Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

-----------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

-----------------------------------------------

Выпуск #10

Ведьма из Блэр (Blair Witch)

Приветствую всех любителей ужасов! Сегодня я хочу рассказать о довольно известной и необычной дилогии. Наверное, каждый из вас по крайней мере, слышал отзывы об этих фильмах и хотя бы один из них видел. Эта дилогия очень сильно отличается от всего, что я когда бы то ни было видел. Кроме того, это первый выпуск, где я наконец выполняю просьбу читателей. И еще одна новость - с этого выпуска я предоставляю некоторым читателям, по предварительной договоренности, высказаться по поводу обозреваемых фильмов. Этот раздел будет называться "Особое мнение". В этом выпуске свое мнение выскажет Dia.

  • Проект Ведьма из Блэр: Курсовая с того света
  • The Blair Witch Project (1999)
  • Режиссеры Daniel Myrick и Eduardo Sanchez, США
  • Heather Donahue, Joshua Leonard, Michael Williams
  • Этот фильм просто феномен! Насквозь экспериментальное кино, сделанное практически без бюджета, без профессиональных актеров и спецэффектов мгновенное завоевывает мэйнстрим! Фильм мгновенно производит фурор и одновременно плюет в лицо так называемым мэйджорам (крупным кинокомпаниям, очень четко реагирующим на малейшее изменение рынка). Оказывается их спецэффекты вовсе не обязательны и фильм может прекрасно обойтись и без них!

    Трое студентов-киношников решают в качестве зачетной работы сделать документальный фильм о поиске легендарной Блэрской ведьмы. И в октябре 1994 года они приезжают в город Беркетсвил (Burkittesville), штат Мэриленд, чтобы собирать документальный материал. Сперва они бродят по городку и расспрашивают местных жителей, что они знают о местной легенде. И в конце концов они уходят в лес, чтобы заснять сами поиски. И исчезают. Год спустя обнаруживают пленку, заснятую ими в процессе брожения по лесу. А так как с собой они взяли кинокамеру и ручную видеокамеру, то соответственно имеется и два ракурса. Различается немного и сам вид съемки.

    Однако сам факт обнаружения пленки уже сопровождается мистическими событиями. Начиная с того, что пленки были наедены в процессе археологических раскопок на довольно большой глубине и пласт земли над ними не был нарушен. Так что совершенно непонятно, каким образом пленки могли оказаться в таком месте. А уж содержание пленок привело археологов в ужас. И долгое время их держали в полиции и ФБР, пытаясь раскрыть истину. В конце концов пленки были возвращены общественности. И двое людей (режиссеры фильма) смонтировали из обеих пленок то, что мы увидели в кинотеатрах или на видеокассетах. Они же (Даниель Мирик и Эдуардо Санчес) являются и сценаристами фильма.

    Такова легенда. И легенда была раскручена очень хорошо, нечего сказать. Она практически создала мистический ореол вокруг всего фильма. И учитывая тот нездоровый интерес и особенную любовь американцев к фильмам по "реальным событиям", трюк с "абсолютно достоверной пленкой" был беспроигрышным. Компания-создатель фильма Haxan Films, Inc. все очень точно рассчитала и одним ходом выбилась из пешек в ферзи - произошло превращение из мелкой компании во всемирно известный мэйджор. Правда это превращение может оказаться кратковременным, это зависит от самой компании.

    Однако революционность фильма вовсе не в раскрутке и легенде, но именно в методе съемки. Актеры играют сами себя - Хэзер Донахью (Heather Donahue), глава и идеолог проекта и два ее приятеля Джошуа Леонард (Joshua Leonard), которого называют Джош и Майкл Уильямс (Майк) (Michael Williams) - это их настоящие имена. Кроме трех главных героев в фильме также сняты "жители городка", также не являющиеся профессиональными актерами. Итого в фильме задействовано десять актеров, семеро из который коротко появляются только в начале фильма. Не менее необычен для современного зрителя и способ съемки - камеры и вправду таскают на руках, они качаются и дергаются, тем самым как бы подтверждая реальность происходящего. Таким образом трое основных героев/актеров также являются и операторами фильма.

    Однако эта спартанская простота фильма и полное отсутствие спецэффектов восполняется великолепно созданной атмосферой фильма. Страх постепенно нагнетается и захватывает зрителя в свои силки. Сидящий у экрана начинает реально сопереживать бродящим по лесу ребятам и все их злоключения воспринимаются гораздо сильнее, чем обычное киношное действие. Сама атмосфера страха и таинственности нагнетается постепенно и время от времени резко прорывается на экраны (например в эпизоде с битьем по палатке и беганьем ночью по лесу). И если сперва блуждание героев по лесу кажутся излишне затянутыми, то потом про это полностью забываешь и втягиваешься в происходящее.

    И снова имеются различия в длительности фильма в США он длится 86 минут, в то время как в Соединенном королевстве всего 80. Мне всегда была непонятна эта политика "различных" версий (которую используют все и постоянно). Ну зачем вырезать какие-то шесть минут, тем более, что это вырезание коснулось скорее всего обычного хождения по лесу!

    Кроме того российские зрители лишились довольно занятной вещи: рекламного телефильма Проклятие Ведьмы из Блэр. По крайней мере его не показывали ни по одному из центральных каналов, так что подавляющее большинство скорее всего его не видела. Этот фильм (Curse of the Blair Witch) является стилизованной под документалистику рекламой. Именно в нем рассказывается об истории "обнаружения" пленок, показываются места "реальных" археологических работ, более полно и детально рассказывается о самой "ведьмовской" легенде. Этот рекламный фильм в англоязычных странах показывался по каналу Sci-Fi. Показ обычно происходит за несколько дней до начала проката фильма. Посмотреть такую агитку довольно интересно. Она полностью выдержана в документалистическом стиле, присущем каналу Дискавери - нарезка из видеоматералов, нарратив за кадром, интервью со "свидетелями" и "экспертами". Причем сделано все достаточно профессионально. Мой 14-летний племянник, посмотрев фильм-рекламу некоторое время (пока не вразумили) на полном серьезе выпытывал "А это правда? А так взаправду было?" Так что можно сказать, что он был и достаточно эффективен.

    Бюджет фильма составлял всего 35 тысяч долларов. Для фильма это даже не бюджет. Этот факт также убил производителей фильмов - эти 35 тысяч считаются самым выгодным вложением денег в кино за всю историю его (кино) существования. Правда, для раскрутки фильма тоже понадобились деньги - затраты на рекламу превысили два миллиона долларов (что для американской рекламы тоже не так уж и много). Однако отдача была просто феноменальная! Даже учитывая, что прокат в США начинался практически два раза: первый раз 18 июля всего на 27 экранах на всю страну. Такое открытие присуще именно малобюджеткам. И то в первую неделю проката фильм собрал более полутора миллионов долларов! К концу второй недели сборы превысили 5 миллионов. А на третьей состоялось второе открытие проката - уже в масштабах всех страны, на 1101 экране. И к ноябрю фильм заработал более 140 миллионов. Похожий сценарий пережила и Великобритания - сперва всего 36 экранов и 750 тысяч фунтов в неделю. И в итоге более 14 миллионов фунтов сборов. Финансовый успех более чем очевиден!

    Интересный факт (хотя и не факт вовсе, а скорее наблюдение, из которого сложно делать выводы из-за маленькой выборки респондентов): тем, кто смотрел "Ведьму" на кассете фильм понравился больше, чем тем, кто видел ее в кино. Может это просто случайность, а может и нет :). В любом случае, на подавляющее большинство моих знакомых, даже довольно прохладно относящихся к ужасам в целом, фильм произвел сильное впечатление. Кто-то в интернете сказал, что фильм не впечатлил только тех, кто не позволил захватить себя атмосфере фильма. Ведь фильм собственно и стоит на атмосфере - мало динамичное действие помогает утвердится "ощущениям", настроению.

    Очень хорошо сказал читатель George: "Со сколькими людьми не общался - ведьму либо очень любят, либо отзываются крайне негативно. Всё из-за неправильного расставления акцентов. Очень просто судить о том, ПОНЯЛ ли человек ведьму по тому, насколько для него важно знать выдумка всё это или нет. Ведь многие не видят главного... Для меня степень документальности этого фильма не имеет никакого значения.

    Несмотря на неоднозначность фильма, "Ведьма" является уникальным явлением и я без всякого раздумья настоятельно советую всем, кто ее еще не видел, не полениться и взять кассету. Незабываемые впечатления вам гарантированы. И даже если вам фильм не понравится, то вы его уже на забудете - хотя бы из-за его особенности.

    Особое мнение Dia:

    "Я бы тоже советовала смотреть фильм не в кино, а по видику. Тогда лучше можно прочувствовать атмосферу ужаса. :) Съёмка, её качество иногда "пошаливают" - то камеру держат криво, то изображение прыгает...С другой стороны - попробуйте её ровно удержать, когда бежите по лесу, напуганные до смерти! Это придаёт правдоподобность происходящему. Как и так называемые "документальные" материалы, интервью. Иногда появляется впечатление, что смотришь реальный документальный фильм. Ходили слухи, что снималось это так: молодых людей из захудалого театрального училища отправили в лес, дали камеры, палатку и т.п. Кроме того их снимали со стороны, но так, чтобы они этого не знали. Каждое утро они находили инструкции типо: не доверяй этому, или - сегодня что - то произойдёт...То есть роли не были заранее отрепетированы. (ну, это только слухи - пр. СМЕРТЬ) Насчёт того, что первая часть действительно феномен - я согласна. Может многие привыкли к красивым спецэффектам, гриму, декорациям. Таким это фильм может не понравиться. По - моему, это посвящено именно таким людям, которые смотрят ужастики не в шумных компаниях с пивом и чипсами, а задвинув шторы, предпочтительно одни дома, в тишине и темноте. Я его смотрела в кино, поэтому половина кайфа была потеряна. Этот фильм может хорошенько поднять адреналин. Хотелось бы его посмотреть у кого - ни будь на даче, в лесу :)"

  • Ведьма из Блэр 2: Книга теней
  • Book of Shadows: Blair Witch 2 (2000)
  • Режиссер Joe Berlinger, США
  • Kim Director, Jeffrey Donovan, Erica Leerhsen
  • После оглушительного успеха Ведьмы из Блэр было бы наивно ожидать, что эту идею оставили бы в покое. Естественно, такую золотую жилу стали разрабатывать. Так появилась Книга теней.

    Режиссером второй части стал Джо Берлингер. Сценарий был создан теми же людьми, что и в первой части - Эдуардо Санчесом и Даниэдем Мириком (последний создал только персонажей для сиквела). Однако настоящих создателей первого фильма - троицу, что исполнили главные роли - к производству сиквела не подпустили. Все права на фильм захапала кинокомпания.

    Парень, некоторое время проведший в психушке, организует успешный интернетовский сайт, посвященный Ведьме из Блэр, и неплохо наживается продавая лохам блэрскую землю, "оригинальные" майки с надписями и прочую подобную белиберду. Там же он объявляет о наборе участников тура "по следам пропавших в фильме". На это объявление покупается молодая пара, собирающая различные материалы для книги, симпатичная ведьмочка (исповедующая викка - нововедьмскую религию) и девушка-гот, которую вся эта история просто сильно приколола. Естественно, вся четверка немного недовольна тем, что они оказались теми, на ком тестируют этот тур, при этом их не предупредив. В качестве первой остановки выбрано кладбище, которое мы видели в первой части, а затем вся компания едет в лес, на место разрушенного дома, где жила ведьма и были наедены кассеты, ставшие основой первого фильма.

    Практически с самого начала начинаются непонятки - например с огромным, явно многовековым деревом, которое просто не успело бы вырасти посреди дома за пару десятков лет. Затем участникам тура приходится пережить пару неприятных моментов выяснения отношений с "конкурирующим" туром. Однако все вроде бы утрясается и компания начинает увеселяться горячительными напитками и прочими не вполне легальными средствами вроде "травы". В какой-то момент все отключаются (очень знакомое ощущение :), но к счастью с другими последствиями). А на утро их всех ждет очень неприятный и непонятный сюрприз, вернее даже несколько сюрпризов. В итоге вся группа приезжает в домик (который оказывается довольно большим и запущенным складом) организатора тура. И в это домике, находящемся на отшибе, они пытаются выяснить, что же все таки с ними случилось прошлой ночью. И тут с ними начинают происходить уж совсем мистические и потусторонние вещи...

    Самое главное отличие фильма от предшественника - это его Коммерческость. С самого начала фильм задумывался и был исполнен в чисто коммерческом ключе - он делался для того, чтобы заработать денег. И при этом, естественно, совершенно теряется дух первой "Ведьмы". Строго говоря, фильм с трудом можно назвать сиквелом - он теряет главную особенность, смысл создания продолжения - он теряет дух, впечатление первого фильма. Он не возвращает зрителя к полюбившейся ему атмосфере. Конечно, фильм является сюжетным продолжением первой части, используется та же легенда, но все то хорошее, что было в первой части исчезает. Если первый фильм был именно экспериментальным, то второй уже заранее готовился к финансовому успеху. И эта конъюнктурность очень сильно повредила фильму.

    Уже бюджет второй части - 15 миллионов долларов - показывает, насколько различаются концепции обоих фильмов. И эти различия (наличие массы спецэффектов и т.п.) отпугнули огромную аудиторию, которой полюбился первый фильм. В Штатах фильм не набрал 26,5 миллионов долларов, а в Великобритании еле перевалил за 2,3 миллиона фунтов стерлингов. Так что изменение, вроде бы сделанное в угоду публике, привело к обратному эффекту - заработки второй части не идут ни в какое сравнение с первой Ведьмой.

    В качестве одной из фишек фильма было сохранение оригинальных имен актеров - Ким Директор играла Ким Даймонд, Джефри Доннован играл Джефри Паттерсона и т.п. Этим создатели явно пытались как-то приблизится к "реалистичности" первого фильма, но совершенно неудачно. На мой взгляд этот прикол совершенно неуместен и можно было прекрасно обойтись и без него.

    Полуторачасовой фильм, как и в прошлый раз, предварял рекламный фильм, рассказывающий о "реальности" происходящих на экране событий. Фильм, построенные точно по тому же принципу и в точно такой же стилистике, как и "Проклятие Ведьмы из Блэр", производит очень тоскливое впечатление замшелой вторичности. Я его еле досмотрел до конца. Хотя сюжетная линия рекламного фильма вроде бы гораздо интереснее, чем была в первый раз, но впечатления он не производит никакого. Очень уж как-то нудно преподана вся история. А история такова, что парниша, который организовал тур, вместе с несколькими сообщниками поубивал какое-то число людей. Причем якобы без особых причин. Показывают и этого парня в арестантской робе, и "теле репортажи" с суда, и то как берут "интервью" у местного шерифа около наеденных трупов. Дается и более пространная история психического заболевания организатора. Только вот сделано это как-то очень уж безынтересно, нудно. Таким образом, заранее объявляется, что то, что мы увидим на экранах - это всего лишь реконструкция происшедшего с участниками тура, а не документальные съемки. Так они снимают вопросы о спецэффектах и прочих вещах. Только на этот раз Америка, и весь остальной мир, уже не пожелали купиться на эту байку. В качестве одной из интриг дается вопрос - кто же является или станет сообщником организатора тура, а кто умрет.

    И что самое интересное - ведь фильм не такой уж и плохой. Вернее, это довольно-таки неплохая история про привидения/одержимость. И снято все очень прилично, и сюжет неплохой, актерская игра вполне на уровне такого фильма. Но подножку фильму подставило именно это постоянное сравнение с первой частью. А ведь фильмы практически не сравнимы - они идут совершенно в разных весовых категориях, они абсолютно не похожи друг на друга. И связь между ними достаточно поверхностная.

    Вторая часть может понравиться тем, кто был разочарован первой - может вам как раз не хватало динамики, действия, спецэффектов. Фильм может понравиться и остальным любителям подобного кино, если сумеете забыть о том, это Ведьма из Блэр и смотреть его как совершенно самостоятельное произведение.

    Особое мнение Dia:

    "Что же касается второй части, то, по-моему, она не соответствует первой. Снова, как в обычных ужастиках появляются декорации, фильм отдаёт этакой современщиной - у парня, живущего в какой-то глуши такие компы дома, такая техника, что просто смех разбирает. Короче, атмосфера заброшенного леса, тайны, мистики именно в реальном времени нарушена. Осталась искусственная киношная мистика. В итоге, после фильма я была разочарованна, мне это не понравилось. А я ещё и друзей затащила на "продолжение классного фильма". Лучше бы они оставили в покое первую серию и снимали что-нибудь другое. Вообще - наводит скуку. Слишком много кровавых тонов, показывают какой-то примитив с отрезанием голов или ещё чего-то там, естественно, в темноте. (да, что в темноте - это плохо :) - пр. СМЕРТЬ) Все те "загадочные" приколы на складе не действуют так, как обычные сумерки в лесу в первой части. И группа обкурившихся ненормальных не прибавляет реальности - такую "ведьму" может увидеть каждый, если будет питаться одним пивом и наркотой (т.к. когда девушка ездила в магазин за едой, я, кроме ящика пива не заметила в её покупках ничего ;) ) Кадры с лечением одного из них в психушке напоминают эдакий примитивный ужастик с опытами над людьми. А вечно вмешивающийся шериф, который словно пытается ЗРИТЕЛЕЙ убедить в том, что "этот мальчик действительно плохой, от него можно ждать чего угодно" просто раздражает. Да и полиция здесь выглядит совсем не документально... Этот фильм меня так разозлил именно из-за того, что его сравнивают с первой частью. Я с тобой согласна, что сам по себе он не очень плохой, но стиль в нём совсем не тот. Вот его уже можно смотреть в компании. Но 2 раз я бы на него не пошла, а первую часть - посмотрела бы."

    А легенда о ведьме из Блэр не хочет умирать - кроме двух уже вышедших фильмов в США появилась серия дешевых книжек в мягкой обложек, посвященных разработке этой темы. В них двоюродный брат Хэзер Донахью по имени Крэйд Меррил предпринимает попытку собрать и скомпилировать рассказы о ведьме со всей страны. Некоторые из этих рассказов и становятся основой выпускаемых историй. Не знаю, на сколько это читабельно и увлекательно, но лично меня это настораживает. Интересно, кто-нибудь из российских издателей возьмется выпустить их у нас? Я бы первую книгу даже купил - мало ли что, а вдруг окажется очень даже ничего (сомневаюсь, но ведь бывают чудеса). Пока вышло пять книг. Особо интересующимся (там есть и просто обширная информация по легенде и т.п.):

    http://theblairwitchfiles.com/

    Диалог с подписчиками:

    Эксперементы с цветами ни к чему хорошему не привели - мнения подписчиков координально разделились. Так что я возвращаю первоначальный вид, только при этом уменьшаю интенсивность красных букв, чтобы они не резали глаза. В качестве выхода тем, кому все же слишком тяжело читать такой вариант могу предложить перейти на текстовый вариант рассылки (если вообще возможно менять формат подписки только для одной рассылки). Либо, если все же недовольных наберется достаточно много, можно попробовать высылать два варианта рассылки, и пусть каждый читает тот, что ему нравится - только это сопряжено с лишним получением выпуска каждым из вас.

    Думаю, что можно уже объявить об итогах голосования. Хоть прошло всего несколько дней и количество приславших свои варианты не велико, результат уже окончательно ясен. Победил Фредди Крюгер! Возрадуйтесь, поклонники ночных кошмаров! Он набрал 2/3 голосов - 6 из 9. Также по одному голосу набрали: Лектер Ганнибал, Верзила из фильма "Фантазм" и Джек-потрошитель. Девять проголосовавших из 1200 - кажется не много, но читатели рассылок, как известно, очень инертны.

    Следующий вопрос для голосования таков (предложил Doz).

  • Кто страшнее:
  • а) мертвецы/зомби
  • б) вампиры
  • в) оборотни
  • с) ведьмы
  • д) маньяки
  • е) монстры
  • ж) другое
  • Итоги этого голосования будут подведены через неделю!

    Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. И пишите, на какой фильм вы хотели бы увидеть рецензию. Жду писем по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru

    В избранное