Б‑г повелел Ноаху, единственному праведному человеку на земле, построить гигантский ковчег, поскольку Всемирный потоп уничтожит всё живое на поверхности земли. Ковчег стал убежищем для Ноаха, его семьи и для животных – по паре от каждого вида.
Сорок дней и ночей лил дождь. Затем вода прибывала ещё сто пятьдесят дней и только после этого стала спадать. Ковчег сел на горе Арарат. Ноах выпустил из окна сначала во́рона, а потом голубя, чтобы «увидеть, понизилась ли вода на земле». Обе птицы вернулись, не найдя суши. Выпущенный ещё раз через неделю, голубь «явился к нему… в вечернее время; и вот, сорванный оливковый лист схвачен клювом его». Ещё через неделю голубь улетел и не вернулся в ковчег. Когда почва полностью
высохла – спустя 365 дней после начала Потопа, Б‑г повелел Ноаху и его семье выйти из ковчега и вновь заселить землю.
Ноах построил жертвенник и принёс жертву Всевышнему. Б‑г поклялся никогда больше не уничтожать человечество за грехи (ни при помощи потопа, ни другими способами). Б‑г установил знак нового союза с человечеством – радугу.
Б‑г дал Ноаху и его потомкам 7 заповедей:
1) запрет идолопоклонства;
2) запрет богохульства;
3) запрет убийства;
4) запрет воровства;
5) запрет разврата;
6) запрет есть от ещё живого существа;
7) повеление творить правосудие.
Эти заповеди относятся ко всему человечеству, ко всем народам.
Они относятся и к евреям – 613 заповедей, данные евреям, включают в себя в том числе и эти 7 заповедей.
Ноах насадил виноградник. «И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего».
Дальше говорится: «И увидел Хам… наготу отца своего…» Раши, комментируя эти слова, приводит два возможных толкования: «Одни говорят, что оскопил его. Другие говорят, что надругался над ним».
Два других сына Ноаха, Шем и Йефет, поступили праведно: они, отвернув лица, прикрыли наготу своего отца.
Когда Ноах «проспался от вина своего» и узнал о случившемся, он проклял Кнаана, сына Хама. (Проклясть самого Хама Ноах не мог, ведь его до этого уже благословил Б‑г. Впрочем, Кнаан получил по заслугам – именно он первым узнал о наготе Ноаха и привёл Хама посмотреть.)
Шем и Йефет заслужили благословение Ноаха.
На протяжении десяти поколений потомки Ноаха оставались единым народом с общими языком и культурой. Затем люди восстали против Творца. Они возвели огромную башню как символ своей несокрушимости. Б‑г смешал их язык, и они перестали понимать друг друга. В результате люди прекратили строить башню и рассеились по земле. Так образовались семьдесят народов.
Через десять поколений после Ноаха родился Аврам – будущий праотец Авраам. Семья Аврама ушла из Ур-Касдима и, направляясь в землю Кнаан, пришла в Харан.
ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ
«НОАХ» – ЭТО «ПОКОЙ»
Названия еврейских книг и даже отдельных глав не случайны и всегда отражают содержание книги и её основную идею. Однако в данном случае, казалось бы, мы имеем дело с исключением из правил. Имя «Ноах» означает «покой», «успокоение», что никак не соответствует событиям нашей главы, где сначала описывается Потоп, а потом строительство Вавилонской башни. Да и выражение, которое использует пророк Йешаягу для обозначения Потопа – «воды Ноаха» – вызывает
удивление. Ведь эти «спокойные воды» стёрли всё живое с лица земли!
НОВЫЙ МИР
На самом деле глава «Ноах» тоже не исключение. Просто в данном случае название выражает внутреннюю суть явления, которая не очевидна за трагической внешней стороной событий. Конечно, и сам Потоп и рассеяние народов в результате строительства Башни – две величайшие катастрофы в истории человечества. Но во́ды потопа принесли миру очищение. Мидраш рассказывает, что, когда Ноах вышел из ковчега, он «увидел новый мир». Это была другая, обновлённая земля, которую предстояло
заселять и возделывать. Только после Потопа Всевышний заключил союз с Ноахом «на все поколения». До Потопа люди погрязли в насилии, грабежах и убийствах. Потоп принёс людям, пусть и ненадолго, мир и взаимопонимание, став «водами утешения».
На самом деле любые испытания и негативные явления, которые посылает нам Творец, направлены на исправление и преследуют позитивную цель. При условии, что человек достойно выдержит эти испытания. Впрочем, Всевышний всегда даёт нам задачи по силам.
Это созвучно с событиями еврейского календаря. Подобным испытанием можно считать и резкий переход от осенних праздников месяца тишрей к серым будням с их заботами и проблемами. «Бурный поток» будничных дел уносит нас за собой.
«ВОЙДИ В КОВЧЕГ!»
Наша глава даёт нам надежду. В наших силах обратить «бурный поток» будничных дел и забот в «спокойные воды». Каким образом? Ответ тоже содержится в нашей главе: «Войди в ковчег!» Нашим «ковчегом» являются слова Торы и молитвы. Они защитят нас от всех невзгод не хуже, чем ковчег Ноаха!
Будем верить, что тот страшный «потоп» – трагедия Холокоста, который довелось пережить нашему народу, окажется последним очистительным этапом на пути нашего праведного Машиаха. И уже нашему поколению дано будет увидеть тот «новый мир» – мир грядущий, который наступит после грядущего Избавления.