Бытует старое как мир убеждение, что проституция - это древнейшая профессия в мире. Нельзя проверить, так ли это; однако проституция, а именно продажа сексуальных услуг, упоминается в самых разных литературных памятниках древнего Ближнего Востока, в том числе и в Библии.
В иудейском языке понятиям "проститутка", "блудница" или "шлюха" соответствовало слово "зонах", происходящее от корня с семантикой "распутство", "отчуждение", "отвратительность". Блудница была одновременно и частью общества, и аутсайдером. Она обладала обычными правами человека, однако, уважением не пользовалась. Священник не мог жениться на блуднице, потому что она осквернила бы его и сделала бы непригодным к служению (Лев. 21:7, 14; 19:29). Ее честь была запятнана, а к службе Ягве могли допускаться только
чистые и безупречные люди. Деньги, которые она получала за свою работу, не могли быть переданы для нужд храма (Втор. 23:18). Если дочь священника становилась блудницей, ее сжигали на костре (Лев. 21:9). Когда иудейские пророки осуждали Израиль за то, что он отклонился от путей Божьих, они писали, что евреи "блудодействуют" вслед другим богам.
Нигде в Библии не говорится о том, как именно женщина становится блудницей. Закон запрещает родителям превращать свою дочь в блудницу: "Не оскверняй дочери своей, допуская ее до блуда" (Лев. 19:29). Как именно могло происходить такое осквернение, неясно. Возможно, дочь посылали на заработки, если семья беднела. Поскольку молодая девушка находилась полностью под контролем отца, она, вероятно, могла стать проституткой по его приказанию. Возможно также, что число проституток пополнялось за счет девочек-сирот
и бездетных вдов, которым надо было на что-то жить.
Блудница в Новом Завете
В Новом Завете понятие "проститутка" обозначается греческим словом "porne". Христос упоминал этот тип женщин во время своей обращенной к жителям Иерусалима речи в храме, когда Он сказал, что ненавистные всем сборщики податей и презренные блудницы войдут в Царство Божье прежде, чем они (Мф. 21:31). Он, конечно же, высмеивал их ханжескую праведность. В притче о блудном сыне (Лк. 15) старший брат жалуется на то, что младший растратил все свое время, деньги и силы на проституток (15:30). Таким образом, Христос
знал о существовании блудниц, роде их занятий и о том, что они могут помочь любому молодому человеку избавиться от денег.
Ни разу в Новом Завете о проститутках не говорится с одобрением. Павел объединяет их с безнравственными людьми. Он считает, что вступить в половую связь с блудницей означает оскверниться.
Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: "Два будут одна плоть" (1Кор. 6:15 и далее).
Для Павла сексуальный контакт с проституткой делает человека нечистым.
Образ блудницы Раав используется христианскими писателями как пример спасенного через веру и дела человека. Автор Послания к Евреям называет ее образцом веры:
Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными (Евр. 11:31).
Автор же Послания к Иакову предполагает, что одной веры Раав было недостаточно – ей нужно было еще совершить благородный поступок.
Подобно и Раав, блудница, не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2:25-26).