Описывая изнасилование, библейские авторы говорят о том, как мужчина захватывает женщину и заставляет ее совокупляться с ним. Во Второзаконии сказано:
Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их; то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею (Втор. 22:28-29).
Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею; а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного (Втор. 22:25-26).
В обоих случаях мужчина использует физическую силу, чтобы преодолеть сопротивление женщины. Заметьте, что, если мужчина изнасиловал женщину в удаленной от населенных пунктов местности, вина лежит только на нем. Женщина признается жертвой. Если изнасилование происходило в городе, обоих забили бы камнями, потому что в этом случае женщина могла бы криками позвать на помощь. Если она этого не сделала, это означало, что она вступила в половой акт по собственному желанию (Втор. 22:23-24). Мужчина, изнасиловавший обрученную
женщину, как в городе, так и за его пределами, приговаривался к смерти, так как он посягал на женщину, принадлежащую другому мужчине. Изнасилованную в городе женщину тоже казнили, поскольку она позволила этому произойти.
Первый закон предписывал насильнику уплатить свадебный выкуп отцу девушки. Отец получал зятя, а дочь - мужа (хоть и насильника). Эта процедура вполне укладывалась в иудейские представления не только о браке и семье, но и о справедливости. Поскольку обручение считалось равноценным браку, то женщина, изнасилованная в поле, могла все равно выйти замуж за своего жениха.
Что при всем этом чувствовала женщина, библейских авторов не интересовало - они просто не пишут об этом. В любом случае к ней относятся как к собственности. Захват этой собственности был нарушением иудейского закона, за которым должно было последовать наказание. Если права на женщину пока еще находятся у ее отца, насильник платит свадебный выкуп; если она уже перешла во владение к жениху, насильника казнят.
В книге Бытия рассказывается о том, как необрезанный княжеский сын Сихем изнасиловал Дину, дочь Иакова и Лии. Его отец Еммор предложил Иакову свадебный выкуп, в соответствии с изложенным нами иудейским законом. Однако братья Дины решили восстановить поруганную честь семьи и устранить последствия серьезного сексульного оскорбления, которое было нанесено всей общине. Они перебили всех соплеменников Еммора, захватив заодно не только материальные богатства, но и жен своих врагов.
Когда жители Гивы захотели надругаться над посетившим их город левитом, он дал им свою наложницу, чтобы они могли удовлетворить свою похоть (Суд. 19). Она стала жертвой группового изнасилования. Результатом этого опрометчивого поступка стала гражданская война, в ходе которой конфедерация израильских племен уничтожила всех, за исключением шестисот человек, членов колена Вениаминова, к которому принадлежали гивейские насильники.
Сын Давида, Амнон, изнасиловал свою сводную сестру Фамарь. Желание настолько одолевало молодого царевича, что он по-настоящему заболел и воспользовался своим недомоганием, чтобы поймать молодую женщину в ловушку. Несмотря на то, что Давид был разгневан поведением Амнона, он не предпринял никаких действий; однако брат Фамари, Авессалом, в конце концов отомстил за инцестуозное изнасилование своей сестры, убив Амнона.
Когда израильские солдаты в ходе войны захватывали город, они делали то же, что испокон веков делали все победители, - опустошали его. Помимо материальных богатств захватывались и женщины, которые в качестве трофеев становились рабынями в домах своих новых хозяев и, разумеется, служили для их сексуального удовлетворения. Установления Второзакония позволяют захватывать женщин и детей как добычу (Втор. 20:14), однако в книге Чисел (31:17-18) сказано, что оставлять в живых нужно только девственниц.
Трудно сказать, в какой степени библейское отношение к изнасилованию и его жертвам повлияло на современные представления. Ни законников, ни библейских авторов не интересовало состояние женщины и ее чувства. Для них имело значение лишь влияние изнасилования на статус или репутацию семьи, потеря девственности, за которую насильник должен был заплатить отцу девушки, а также справедливое наказание для насильника. Женщина была всего лишь предметом. Только в случае с Фамарью историк, который, скорее всего, был очевидцем
всех этих событий, позволяет нам узнать о боли, которую испытала молодая женщина.
Современная ситуация
Все религиозные организации осуждают изнасилование и насильников. Некоторые из них заботятся об эмоциональных потребностях жертв или пытаются излечить насильника от его патологических пристрастий. Большинство приходов очень внимательно относятся к проблеме защиты женщин от потенциальных насильников, однако мало кто подозревает о подлинных размерах травмы, связанной с изнасилованием, или о враждебности и ярости насильника по отношению к жертве.
Принижение женщин библейскими авторами и общее равнодушие к чувствам изнасилованной женщины, безусловно, оказывают влияние на отношение современных верующих к этой проблеме - Библию они воспринимают как руководство. В каждом приходе священники должны подчеркивать, что пережившим изнасилование необходима усиленная психотерапия, проводимая опытными специалистами.