Популярность саги про «Атаку на титанов» доросла до такого уровня, что на русском языке начинают выходить даже спин-оффы – вдохновлённые победившим на «Оскаре» фильмом.
Придуманный Хадзимэ Исаямой, написанный Ганом Снарком и нарисованный Хикару Суругой «Выбор без сожалений» рассказывает о том, как капитан Леви - «человек, силой не уступающий титанам», «наряду с Эреном и Микасой - один из самых важных персонажей саги» «Атака на титанов» - превратился «из обычного уличного бандита в величайшего воина человечества». «Рождение Леви» - такой подзаголовок носят составившие этот том две книги.
«Как ты относишься к тому, чтобы заключить со мной сделку? {…} Вас не бросят в тюрьму. Но взамен вы присоединитесь к нам. Вступите в разведкорпус.»
Такое предложение делает Леви и его друзьям - Изабель и Фарлану - лейтенант Эрвин Смит, намеревающийся «собрать в разведкорпусе всех, в ком есть хоть толика таланта». Он уверен, что предводитель этой «троицы из подземелий» - бандитской шайки, орудующей в катакомбах, расположенных непосредственно под столицей, - по навыкам вертикального маневрирования может соперничать даже с многое повидавшими ветеранами и способен сыграть «важную роль в преобразовании нашего корпуса». Если эмблема проверенных бойцов - крылья свободы, то крылья новичков (которые они «вырастили сами, жизнь заставила») станут, не сомневается Эрвин, «крыльями перемен».
«Вступив в разведкорпус и впервые сразившись с титанами, я понял, какая страшная опасность угрожает человечеству. Богатство. Власть. Идеология. Всё это потеряет смысл, если мы позволим хотя бы одному титану проникнуть внутрь стен. Поэтому я… Нет, мы… Не имеем права опускать руки. Мы должны попытаться освободить человечество от гнета титанов.»
При этом сам Леви – нищий и лишь отчасти, быть может, благородный преступник, который совсем не хочет «нести ответственность за кого-то ещё» (ему вполне хватает своих товарищей), - соглашается с лейтенантом по неким собственным соображениям. Друзья вовсе не собираются посвящать «свои сердца борьбе за освобождение человечества»: им необходимо раздобыть у того какие-то важные бумаги, за которые им обещаны не только большое денежное вознаграждение, но и право жить в столице – а «это такая вещь, которую без помощи аристократии или влиятельных торговцев никогда не заполучишь». После этого Эрвина можно будет спокойно прикончить: «Эрвин должен умереть от моей руки. Чтобы его сожрал какой-то там титан? Ну уж нет!»
Фоном для этой истории служит всё возрастающее общественное недовольство действиями разведкорпуса, из-за чего все будущие экспедиции оказываются под угрозой. «Многие члены парламента давно уже высказывали сомнения в целесообразности экспедиций во внешний мир, - объясняет сложившуюся ситуацию генерал. - Сейчас даже население не поддерживает ваших вылазок за стены». Вернуть народную поддержку можно только несомненными успехами.
«За ту сотню лет, что человечество провело взаперти, наши глаза утратили остроту. Но ты, Леви, неужели и ты слеп? Хочешь убить меня и вернуться во тьму подземелий? {…} Сражайся в разведкорпусе, Леви! Твой талант нужен человечеству!»
В отличие от предыдущих книг данной серии, новый том содержит несколько весьма примечательных бонусов – и это не только наброски персонажей и дополнительные крохотные главки. Здесь также есть – подарок для подлинных фанатов! - цветные вкладки, а кроме того слово предоставлено непосредственно создателям «Выбора без сожалений».
В своём послесловии Хикару Суруга, например, рассказывает, что ездила на экскурсию в Токийские очистные сооружения – и это помогло ей как «составить представление о подземельях, в которых жил Леви», так и лучше «представить размеры восемнадцатиметровых титанов». Ган Снарк в свою очередь подчёркивает, что нравственная эволюция главного героя – следствие того ада, в котором ему довелось потерять друзей и товарищей: «Мне кажется, он стал таким несгибаемым, непобедимым воином, потому что, пережив бесчисленное множество утрат, смог побороть в себе отчаяние и гнев».
Но любопытнее всего - специальное интервью, в котором Хадзимэ Исаяма, отец-основатель франшизы, рассказывает, что прототипом Леви стали «люди некрупной комплекции, на поверку оказывающиеся сильнее всех» - такие, как мастер меча Кюдзо из классических «Семи самураев» или легендарный японский герой Усивакамару (который, кстати сказать, отчасти был также прообразом Оби-Ван Кеноби).
Кроме того Исаяма назвал не столь очевидный источник вдохновения – американский фильм «Повелитель бури» режиссёра Кэтрин Бигелоу с Джереми Реннером в главной роли, тот самый, что несколько лет назад отобрал «Оскар» у самого «Аватара»:
«Главный герой там имеет талант к обезвреживанию мин и обезвреживает их одну за другой. Сначала ему просто нравится этим заниматься, вне зависимости от военной обстановки или желания утереть нос противнику. Нравится настолько, что он даже не боится смерти. {…} Даже вернувшись на родину и получив возможность уволиться, он осознаёт, что не может уйти из армии. Думаю, это ключ к моему пониманию поступков Леви. {…} Он нашёл место, где может проявить свои таланты по максимуму. {…} И так же, как главный герой в «Повелителе бури», он понял, что должен использовать свои таланты в полной мере. Можно сказать, в нём проснулось чувство ответственности.»
В целом этот «Выбор без сожалений» - ни по сюжету, ни по атмосфере, ни по манере рисунка – ничем не отличается от основных книг «Атаки на титанов». Вновь вспоминая про «Звёздные войны» - он как прошлогодний «Изгой-один»: достойное ответвление достойной франшизы.
Все мы любим истории в духе «А что, если…». И моя сегодняшняя такая история будет посвящена одному из самых популярных и любимых нашим зрителем научно-фантастических фильмов: космическому эпику Люка Бессона «Пятый Элемент».
Источником новой порции информации стал знаменитый кутюрье Жан-Поль Готье, который был ответственным за наряды персонажей картины. Три года назад в Бруклинском музее Нью-Йорка проходила выставка Готье, и среди многочисленных экспонатов – подавляющее большинство из которых составляли всевозможные костюмы да платья – было немалое число эскизов. На один из рисунков Готье и обратили внимание посетители: изображённый на нём мужчина выглядел довольно узнаваемо и не был похож на рядовой безликий набросок.
С разъяснительным словом выступил сам кутюрье, приоткрывший завесу тайны над личностью модели и, попутно, выдавший не менее неожиданные имена первых претендентов на роли.
Как оказалось, прежде чем на роль фонтанирующего сексуальностью (и незатыкающегося) Руби Роуза утвердили Криса Такера, экранный образ радиоведущего должен был воплотить поп-исполнитель Принс. Держа в голове образ музыканта и опираясь на свои же предыдущие работы, в которых он черпал вдохновение, Готье создал весьма специфический наряд.
Съёмки ленты должны были стартовать ещё в 1992-ом году, и по счастливой случайности именно тогда в рамках гастрольного тура в Париж собирался приехать сам Принс. Бессон посчитал, что перед ним открывается редкая возможность привлечь к участию в проекте звезду планетарного масштаба, а личная встреча лишь укрепила бы его шансы на успех.
Как ни странно, но на встречу Бессон решил не отправляться, снарядив вместо себя Готье, чей английский в те годы был, скажем так, на троечку. Вот как вспоминает тот день сам дизайнер:
Принс каждый раз появлялся прямо-таки внезапно, поэтому нас даже толком не представили. Люка я так и не дождался и тут вижу этого огромного телохранителя, за которым следует Принс. Бессон, наверное, хотел, чтобы мы переговорили обо всём наедине и узнали друг друга получше. На ломаном английском и с ужасным французским акцентом я поприветствовал гостя и стал показывать ему свои работы.
После демонстрации эскизов Принс не проронил ни слова, и вместо обсуждения своей роли подал знак своей охране и немедленно покинул помещение. Что же было изображено на тех рисунках, раз сам король эпатажа не смог подобрать слов?
Снова комментарий Готье:
Мне очень понравилась идея с окутывающими тело сетями, через которые бы пробивались длинные пряди искусственных волос. А ещё там должна была быть искусственная задница. Я даже шлёпнул себя ниже спины, чтобы подчеркнуть, как это будет выглядеть.
Т.к. по реакции Принса ничего толком не было понятно, Готье предположил, что из-за занятости исполнитель решил не тратить время с каким-то "костюмером" и отправился на встречу с самим режиссёром. Как вы уже догадываетесь, он просто решил не тратить время.
Позже Бессон убеждал дизайнера, что сама идея певцу понравилась, он нашёл её забавной, но костюм выглядел уж больно женоподобно. Согласитесь, весьма справедливое замечание от брутального мачо Принса.
Сам же Готье выдаёт более прозаичную (помимо проблем с финансированием проекта и занятостью Принса) причину такого демарша. Дело в том, что по-французски «искусственная задница» звучит как «faux cul», что с его-то тогдашним акцентом могло быть запросто воспринято как «fuck you».
К слову, Принс – не единственная несостоявшаяся звезда «5 Элемента». По воспоминаниям всё того же Готье, среди первых кандидатов на главные роли были Мэл Гибсон и Джулия Робертс.
Но добиться их участия в проекте не удалось: в начале 90-ых малоизвестный французский постановщик располагал совсем крошечным бюджетом и потребовалось ещё несколько лет и международный успех «Леона», прежде чем Бессон обрёл имя и финансовые возможности для воплощения своего проекта мечты, о котором он грезил (с его же слов) ещё со школьных лет.
Напоследок предлагаю взглянуть на работы художника Жан-Клода Месьера, который ещё в 1991-ом году создал серию концепт-артов, которыми сформировал самобытный и узнаваемый стиль будущего фильма:
В этот день ровно двадцать лет тому назад состоялась премьера «Пятого элемента». Не знаю как вам, а мне вот до сих пор не верится, что с тех пор уже прошло так много времени. Кажется, что все это было буквально вчера. А еще конечно сложно поверить в то, что спустя столько лет история про Лилу до сих пор остается (разумеется, на мой взгляд) последним действительно хорошим фильмом Люка Бессона. Как раз где-то после «Пятого элемента» француз включил режим конвейера, отдав предпочтение написанию сценариев и продюсированию. Нет, конечно некоторые из картин выпущенных под лейблом «Люк Бессон представляет» были вполне ничего (хотя ни одна из них все равно не идет ни в какое сравнение с его лучшими работами), но большинство не могло похвастаться какими-то особыми изысками.
Но вернемся к «Пятому элементу». Как и положено культовому фантастическому фильму, ему потребовалось много лет, чтобы добраться до большого экрана. По словам Бессона, он задумал эту историю чуть не подростком. Режиссер потратил на нее немало времени, неоднократно переписывал сценарий, и к 1992 году, наконец, решил, что пришла пора реализовать проект мечты. Бессон собрал большую команду художников. Они создали визуальный стиль будущей картины — дизайны костюмов, техники, города, облик персонажей, выполнили раскадровки сценария и т.д.
Конечно, Бессон понимал, что воплощение всех этих фантастических образов потребует немалых средств. Раздобыть их тогда можно было только в Голливуде. Следовательно, ему требовалась большая звезда в главной роли. Предложение сыграть Корбена Далласа было сделано нескольким актерам категории А. Из них, идеей заинтересовался Брюс Уиллис.
Однако тогда съемки «Пятого элемента» так и не состоялись. Большой бюджет и общая рискованность концепции отпугивали голливудские студии. К тому же у Уиллиса в то время вышло несколько финансово неудачных фильмов. Так что Бессону пришлось распустить команду. Чтобы не сидеть без дела, он решил по-быстрому снять какое-то простенькое кинцо. Им оказался «Леон». Именно благодаря его международному успеху, Бессон все же смог найти деньги на «Пятый элементов». Благо, что и Уиллис к тому моменту укрепил свою карьеру «Криминальным чтиво».
Так что в честь сегодняшнего юбилея я решил запостить серию концепт-артов картины, многие из которых были созданы как раз в 1992 году, еще до съемок «Леона». Всегда интересно сравнивать как подобные образы в итоге реализуются в фильме.