Беседа ребе на недельную главу "Беар". (Окончание).
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 4 -
Эти две вещи [шесть "будних" лет как подготовка и как цель седьмого -
субботнего года] связаны одна с другой:
Для того, чтобы оказаться на уровне выше [существования] мира - "...и
почиет земля Субботу во имя Все-вышнего" - [в оригинале здесь: "Авайе"
- четырехбуквенное Имя - аспекты Б-жественности, описываемые им, -]
[во имя Того, кто] "...был, есть и будет, как единое целое", [аспектов
Б-жественности,] которые выше [описываемых] именем Э-лейким, по
числовому значению равняющемуся слову "атейво [природа]", - результат
соприкосновения с материальным существованием мира, в соответствии с
указаниями Торы. В этом заключается смысл первой, упомянутой выше
детали, в соответствии с которой "шесть лет засевай поле твое..." <и
смысл слов "засевай поле твое" в том, что все связанное с "полем"
делается в соответствии [с еврейским Законом,] с "Шульхан Орух", как,
например, "килаим" и т.п.>, - подготовка к "...а на седьмой год..."
Смыслом второй упомянутой детали является следующее: Возможность
"расчистки" материальности мира приходит лишь по той причине, что
время от времени человек, в своем Служении Все-вышнему, поднимается на
уровень, который выше мира в абсолютной степени. Тогда, вновь приходя
в соприкосновение с миром, он не только не увлекаем им, но, напротив,
делает сам мир сосудом для Б-жественности. [...].
И это - "...засевай поле твое..." [в том виде, в котором оно]
осуществляет цель [заповеди седьмого года]. Но "расчистка" мира не
может осуществляться никоим образом, если отсутствует действие,
направленное на освобождение от мира.
- 5 -
Подобное присутствует также в идее [обычной - "недельной"] Субботы и
шести будних дней.
В течение шести будних дней осуществляется работа по "переборке" мира:
"...шесть дней работай...", однако, в Субботу: "переборка запрещена".
[На материальном уровне "б'рейро" - переборка, сортировка, входит в
число 39 видов работ, запрещенных Торой к осуществлению в Субботу. То
же - на духовном уровне, как объясняет внутренняя Тора]. Поэтому про
Субботу сказано: "Вай'хал Э-лейким... [И завершил Б-г...]" [Игра слов:
"Вай'хал..." - "Завершил Б-г (Э-лейким)..." свои действия по
Сотворению мира, можно истолковать также, как "завершил Э-лейким", -]
все сокрытия, [порождаемые] именем Э-лейким завершаются, и светит имя
"Авайе", которое выше природы [мира]. И эти две идеи - Субботы и
будней - связаны друг с другом таким образом, как это объяснялось [в
отношении седьмого года и шести будничных лет].
- 6 -
На самом деле, год шмиты обладает преимуществом, по отношению к
Субботе.
В Субботу запрещены будничные работы, таким образом, человек находится
на ступени выше существования мира и не имеет с ним [миром] никакой
связи. Однако, в течение года шмиты разрешается выполнение будничных
работ, человек, находится ВНУТРИ мира и, при всем том, "...почиет
земля Субботу во имя Все-вышнего..." В таком [взаимодействии между
человеком и миром] присутствует не идея "расчистки" мира, связанная с
именем Э-лейким, но "Суббота во имя Все-вышнего [в оригинале здесь:
"Авайе" - четырехбуквенное имя,] которое выше мира.
Несмотря на то, что человек находится внутри мира, он привлекает
_в_сам_мир_ имя Авайе, вознесенное над [существованием] мира в
абсолютной степени. [...]
- 7 -
Так становится понятным говорящееся в комментарии Раши на стих:
"...Субботу во имя Все-вышнего..." - "во имя Все-вышнего, подобно
тому, как было сказано про недельную Субботу".
На первый взгляд [непонятно], что хочет добавить здесь [этими словами]
Раши? В свете же объяснявшегося выше, это становится понятным:
Поскольку в течение года шмиты разрешены будничные виды работ, и у
человека есть соприкосновение с материальными аспектами существования
мира, кто-то может подумать, что запрет пахоты и сева в течение года
шмиты не является идеей [связанной с именем] "Авайе" - выше мира, но
связана с работой по "переборке" мира, наподобие заповеди "шесть лет
засевай..." - "переборка" внутри мира, но не выше его.
Упреждая [этот вопрос], РаШИ и говорит о том, что [в заповедях
седьмого года, года шмиты] есть идея "...во имя Все-вышнего", подобно
тому, как это объяснялось в отношении недельной Субботы. [В течение
года шмиты] земля почиет от выращивания из нее хлеба, и это выливается
в отделение от мира, подобное тому, какое мы находим в недельной
Субботе. Тот факт, что [в течении шмиты] разрешены другие будничные
работы, является лишь преимуществом, поскольку внутрь самих будничных
работ проникает свет имени "Авайе", которое в абсолютной степени выше
миров.
- 8 -
В свете сказанного станет понятно, по какой причине заповедь шмиты
является "мицво клолис". Ведь внутреннее содержание ВСЕХ заповедей то
же, но в заповеди шмиты эта идея выходит на передний план.
Алтер ребе объясняет в "Танье", что занятия Торой, [выполнением]
заповедей и молитвой являются вещью, связанной с самопожертвованием по
простому смыслу этого слова. Подобно тому, как при выходе души из
тела... [человек] не размышляет о своих телесных нуждах, но мысль его
объединяется и одевается в буквы Торы и молитвы. То есть, во время
занятий Торой, [выполнением] заповедей и молитвой, необходимо ощущение
подобное выходу души из тела: "К Тебе, Все-вышний, душу свою вознесу".
С другой стороны, человек нуждается в том, чтобы каждая выполненная им
заповедь была осуществлена согласно ее законам, в соответствии со
всеми ее ограничениями во времени и пространстве, - во всех деталях,
касающихся этой заповеди, а [эти детали -] ограничения [материального]
мира.
Смысл этого: идея заповедей - истинная реализация самопожертвования -
освобождение от тела и материальности, [направленное] во имя
осуществления заповеди во всех ее деталях - "привлечение безграничного
в ограниченность". Но только в других заповедях эта [идея]
присутствует в сокрытии и различима только в способе, которым заповедь
выполняется, - в заповеди же шмиты - приходит в раскрытие и становится
явной в самой сути заповеди.
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. Собрано из бесед ребе,
произнесенных в Субботы недельной главы "Беар" 5718 (1958) года и
Субботы, в которую благословлялся наступающий месяц Ияр 5716 (1956)
года).
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)