Беседа ребе на недельную главу "К'дейшим".
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 5 -
Преимущество [Служения] "Освящай себя в дозволенном тебе" в отношении
выполнения Торы и заповедей и в отношении [совершающего Служение]
человека, таково:
Процесс осуществления Торы и заповедей [оставляет] возможность того,
что человек, изучая Тору и выполняя заповеди, по-прежнему представляет
из себя отдельное [от Все-вышнего] существование. Только при
[изучении] Торы и [выполнении] заповедей, он аннулирует и подчиняет
свою волю - Воле высшей. В такой форме [Служение] касается лишь
"распространения" ("посланников" - сил) души. Когда же человек
освящает себя в "ДОЗВОЛЕННОМ ЕМУ" - том, что ОТНОСИТСЯ _К_НЕМУ_, и
отделяется [и] от этого, - [...] он полностью "убирает" самого себя, у
него нет ничего "своего"! Такое [Служение] связано с самОй сущностью
души.
И это также является значением [стиха:] "...и будете мне святыми",
наподобие сказанному в "Мехильте" в отношении стиха: "и будете мне
драгоценностью": "[говорится этим стихом] что будете 'приобретены
Мной': будете заниматься Торой и не будете заниматься другим". - За
счет того, что у человека отсутствует всякое соприкосновение с его
частными делами, поскольку даже разрешенное не является "его", а
[является] лишь святостью, - он, _в_целом_, [становится]
"приобретенным Мной", - все его существование становится
Б-жественностью.
Вследствие того, что человек служит [в такой форме Служения самОй]
своей сущностью, он "берет" Сущность свыше, и все существование
сущности его - становится существованием Сущности Благословенного: "В
будущем перед праведниками будут говорить 'Кодейш!' подобно тому, как
сейчас [это] говорят пред Святым, благословен Он".
- 6 -
Преимущество "Освящай себя в дозволенном тебе" в отношении
осуществления Торы и заповедей в [практическом] Служении:
Преимущество [Служения евреев после] дарования Торы перед выполнением
заповедей [в той форме, в которой они выполнялись] отцами, заключается
в том, что Служение отцов происходило [лишь] на духовном уровне.
[Служение же] после дарования Торы - Служение на уровне материальном.
Смысл этого известен: поскольку служение отцов достигало лишь
"источника творения" <[находящегося] пока еще в рамках ограничений>,
понятно, что духовность была [для этого Служения] "сосудом" лучшим,
нежели материальность. Однако про даровании Торы сказано: "Онейхи [Я]
[- Все-вышний, Б-г твой, Б-г, выведший тебя из Египта]" - [Слово
"онейхи" является"] аббревиатурой слов "ано нафши хсовис еовис [Я душу
свою написал, вложил]". [Во время дарования Торы Все-вышний] как бы
передал [евреям, вложил в Тору] свою Сущность. И здесь [- в таком
Служении -] нет разницы между духовным и материальным. Напротив того:
"все, что выше, [способно] спуститься ниже".
При всем том, и после дарования Торы существовало [некоторое]
установленное Торой ограничение: Все-вышний "вложил" себя только в
заповеди, но ни во что другое. И потому существует закон, обязывающий
вставать [именно] перед тем [...], кто выполняет заповедь: "перед
Все-вышним, поселяющимся и одевающимся в [...][его] душу в этот
момент", [как объясняет Алтер-ребе, причину этого установления в 46
главе книги "Танья"].
[Сегодня] этот [закон] относится только к выполняющему _заповедь_, но
не к "занимающемуся разрешенными вещами во имя Небес", - поскольку
Святой, благословен Он, "вложил" самого Себя, как бы, только в
заповеди. Однако в будущем, во время полного раскрытия Сущности, не
будет никаких ограничений, и Б-жественность будет видна в каждом месте
и в каждом предмете, - реальность "нет места свободного от Него" и
"нет ничего, кроме Него" проявится воочию.
- 7 -
Для более детального объяснения вышесказанного:
Сказано в книге "Зеар": "Существует три уровня: Святой, благословен
Он, Тора и еврейский народ. И в каждом [из них] есть скрытое и
раскрытое".
"Раскрытое" во Все-вышнем, Святом, благословен Он, - это
Б-жественность, связанная с мирами. Ступень [Б-жественности],
обуславливающая существование природы [согласно ее законам]. "Скрытая"
- Б-жественность, которая выше миров, уровень [Б-жественности], из
которого проистекают чудеса, возвышающиеся над природой.
На более глубоком уровне:
Чудеса также включаются в совокупность "раскрытого" во Все-вышнем,
поскольку, несмотря на то, что они выше миров, и потому происходят в
результате "подчинения" природы, творение не способно воспринять их на
внутреннем уровне [т.е. "принять внутрь" - пережить, оставаясь тем же,
что и была, - без ломки], - [...] чудеса мы [тоже] видим воочию [-
материальными глазами].
Из "скрытого" во Все-вышнем происходят чудеса, скрывающиеся в одеяниях
ПРИРОДЫ. В отношении них "тот, с кем случилось чудо, не знает про
чудо, случившееся с ним", Поскольку из-за высоты подобных чудес, они
не способны прийти в раскрытие даже в аспекте "макиф" - через
подчинение [законов] природы. И про это сказано: "Делающий чудеса один
лишь Он", - "не знает про чудеса никто, кроме Него".
В будущем также эти чудеса придут в раскрытие, как написано: "ПОКАЖУ
ему чудеса". То есть: "_Я_ покажу их" - раскрытие Сущности.
[...] Раскрытие Б-жественности сегодня происходит лишь [на уровне]
Торы и заповедей, но не в самом мире, поэтому оно происходит лишь
через подчинение природы. Б-жественность же, [заключенная] в
природе, остается в сокрытии. Однако, в будущем, во времена раскрытия
Сущности, раскрытие, силой Сущности, пронижет также и сам мир.
- 8 -
"Три узла завязаны один в другой: еврейский народ с Торой, а Тора со
Все-вышним".
Для того чтобы "воспринять" "скрытое" в Святом, благословен Он,
необходима работа скрытых аспектов души при помощи скрытых аспектов
Торы. Внутренняя Тора, объясняющая идею "Авайе и Э-лейким - одно": имя
"Э-лейким" по числовому значению равняющееся слову "аТейво" [природа],
и имя "Авайе [четырехбуквенное имя]", возвышающееся над природой,
представляют из себя единое целое, и "нет ничего, кроме Него", [- Тора
хасидизма -] пробуждает в человеке, изучающем и углубляющемся в ее
идеи, [аспект] "народ один в земле": ощущение также в ЗЕМНЫХ вещах
[аспекта] "один". -
- И потому: "Освящайтесь и будете святы"; "освящай себя в дозволенном
тебе", - касающееся самой сущности скрытого в еврейском народе, а,
вследствие этого, он становится сосудом для восприятия внутренних
аспектов Святого благословен Он.
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. Из маймора ребе,
начинающегося словами "И теперь, если послушаешь" и беседы,
произнесенной им в последний день праздника Пейсах 5717 года (1957)
года.
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)