Христос сказал апостолам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город,
стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на
подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»
(от Матфея. 5. 14-16).
Человек должен признать свет. А для этого честно понять: как я здесь
родился и жил? Меня помиловал Христос, из небытия я был вызван Им, и во
все дни моей земной жизни Он взаимен со мной. А наша земная жизнь – это
путь к смерти и смерть. Я умру – и Господь не оставит меня, по Своей
милости будет со мной в гробу и, надеюсь, позовёт меня на воскресение с
Ним.
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (от Иоанна. 1. 5). На
земле бывает только так. Тьма – это наше зло. Христос не боится зла, оно
не может победить свет Его милости. И когда мы пугаемся своего зла, это
означает, что мы опять остались в одиночестве – без Него. А в
присутствии Господа зло нам не страшно, если мы о нем знаем и благодарим
Христа за снисхождение к нам, падшим, и за прощение.
Есть принцип, с помощью которого можно определить подлинность света.
Человек, принявший свет милости, понимает, что нужен не только
окружающим людям, но и Богу, пребывающему на небе, Который захотел
принести нам этот свет. Христос часто говорил людям, узнавшим, что ради
них пришёл Сын Божий: «Иди… и расскажи, что сотворил с тобою Господь»
(от Марка. 5. 19). Как можно рассказать о свете? Одним единственным
способом: миловать других. Апостолы это делали – и от них исходил свет,
исцеляющий грешников.
Посмотрите, как Пётр утверждался в пастырстве. Воскресший Спаситель
спрашивает его: «Любишь ли Меня больше, нежели они (прочие ученики – прим.)?».
Иными словами: «Больше них ты Меня предал? И веришь ли, что Я уже
простил тебя?» Петр был уверен: да. И отвечал: «Ты знаешь, что я люблю
Тебя», а по сути свидетельствовал: «Господи, Ты простил меня!»
Христос прощает его и призывает на служение, в котором Пётр будет
делиться с другими милостью, полученной после своего отречения. Христос
говорит ему: «Паси овец Моих» (см. от Иоанна. 21. 15-17). Апостол может
это делать, ведь он уже понял: все овцы – заблудшие и нуждаются, чтобы
их нашли и спасли.
Сейчас люди забыли, что к миру нужно относиться с милостью. Они
умерли для жизни, взаимности, правды, честности, постоянства, живут
только для себя. Остался один грубый эгоизм. Наказывать таких людей
бесполезно: они уже наказаны своим внутренним отпадением от других –
одиночеством и скоро сами начнут распадаться.
Чтобы наш мир жил, ему необходима милость, как у Христа – к нам. Это
Он свет миру, потому что пришёл сюда прощать. С грешниками возможны
только такие отношения: надо всегда быть готовым простить.
И у Господа для каждого из нас уже готово прощение. Не нужно его
выпрашивать, вымаливать – вот что интересно. Мы-то всегда просим
прощения за малое, а Он давно готов простить нам большое.
Между прочим, каждого прошу подумать, что хуже: просто жить для себя в
откровенном зле – или, не совершая, как многим кажется, великих
преступлений, отвергнуть Его прощение и Его взаимность? Согласитесь,
последнее – хуже. В первом случае человек разрушает дружбу, а во втором –
заявляет Тому, Кто простил ему предательство, взойдя на Крест: «А Ты и
Твоё прощение мне не нужны!»
Христос объясняет: тот, кто не уверовал в Него, не увидел этого
спасительного дара, уже погиб. Так и есть: кому не нужна милость, тому
не нужен и свет. Он пропал. Но Господь пришёл нас выручать!
Христос рассказывает апостолам, как надо жить. А они тихонечко
восклицали: «Кто может спастись?» И Он соглашается: «Человекам это
невозможно» (см. от Марка. 10. 26-27). У нас нет настоящей жизни –
верности, любви, открытости, потребности в других, радости о них,
благодарения.
Но Его свет, взыскующий погибших, проливается на всего человека: на
прошлое, настоящее, будущее, на все стороны нашего бытия. И вновь
открывает возможность отношений, освещает, как Христос относится к
другому, отдавая всё, прощая нас бесконечно – до Собственной смерти. Что
бы мы ни делали. Вот какой свет идёт от Него!