Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сергей Дебижев. "Комплекс невменяемости"


Сергей Дебижев. "Комплекс невменяемости"
2010-06-10 11:41



С нетерпением ожидая выхода на экраны страны фильма Сергея Дебижева "Золотое сечение", одного из конкурсантов Кинотавра, захотелось восстановить в памяти причины этого нетерпения: а что вообще такого сделал Сергей Дебижев, что одно  его имя прямо-таки  наполняет бурлящей и пенистой радостью.

Фильм "Два капитана 2", начала 90-х, с еще молодыми Гребенщиковым и Курехиным, маловразумительный, но очень духоподъемный абсурд, и вот – "Комплекс невменяемости", такой документальный авангардный абсурд, и тоже – с Курехиным. 

Центральной частью "Комплеса…" является длинная, около 10 минут, лекция, которую в роли профессора, скажем, химии, читает перед большой аудиторией студентов … ну да, Сергей Курехин – в белом халате, докторской шапочке и с длинной окладистой бородой. И несет он, Курехин, такую же веселую чепуху, в жанре которой достиг небывалых вершин в незабываемом теледуэте с Сергеем Шолоховым "Ленин - гриб". Так вот автором той абсурдной чепухи, без сомнения, являлся сам Курехин. 

Значит ли это, что и фильмы Дебижева с его участием, наполненные бессмысленными парадоксами, вызывающие, однако, одинаковую реакцию – шока, смеха  и радости – обязаны этим исключительно магнетизму личности Сергея Курехина? Присущей ему одному, и с уходом его безвозвратно утраченной? 

Оно, может, и так. Не зря же за все последние годы, прошедшие после смерти соавтора и партнера по кино-играм,  Дебижев не был замечен ни в чем подобном. Путешествовал по труднодоступным уголкам Земли с кинокамерой. Без выхода к широкому зрителю. Да что там! Широкого зрителя у него никогда и не было. Без выхода к какому бы то ни было зрителю. 

И вот вдруг эпохальное возвращение чуть ли не с блокбастером – судя по количеству задействованных актеров первой величины, по количеству освоенных стран и континентов, по количеству обозреваемых и увязываемых в одно целое тем. Без Курехина! Как это будет? 

Ну, во-первых, остался БГ, который, по части музыкального хулиганства и остроумия не отстает от ушедшего друга. 
А во-вторых… Что, если предположить: Сергей Дебижев и Сергей Курехин, и БГ с ними – они люди одной волны. Самым ярким ее камертоном  и представителем был Курехин, поэтому с ним все и связано. Но и без него Дебижев … звучит так же. Живет на той же волне. Ну да, ну да. Вот  погружения в эту волну, настройку на нее, жизнь на ее частоте – хотя бы в течение тех двух часов, что длится фильм – вот ожидание этого всего и заставляет с нетерпением ждать выхода на экраны "Золотого сечения". 

А пока для подстройки, для улавливания слабых сигналов той же частоты можно размяться, посмотрев "Комплекс невменяемости". Много времени это не займет - всего 26 минут.

Кинотавр 2010. Итоги
2010-06-17 17:07



Два главных приза фестиваля получили фильмы с утешительно-убаюкивающими названиями: "Перемирие" и "Счастье мое". 
Еще одно сходство: главные герои и в том, и в другом – водители, шоферы. 

Кто такой шофер? Профессиональный путешественник по наезженному маршруту. В фильмах нынешнего года герой с привычного маршрута сбивается и попадает не туда, куда надо, а – непонятно, куда. 
Вот с таким диагнозом сегодняшнего общества сегодняшнего дня можно согласиться. А вот оценки и черные краски – это уже в глазах снимающих. (И смотрящих, присуждающих призы, конечно, тоже). 

Можно, конечно, как режиссер Сергей Лозница – лучший режиссер, по мнению жюри Кинотавра 2010, с фильмом "Счастье мое", бить себя пяткой в грудь и говорить: "Я не доктор, я - боль". Можно. 
Но – есть возражения. Не против того, что он боль. Вообще, художник – существо ранимое, тревожное, с тонкой душевной организацией, так что болевые ощущения для него – это же просто его ощущения себя и жизни. Если художник проснулся и у него ничего не болит, значит, он умер. Это в ответ на то, что он – боль. Ну да, он – боль. 
Но не надо эту боль воспринимать как какое-то объективное свидетельство о реальности. Это – свидетельство о художнике, да и то – не объективное, а его собственное, субъективное. И при этом – далеко не новое. Вот что особенно обидно. 
Кинотавр 2010. Итоги - читать дальше... )

Господин Никто | Mr. Nobody
2010-06-25 12:13



Пища для ума и праздник для глаз. Очень красивый фильм с глубоким философским смыслом. И если красота и визуальное наслаждение поражают зрителя каждым кадром, то смысл будет ускользать, теряться, на разгадывание его вы потратите первую половину фильма, потом обидетесь и плюнете, а потом вроде бы все поймете, а потом подумаете, что это и не важно – до того красив этот фильм. 
Может быть, его смысл как раз в том, чтобы придумать оправдание, на каком основании запихать в фильм обычного формата столько разных, разнообразных, не связанных друг с другом визуальных впечатлений и образов. Ну, на каком основании это сделали бы вы? 

Режиссер фильма Ван Дор Мель оправдал это количество разноцветных стеклышек калейдоскопа тем, что герой фильма – без малого сто двадцатилетний господин Никто, Немо, вспоминает свою – такую долгую, почти бесконечную жизнь. Да еще и в трех, как минимум, вариантах. Фильм похож на длинный, дивной красоты, видеоклип на неслышную музыку, но музыка, угадываемая за ним, тоже прекрасна. 

И исполнитель, Джаред Лето. Странный и прекрасный взрослый мальчик, похожий на девочку. С длинными волосами и голубыми глазами. В свои почти сорок он выглядит на восемнадцать, но не прыгает, не скачет, а изумленно взирает на мир своими голубыми глазами. 
Господин Никто | Mr. Nobody - читать дальше... )

Химера | Splice
2010-07-05 15:17



"Химера" - научно-футуристический триллер об искусственно созданном существе, предсказуемо собравший большую кассу по обе стороны океана.

Человечество всегда стремится создать кого-то по своему образу и подобию (кстати, что далеко ходить, всевозможные "Трансформеры", "Киборги-убийцы" и "Терминаторы" - из той же серии). Создать стремится (вот теперь и новые технологии, клонирование, под рукой!), но смутно этого боится  и чувствует какую-то скрытую угрозу в самой претензии на таковое создание – ведь создавать, человечество это выучило по многочисленным религиозным книгам – это прерогатива Бога, и только. Ну, создавать по своему образу и подобию. Как он нас создал. 
Поэтому, создавая кого-то ему наперекор, человек и сам становится таким созданием, бунтующим против создателя, нарывается на кару, но как бы проявляет ту самую свободу выбора, которая, вроде бы, и делает человека человеком. 
Химера | Splice - читать дальше... )


В избранное