Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ижевский киноклуб:

  Все выпуски  

Ижевский киноклуб: четвертый день фестиваля ARTE


 17 ДЕКАБРЯ, СРЕДА, К/Т АВРОРА, 19.00

МСЬЕ МАКС
MONSIEUR
MAX
Франция, 2007, 90 мин., на французском языке, перевод субтитрами

автор сценария
ДАН ФРАНК
режиссер
ГАБРИЭЛЬ АГЬОН
оператор
ПАТРИК ГИРИНЕЛЛИ
музыка
АНТУАН ДЮАМЕЛЬ

 

в ролях
ЖАН-КЛОД БРИАЛИ
ДОМИНИК БЛАНК
ЖАН-КЛОД ДРЕЙФЮС
ФЕОДОР АТКИН и др.

***************************************************
О ФИЛЬМЕ

Макс Жакоб – известная и трагическая фигура первой половины 20 века. Еврей, принявший католицизм, поэт, искусствовед, один из ярчайших персонажей пышной парижской богемы. В феврале 1944 года в аббатство Сен-Бенуа-сюр-Луар, где он прячется от фашистов, врывается гестапо. Несколько дней спустя Жакоб оказывается в лагере Дранси, откуда французских пленных депортируют в Германию. Когда-то Жакоб был близким другом Пикассо, Маре, Кокто и Гитри, но в трудный час никто из них не приходит ему на помощь. И только Алиса, женщина, которую он опекал, когда она была маленькой девочкой, попробует сделать  невозможное, чтобы вызволить его из лагеря...

БЛОГГЕРЫ О ФИЛЬМЕ (_arlekin_)

Режиссер Габриэль Агьон известен в первую очередь как автор блистательных комедий преимущественно на гей-тематику. Агьон никогда раньше не обращался к драматическим историям с серьезным философским, моральным и религиозным подтекстом, а главный герой фильма, поэт Макс Жакоб, к тому же еще и реальное лицо, не последний персонаж в литературном пантеоне первой половины 20 века. Впрочем, Жакоб - еврей-католик и гомосексуалист, так что в этом смысле он герой для творчества режиссера Агьона вполне типичный, да и с историческими личностями Агьон имеет дело не впервые - правда, великолепно сыгранный Венсаном Пересом Дени Дидро в "Распутнике" был придуман Эриком-Эммануэлем Шмиттом без особой оглядки на биографическую достоверность и уж точно не с культпросветовскими задачами, ну так и "Мсье Макс" на "историческую правду" особо не претендует.

Про жизнь Макса Жакоба я знаю мало, но в биографиях другого главного персонажа фильма, Пабло Пикассо, я не помню упоминания о том, чтобы Пикассо с одной из своих жен-подруг удочерили девочку из приюта, а потом решили сдать ее обратно, тогда как Макс Жакоб малышку пожалел и решил оставить у себя, но ему не позволили, потому что он был гомосексуалистом. Между тем эта интрига - основная в сюжете "Мсье Макса", а девочка Алиса - 40 лет спустя, когда в 1944-м Жакоба увозят из аббатства Сен-Бенуа-сюр-Луар в гестапо, а потом в концлагерь Дранси, это уже взрослая женщина - продолжает считать Жакоба своим приемным отцом и отправляется, не будучи даже еврейкой, за ним в лагерь под видом заключенной, лишь бы как-то ему помочь, в то время как бывшие друзья - Саша Гитри, опьяненный успехом своих комедий у нацистов, или Жан Кокто со своим молодым любовником Жаном Марэ, и в особенности Пикассо - не спешат что-то сделать для пожилого одинокого поэта.

С Пикассо у современного европейского кино вообще какие-то особые счеты: фильм за фильмом показывает его в довольно неприглядном свете. Несколько лет назад в "Модильяни" он представал персонажем малосимпатичным, в показанных на фестивале накануне "Любовниках Кафе де Флор" о Пикассо без особого пиетета отзывается главная героиня Симона де Бовуар, недовольная разработанным Пикассо макетом для "Тан модерн". А в "Мсье Максе", где в финале все-таки отмечено, что и Саша Гитри пошел просить за Жакоба в гестапо, и Кокто отправил письмо в немецкое посольство (правда, было уже поздно - Жакоб умер в лагере), в то время как Пикассо оказался закоченным неблагодарным мерзавцем (а ведь когда будущий автор "Герники" только приехал в Париж, он жил с Жакобом в одной комнате и Макс его кормил).

Агьон впервые отходит от комедийных канонов и обращается к серьезной теме - теме предательства и верности. И не только. У истории Жакоба имеется еще и религиозная подоплека. В молодости поэт-еврей, нюхающий эфир и "снимающий" молодых жандармов в подворотнях, принимает решение креститься. И для него обращение в христианскую веру - осознанный шаг, в отличие от присутствующего при крещении "за компанию" Пикассо, воспитанного в католизизме, но относящегося к церкви с пренебрежением. На склоне лет обедневший сюрреалист Жакоб находит приют и, что еще важнее, понимание при монастыре, в то время как в Париже к нему относятся в лучшем случае как к шуту гороховому, продающему старые рукописи, чтобы было чем заплатить молодым мальчикам (эпизод 1936-го года - единственный за многие десятилетия, когда Алиса со времен своего детства встретила мсье Макса до того, как нашла его уже умирающим в Дранси).

Старого Жакоба играет Жан-Клод Бриали - одно из самых ярких актерских лиц "новой волны", звезда первых фильмов Шаброля. С тех пор, как вышел "Мсье Макс" (в конце 2006-го года), Бриали умер, и эта роль, видимо, стала для него "лебединой песней". Великолепная работа, плюс к тому неплохо соотносящаяся с ролью молодого Жакоба, сыгранной Гийомом Галлиеном (вместе с продюсером фильма Даниэлем Леконтом он приезжал в Москву и представлял картину на фестивале). Оба Пикассо - молодой и старый - и обе Алисы - маленькая и взрослая - тоже хороши. Вообще актерски "Мсье Макс" ничем не уступает фильмам Агьона с участием Фанни Ардан, Жозиан Баласко, Катрин Денев и Натали Бай.

(из блога _arlekin_ , с сокращениями)

О РЕЖИССЕРЕ

Габриэль Агьон (Gabriel Aghion) родился 30 декабря 1955 года. Актер, режиссер, сценарист. Родился в Александрии (Египт). В молодости труппа сверстников-актеров создала свой театр, сами управляли им, писали пьесы, играли и в итоге завоевали известность. Появление этого театра стало революцией в комедийном искусстве. Потом каждый занялся самостоятельной карьерой, стал звездой – Мишель Блан, Тьерри Лермит, Кристиан Клавье, Жозиан Баласко. Как говорит Габриэль Агийон, если бы не они, он бы вообще вряд ли стал снимать кино. Но, начав, уже не мог остановиться. Его первым профессиональным кинематографическим опытом стала работа ассистентом у Клода Зиди и Жака Бенекса. Затем он покоряет зрителей серией собственных комедий на гей-тематику. Однако после оглушительного провала в 2004 году очередного комедийного проекта, Агьен решительно меняет жанр и в сотрудничестве с телеканалом ARTE снимает нетривиальную драматическую историю «Мсье Макс».


В избранное