Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт:
lubavitch.ru
E-mail:
info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24
Однажды мне пришлось наблюдать такую сцену. Сидит начинающий ешива-бохер и с ужасом таращит глаза в Тору по‑русски. Там, всеми заглавными буквами, написано: «И ВЗЯЛ АВРАМ С СОБОЙ САРАЙ…»
Б‑г повелел Авраму: «Уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Именно на этой новой земле осуществится обещание Б‑га: «И Я сделаю тебя народом великим».
Аврам, его жена Сарай и племянник Лот отправились в землю Кнаан. Там Аврам построил жертвенник Всевышнему и продолжил распространять среди людей знание о Едином Б‑ге.
Наступил голод. Авраму пришлось отправиться в Египет. Там Аврам и Сарай назвали себя братом и сестрой. Благодаря этому Аврам избежал возможной гибели, но прекрасную Сарай забрали во дворец фараона. Б‑г поразил фараона язвами – это не позволило ему притронуться к Сарай. Тогда фараон вернул Сарай Авраму и, в качестве извинения, одарил его золотом, серебром и стадами скота.
Аврам, Сарай и Лот вернулись в землю Кнаан. Лот отделился от Аврама и поселился в развращённом городе Сдоме. В это время войска месопотамского царя Кедарлаомера и трёх его союзников завоевали пять городов-государств в долине Сдома. Завоеватели взяли в плен Лота. Аврам с небольшой группой соратников отправился в погоню, чтобы вызволить своего племянника. Аврам победил четырёх царей. После этого он получил благословение от Малки-Цедека, царя Шалема. (Малки-Цедек, в соответствии с Талмудом, – это
Шем, сын Ноаха. Шалем – Иерусалим.)
Б‑г заключил с Аврамом союз, сообщив ему при этом несколько важных вещей:
у него будет многочисленное потомство;
его потомки попадут в изгнание, где их будут угнетать, но потом они выйдут из рабства;
Святая Земля предназначена его потомкам как вечное наследие.
Через десять лет после прихода в землю Кнаан Сарай, всё ещё бесплодная, сказала Авраму, чтобы он женился на её служанке Агари. Аврам послушался Сарай. Забеременев, Агарь потеряла уважение к своей госпоже. Сарай стала притеснять Агарь и та убежала от неё. Тогда ангел велел Агари вернуться и сообщил, что её сын станет родоначальником многочисленного народа. На 86 году жизни Аврама Агарь родила ему сына. Его назвали Ишмаэль.
Тринадцать лет спустя Б‑г дал Авраму имя Авраам («отец множества народов»), а Сарай дал имя Сара («владычица»). Б‑г пообещал, что у них родится сын, которого они должны будут назвать Ицхак («рассмеётся»); от Ицхака произойдёт великий народ, с которым Б‑г заключит особый союз. Б‑г повелел Аврааму сделать обрезание себе и домочадцам; Он дал заповедь об обрезании и всем потомкам Авраама. Обрезание – это «знак союза между Мною и вами».
БЕСЕДА ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ 5752 (1992) ГОД
Тора дана на все времена. Всё, сказанное в Торе, относится и к нам. В этой беседе задаётся вопрос: как относится к нам история Авраама? Ведь те события давно прошли.
В недельной главе Торы «Лех» есть нечто особенное. Эта глава рассказывает о первом еврее в мире – праотце Аврааме, о повелении Всевышнего: «Уходи со своей родной земли», о союзе «между рассечёнными частями животных» и об обещании дать в наследство потомкам Авраама Землю Израиля. С этого начинается рассказ Торы о первом еврее, к тому же в этой главе отражено общее содержание Торы и иудаизма.
Со времён Авраама начался новый период в мире: 2000‑летний период Торы. Первые два тысячелетия от соворения мира наши мудрецы назвали 2000 годами хаоса, а с появлением Авраама началась подготовка к дарованию Торы.
Слово «Тора» происходит от слова «ораа» – указание, учение. И это не случайно. Ведь всё, написанное в Торе, является указанием на все времена для каждого из нас. Читая Тору, мы знаем, как себя вести в нашей повседневной жизни, как поступать в том или ином случае. Те события, о которых рассказывается в нашей недельной главе, должны научить нас чему‑то в практическом плане, а не просто рассказать о том, что случилось с Авраамом.
Тору мы получили уже давно, и с тех пор мы изучаем её много лет. Если так, то как же мы можем изучать и выполнять СЕГОДНЯ то, о чём говорится в главе, посвященной ПОДГОТОВКЕ к получению Торы? Особенно, если учесть, что удвоение слов «Лех леха» («Уходи») указывает на движение вверх, при котором каждая последующая ступень неизмеримо выше предыдущей.
Частичный ответ на этот вопрос скрыт в благословении, которое мы произносим каждый день: «Благословен Ты, Г‑сподь, дающий Тору». Почему мы говорим в настоящем времени – «дающий», а не в прошедшем – «дал», «давший»? Потому что каждый день мы получаем Тору заново, на всё более и более высоком уровне! И готовиться к этому получению тоже надо на всё более и более высоком уровне – «Лех леха». В конце концов, в результате
этого поднятия «новая Тора от Меня выйдет» – раскроется Тора Машиаха при полном и настоящем Освобождении!
Эти же соображения касаются и продолжения нашей главы, где рассказывается, как Авраам шёл по Земле Израиля. Наши мудрецы говорят, что в результате этого его похода, в результате обещания Всевышнего «Твоему потомству дам землю эту» Земля Израиля была предназначена для нас. Если так, то что же мы учим сегодня из истории, которая уже произошла? Ведь мы уже получили землю.
Если вдуматься в благословение Всевышнего, данное при заключении союза «между рассечёнными частями животных», станет понятно, что мы ещё не получили всю обещанную нам землю. Всевышний пообещал Аврааму землю, на которой тогда проживали 10 народов. Но за всё это время мы получили земли только 7 народов. А земли остальных 3 народов мы получим только после прихода Машиаха.
Получается, что сейчас мы ещё не в идеальном состоянии: как в том, что касается получения Торы, так и в том, что касается получения земли Израиля. Более того, мы ещё ни разу не достигали ситуации, когда все евреи живут на Земле Израиля. А ведь только такая ситуация является совершенной ступенью, в том числе в вопросах выполнения заповедей. Например, заповедь юбилейного года исполняется только при условии, что все евреи (или, хотя бы большинство евреев из каждого колена) живут на Земле Израиля.
Совершенство будет достигнуто только во времена Машиаха, когда все евреи со всех концов земного шара будут жить на Земле Израиля. А пока и в получении Торы, и в получении Земли Израиля, и в том, что касается жизни на ней, мы не достигли совершенства и занимаемся сейчас подготовкой к той идеальной ситуации, которая наступит в будущем. Так что рассказ Торы о Аврааме для нас до сих пор более, чем актуален.
Мы являемся последним поколением изгнания и первым поколением Освобождения. Все подготовки уже закончились, и сейчас самое время для последней подготовки – к получению Торы и Земли Израиля в их совершенстве.