Ижевский киноклуб: фестиваль телеканала arte, фильм второй. 12 декабря.
ФЕСТИВАЛЬ ТЕЛЕКАНАЛА ARTE, ФИЛЬМ ВТОРОЙ к\т Аврора, 12 декабря, пятница, 19.00.
ЛЮБОВНИКИ ИЗ КАФЕ «ФЛЕР»
LESAMANTSDUFLORE
Франция, 2006, 103 мин.
авторы сценария
ШАНТАЛЬ ДЕРУДДЕР
СТАНИСЛА ГРАЦИАНИ
ЭВЕЛИН ПИСЬЕ
СУНА СИАЛЬ
режиссер ИЛАН ДЮРАН КОЭН
оператор КРИСТОФ ГРАЙО
музыка
ГРЕГУАР ГРЕЦЕЛЬ
в ролях
АННА МУЛАЛИ
ЛОРАН ДЕТЧ
О ФИЛЬМЕ
Cимона де Бовуар, замкнутая и
непривлекательная студентка-отличница, готовится стать преподавателем
философии. За внешней строгостью девушки скрываются горячий темперамент и
редкий литературный талант, однако пока что об этом догадывается только молодой
философ по имени Жан-Поль Сартр. Сартр станет первым возлюбленным Симоны. Но
вместо традиционного брака он предложит ей разделить с ним свою бурную и
беспутную жизнь. Жизнь, которая, с одной стороны, причинит Симоне немало
страданий, а с другой – вдохновит на написание шедевра – книги «Второй пол».
«Любовники Кафе де Флор» – история становления характера Симоны де Бовуар: с
момента ее знакомства с Сартром и до романа с американцем Нельсоном Олгреном,
обрывающегося, когда Симона решает пожертвовать возможностью любить ради
увековечивания легенды «Сартр–де Бовуар».
ОНИ БЫЛИ ВЕРНЫ ДРУГ ДРУГУ ПО-СВОЕМУ
(Юлия Позднякова о фильме)
Фильм вышел в 2006 году и тогда
же получил приз за лучший сценарий Международного фестиваля аудиовизуальных
программ. В основу картины положен
роман, сожительство или это еще можно назвать «брак» Жана-Поля Сартра и Симоны
де Бовуар. Они никогда не были женаты официально и не завели детей, но их союз
был скорее союзом двух душ, чем тел. Они проповедовали свободные отношения и
жили ими, заводя себя любовников и любовниц. Последние потом становились
членами кружка близких людей Симоны и Жана-Поля, которых они ласково называли
«семьей». Но это не о распущенных нравах богемы.
Фильм больше о Симоне. В чем-то
она была обычной женщиной и тяжело переносила любовные интрижки Сартра, но это
помогало ей писать. Очередная боль приносила очередной успех. А боль всей ее
жизни – книга «Второй пол». Здесь глобальная идея о том, что ради искусства,
ради того, чтобы быть не посредственностью, а мастером, нужно жертвовать чем-то
другим. Подчас многим. Философия сообщающихся сосудов: где-то убывает, где-то
прибывает. Это красиво звучит, если этот постулат дистанцирован от твоей
собственной личности. А в фильме все эти красивые слова укладываются на плечи
одной женщины. И, в общем-то, если ты тоже принадлежишь к этому полу, то
понимаешь, насколько щемит сердце, когда знаешь, что любимый тобою человек
сейчас с другой.
Противоречие души и тела. Душа
верна одной, а тело хочет сразу нескольких. Девизом их жизни была фраза из
фильма Синара: «Я был верен тебе по-своему». Их объединяло творчество. Они
дополняли друг друга: Сартр доверял редакторскому чутью Симоны, но в свою
очередь учил ее творить. Она полагалась на самодисциплину, он принимал
различные стимуляторы, чтобы писать. Будучи одним целым, они, наверное, были бы
воплощением гармонии.
Насколько я успела заметить,
французы славны тем, что в центре продуктов их творчества часто оказывается
любовная история или постельные отношения, а фильм снят именно французским
режиссером - Иланом Дюраном Коэном. Но в «Любовниках кафе де Флёр» эти
отношения, что называется, «вписаны в социокультурный контекст». Ведь Сартр и
Бовуар были в первую очередь философами, поэтому вопросы мироощущения,
неприятия буржуазных ценностей, новой философии врастают в их роман. Их вместе
держала одна цель: противостоять буржуазному обществу. Отчасти это выливалось в
протест и максимализм по типу: как угодно, только ни как буржуа, но они,
действительно, понимали, что устои и традиции этого класса уже изжили свое.
Несмотря на то, что картина
достаточно подробно рассказывает о жизни богемы, которая, как известно
аскетизмом не отличалась, съемки получились целомудренными. Сразу вспоминается
цитата про Толстого: ему можно было все, а он в описании грехопадения Анны
Карениной избежал даже голой коленки.Так и здесь. Средний и крупный план, различные типы «проводки» камеры
создают впечатление красивой эротики. Нет натурализма, шокирующей обнаженности.
В этом есть какой-то шарм. Когда что-то остается за кадром, это заставляет
зрителей творить и дает именно ту дозу голого тела в фильме, которая нужна.
Ведь отдельно взятый человек ничего свыше своего опыта не додумает. Есть в этом
определенная пикантность: проецировать свой опыт на персонажей фильма,
вообразить чувственные наслаждения, на которые человек не может решиться в
реальной жизни и прожить их с персонажем.
Не последнюю роль играет и
монтаж. От фильма остается такое ощущение, что история продолжается и за
пленкой. Как будто есть большой сосуд с узким горлышком, размеры которого мы не
знаем: когда туда заглядываешь, то видишь только маленькую частичку того, что в
нем. Так и с фильмом. Он не рассказан до конца. Что-то осталось за скобками.
Приятно размять мозг в эпоху всеобщего потребления, когда большая часть
продуктов, в том числе и культуры, разжевывается так, что остается только
проглотить.
Илан Дюран Коэн родился в 1963
году. Окончил Нью-Йоркскую киношколу. В начале своего творческого пути
занимался коротким метром и документальным кино, но наибольшую известность ему
принесли игровые фильмы. В картине «Внук» (2004), отмеченной призом
Венецианского кинофестиваля, Коэн выступает одновременно как режиссер,
оператор, актер и продюсер. « Любовники
из кафе Флер» - четвертый фильм режиссера, на сегодняшний день его единственный
опыт работы с кино для телевидения..