Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 46 (9 марта 2008 г.)


Секс в Библии: Прелюбодеяние

Джеральд Ларю

Прелюбодеяние - это добровольные половые отношения между женатым человеком и кем-то другим, кто не является его супругом. Поскольку брак предполагает исключительные права супругов друг на друга, прелюбодеяние является нарушением этого обязательства. Оно осуждается Библией и запрещено у иудеев, христиан и мусульман, несмотря на то, что среди приверженцев каждой из этих религий существуют люди, вступающие в эти отношения.

Прелюбодеяние в Ветхом завете

Седьмая заповедь Декалога очень лаконична и конкретна: "Не прелюбодействуй" (Исх. 20:14; Втор. 5:18). Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Нарушение ее каралось смертью, если партнеров удавалось застать. В книге Левит (20:10) сказано: "Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего: да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка". Тот же самый закон повторяется и во Второзаконии (22:23 и далее), но в несколько более расширенной форме. Если обрученная девушка (которая приравнивалась к замужней женщине) вступала в связь с мужчиной в пределах города, обоих ждала смерть. Суть дела в том, что женщина в такой ситуации не могла заявить, что ее изнасиловали, поскольку в стенах города она имела возможность закричать и позвать на помощь. Если совокупление происходило где-нибудь в сельской местности, далеко от населенных пунктов, казнили только мужчину, поскольку признавалось, что это изнасилование.

В этих законах и библейских сюжетах, где речь идет об изнасиловании - реальном или потенциальном - упор делается на то, что женщина является собственностью мужчины. Таким образом, прелюбодеяние - это кража принадлежащей другому собственности. То есть это не только преступление, но и моральный ущерб мужу или семье женщины, которые не смогли уберечь ее от позора.

Если мужчина начинал подозревать свою жену, считая, что она вступила в сексуальные отношения с кем-то еще, он имел право предпринять определенные действия (Числ. 5:11-28). Он должен был привести ее к жрецу вместе с приношением из ячменной муки. Происходившее далее является потрясающей смесью суеверий и магии. Священник записывал проклятия на табличке, омывал ее в горькой воде и заставлял женщину выпить эту воду. Он брал ячменную муку из ее рук и подносил к алтарю, сжигая некоторую часть. Затем он приносил воду женщине и заставлял выпить. Если женщина действительно совершила прелюбодеяние, то "горькая вода", чья мощь усиливалась землей с пола скинии и чернилами, которыми были записаны проклятия, должна была вызвать у женщины боль, нежелательную беременность и выкидыш. Если же она не была виновна, она продолжала рожать детей своему мужу.

Вся эта процедура - магическая формула, заколдованная вода и обряд - была разработана для того, чтобы запугать женщину, и окрашена в садистские тона. Текст позволяет сделать вывод, что жена целиком и полностью находилась под контролем своего мужа. У нее не было иного выхода, чем подчиниться и пройти через этот ритуал. Никакого обвинения мужу в том случае, если женщину признавали невиновной, не предъявлялось.

Исследования примитивного колдовства и демонологии отчетливо продемонстрировали, что все это действует только на тех, кто верит в волшебство и сверхъестественную силу колдунов и жрецов. Очевидно, эти обряды были частью иудейской культуры в V веке до н.э., когда была записана эта часть Библии.

Однако наказание, как общественное, так и божественное, далеко не всегда выносилось преступникам, по крайней мере, это часто было неочевидно. Удобное объяснение можно было найти и после события. Отношения Давида с Вирсавией начались с прелюбодеяния (2 Цар. 11). Царь увидел купание Вирсавии, позвал (приказал привести насильно?) ее во дворец, где и произошло совокупление. Когда он узнал, что она беременна, он заставил Вирсавию продолжать половую связь с мужем, чтобы в Давиде никто не заподозрил отца ребенка. Урия, муж Вирсавии, был законопослушным иудейским воином. Давид сделал так, чтобы Урию убили на поле брани, после чего женился на Вирсавии. Ребенок, рожденный от прелюбодеяния, был слабым и больным. Когда ребенок умер, пророк Нафан истолковал смерть ребенка как Божий суд и наказание за поведение Давида, за совершенные им убийство и прелюбодеяние. Следующим ребенком Давида и Вирсавии был Соломон, который унаследовал трон Давида.

Смерть была общепринятым наказанием да прелюбодеяние. Царь Давид избежал гражданского суда. Божье наказание, которое якобы пало на него, на самом деле досталось его ребенку - плоду незаконной связи. Вирсавия тоже не подверглась никакому наказанию, возможно из-за положения Давида.

(продолжение следует)


Предыдущие статьи:

Секс в Библии: Половое просвещение в древнем Израиле. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии: Половое просвещение. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Современная семья. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Семья в библейские времена. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии. Джеральд Ларю

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное