В последней главе Торы «Браха» перечисляются благословения, которые Моше дал каждому из двенадцати колен Израиля перед своей смертью. Благословения Моше напоминают благословения праотца Якова, которые тот дал своим сыновьям, прародителям колен Израиля. (Моше приходится праправнуком Якову.) Моше наделяет каждое из колен своей индивидуальной ролью внутри общности народа Израиля.
Затем говорится про то, как Моше поднялся на гору Нево, с вершины которой он увидел Землю Обетованную. «И умер там Моше, раб Б‑жий, в земле Моавитской, по слову Г‑сподню». Тора завершается словами: «И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Г‑сподь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Г‑сподь совершить в земле Египетской… и по руке сильной, и по каждому диву великому, которые совершил Моше пред глазами всего Израиля».
Беседа Любавического Ребе в пересказе раввина Давида Эльдина
НЕ ПРОСТО МУДРОСТЬ
В последней главе Торы «Браха», которую прочитывают в праздник Симхат‑Тора, звучат очень важные слова: «Тору заповедал нам Моше, наследие общине Якова». С этой фразы начинается учеба еврейского ребёнка, как сказали мудрецы: «Малыша, как только он начал говорить, отец учит: "Тору заповедал нам Моше"».
Ребёнок, который начал учить Тору, уже знает, что есть Мишна, Гемара, Шулхан арух и другие книги, написанные мудрецами Израиля. Почему мы говорим, что Тора пришла от Моше? Ответ заключается в том, что Моше-рабейну получил всю Тору, включая и её открытую, и тайную части, как сказали мудрецы: «Всё, что в будущем мудрец откроет в Торе, было сказано Моше на горе Синай».
Трудно для понимания
Основополагающим обстоятельством является тот факт, что Дарование Торы произошло только один раз. На горе Синай через Моше нам была дана вся Тора. При этом есть части Торы, которые были объяснены сразу, при даровании, а есть части, которые стали понятны в последующих поколениях благодаря комментариям мудрецов. Есть в Торе и вещи закрытые, которые раскроет только Машиах. И всё это содержится в Торе, которую «заповедал нам Моше».
Именно с этого мы начинаем учить маленького ребёнка, несмотря на то, что ему трудно воспринять такую непростую истину. Здесь мы не считаемся с необходимостью идти при обучении от простого к сложному, пока ребёнок не насчет понимать столь глубокую идею. Мы всё-таки начинаем обучение именно с этой фразы.
Б‑жественная сущность
В этом проявляется истинная сущность Торы. Если бы Тора содержала в себе только мудрость и знание, не было бы смысла начинать обучение с такого глубокого и трудного для восприятия момента. Но сущность Торы не в доступной человеческому разуму мудрости. Внутренняя сущность Торы – это Б‑жественная святость, которая выше всякого понимания. И именно это стараются внедрить в сознание ребёнка с самого начала обучения.
Всевышний как бы вместил самого Себя в Тору. Изучая Тору, мы, пользуясь выражением Талмуда, «берём» Творца. Во время изучения Торы еврей соединяется с сокровенной мудростью Создателя – и здесь нет разницы между взрослым и ребёнком. Поэтому с самого начала объясняют маленькому ребёнку, что Тора, которую он учит – Б‑жественна. Ребёнку объясняют, что Тора была дана Моше и передана ему (ребёнку) как «наследие», как передаётся наследие отца даже однодневному младенцу.
Радость, выражаемая ногами
Это обстоятельство нашло своё выражение в обычае народа Израиля праздновать Симхат‑Тору. Мы не отмечаем этот праздник углублённой учёбой, направленной на то, чтобы почувствовать невероятное величие Торы и таким образом прийти к радости. Обычай состоит в том, что мы берём свиток Торы, завязанный и покрытый чехлом, и танцуем с ним.
Этим мы выражаем истинную сущность Торы. Мы не смотрим на неё, только как на источник мудрости. Наша радость вызвана Б‑жественной сущностью Торы, которая выше всякого понимания. В этом равны и мудрец и простой еврей, и поэтому все могут радоваться и танцевать в праздник Симхат‑Тора.