Мышца - более эффективный двигатель, чем, к примеру,
двигатель внутреннего сгорания, не говоря уж о паровом. Её
КПД достигает 50% (у автомобиля - не выше 35%). Кстати
говоря, и остальная энергия не пропадает, поддерживая
температуру тела. Известно, что лучший способ согреться -
поработать мышцами. Когда человеку холодно, мышцы начинают
непроизвольно сокращаться (тогда человек дрожит), выделяя
тепло.
Чтобы мышца работала, необходимо "топливо". Универсальном
клеточным топливом является АТФ. Если его запас иссякает, у
человека возникает чувство изнеможения, "слабости в
коленках", когда кажется, что мышцы отказались служить.
Энергия, нужна не только для сокращения, но и для
расслабления мышц. Если запас "топлива" исчерпан, например,
у погибших животных, мышцы "окоченевают", не способные ни
расслабиться, ни сократиться.
Состоят мышцы из мышечных волокон. Благодаря чему они
сокращаются? Долгое время ответ на этот вопрос оставался
для учёных загадкой. Мы знаем, что из всех веществ
организма белки наиболее способны к разным удивительным
превращениям. Быть может, при сокращении мышц уменьшается
длина белковых молекул?
Учёным было известно, что в состав мышечных волокон входят
нити двух видов: тонкие (из белка актина) и толстые (из
белка миозина). В 1954 г. ряд биологов одновременно пришли
к выводу, что толстые и тонкие нити не меняют своей длины,
но могут скользить друг относительно друга.
В скелетной мышце толстые и тонкие нити очень правильно
чередуются. Подобно зубьям двух гребёнок, они входят друг в
друга. Под электронным микроскопом те участки, где
"гребёнки" входят друг в друга, выглядят тёмными, а где они
разъединены - светлыми. Получается правильное чередование
тёмных и светлых полос. За это скелетные мышцы и назвали
поперечнополосатыми.
Что же касается гладких мышц, то в них тоже есть тонкие и
толстые нити актина и миозина, но они довольно беспорядочно
перемешаны. Поэтому и чередования полос под микроскопом
нельзя увидеть.