Лекция по Маха-мантре (продолжение) Нью-Йорк, 8 сентября 1966 года
Прабхупада: Вообще существует три вещи: могущество, Бог и три Его энергии. Это полная сумма: внутренняя энергия, внешняя энергия и пограничная энергия. Внешняя энергия – это материальное проявление. Так же как это тело – моя внешняя энергия. Я - душа, и моя внешняя энергия есть это тело. Подобным образом, у меня есть внутренняя энергия. Это мое сознание. Сознание – моя внутренняя энергия, а это тело, этот ум и это материальное проявление есть моя внешняя энергия. Тело развилось,
ум развился из-за меня, души, а не так, что я, сознание, развилось из тела. Нет. Это плохая концепция. Вы не можете развить сознание из своего тела. В противном случае, мертвого человека можно было бы вернуть в сознание, оживить. Потому что если материя есть причина сознания, тогда вся материя уже существует. Вся материя. И мертвое тело означает, что до сих пор материальная субстанция вовлечена, всё здесь, в наличии. Ничего не исчезло. Если вы скажете, что нет крови – о, это не очень трудная вещь, кровь, красная
субстанция. Неужели вы хотите сказать, что что-то красное, введенное в это тело, вернет обратно жизнь? Нет. Если краснота – причина жизни или сознания, тогда современные химик может сделать непосредственно с помощью комбинации химических элементов «полный красный». Или возьмем пример: есть множество природных камней, они красные от природы. Если вы скажете: «Эта искусственная краснота не может дать жизнь; естественная краснота – причина жизни», тогда вы берете камень. У него есть естественная краснота, но нет
жизни. Но нет жизни. Таким образом, краснота – также не причина сознания, жизни. Это плохая теория. Это полный… сознание – это абсолютно другая вещь, качественно другая. Ничто не отлично друг от друга, также как я объяснял уже, что земля, дерево, затем дым, затем огонь – все связаны по цепочке, но все они также отличаются друг от друга.