Узнав о съемках картины
«Утомленные солнцем», Ингеборга Дапкунайте сама нашла Михалкова и предложила себя на роль Маруси. Тогда режиссер даже не подозревал о существовании такой актрисы, более того, он уже наметил на роль Елену Яковлеву. Решающей оказалась улыбка Дапкунайте: увидев ее, Михалков уже не сомневался, кто будет сниматься в его картине.
Съемки «Утомленных солнцем»
затянулись. Уже наступила осень, а по сюжету действие происходит жарким летним днем. Чтобы выйти из положения, Михалкову пришлось заказать тысячи искусственных ярко-зеленых листьев, которые были тщательным образом прикреплены к уже оголившимся ветвям деревьев.
Сцена убийства заблудившегося
шофера — особая гордость Никиты Михалкова. 10 минут сняты одним планом, без монтажа, начиная с подъезда машины с избитым Котовым, затем расправа над водителем, и заканчивая понорамой с плакатом Сталина. Причем никто из зрителей этого не замечает, что лишний раз подтверждает ювелирную точность работы оператора, актеров и, конечно, автора сцены.
Во время съемок «Утомленных
солнцем» Наде было всего 7 лет. Она очень ответствено относилась к работе. Когда шла начальная сцена, где вся семья парится в бане, Надя до последнего скрывала, что ей очень жарко (так волновалась, что ее не будут снимать). И только после слов «Снято!» маленькая девочка не выдержала и упала в обморок.
Награды и премии:
1995 — Оскар
Победитель (1):
Лучший иностранный
фильм — «Россия»
Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.
Веселье бьет через
край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда.
ОТЗЫВ
В начале фильм наполнен беззаботностью, радостью, даже дурашливостью. С приездом давнего друга семьи Мити что-то надламывается. Вроде всё как всегда — шутки, веселье, но напряжение повисает в воздухе — незримое, но абсолютно реальное. С течением картины оно растёт, натягивая нервы зрителя своей неизбежной, но неизвестной развязкой — и вот она наступает:
знаменитая 10-ти минутная сцена, снятая без единой монтажной склейки.
Сюжет и сценарий настолько великолепны, что не позволяют зрителю скучать ни на минуту. Напротив, они завораживают своей недосказанностью, но в то же время понятностью. В картине нет ничего случайного — автор помогает нам понять причины и следствия. Всё логично. Всё реально. Немного жутко. Страшно.
Что говорить про актёров — они сделали этот фильм. Во
многом именно благодоря им от экрана невозможно оторваться. Герои настоящие. Я поверил каждому их слову и взгляду и даже более того…
Итак, на выходе имеем чисто русское кино высочайшего качества забыть которое будет нелегко.