тягу к знанию. Вот что было для Пушкина стержнем этой истории, путеводной нитью этой фантастической женщины.

И в фильме немца Зенке Вортманна проводится та же линия. Никакого гротеска, никакого комизма – женщина переодевается в мужское платье, ах, я тетушка Чарли, из Бразилии, где в лесах много-много диких обезьян… Так вот, никакого комизма, ни тени, в фильме о самом великом и выдающемся в истории переодевании нет.
И это при том, что сам режиссер Вортманн комедии не чужд и не так давно снял фильм "Тетушка Чарли" - осовременив классическую "Тетку Чарлея" на новый лад, но оставив ее имя без изменений – Донна Роза Дальвадорец!

В средневековой же драме "Иоаннна – женщина на папском престоле" дух времени передается в том числе и полным отсутствием юмора – нет, в средневековых католических монастырях, в этих дремучих деревнях, да и в самом Риме – было не до смеху.
Хотя одну из главных ролей – Папу, которого на престоле и сменила Иоанна – играет замечательный голливудский комик Джон Гудмен. Совсем не так, как когда-то он играл короля Великобритании, занявшего престол тоже по ошибке. Вот там он играл плебея, смешного на месте самого респектабельного лица Европы.
Здесь он коварный, хитроумный и в то же время – бессильный без помощи преданного союзника – врача. Этим врачом и была Иоанна.

Фантастическое возвышение женщины из далекой североевропейской деревушки во времена, когда женщины еще даже и фаворитками при дворах не стали, не говоря уж о какой-то другой форме вертикальной мобильности! Пушкин – когда-то, а теперь – группа европейских кинематографистов, снявшая фильм про Папессу Иоанну – рассказывают историю о том, какой силой может быть тяга к знанию. Из какого болота и в какие заоблачные выси она может вытянуть человека – вопреки происхождению, окружению, полу, возрасту и географическому положению, вопреки времени и пространству.

Замечательная удача фильма, главная заявка на то, что разговор будет серьезным – это приглашение на главную роль не раскрученной голливудской красотки, которую "вот тут припудрим, вот тут замажем – и сделаем из нее что-то средневековое", а немецкую актрису Йоханну Вокалек.
На мировом экране она показалась однажды – в фильме Тиля Швайгера "Босиком по мостовой",  и тогда еще очень запомнилась … необычностью, несовременностью образа, оригинальностью. А вот теперь эти качества – плюс очень мощная харизма, необходимая для изображения такой необычной женщины – были сполна востребованы.

Может быть, можно посетовать на то, как традиционно развивается сюжет – вполне обычно для рассказа о великом человеке, из серии "жизнь замечательных людей". Но, может быть, это как раз естественная компенсация: уж если герой – героиня! – настолько необыкновенна, если содержание ее жизни настолько нестандартно, так пусть хоть форма рассказа о ней будет привычной. Во всяком случае, поданная на экране таким образом, кино-Иоанна  становится, наверное, номером вторым в списке самых выдающихся женщины в истории. Вторым – после Жанны Д'Арк.
Но только потому, что мы узнали о ней позже, чем о Жанне.

Иоанна – женщина на папском престоле | Die Päpstin: Германия, Великобритания, Италия, Испания - 2009

Вместе с этим смотреть: Еще одна из рода Болейн | The Other Boleyn Girl
Вместо этого смотреть: Коко до Шанель | Coco avant Chanel
В этот день в 2009 году: Ледниковый период 3: Эра динозавров | Ice Age: Dawn of the Dinosaurs
В этот день в 2007 году: Ветка сирени | Lilacs


В избранное