В уже таком далеком от нас 2004 году на экраны вышла картина Алекса Пройаса «Я, робот». Она не стала огромным хитом, но в то же время и не была провалом, собрав по миру 347 миллионов долларов при 120-миллионном бюджете. Я лично не считаю «Я, робота» какой-то выдающейся жанровой вехой, по мне так это летний боевичок с упоминанием трех законов Азимова. Но в то же время картина нравится мне больше, чем вышедшие примерно в то же время продолжения «Матрицы» (и я уж молчу про «Терминатора 3») и все последующие ленты самого Пройаса.
Некоторое время после выхода фильма шли разговоры о возможном сиквеле. Уилл Смит вроде как был не против возвращения к роли детектива Спунера, но как-то не срослось. Возможно из-за бюджета, или же отсутствия нормальных идей для продолжения. В 2007 году Рональд Д. Мур (один из авторов новой версии «Звездного крейсера «Галактика») обмолвился о том, что работает над сценарием сиквела, но не сообщил каких либо сюжетных подробностей. И вот, спустя 10 лет его работа наконец всплыла в определенных кругах, так дало мне возможность рассказать о ней.
Скажу сразу, «Я, робот 2» относится к той же категории, что «Гладиатор 2» от Ника Кейва, «Парк Юрского периода 4» Уильяма Монахэна и т.д. Т.е. сценарии, читая которые ты не совсем понимаешь, что употреблял автор и на что рассчитывали люди, нанимавшие его на работу. Чтобы было более понятно, что о чем идет речь, я просто вкратце перескажу сюжет. Благо, что по прошествии всех этих лет можно с уверенностью сказать, что сиквела уже не будет. Скорее фильм обзаведется ребутом, или его превратят в сериал. Прочитанная версия скрипта Мура датирована 9 апреля 2007 года и насчитывает 130 страниц.
После событий первого фильма прошло несколько лет. Власти запретили роботов и приняли закон, приравнивающих всех людей с робопротезами (гибридов) к потенциальным преступникам — они должны регулярно отчитываться перед контролирующим органам иначе их арестуют. Из-за этого Спунера уволили из полиции. Теперь он работает частным детективом и едва сводит концы с концами: ведь по закону он может заниматься лишь делами других гибридов. Кроме того, из-за протеза у Спунера возникло опасное заболевание, и его нервная система скоро откажет. Поэтому герой подсел на наркоту. Спунер может спастись, если сделает операцию, которая фактически заменит почти все его тело на протезы. Но из-за закона легальные клиники больше не оказывают таких операций, а на подпольного хирурга у героя нет денег.
Однажды Спунера навещает человек по имени Исаак. Он представляется другом Сьюзен Кэлвин и сообщает о том, что она пропала. Спунер берется за дело и находит в доме Кэлвин следы крови гибридов, которым по данным полиции были убиты. Из серии флэшбеков мы узнаем, что после событий первого фильма Спунер и Кэлвин некоторое время жили вместе. Но затем робот Сонни влюбился в Кэлвин, Спунер приревновал свою подругу к роботу и в итоге ушел от Кэлвин.
Через некоторое время до Спунера доходит, что Исаак это и есть Сонни, который теперь обзавелся маскировкой человека. Вскоре полиция сообщает ему, что нашла обожженный труп Кэлвин. После этого Спунер и Сонни объединяются и отправляются к владельцу заведения, которое посещали все убитые гибриды и Кэлвин. Следует единственная за весь скрипт сцена чего-то, что напоминает экшн. Спунер убивает пару громил, но затем его и Сонни арестовывает полиция. В комнате для допросов их навещает Кэлвин. Конечно же, она все это время была жива, а ее смерть была сфабрикована.
И вот он, главный твист скрипта. После того, как Сонни обзавелся человеческим обликом (надо полагать, со всеми анатомическими деталями), Кэлвин не устояли перед основным инстинктом, и как бы сказать помягче, однажды ночью дала слабины. На утро ей стало немножечко стыдно за случившееся и она договорилась с Сонни стереть ему память об инциденте. Но робот так любил ее, что никакие удаления не помогали и он постоянно все вспоминал.
Тем времени полиция попросила Кэлвин помочь с поимкой убийцы гибридов. Поскольку Сонни в облике Иссака постоянно путался у нее под ногами, она в очередной раз стерла его память, а затем сказала, что на время уезжает за город. Но Сонни заставил себя забыть ее слова про отъезд, решил, что она пропала и обратился к Спунеру.
Как и любой нормальный человек, узнав такие подробности личной жизни бывшей, Спунер посылает Кэлвин куда подальше и достав деньги идет к подпольному хирургу оперироваться. Там он понимает, что врач и есть разыскиваемый полицией душегуб. Спунер убивает его, но в процессе сам получает ранение. Герой приходит в себя в палате с Кэлвин. Та сообщает Спунеру, что его тело получило такие тяжелые повреждения, что у нее просто не оставалось другого выбора, кроме как пересадить его мозг в тело Сонни. Тут Спунер слышит в голове голос Сонни, радостно сообщающий детективу, что теперь они всегда будут вместе. После этого Спунер, у которого я так понимая в этот момент должна была окончательно поехать крыша, начинает петь песню Стиви Уандера «You Haven't Done Nothin'». Затемнение.
А еще в скрипте имелся подсюжет с роботом-напарником Спунера, который помогал ему в расследованиях и влюблялся в робота-проститутку. В конце они вместе сбегали в рассвет. Но к основной мелодраме он отношения не имеет, поэтому я не включил его в общее описание. Извините.
Что ж, когда я дочитал сценарий Мура до конца, то наверно чувствовал себя так же, как Спунер в его финале. «Что», «как», «почему», «зачем» и другие подобные вопросы крутились и до сих пор крутятся у меня в голове. Я затрудняюсь даже определить жанр скрипта. Понятно дело что это не экшн и не триллер. Вначале создается впечатление, что это детектив, но во второй половине сюжет скатывается к робомелоэродраме с элементами черной комедии. Я еще могу понять, если бы это было какое-то самостоятельное произведение. Но как сиквел зрелищного летнего боевичка работа Мура это конечно что-то с чем-то.
С другой стороны, именно за это я и люблю читать подобные нереализованные скрипты. Большинство не могут похвастаться ничем особым интересным и полностью забываются через пару дней после прочтения. Но иногда попадаются настоящие жемчужины, вроде работы Мура.
А вообще, со стороны это больше всего похоже на какое-то вольное упражнение в жанре. Подозреваю, что на студии искал свежих идей и предложили Муру попробовать написать сценарий для сиквела «Я, робота» чисто на свой вкус. Тот же воспользовался бесценным опытом «Крейсера «Галактика» в качестве вдохновения и выдал вот это. Продюсеры прочитали сценарий, вежливо поблагодарили Мура, после чего немедленно засунули работу от греха подальше в самый дальний угол. Поэтому о сценарии и не сообщалось никаких подробностей. Не представляю, чтобы кто-то из голливудских продюсеров в здравом решился бы подобным образом менять жанр продолжения блокбастера.
Работали ли какие-то другие авторы над «Я, роботом 2» мне неизвестно. Знаю лишь, что режиссер первого фильма Алекс Пройас как-то говорил, что хотел бы развернуть действие продолжения в космосе. Если имеются и другие сценарии, надеюсь со времени они тоже где-то всплывут. Кто знает, может они окажутся еще более экстравагантными, нежели версия Мура?
«Флэш. Книга 4: Реверс, или Обратный ход» Фрэнсиса Манапула и Брайана Буччеллато
Даже Флэш не способен убежать от прошлого: Сила Скорости «даёт возможность влиять на мир, изменять события», но Флэш уверен, что этот «чудесный дар всему человечеству» должен оставаться только «в хороших руках, разумеется».
"…Если я и дальше хочу применять Силу скорости во благо, нужно найти баланс между двумя моими ипостасями. Иногда нужно дать сверхбыстрому разуму отдохнуть – нужно учиться радоваться таким вот мгновениям. Как очень правильно выразилась Пэтти… быть «тише»".
У «воскресшего» Барри Аллена, кажется, всё хорошо. Он съехался со своей девушкой, уверенной, что «мы словно созданы друг для друга». Он восстановился в полиции Централ-Сити – правда, уже не в прежней лаборатории, а в подвале со старыми нераскрытыми делами («Работы здесь на полгода, но я управлюсь за день»). Он сдал Пэтти и попросил спрятать (здесь первое органично сплетается со вторым) коробку с делом своего отца, обвинённого в убийстве его матери: «Это часть прошлого. А настоящее – ты и я, здесь и сейчас».
У Флэша, как водится, всё чуток посложнее – хотя и не так сложно, как в предыдущих сериях. Здесь уже нет ни горилл, ни клонов, ни уличных негодяев, ни параллельной реальности – а есть только загадочный убийца, поочерёдно убивающий всех тех, кто оказался связан с Силой Скорости: Альберта, Мариссу, Гомеса… Следующие в этой цепочке – давняя знакомая Барри Айрис Уэст и собственно Флэш.
Отличительная особенность преступника – он тоже обладает суперскоростью и облачён в костюм с эмблемой, схожей со знаком главного героя. «Скоростной убийца», - так прозвал его Флэш, - «извращённая версия меня самого».
"Стоит тебе выбрать стезю героя, который сражается ради всеобщего блага, - легионы врагов тут как тут. Обычная картина: злодей пытается вершить свои чёрные дела, но отважный герой встаёт на его пути… Что, конечно же, очень злит злодея".
В четвёртом томе графического романа Фрэнсиса Манапула и Брайана Буччеллато про Флэша - «Реверс, или Обратный ход» - появляется не только любопытный антигерой.
Здесь, например, самый быстрый человек на планете устраивает в тоннеле метро аэродинамическую трубу, чтобы остановить и вернуть на станцию беглый состав, после чего не забывает на секундочку остановиться и попозировать перед спасёнными им пассажирами («Но сперва, Барри… Улыбочку. Это тоже часть работы»).
Здесь уже знакомый нам доктор Элиас объясняет, чем конкретно ему не нравится Флэш, и конкретизирует собственные планы:
"Обладая колоссальной силой, он использует свой дар во благо человечества. Непоколебимый и неподкупный, всегда и везде. {…} Комплекс балаганного героя-спасителя. Я учёный и не допущу бездумной эксплуатации столь мощного источника энергии. {…} Вооружившись новым знанием, я смогу ускорить эволюцию человеческой цивилизации. Силу Флэша я направлю на переустройство мира. Я поведу людей в будущее! {…} И что поделаешь, если ради этого … Флэшу придётся умереть".
Здесь Флэш устраивает «салочки» по всему свету - Сахара, Индия, Филиппины, Австралия, Фиджи - с неким подозрительным юнцом, появившимся неизвестно откуда и скопировавшим его прикид вместе с именем: «Не знаю, подозреваемый он или следующая жертва и почему присвоил мой облик… Но придётся этому Юному Флэшу ответить на пару-другую моих вопросов!» Молодой бегун оказывается, к сожалению, редкостным хамом, который без зазрения совести срывает в Лувре со стен все картины («Никакого уважения к классическому наследию») и не испытывает к потенциальному наставнику ни капельки уважения («Жри пыль, лошара», «Увидимся, лузер»). Флэш, безусловно, слишком терпелив в отношении его выходок:
"Не важно, в чём заключается его тайна… Он тут один. Заблудился? Сбился с пути? А тот, кто сбился с пути, может натворить любых глупостей. Например, прыгнуть выше головы, наплевав на последствия".
Но помимо всего этого здесь есть и кое-что ещё – та генеральная идея, что выделяет эту книгу из числа прочих. Она в том, что, обладая достаточной мощью, как злодею, так и герою можно попробовать «обратить время вспять» и «всё изменить», только вот имеет ли это смысл – и не повлекут ли перемены в прошлом к необратимым изменениям в настоящем?.. «Нельзя спасать одну жизнь, жертвуя другой», - приходит к выводу Флэш.
"Можешь мне поверить, от прошлого не убежать. Оно всегда нас настигает".
Эта мысль становится магистральной во всём сюжете, порой видоизменяясь, но всё равно повторяясь раз за разом: «Каждый должен нести свою ношу. Двигаться вперёд», «У любого поступка есть последствия», «Надо смотреть вперёд и по мере своих сил менять настоящее»… С былыми обидами следует примириться, потому как именно они не просто делают нас сильнее, но делают нас такими, какими мы есть. Сдаваться, конечно, нельзя, но верный рецепт – совсем не тот, что двигал «скоростным убийцей»: «Надо двигаться дальше. Ведь жизнь – это движение».
"Каждому из нас приходилось стоять на развилке дорог. И если не знать, куда идёшь, легче лёгкого свернуть не в ту сторону и заблудиться".
Бонусом к «Реверсу» на этот раз выступают не только привычные карандашные эскизы и наброски, раскадровки выпусков и варианты обложек, но и целая глава, не имеющая отношения к основному сюжету.
«Стартовая черта» отправляет читателя на шесть лет назад, в тот нулевой год, когда «началась легенда Бэтмена». Барри Аллен, только что получивший диплом криминалиста в Полицейской академии Централ-Сити и ещё не превратившийся во Флэша, совершает «судьбоносное путешествие в Готэм», где знакомится с полицейским-философом Харви Буллоком («Жизнь не всегда делится на день и ночь. Иногда приходится жить в сумерках») и репортёром «Готэм газетт» Айрис Уэст.
Последняя сразу кладёт глаз на симпатичного выпускника, явно намекая на возможное развитие отношений: «Забавно, что мы оба прожили там всю жизнь… А встретились в Готэме при выключенном свете»… Это проясняет столь трепетное её отношение к нему в дальнейшем.
Буллок же, успевший столкнуться с начинающим Бэтменом, советует будущему Флэшу (ха-ха) не «бегать в одиночку» - и уж тем более не «строить из себя героя»: «Хватит нам и одного чокнутого мстителя. Бегает в своём дурацком плаще по всему городу. {…} Только долбанутых крестоносцев в ушастых шапочках нам не хватало».
Как мы знаем, Барри к этому совету не прислушался.
"Честно признаюсь, я сам толком не понимаю, что сделал. Но я уже начинаю думать, что никогда не сумею постичь истинный масштаб и мощь источника моей силы. Лучше просто радоваться ощущению твёрдой земли под ногами".
В конце Второй мировой войны Чарльз знакомится в Египте с Софьей из богатой семьи Леонидис. Девушка уже возвращается в Англию, между молодыми людьми завязывается переписка. Через на родину возвращается Чарльз, решивший довести отношения до женитьбы. В Англии он узнает о том, что умер дедушка Софьи, крупный бизнесмен, одиозная личность и патриарх семейства. Но врач подтверждает, что причиной смерти стало убийство — лечившемуся от диабета Аристиду Леонидису была подсунута ампула с ядом. Подозрения падают на молодую жену 87-летнего богача. Супруга как раз замечена в слишком крепких для замужней дамы дружеских отношениях с живущим в доме учителем внуков Аристида. Дело под свой контроль берет отец Чарльза, занимающий должность в Скотленд-Ярде, а его сыну нужно будет стать своим в доме, где на самом деле убийцей может быть любой.