Праздник Пурим. Беседа ребе. (Окончание).
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 3 -
Наставление, содержащееся в этом рассказе, относящееся в особой
степени к нашим дням, заключается в следующем:
Есть люди, утверждающие, что главным средством обеспечения
безопасности существования еврейского народа во времена Изгнания,
являются дипломатические или другие материальные средства, и опираются
[в совершении этого вывода] на те действия, которые Эстер предприняла
по отношению к Ахашвейрошу. [...] Следует понимать, что, помимо того,
что они, комментируя рассказ, содержащийся в свитке Эстер, путем,
противоположным истинному, искажают Тору, - в их словах есть отрицание
всей сути еврейского народа.
Сказано [в начале недельного раздела "Ницовим"]: "Вы стоите все
вместе..." - Говорят на это благословенной памяти мудрецы: "Также,
когда весь мир содрогается, - вы стоите".
Существование еврейского народа отличается от существования других
народов. Существование народов мира определяется законами природы, в
то время, как существование евреев не подчинено природе, - их
существование связано с Торой и заповедями. Когда приходит время
бедствий, указа [подобного тому, который был вынесен в дни царя
Ахашвейроша,] нам, не дай Б-г, не следует полагаться на
дипломатические приемы и попытки воздействие на ситуацию через другие
народы. Необходимо "перебрать свои поступки", восполнить то, чего не
достает, и укрепиться в выполнении Торы и заповедей. И только тогда
имеют смысл, приводят к нужному эффекту старания, прилагаемые на
материальном уровне, и даже тогда, когда другие народы "содрогаются,
Вы стоите" и [продолжаете] существовать.
Не следует пугаться состояния евреев таким, как оно предстает
материальным глазам, в соответствии с законами природы. Наше дело -
укрепиться в выполнении Торы и заповедей, и тогда в любые материальные
одеяния, какими бы они ни были, оденется чудесное надприродное
спасение.
- 4 -
Наставление о том, что сыновья Израиля не подчинены природе, относится
не только к еврейскому народу в целом, но и к каждому [еврею в
отдельности].
Еврею необходимо помнить, что все, с ним связанное, зависит от самого
Святого, благословен Он, который не ограничен, не дай Б-г, законами
природы. Да, есть необходимость в приготовлении "...[благословит тебя
Все-вышний... во] всем, что ты будешь делать", в которое "оденется"
пролитие: "...и благословит тебя Все-вышний, Б-г твой". Но оно [-
одеяние -] не представляет из себя ничего большего, нежели "одеяние".
Главное - благословение Все-вышнего, благословенного, приходящее за
счет связи с Ним, которая является результатом изучения Торы и
выполнения заповедей.
А когда есть главное, - удача приходит, облачаясь в любые
[материальные] "одежды".
- 5 -
Из рассуждений, изложенных выше, понятно высказывание, содержащееся в
Иерусалимском Талмуде: "Верящий в Живого вечно, и сеющий".
На первый взгляд, нуждается в объяснении, каким образом в этом
проявляется вера? Даже отрицающие [существование Все-вышнего и его
Торы], леавдиль, которые не верят в "Живого вечно", сеют, полагаясь на
материальный закон: "Когда сеют - взрастает".
Объяснением этому служит то, что вера каждого из евреев проявляется
даже тогда, когда он занят действием [может быть, таким
незначительным, как] посев, - [действием] которое, с точки зрения
законов природы, должно привести к произрастанию, без какой-либо
связи с верой и уверенностью во Все-вышнем, благословен Он. Он,
[еврей,] своими глазами видит, что поля тех, которым нет никакого дела
до Все-вышнего, цветут, но, несмотря на это, знает, что у него, как у
еврея, [этот процесс] отличается от того, как он происходит у всего
мира.
Подобно тому, как весь еврейский народ не подчинен законам природы,
так и каждый еврей: в то время как поля всего мира произрастают
потому, что так заложено в законах природы, - его посев успешен только
в награду за веру и уверенность в "Живом вечно".
- 6 -
Это справедливо как [в отношении] "занимающихся бизнесом", так и в
отношении "сидящих в шатрах":
Настоящая удача в [изучении] Торы не связана с высокими способностями
и подобному этому, но зависит от помощи Небес, приходящей, как
следствие б-гобоязненности, которая - б-гобоязненность - является
причиной подлинного труда по изучению Торы. И тогда осуществляется
"...и нашел ты", в масштабе несопоставимом с трудом, вложенным в
"поиск".
Когда недостает главного, не помогут никакие способности и труд,
потому что, [когда говорится про изучение Торы,] - говорится про
[изучение] "мудрости Святого, благословен Он". А когда присутствует
главное, Все-вышний [Сам] дает удачу, которая выше природы.
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
на Пурим, 5717 (1956) года.
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@peterlink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)