Семейная православная газета «А Я ВАМ СОВЕТУЮ ПОЛЮБИТЬ ДРУГОГО…»
-Деды и прадеды мои были купцы-миллионеры в Самаре, им
принадлежала целая улица, которая называлась Казанской. Вся наша семья
всегда находилась под особым покровом Казанской Божией Матери, –
рассказывал преподобный Варсонофий Оптинский.
К концу жизни батюшка собирал духовных чад, проводил с ними беседы. И
вспоминал свою жизнь. Так всегда бывает в конце земного пути.
ДЕТСТВО
-Мать моя умерла при появлении моём на свет, и отец женился вторично.
Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что
вполне заменила мне мать. И даже, может быть, родная мать не смогла бы
дать мне такого воспитания.
Вставала она очень рано и каждый день бывала со мной у утрени, несмотря на мой младенческий возраст.
Раннее утро. Я проснулся, но вставать не хочется. Горничная подаёт
матери умываться, а я кутаюсь в одеяльце. Вот мать уже готова.
-Ах, Павел всё ещё спит, – говорит она и обращается к горничной: – Подай-ка сюда холодной воды!
Я моментально высовываюсь из-под одеяла:
-Мамася, я уже проснулся.
Меня одевают, и мы с матерью отправляемся в церковь. Ещё совершенно
темно, я по временам проваливаюсь в сугробы и спешу за матерью.
А то любила она и дома молиться. Читает она, бывало, акафист, а я
распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородица,
спаси нас!»
Девяти лет я был отдан в гимназию. Годы учения пронеслись быстро.
Потом поступил на службу и поселился в Казани – под покровом Царицы
Небесной.
«ПРИГЛЯДИСЬ К БАРЫШНЯМ»
Когда мне исполнилось двадцать пять лет, мать приступила ко мне с
предложением жениться. По её настоянию я впервые подошёл к женщинам и
вступил с ними в разговор. «Боже мой, какая нестерпимая скука! – подумал
я. – Всё только и говорят о выездах, о нарядах, о шляпках. О чём же я
буду говорить с женой, если женюсь? Нет уж, оставлю это».
Прошло ещё пять лет, Матушка снова стала советовать мне:
-Подумай, Павлуша, может быть, ещё и захочешь жениться, приглядись к барышням, не понравится ли тебе которая из них.
Я послушался матери, но, как и в первый раз, вынес такое же впечатление от бесед с женщинами и решил в душе не жениться.
Когда мне было лет тридцать пять, матушка снова обратилась ко мне:
-Что же ты, Павлуша, всё сторонишься женщин? Скоро и лета твои
выйдут, никто за тебя не пойдёт. Смотри, чтобы потом не раскаиваться!
За послушание я решил исполнить желание матери, вступить опять в
беседу с женщинами. В этот день у одних моих знакомых давался большой
званый обед. «Ну, – думаю, – с кем ни придётся рядом сидеть, с тем и
вступлю в пространный разговор».
И вдруг рядом со мной на обеде поместился священник, отличавшийся
высокой духовной жизнью, и завёл со мною беседу о молитве Иисусовой. Я
так увлёкся, слушая его, что совершенно позабыл о своём намерении
разговаривать с невестами. Когда же обед кончился, у меня созрело
твёрдое решение не жениться, о котором я и сообщил матери.
Матушка очень обрадовалась. Ей всегда хотелось, чтобы я посвятил
жизнь свою Господу, но сама мне она об этом никогда не говорила. Господь
неисповедимыми путями вёл меня к монашеству.
ИНТЕРЕСНАЯ ДЕВУШКА
Как-то
Павел Иванович Плиханков (так в миру звали старца Варсонофия)
отправился в гости. «На этом вечере была одна девушка удивительной
красоты, – вспоминал он. – Ни в чём, происходившем вокруг неё, она не
принимала участия. Несколько кавалеров подходили приглашать её на танцы,
но она отказывалась. Потом встала, подошла к роялю и начала играть.
Чувствовалось, что она совершенно ушла от окружающей обстановки, ушла в
себя…»
«Меня она заинтересовала, и я постарался с нею познакомиться».
«Оказалась она очень глубокой натурой, жила своей внутренней жизнью. Она
любила, и любила так, как такие люди умеют любить.
-Это моя первая и, уверяю вас, моя последняя любовь, – говорила она и
не лгала. – Понимаете, он всё, чем я живу, свет моей жизни…
-Где же он?
-Страшно сказать!
-Что же, далеко уехал?
-Нет, умер!
-И вы мёртвого любите?
-Да, люблю, и никого другого никогда не полюблю. Я отдала ему свою
душу, свою любовь, – всё это у него, всё он унёс с собой в могилу, а у
меня ничего не осталось».
«Если бы я встретил эту девушку теперь, я бы знал, что ей сказать. Я бы сказал ей:
-Вы любили? От такой любви осталась одна тоска, одна пустота. И вы
говорите, что не полюбите другого. А я вам советую полюбить другого,
знаете Кого? Господа Иисуса Христа! Вы отдали своё сердце человеку и
погибаете от тоски. Отдайте его Христу, и Он наполнит его светом и
радостью вместо мрака и печали, оставшихся вам после любви к человеку».
Батюшка настойчиво говорил, обращаясь к духовным чадам:
-Старайтесь возлюбить Господа. Но как достичь этого? Он Сам сказал
нам об этом: «Имеющий заповеди Мои и хранящий их тот любит Меня».
«Итак, вот верный и единственный путь ко спасению: исполнение
заповедей Господних. Господь про них сказал, что они не тяжки, но своими
силами нам их не исполнить, надо просить помощи у Господа – и Он даст.
Кажется, просто. Просто, но и сложно. Помолимся Ему, да просветит, да
укрепит Он нас в любви Своей».
«Надо раз навсегда подчиниться требованиям Церкви. Да вовсе они не
так трудны. Что говорит Церковь? Молись, когда надо, постись – это надо
исполнять».
В ОПТИНОЙ
В Оптину Пустынь Павел Иванович впервые попал только в сорок четыре
года. Он уже сделал прекрасную карьеру, дослужился до полковника, имел
много наград.
Павла Ивановича принял преподобный Амвросий. Благословил резко
изменить жизнь – поступить в монастырь через два года. Павел Иванович
это исполнил. И в 1991 году, уже после смерти батюшки Амвросия,
поселился в скиту.
Только дважды старец уезжал из монастыря. Как бывшего военного и
священника его посылали на фронт во время Русско-Японской войны. А в
1910 году отправляли ещё в одну командировку – на станцию Астапово, где
умирал Лев Николаевич Толстой. Но к писателю батюшку не пустили:
-Молил врачей, родных, ничего не помогло…
Очень любил Оптину старец Варсонофий. На беседе 13 апреля 1911 года он заметил:
-Я вот, например, свою эту моленную, свой уголок, не променял бы ни
на какой пышный царский дворец, как в Москве, например, кремлевский.
Залы там какие, колонны малахитовые, мрамор, роскошь. А у меня всё же
лучше. Да и не у меня только, а и в подземельях христиане жили, – везде
хорошо со Христом.
ЛЕКАРСТВО ОТ УНЫНИЯ
-И я усердно прошу вас: изгоните все образы из головы и из сердца
вашего, чтобы там был только один образ – Христа, – говорил старец
Варсонофий. – Но как этого достигнуть? Опять же молитвой Иисусовой. На
днях приходил ко мне один наш скитянин-схимник:
-В уныние прихожу я, авва, нося высокий ангельский чин. Господь
строго взыщет с того, кто инок или схимник только по одежде. Но как
измениться? Как умереть для греха? Чувствую своё полное бессилие.
-Да, – отвечаю, – мы совершенные банкроты, и если Господь будет судить по делам, то не найдёт Он в нас ничего доброго.
-Но есть ли надежда на спасение?
-Конечно, есть. Произносите всегда Иисусову молитву и всё предоставьте воле Божией.
-Но какая же польза от этой молитвы, если в ней не участвует ни ум, ни сердце?
-Громадная польза. Разумеется, эта молитва имеет много подразделений,
от простого произношения – до молитвы творческой. Но нам хотя бы на
последней-то ступеньке быть – и то спасительно. От произносящего эту
молитву бегут вражеские силы, и он рано или поздно, а всё-таки
спасается.
-Воскрешен! – воскликнул схимник. – Больше не буду унывать.
И вот повторяю: произносите молитву хотя бы только устами – и Господь никогда вас не оставит.
ВЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ
Старец Варсонофий много читал, знал и любил музыку, оперу, живопись. В беседах часто обращался к художественным произведениям:
-Тоска о потерянном блаженстве сквозит в произведениях великих
писателей и художников. Но нигде эта скорбь, растворённая, впрочем,
утешением, не выражается так сильно, как в наших церковных песнопениях и
молитвах. В них слышится то рыдание о потерянном Рае, то глубокое
сокрушение о грехах, то радостная и победоносная песнь о нашем
Искупителе.
«У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки,
по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или удаляется от
Него». «Когда, например, начинает гнить капуста, мясо, рыба, то легко
это заметить… Ну, а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать
дурного запаха или изменять свой вид.
На этот вопрос святой отец заметил: «Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб».
ИЗГНАНИЕ
Весной 1912 года разразился скандал. На старца Варсонофия посыпались
жалобы, доносы. Они были ложными, но батюшку из Оптиной всё-таки
перевели в Свято-Голутвин монастырь. Напрасно он просил, чтобы его
освободили от должности настоятеля скита и просто оставили на покое в
родной обители.
Всего год прожил старец в Коломне. Был он там настоятелем – и забот у него хватало. Но он продолжал беседы с духовными чадами:
-Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения
обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей
противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося.
Молитва – вкушение смерти для диавола, она поражает его. Даже святые,
как, например, преподобный Серафим, и те должны были понуждать себя на
молитву, не говоря уже о нас, грешных.
…Старец умер в шестьдесят семь лет. Похоронили батюшку в Оптиной. Он
вернулся туда. Отчётливо, настойчиво звучат слова преподобного
Варсонофия Оптинского:
-Без Христа жизнь не имеет никакой цены, она бессмысленна.
Наталия АЛЕХИНА
18 марта – начало Великого поста
14 апреля – 100 лет со дня преставления к Богу преподобного Варсонофия Оптинского, чудотворца.
Неделя четвёртая Великого Поста. Память преподобного Иоанна Лествичника