Выговские Отцы: Семен Денисов, Иван Филиппов, Данил Викулов
Одним из самых влиятельных направлений беспоповщины стал
поморский толк, названный так потому, что изначально его
очаг находился именно в Поморье. С этим толком неразрывно
связана история, крупнейшего духовного и экономического
центра русского старообрядчества XVIII - первой половины
XIX столетия - Выговского общежительства.
После разгрома Соловецкого восстания в 1676 г. властям
казалось, что старообрядство на Севере России обезглавлено.
Однако "последние остальцы соловецкие", покинувшие родную
обитель до кровавой расправы над восставшими, разбрелись по
всему Русскому Северу и проповедовали "правду старой веры".
В глухих местах Поморья поднимались старообрядческие скиты
и обители во главе с "остальцами" или их учениками. И вот в
1694 г. на реке Выг, в месте впадения в неё речки Сосновки,
возникла ещё одна такая обитель. Выговскому (Выгорецкому)
общежительству, было суждено сыграть совершенно
исключительную роль в русском старообрядстве.
Руководителями Выга в течение всей первой трети XVIII в.
были братья Андрей и Симеон Денисовы - выходцы из
захудалого рода князей Мышецких. Прекрасно образованные и
талантливые мыслители, они в своих сочинениях продолжили
традиции древнерусской книжности, но в то же время
интересовались и новыми культурными веяниями. Наиболее
важные их сочинения - "Поморские ответы" (сборник ответов
выговцев на вопросы посланного Синодом миссионера, ставший
своеобразным "символом веры" старообрядцев-поморцев) и
"Виноград российский" (сборник жизнеописаний выдающихся
расколоучителей, начиная с протопопа Аввакума и боярыни
Морозовой).
Кроме того, братья Денисовы были ещё и прекрасными
организаторами. Они сумели найти компромисс с властями, не
поступившись убеждениями, и обеспечить легальное
существование Выговского общежительства. Так, при
императоре Петре I выговцы платили двойной подушный оклад и
участвовали в строительстве железоделательных заводов.
Начальник этого строительства В. И. Геннин, один из
сподвижников царя-реформатора, был чрезвычайно доволен
трудолюбием выговцев.
Уже в начале XVIII в. Выговская обитель стала известна
всему Поморью. В неё стекались "ревнители старого
благочестия". В 1706 г. на реке Лексе была создана женская
обитель.
Несмотря на неблагоприятные природные условия Поморья,
выговцы сумели наладить хозяйство. Выговская братия немало
времени отдавала рыболовству, звероловству, разнообразным
промыслам. Выговские рыбаки доходили до далёкого Груманта
(Шпицбергена). На берегу Онежского озера была устроена
монастырская пристань. Кроме того, Выг вёл значительные
торговые операции с Югом России, где закупался хлеб,
который плохо родился на бедных северных почвах.
Во главе Выговского общежительства стоял собор из самых
авторитетных старцев. Он руководил как духовной, так и
хозяйственной жизнью обители.