Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 47 (16 марта 2008 г.)


Секс в Библии: Прелюбодеяние в Новом Завете

Джеральд Ларю

В христианском Писании отражена легенда о том, как Христос обошелся с иудеями из секты фарисеев, хотевшими побить камнями молодую женщину, обвиненную в прелюбодеянии (Ин. 7:53-8:11). Иисус спас ее от смерти, предложив тому из них, кто без греха, первым бросить камень. Ни одного камня не полетело в сторону женщины. Иисус не осудил ее.

Эта история очень романтична и красива, но больше напоминает легенду, не имеющую под собой никакой исторической основы. Она не присутствовала ни в одном из списков Евангелия от Иоанна вплоть до V века н.э. Может быть, эта сфабрикованная история отражает то, что, по мнению некоторых христиан, должен был сказать Христос в этой ситуации. Несмотря на тот упор, который в этой истории делается на прощение, это не вполне соответствовало христианскому подходу к проблеме измены.

Прелюбодеяние осуждается в христианском Писании так же, как и в иудейском. Когда один юноша спросил у Христа, что ему нужно сделать, чтобы достичь вечной жизни, Иисус сослался на заповеди, не забыв и запрет на прелюбодеяние (Мк. 10:19 и параллельные места). Апостол Павел, перечисляя составляющие нравственной жизни, тоже ссылается на Декалог (Рим. 13:9). Иудейское отношение к супружеской измене как к поступку, противоречащему воле Господа, плавно перешло в христианство. Неверные супруги подвергаются Божьему Суду (Евр. 13:4) и будут исключены из Царства Небесного (1 Кор. 6:9).

Но в Новом Завете дано новое определение прелюбодеяния. Разведенный человек, который женится при живом первом супруге, тоже совершает прелюбодеяние. В Евангелии от Марка приводится ответ Христа на вопрос фарисеев о том, можно ли развестись со своей женой. Иисус спросил их, что по этому поводу говорится в законе Моисея. Когда они сказали Ему, что мужчина может дать своей жене разводное письмо, Иисус ответил, что Моисей дал такое предписание "по жестокосердию" иудеев. "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает", - продолжал Он. Его ученики позже вновь задали Ему этот вопрос, и Он ответил:

Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк. 10:10-12).

Рассказ Марка в сокращенном виде приводится в Евангелии от Матфея (19:3-9), и резкость предписания смягчена с помощью слов "за прелюбодеяние":

...Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5:32; ср. Мф. 19:9).

Еще совсем недавно это предписание о разводе соблюдалось в западном мире. Женатые люди, которые обнаруживали, что они не подходят друг другу и что им вдвоем плохо, не могли развестись, если не было супружеской измены. Канадские пары часто проделывали следующее: муж отправлялся в дешевую гостиницу и нанимал женщину (чаще всего актрису), которая раздевалась до бюстгальтера. Он снимал рубашку и оставался в одних брюках. Фотограф и частный детектив открывали дверь, делали снимок, после чего все расходились по домам. Эта фотография позднее использовалась в суде в качестве доказательства прелюбодеяния, совершенного мужем. Канадское правительство встало перед выбором: разрешить семейным парам разводиться не только по причине измены одного из супругов или заставлять тех, чей брак не удался, выбирать между постылой семейной жизнью и ложью в суде. Власти выбрали более мудрый вариант и облегчили процедуру развода.

Ни иудеи, ни христиане не одобряют развод, однако большинство из них легко принимают его. Никакого публичного заклеймения тех, кто развелся, а потом вступил в брак вторично, в христианских храмах не существует. Когда Всемирная церковь Бога в Пасадене попыталась внедрить евангельское учение о том, что повторный брак после развода равноценен прелюбодеянию, сопротивление прихожан было столь сильным, что церковные лидеры вынуждены были отступить. Фундаментаисты и евангельские христиане тщательно избегают упоминаний об этих отрывках из Нового Завета, поскольку таковые привели бы к обвинению большого числа их сторонников в косности и осуждению со стороны общин.

Большинство либеральных христиан и иудеев признают развод как часть западной культуры, но не одобряют его, и на свадебной церемонии высказывают надежду, что заключаемый брак будет длиться вечно. Однако с реальностью общественной жизни не считаться нельзя. Развод стал обычным делом, и каждый третий брак заканчивается именно так. В то же время повторный брак встречается очень часто. Человека, который преступает эту строгую евангелистскую заповедь, никому и в голову не придет назвать "прелюбодеем". Это просто старомодно.

(продолжение следует)


Предыдущие статьи:

Секс в Библии: Половое просвещение в древнем Израиле. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии: Половое просвещение. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Современная семья. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Семья в библейские времена. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии. Джеральд Ларю

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное