Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Аазину


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА ААЗИНУ * האזינו

Текст главы


Глава «Аазину» («Внемлите») называется «песнью». Моше провозгласил её перед сынами Израиля в последний день своей земной жизни.

Призывая в свидетели небеса и землю, Моше взывает к народу: «Вспомни дни древности, помысли о годах всех поколений; спроси отца твоего, и он расскажет тебе, старцев твоих, и они скажут тебе». Моше говорит, что Б‑г «нашёл его (еврейский народ) в земле пустынной», сделал евреев избранным народом и наделил их благословенной землёй.

Моше предупреждает о ловушке, которую таит в себе изобилие: «И утучнел Йешурун (одно из названий еврейского народа), и стал брыкаться; утучнел ты, растолстел, разжирел; и оставил он Б‑га, создавшего его, и поносил Твердыню спасения своего». Моше говорит о страшных последствиях, которые наступят, когда Всевышний «скроет Своё лицо от них». Тем не менее Моше обещает, что Б‑г «…за кровь рабов Своих отомстит и мщение воздаст врагам их, и очистит землю Свою и народ Свой».

В конце главы Б‑г велит Моше взойти на вершину горы Нево, с которой он посмотрит на Землю Израиля перед тем, как умереть на этой горе.


Глава «Аазину» начинается со слов Моше: «Внимайте, Небеса!» В них слышна интонация, с которой обращаются к находящемуся рядом. В следующей фразе говорится: «Да услышит земля речь уст моих». Здесь подчеркивается некая удалённость. Не должно ли быть сказано наоборот?! Нет, говорится в Мидраше: «Моше был близок к Небесам и далёк от земли». Поэтому он и говорит: «Внимайте, Небеса, я говорить буду, и да услышит земля речь уст моих». Мидраш добавляет, что пророк Йешаяу был «далёк от Неба и близок к земле». Поэтому он говорил: «Слушайте, Небеса, и внимай, земля». Его слова зеркально противоположны словам Моше.

Что же мы должны извлечь из этого противопоставления? Ведь слово «Тора» означает «указание», каждое её слово должно содержать для нас практическое повеление и поучение.

Когда Моше говорит «Внимайте, Небеса, я говорить буду, и да услышит земля речь уст моих», имеется в виду, что всякий еврей должен стремиться к Небесам и к тому, чтобы освободиться от земных оков. Но если даже Йешаяу, великий пророк, был ближе к земле, чем к небу, то как же Тора требует большего от каждого еврея?! Если же близость к Небу достижима для любого еврея, почему же Йешаяу не смог достичь этого и подняться на такой уровень?

И ещё одно удивляет. Две фразы, произнесенные Моше и Йешаяу, не являются изолированными цитатами из разных эпох. Мудрецы утверждают, что Йешаяу произнёс слова о близости к земле и отдалённости от Небес как прямое продолжение слов Моше. Но если пророк говорил о себе, сопоставляя своё состояние с состоянием Моше, он должен был понимать, что ему подняться на уровень Моше куда легче, чем другим людям.

Следует предположить, что Йешаяу считает своё состояние более высоким, чем состояние Моше. Он не жалуется на свою слабость, приземлённость. Наоборот, он говорит, что его путь – продолжение пути Моше, следующая, ещё более высокая ступень духовного восхождения. Взойдя на уровень, где пребывал Моше, – «вблизи Небес», Йешаяу смог добиться большего – быть «рядом с землёй». А так как его слова – часть Торы, они относятся ко всем евреям.

Чтение Торы тесно связано со временем. Каждый отрывок, который читают в определённую неделю, говорит о том, что особенно важно именно в данный момент. Поэтому чтение слов Моше не случайно приходится на Дни Трепета, время самоанализа. Изучение слов двух пророков должно выстроить перед нами истинную иерархию ценностей.


В избранное