В январе 1990 года на экраны вышел фильм Рона Андервуда «Дрожь земли». В нем было всего понемногу — юмора, хоррора, элементов бадди-муви и приключенческого кино, а также целая пачка весьма колоритных персонажей. Кино вышло хорошее и очень даже душевное. Несмотря на свой почтенный почти 30-летний возраст «Дрожь земли» и сейчас по-прежнему смотрится на ура и совершенно не кажется устаревшей.
Через шесть лет на экраны вышло первое продолжение картины. Несмотря на то, что кино относилось к категории direct-to-video, в свое время оно мне даже понравилось (хотя с учетом давности не уверен, что сейчас я бы испытал такие же чувства). Затем вышло еще несколько видеосиквелов, которые с каждым разом выглядели все хуже и хуже. В 2003 году Sci-Fi Channel выпустил сериал по мотивам фильма, но из-за низких рейтингов он был закрыт после первого же сезона.
И вот, спустя столько лет постепенного скатывания франшизы по наклонной, у фанатов неожиданно замаячил лучик надежды: Кевин Бейкон изъявил желание вернуться к серии и снова сыграть своего персонажа из первой части (Вэла). Возвращение состоится в формате сериала, которым займется Syfy Channel. Сценарий пилотного эпизода был написан шоураннером Эндрю Миллером, режиссером стал известный в определенных кругах Винченцо Натали.
Собственно говоря, съемки пилота уже идут в Неваде. Премьера должна состояться где-то в следующем году. Я решил почитать его сценарий, чтобы попытаться представить, чего стоит ждать от новой «Дрожи земли». Рукопись датирована 4 декабря 2016 года и насчитывает 66 страниц.
Начнем с самого главного. Судя по всему, сериал будет позиционироваться как настоящее продолжение «Дрожи земли» — а это значит, что события всех видеосиквелов полностью игнорируются. Это же касается и монстров: я практически уверен, что создатели намерены показать другой жизненный цикл грабоидов. Также не стоит ждать появления оружейного фанатика Берта Гаммера — актер Майкл Гросс подтвердил, что не будет сниматься в сериале. Что касается Эрла (напарник Вэла по первому фильму, которого играл Фред Уорд), то в сценарии пилота его тоже нет. Но имя пару раз упоминается, так что не исключено, что он может появиться где-то в последующих сериях (если сериал получит зеленый свет).
Поскольку пилот игнорирует события всех сиквелов и продолжает лишь первый фильм возникает резонный вопрос, что же было после тех событий? Если вкратце: история о грабоидах стала сенсацией и на некоторое время привлекла к городку Перфекшен внимание всей страны. Там были построены сувенирные магазины, открыт парк аттракционов и т.д. Но поскольку грабоиды так и не вернулись, шумиха стихла, туристы исчезли, и к началу событий пилота город пребывает в полном запустении.
Что же касается Вэла, то увы, авторы пошли по уже ставшему клише пути. Ну, вы знаете — мы возвращаемся к старому герою, которого мы не видели несколько десятилетий и выясняем, что он стал полным неудачником и лузером во всем, начиная от бизнеса и заканчивая семьей.
Итак, после событий «Дрожи земли» Вэл на некоторое время превратился в национальную знаменитость. Но герой не выдержал свалившегося звездного бремени, стал злоупотреблять алкоголем, разрушил брак с Рондой и в итоге вернулся в Перфекшн, сбежав от всех проблем. Теперь Вэл втайне мечтает о том, чтобы грабоиды вернулись, надеясь, что это поможет вернуть времена былой славы.
У Вэла есть дочь Эмили. В начале пилота она приезжает в Перфекшн, чтобы проведать отца и попрощаться, поскольку она собирается уехать на двухлетнюю стажировку в Гренладию. Также в Перфешне живет ее парень Нико, который надо полагать станет одним из основных второплановых героев сериала. В числе остальных заметных действующих лиц — выросшая Минди, которая стала врачом и, похоже, тайно влюблена в Вэла; Мелвин (надоедливый подросток из первой части) который пытается заработать на грабоидах и ищет способы привлечения туристов; инженер Джессика, которая прибывает в город по настоянию Мелвина; а также старый друг Вэла — Харлан, у которого тоже были проблемы с выпивкой. В городе также живет комунна каких-то двинутых на всю голову хиппи-экоактивстов. По ходу действия выясняется, что во время очередного прихода у их лидера было видение «духа» мертвых грабоидов, которые поручили ему отомстить и принести в жертву Вэла.
Все вышеперечисленное (знакомство с героями, историей событий за прошедшие 25 лет, хиппи-сектанты) собственно и занимает основную часть скрипта. Понятное дело, что грабоиды вернутся, мы несколько раз видим соответствующие намеки, но реальное действие начинается лишь в самом конце — перед тем как раз на экране появится надпись to be continued.
И это, на мой взгляд, одна из основных проблем сценария пилота. Все дело в его значительном объеме. 66 страниц это больше чем часовой хронометраж. Добавьте еще страниц 15 и получится полноценный фильм. Собственно говоря, оригинальная «Дрожь земли» шла 96 минут. И там уже к 34-й минуте мы видели три атаки грабоидов и герои даже убивали одного червяка. Тут же в течение 66 страниц происходит не так и много событий. Да, это пилот сериала, а не фильм, и у них свои собственные правила. Но все же, он показался позатянутым и, на мой взгляд, оттуда определенно можно было бы вырезать пару сцен.
Еще одна заметная проблема заключается в общем настроении. В начале сценария имеется фраза «Based on the kick-ass movie». Но проблема в том, что я совершенно не почувствовал этого kick-ass и настроения оригинала в работе Миллера. Картина 1990 года было очень легкой. Да, в ней имелись хоррор-элементы, но в то же время она не пыталась строить из себя что-то суперсерьезное. Читая же пилот, мне временами казалось, что я перепутал название и попал на какую-то жизненную драма про отца-неудачника, который пытается удержать дочь, но в итоге делает все лишь хуже.
Конечно, вряд ли кому-то нужно доказывать, что Кевин Бейкон хороший актер, и я уверен, что он отыграет свою эмоциональную часть как надо. Но нужен ли «Дрожи земли» такой сильный упор на всех этих страданиях, семейных ссорах и склоках? Возможно, создатели намерено пошли на это, чтобы дистанцироваться от сиквелов и показать, что у них совсем иной уровень. Но я все же надеюсь, что в процессе съемок пилот сделают чуть менее серьезным и добавят туда юмора.
Ну и повторюсь, что мне уже стало поднадоедать клише про героев детства ставших неудачниками. Да, в жизни конечно случается всякое, но по мне это как-то слишком заезженно и просто. Почему для разнообразия нельзя хоть раз сделать наоборот? Пускай Вэл будет очень даже преуспевающим и счастливым человеком, которому вовсе не хочется снова сталкиваться с плотоядными подземным монстрами. А его дочь наоборот, чувствует себя в тени отца, зацикливается на грабоидах, и тратит всю жизнь, пытаясь снова найти их. Вэл по настоянию супруги нехотя отправляется в Перфекшн пытаясь уговорить дочь заняться чем-то другим, и в этот момент грабоиды возвращаются.
Это то, что мне не понравилось в пилоте. А что можно выделить в качестве основных плюсов? Во-первых, игнорирование дешевых сиквелов. Они откровенно низвели образ грабоидов и ввели целую кучу непонятных созданий. Пилот предлагает начать все с чистого листа, что дает шансы увидеть каких-то новых интересных монстров — главное, чтобы у создателей был нормальный бюджет. Во-вторых, сам факт возвращения Бейкона, а также Винченцо Натали у руля по умолчанию добавляют проекту солидности. Уж каким бы ни был сюжет, но за режиссуру и актерскую игру, думаю, можно не беспокоится. В-третьих, в пилоте имеются некоторые интересные наметки для будущих сюжетных линий. В частности, какой-то теневой компании, которая проводит тайные эксперименты, по всей видимости, связанные с грабоидами.
Конечно, очень сложно делать какие-то прогнозы по поводу сериала, основываясь лишь на пилоте. Я подробно рассказал про то, что мне в нем не понравилось. Но это лишь мое мнение — возможно, большинству эти вещи наоборот, придутся по душе. Ну а возможно, что за год сценарий пилота сильно скорректировали. В любом случае, для меня не стоит вопрос о том, смотреть его или нет. Я лишь надеюсь, что пилот окажется успешным и получит продолжение в виде полноценного сериала. Ну и еще было бы неплохо, если бы у авторов имелся увлекательный сюжет на весь оставшийся сезон.
Новая книга про Чудо-Женщину лишний раз свидетельствует, что наследие Зевса не всегда идёт на пользу тому, кто им обладает.
"У Зевса в двадцатом веке было семь детей. Ты - последняя известная".
Второй том графического романа Брайана Аззарелло про Чудо-Женщину - "Железо и Война" - открывается как будто бы шутливым прологом ("кое-что из прошлого супергероини"), в котором ёрнический тон, впрочем, быстро сменяется серьёзным: речь идёт о том, как Арес, бог Войны, каждое полнолуние обучал 14-летнюю Диану боевым навыкам. Поначалу наставник был горд своей юной ученицей, "ибо Диана превзошла отважного Одиссея и могучего Ахиллеса - вместе взятых", но заканчивается эта история едва ли не проклятием: "Ты - моя величайшая неудача, Диана с Фемискиры!"
А всё потому, что преподанные ей Аресом уроки жизни –
- "Сталь в руках подобна истине и точно так же должна разить. Безжалостно, безошибочно и неумолимо",
- "Не поднимай меч на человека, если не готова его убить. Таков закон воина",
- "Воин знает, что смерть - цена войны, но воин никогда не готов принять смерть. Воин всегда сражается насмерть",
- "Да не дрогнет твоя рука, воин! Врагов надо уничтожать, или они вернутся и отомстят тебе! Нельзя оставлять им эту возможность!"
- не смогли затоптать в душе девочки ростки милосердия.
Завет "Истинный воин не знает пощады!" оказался не про неё. Когда надо драться - она будет драться, но когда придётся решать - добить или отпустить, - она скорее выберет второе, не опасаясь мести, но получая взамен уважение противника. Даже когда тот - о чём будет рассказано впоследствии - вежливо попросит: "Я приложу все силы, чтобы тебя убить. Так что имей совесть: будь достойна моих усилий".
Основное же повествование романа продолжает вертеться вокруг сына Золы, "последыша Зевса", которого пророчество называет "наследником трона". У него ещё и имени-то нет ("Джек. Или Дэниел. Мой любимый сорт", - предлагает свои варианты пристрастившийся к выпивке Арес), а в нём уже видят "угрозу вселенной", того нового бога - "последнего в роду", - что "может положить конец времени": "Конец всему. Жизни в этом мире. В другом. Раз и навсегда".
Хотя Диане, конечно, кажется, что пророчества склонны преувеличивать, и дело не в чьих-то словах, а в родительской любви и толковом воспитании: "Но я знаю: дети не рождаются плохими. Мы рождаемся разными. У каждого есть тут груз, который нас тяготит. Однако зло - это то, чему нас учат. Мы должны добиться, чтобы ребёнка не воспитали злым".
Ситуацию усугубляет то, что во льдах Антарктики пробуждается Перворождённый, которого Зевс, не готовый к отцовству, повелел в своё время убить. Но мольбы матери Геры не прошли мимо жрицы, предрёкшей младенцу, что он станет "безраздельным владыкой Олимпа", - и та сохранила ему жизнь, хотя и не облегчила существование. Возможно, именно этот великан - потенциальный источник всех будущих проблем, тот самый "потомок Зевса, который убьёт Бога и захватит трон".
"Пророчество ничего не говорило о последнем в роду". - "Пророчество изрекли семь тысяч лет назад. Времена, хе... меняются. У тебя, мой суровый племянник, есть враг". - "Покажи, кто он, и его не станет".
"Фразу "Пути богов неисповедимы" на самом деле придумали мы... Чтобы скрыть нашу предсказуемость".
В своём романе Брайан Аззарелло одновременно играет и с древнегреческими мифами, и с современностью, накладывая одно на другое и получая порой весьма любопытный результат. Олимпийские боги тут обсуждают дела за коктейлями возле бассейна и жарят мясо для барбекю, а когда ещё одна дочка Зевса начинает прислушиваться к миру (она подобно ветру слышит всё на свете), то до неё доносится не только вечное "Люблю" или "Полегче", но, например, и "В этом чемоданчике ровно сто…" или "Платье полнит".
Науськанная Посейдоном гигантская акула тут нападает на вертолёт, а в бой по приказу Ареса дружными рядами вступают солдаты всех войн - от богатырей и крестоносцев до индейцев с японцами. И когда Диана взасос целует слегка зарвавшегося космического мужлана Ориона, то одновременно, пользуясь его огорошенностью, хватает его за яйца с однозначной угрозой: "Я без твоего уважения проживу, а вот проживёшь ли ты без них?" - "Не хотелось бы..." - "Тогда уважай меня, или я их тебе оторву". Вот она – сила феминизма в действии.
"Не надо говорить, будто я что-то за тебя решаю. Мы оба знаем, это не так. Тут замешаны куда более древние силы".
Фильм "Чудо-Женщина" с Галь Гадот в заглавной роли стал сенсацией американского кинопроката и с результатом 412 миллионов долларов занимает сейчас вторую строчку по сборам среди всех картин 2017-го года: на такой успех, говорят, не рассчитывала даже выпускавшая ленту студия. У нас результаты этого кинокомикса скромнее: не столь велика и послушна пока что фанатская база. Но выпускаемые «Азбукой-Аттикус» графические романы рано или поздно сделают своё дело - и когда через два года мы увидим продолжение сольника (не берём в расчёт ту "Лигу Справедливости", что выходит уже через месяц), зрителей наверняка окажется больше. В том числе благодаря и трудам Брайана Аззарелло.
Специально для тех, кто ценит толстые издания графических романов ещё и за приложения, "Чудо-Женщина. Книга 2: Железо и Война" включает в себя двадцать два листа дополнительных материалов с двумя синопсисами Аззарелло, рисунками Горана Суджуки и Клиффа Чанга, а также с полным черновиком финальной главы, который, разумеется, весьма любопытно сравнить с итоговой версией.