Здравствуйте поклонники фильмов ужасов! Вот и второй "внеочередной"
номер рассылки. И в этот раз я расскажу вам о еще одном
малобюджетном фильме. Надеюсь, вам понравится.
Я сам совсем недавно посмотрел этот фильм - 23 марта его
показывали по каналу фильмов XXL. Так что те, у кого есть
этот канал могут надеяться увидеть его повторение. Всем
остальным, кто захочет его посмотреть, остается только
надеяться на удачу - вдруг он случайно попадет вам в руки
или какой-нибудь из центральных каналов вдруг решит его
показать (что в равной степени маловероятно).
Кроме того, это первый "привиденческий" фильм моей рассылки.
И его я выбрал не случайно - не смотря на то, что это
вроде бы обычная малобюджетка, но все же фильм сильно выделяется
из довольно безликой толпы аналогичных проектов. С другой
стороны - он является типичным представителем этой толпы.
Как всегда перед началом просмотра я был настроен очень скептически.
Фильм под названием "Привидение", причем явно малобюджетный,
мог сойти только такому фанату ужасняков как я, да и то мог он
оказаться на столько убогим, что даже мне оказалось бы не под
силу его досмотреть. В общем, никаких иллюзий, никаких ожиданий.
Но когда пошли титры - у меня просто отвисла челюсть.
Титры начались с актеров (что для фильмов, согласитесь, не обычно).
И первым именем было Борис Карлофф (Boris Karloff)! Для
фанатов жанра это имя значит очень много - оно просто
олицетворяет целую эпоху ужасняцкого кинематографа. И этого
человека я без колебания могу назвать культовой личностью
(хотя уж очень не люблю этот ярлык - культовый - из-за его
невозможной девальвации и затертости). Вокруг него, вернее
вокруг его ролей в черно-белом кино, создан настоящий культ
почитания.
Следующее имя, появившееся на экране было Джек Никлсон
(Jack Nicholson)! И я просто-напросто растерялся - как я
раньше не слышал про фильм, где играет ТАКОЙ дуэт? Думаю
никому не надо объяснять, кто такой Джэк Никлсон :)
И последнее, что меня окончательно добило, - в числе
режиссеров фильма оказался Фрэнсис Форд Коппола (Francis
Ford Coppola)! Так что акции фильма в моих глаза взлетели
до небес - я никогда не ожидал увидеть такой звездный
ансамбль во второсортном ужасняке. Итак:
Ужас
The Terror (1963)
Режиссеры: Francis Ford Coppola, Roger Corman, Monte Hellman,
Jack Hill, Jack Nicholson.
В ролях: Boris Karloff, Jack Nicholson, Sandra Knight
Хм, скажете вы, рассказывать собираешься про "Ужас", а
по телевизору смотрел "Привидение" - неувязка получается!
Тут нужно сделать лирическое отступление и поведать вас про
явление (о котором любители жанра безусловно знают), которое
называется a.k.a., являющееся аббревиатурой Also Known As.
Эти три буквы знакомы каждому, пробывшему на территории
интернета более двух-трех часов. И это "также известен как"
превратилось в целую систему облапошивания населения.
С вами случалось, что вы взяли в прокате фильм с названием,
которого ну точно не слышали, а вставив кассету в видеомагнитофон
узнали уже виденный фильм, причем качества, мягко сказать,
посредственного, так что вас не тянет пересматривать его по
второму разу? Значит вы стали жертвой a.k.a. К счастью у нас
это явление не очень распространено (так как мало распространены
и сами малобюджетные фильмы), но на западе это становится
целым проклятием любителей малобюджетного кино. Выпущенный
фильм тиражируют под первоначальным названием (в данном случае
Ужас). Затем, когда деньги поступать перестали, его снова
выпускают, только теперь сменив название и обложку кассеты -
и достаточно много людей обманется и вновь купит кассету или
возьмет ее в прокате. Таким образом, искусственно накручивается
заработок фильма.
У этого фильма целых три альтернативных названия! Это
Замок ужаса (Castle of Terror), Леди Теней (Lady of the Shadows)
и Привидение (The Haunting), причем последнее название
было дано специально для телевизионной версии фильма,
которую и показывал канал XXL.
История начинается с того, что некто проникает в замок, убивая
попавшихся ему по пути слуг, и пытается убить хозяина замка,
который в этот момент, склонившись над пентаграммой, исполняет
какой-то обряд. Однако проникшему в замок мешают - ему дают по
голове и сознание возвращается к нему уже в камере пыток.
В конце концов, он остается один на один с правой рукой барона -
хозяина замка. И начинает рассказывать ему историю. Содержание
этой истории и представляет собой подавляющее большинство
фильма.
Основная часть фильма представляет собой историю молодого
французского офицера наполеоновской армии лейтенанта Андрэ
Дювалье, который отбился от основного войска - его играет молодой
Джэк Никлсон. На берегу моря/океана он встречает странную
девушку по имени Елена (которую играет Сандра Найт) и чуть
не гибнет во время прилива. Очнулся он в хижине старухи, где
местный мужик направляет его по следу девушки - в местный замок
барона фон Леппе.
С самого начала пребывания лейтенанта в замке происходят
таинственные и непонятные вещи. Странен как сам барон
Виктор Фредерик фон Леппе (Борис Карлофф), так и его верный
слуга Стефан (Дик Миллер/Dick Miller), который, собственно,
через много лет, сидя в темнице, и расскажет эту историю.
Думаю, не стоит дальше раскрывать сюжет - вдруг кто-то сумеет
фильм посмотреть. Тем более, не смотря на то, что сюжет
развивается достаточно неторопливо, имеется несколько
сюжетных поворотов, раскрытие которых испортило бы впечатление.
Этот фильм демонстрируют одну интересную особенность старого
кинематографа - создатели не боятся переносить действие в
прошлое и в чужие страны, которые больше подходят по духу
данному фильму, создаваемому им настроению. Когда последний раз
был снят фильм, действие которого происходит не в США или
хотя бы главные герои не были американцами (имеются ввиду
фильмы ужасов)? Давненько. Даже малобюджетники боятся ставить
эксперименты. То же самое можно сказать и про время - надо, чтобы
зрителю было легко идентифицировать себя с героями! Поэтому прошлые
эпохи нерентабельны. Вернее, после появления фильма "Сонная лощина"
это частично вернулось в моду. А ведь Европа прошлого и позапрошлого
века (имеются ввиду 18 и 19 века) очень хорошо подходит для
создания атмосферных фильмов ужасов.
А самое главное в этом фильме - это как раз атмосфера! Нагнетание
таинственности, непонятные происшествия и т.п. создают вокруг
зрителя пелену загадки. Большую часть из 80 минут фильма
настроение выдерживается, и кусочки головоломки постепенно
подкидываются зрителю, открывая новые вопросы.
Есть у фильма и минусы - например, в сюжете. Не знаю, может это
я тупой, но я так и не понял связи рассказанной слугой Стефаном
истории с происходящими событиями "современности" - когда этот
Стефан пытается убить барона фон Леппе. Связь этих двух историй
(кроме общего действующего лица) так и осталась для меня
загадкой. А ведь история должна была убедить помощника барона
помочь убить своего хозяина! То есть, в ней должно было содержаться
нечто, указывающее на проклятие рода фон Леппе, но ничего подобного
я там не встретил. Не удивительно, что слугу-палача этот рассказ
тоже не убедил :). И вообще эти две части фильма разительно
друг другу не соответствуют! Также не к месту выглядело прямо-таки
карикатурное привидение в начале и конце фильма - ну и зачем его
туда пихнули, с сюжетом оно никак не связано. Может для того, чтобы
оправдать телевизионное название фильма?
Да еще и немного, на мой взгляд, дешевая "сенсация" в конце фильма
(все немного не так, как казалось с самого начала). Но при
этом, само наличие такого крутого поворота в сюжете на дальнейшее
развитие действия никак не влияет. Так что сделано это только
для "ага, а вы и не ждали!", что немного смазывает впечатление.
Впрочем, это может быть последствием "массовой" режиссуры
(честно говоря, я не припомню другого фильма с пятью режиссерами!)
и дырами в сценарии, который также написали двое людей:
Лео Гордон (Leo Gordon) и Джэк Хилл (Jack Hill).
Однако есть в фильме и то, что выделяет его из сонма дешевых
ужасняков (каким он и является) - это мастерство, с которым
фильм сделан. Не смотря на то, что все задействованные в фильме
"звезды" в то время либо уже закатились (как Карлофф), либо еще
не взошли (как Никлсон и Коппола), но остатки/зачатки таланта
в картине отчетливо чувствуются. Особенно это заметно при
сравнении с другими фильмами аналогичного типа. И Карлофф и
Никлсон именно играют (что в ужасняках не так уж часто встречается),
пусть игра Никлсона имеет мало общего с тем, чего он достигнет
в будущем, но наличие у него таланта можно увидеть уже и в этом
фильме.
Интерестно, что и после того, как звезды Копполы и Никлсона
достигли зенита и они могли позволить себе выбирать проекты
по своему вкусу, оба не отреклись от жанра, ставшего для
них стартовой площадкой (хотя ужасы и считаются "плебейским"
жанром). Никлсон подарил замечательные роли в фильмах "Сияние"
и "Волк", а Коппола дал нам "Дракулу" - одну из самых точных
и лучших экранизаций легендарного романа Стокера. Я как-нибудь
расскажу обо всех трех фильмах.
Ну, и наконец, стоит ли вам смотреть этот фильм, если такая
возможность представится? Если вы предпочитаете действие, а
не атмосферу - тогда нет. Вся прелесть этого фильма именно в
наличии настроя, который и создает общее впечатление. Также
лучше всего смотреть фильм ночью, когда темно и никто не
будет вам отвлекать и рвать создавшуюся оболочку таинственности.
В общем, фильм сильно на любителя (впрочем, как и сам жанр
ужасов как таковой). Но если вы любите фильмы о привидениях
и загадочные истории, тогда я не боюсь вам его посоветовать.
Диалог с читателями:
С этого выпуска окончательно возвращается кроваво-красный цвет
на черном фоне. Больше я цвета менять не буду. Все, кому такую
версию читать слишком тяжело - пишите, есть несколько возможных
вариантов решения этой проблемы (какой именно будет реализован
зависит от количества желающих получать черно-белый вариант).
Продолжается голосование, начатое в прошлом номере. И с отрывом
лидируют вариант "другие"! Голосуйте - ваш голос может оказаться
решающим!
Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном,
а также ваших пожеланий. И пишите, на какой фильм вы хотели бы
увидеть рецензию. Жду писем по адресу
gajus@centras.lt