Б‑г явился Аврааму через три дня после того, как он сделал себе обрезание (ему тогда было 99 лет). Авраам увидел трёх странников и поспешил позаботиться о них (это были ангелы, явившиеся в облике людей). Один из гостей сообщил Аврааму, что ровно через год бесплодная Сара родит сына. Сара услышала это и засмеялась, не поверив.
Авраам попытался вымолить у Всевышнего прощение городу Сдому. Двое из трёх ангелов пришли в обречённый город. Там Лот, племянник Авраама, оказал им гостеприимство (несмотря на то, что законы Сдома запрещали принимать гостей). Затем Лот укрыл своих гостей от толпы разгневанных жителей. Ангелы сообщили, что они посланы уничтожить это место и спасти Лота и его семью. Лот, его жена и две дочери ушли из Сдома. Ангелы запретили им оборачиваться и смотреть на гибнущий город. Жена Лота пренебрегла запретом и погибла –
превратилась в соляной столб.
Лот и две его дочери укрылись в пещере. Дочери Лота подумали, что все люди, кроме них и их отца, погибли. Тогда дочери, напоив отца вином, зачали от него сыновей. Родившиеся сыновья стали родоначальниками народов Моава и Амона.
Авраам переехал в Грар. Сара снова, как раньше в Египте, назвалась сестрой Авраама. Царь филистимлян Авимелех забрал Сару к себе во дворец. Во сне Б‑г предостерёг Авимелеха, что тот умрёт, если не вернёт Аврааму его жену. Авимелех послушался.
Б‑г дал сына Саре и Аврааму, его назвали именем Ицхак (что значит «рассмеётся»). Аврааму тогда было 100 лет, Саре – 90. На восьмой день Ицхаку сделали обрезание.
Агарь и Ишмаэль были изгнаны из дома Авраама. Ишмаэль чуть не умер в пустыне от жажды, но Б‑г спас его.
Авимелех пришёл в Беэр‑Шеву к Аврааму и они заключили союз.
Б‑г подверг Авраама главному испытанию: Он повелел Аврааму принести Ицхака в жертву на горе Мория. Авраам, не задумываясь, пошёл с Ицхаком на указанное место. Они пришли туда на третий день. «И пришли на место, о котором сказал ему Б‑г; и устроил там Авраам жертвенник, и разложил дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы зарезать сына своего». Тогда ангел Б‑га остановил Авраама. Нашедшийся неподалеку
ягнёнок был принесён в жертву вместо Ицхака. Авраам, выдержав испытание, удостоился благословения.
Б‑г сообщил Аврааму, что у его племянника Бетуэля родилась дочь Ривка. Впоследствии Ривка станет женой Ицхака.
ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ
Авраам сделал себе обрезание в 99 лет. В чём смысл его поступка?
В чём заключается смысл поступка Авраама? Даже когда еврею уже исполнилось 99 лет и он провёл все эти годы в беспрерывном служении Б‑гу, он всё равно должен сделать обрезание в духовном смысле (это не отменяет необходимость физического обрезания). Он должен обрезать «крайнюю плоть» мира, покрывало эгоистических желаний, скрывающее истинную природу еврея как Б‑жественного творения.
В Пиркей авот написано: «Когда человеку исполняется сто лет, он уже словно умер и покинул этот мир». Другими словами, в этом возрасте (календарном или духовном), когда мир перестаёт скрывать Истину, человек понимает скрытое значение обрезания. До тех пор, пока до этого остаётся хотя бы один год или один уровень святости, задача остаётся невыполненной.
Между Авраамом и обрезанием есть особая связь. Сказано, что шесть заповедей были даны Адаму, седьмая – Ноаху и ещё одна, дополнительная, Аврааму – заповедь обрезания. Раз эта заповедь впервые была дана Аврааму, она должна иметь к нему особое отношение. Значит, обрезание не просто прибавляло что‑то к 99‑ти годам его служения – до обрезания в его жизни не хватало главного. Это подтверждается и тем, что Б‑г, давая эту заповедь, сказал Аврааму: «Стань совершенным»,
то есть до обрезания его служение не было до конца совершенным.
Обрезание Авраама имеет ещё более глубокий смысл. Известно, что заповеди, которые мы соблюдаем, превосходят те, которые выполняли наши предки до Дарования Торы. В Мидраше написано, что заповеди, которые соблюдали праотцы, похожи на запах (хорошего масла), а наши – это и есть «настоящее масло».
Дело в том, что наши праотцы соблюдали заповеди в большей степени по своей воле, по душевному порыву, чем по Б‑жественному указу. Но в наше время, после Дарования Торы, мы, исполняя заповеди, исполняем волю Заповедававшего. Именно поэтому заповеди, данные на горе Синай, начинаются словами: «Я – Г‑сподь, Б‑г твой». Дарование Торы навсегда изменило наш мир, принеся в него вечную святость. А добровольная праведность праотцев не связывала их с волей Б‑га. Святость,
которую они принесли в мир, оказала на него лишь временное влияние.
Тем не менее, существует правило: «Деяния отцов служат знаком для детей их». Духовные источники, помогающие нам выполнять заповеди, достались нам в наследство благодаря нашим предкам и их добрым делам, совершенным ещё до Дарования Торы. Каким образом эти источники были переданы нам? Ведь между заповедями до Синая и после Синая, как нам кажется, не существует связи. Оказывается, есть всё-таки одна заповедь, сохранившая в себе эту связь. Это заповедь обрезания. Она единственная была заповедана Аврааму.
И её действие сохранилось до сих пор. Это нить, соединившая деяния отцов со способностью будущих поколений исполнять волю Всевышнего. В этом заслуга обрезания, сделанного Авраамом.
То, что Авраам прошёл через обрезание после 99‑ти лет служения Б‑гу, не только сделало всю его последующую жизнь совершенной, но и «перевернуло» прошлое, задним числом исправив имевшиеся изъяны.