Христос сказал апостолам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город,
стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на
подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»
(от Матфея. 5. 14-16).
В Церкви есть чудное песнопение: «Если забуду тебя, Иерусалим, будет
проклята десница моя» (Псалом 136. 5). Потому что тогда плохи дела:
забывший про свет – уже не человек. Ждать и дождаться света – вот
высокая жизнь. Люди почти не ценят и даже презирают это как любую
нищету, но перед Богом важна сама память о свете.
Много раз Евангелие рассказывает о том, как Христос исцелял слепых.
Даже слепорожденных. Захотеть света, признать его, не встретившись с
ним, – уже великое дело, проявление веры в невидимое.
Поколения людей, живших до Христа, тоже жаждали света. Пусть не все, а
те, кто сохранил в себе остатки жизни или память о ней. Живой клеточке
свет требуется, чтобы расти, делиться. Кстати, это очень точное слово:
живая клетка делится. Вот и человек живёт, пока делится с кем-то. Хотя,
на первый взгляд, значения тут немножко разные, но в целом это так.
Иоанн Предтеча не был светом, но свидетельствовал о нём (от Иоанна.
1. 7). Пророк честно сказал Христу: «Мне нужно креститься от Тебя». Но
Господь просит Иоанна о Своём крещении и говорит ему: «так надлежит нам
исполнить всякую правду» (см. от Матфея. 3. 13-15). Эта правда включает в
себя всех людей. Через крещение Господа другие погибающие войдут в
вечную жизнь. А вместе с ними – и Предтеча, который своей жертвой и
праведностью открыл им Вечность.
Иоанну было тяжело возложить руку на голову Господа, он по-настоящему
не имел права даже развязывать ремень на Его обуви. Предтеча это знал –
и просто исполнял то, что положено.
Прекрасен личный подвиг, стояние людей, которые, как Иоанн, ещё не
вошли в область света, но ждут его. Так и солдат на поле боя умирает,
чтобы остальные жили. Этот труд не пропадает.
Мы больше привыкли к индивидуальному, чем к личному. Эти понятия
часто путают. Индивидуальное – только наше особенное, а личное – тоже
наше особенное, но вместе с другим, неповторимое в данных отношениях.
Светить, объяснять, проповедовать может только тот человек, который
крепко-накрепко понял: он живёт во тьме и свою тьму защищает, бережёт.
Не любит света. А его – простили. И через прощение к этой личности
пришёл свет отношений между Отцом, Сыном и Святым Духом – милость Святой
Троицы к нам.
Память о свете помогает понять, почему его нет с нами. Мои праотцы,
деды, отцы, я сам отказывались от света. А Бог нас простил. Мы признаём
это – и Его пришествие становится действенным. Кто признал – тот и
принимает свет. Просит милости – и ему вручается единство с Богом и
людьми. С грешником возможна только такая взаимность, снисходящая к
душе, раненой собственным злом себялюбия.