Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета МЫ НЕ ПОНЯЛИ. НЕ УСЛЫШАЛИ


 

Взгляд

 

МЫ НЕ ПОНЯЛИ. НЕ УСЛЫШАЛИ

 

Прадед и дед писателя Михаила Булгакова - священники. Его отец Афанасий Булгаков был профессором Киевской Духовной Академии. Михаил избрал профессию врача. После кончины отца снял крест, но религиозность сохранил, называл себя мистиком. Верил в «великую эволюцию», которая рождает гениев.

 

Жизнь складывалась драматично. Война. Революция. Болезни. Как уцелел – непонятно. Писать начал рано. В 1928 году попал под полный цензурный запрет. Ему помогло скрытое расположение Сталина. Пьесу «Дни Турбиных» вождь смотрел 15 раз.

Круг чтения Булгакова: Данте, Гофман, история альбигойцев, Гоголь, Григорий Сковорода, Заратустра, Гете. Оперу «Фауст» слушал 51 раз (сохранился 51 билетик!). Постоянно напевал куплеты Мефистофеля: «Сатана там правит бал...».

Атмосфера тотального безбожия повергала писателя в ужас. И хотя в Церковь он не вернулся, но уже с 1928 года почти до самой смерти в 1940 году разрабатывал сюжет знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

Когда Михаил Афанасьевич уже не мог разговаривать (у него был рак горла), он каким-то образом произносил слова, просил жену напечатать роман: «Пусть знают...»

Сейчас это произведение в школьной программе. После недавней телеэкранизации о нем много и шумно говорили и говорят. Но никто так и не ответил на главный вопрос: что мы должны были узнать, прочитав «Мастера»? О чем он хотел нас предупредить? Почему так важно было Булгакову передать это предсмертное и главное завещание потомкам?

Эпиграф к роману заимствован у Гете: « Фауст : «Так кто же ты, наконец?» Мефистофель : «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Демон-неудачник, как всегда, врет. Он хочет только зла. Гете называл это своим именем, потому что различал добро и зло. В конечном итоге Мефистофель терпит поражение.

В первой главе «Мастера» беседуют двое – Берлиоз и Бездомный. Берлиоз говорит, что Христа не существует. И для него Его действительно не существует. Так же, как и для множества людей в наше время.

А дальше Булгаков прямо рассказывает, что происходит с людьми, которые живут без Христа. Первым делом Москву посещает мессир Воланд со свитой, убивает «научного» атеиста Берлиоза, Бездомного поэта пристраивает в психушку, устраивает серию мистификаций-издевательств над горожанами.

А москвичи не различают добро и зло. Хотели вроде бы хорошего: много денег – и остались с носом, роскошной одежды – и оказались голыми... Ложь множится, плодится. Надо как-то объяснить происходящее, но назвать его своим именем не получается. И находят «обманку» - про гипнотизеров.

Великая «любовь» между Мастером и Маргаритой тоже описана Булгаковым прямо. Отношения персонажей строятся на измене. Лжи. Когда Маргарита находится с Мастером, она играет роль любящей и заботливой женщины. Когда его нет рядом, она вся во власти зла. Ненавидит, бьет, крушит. А человек, который любит, всех прощает, всему радуется, все терпит. Тут нет и не будет исключений. Это – как лакмусовая бумажка. Бери и проверяй.

В романе нет Христа. Но в жизни-то Он есть! Окружение называет Воланда «всесильным». И опять врет: Мессир с командой бежит от креста, от святого образка, от свечки. Посмертную судьбу Мастера, Маргариты, Понтия Пилата решает Кто-то, Чье имя не названо. Не Иешуа. Этот образ из романа не имеет никакого отношения к Христу.

О том, что Иешуа – вымысел, поделка, Булгаков тоже говорит прямо: Мастер не имеет имени. Значит, он не личность. Только у личности с именем есть творчество, вдохновение – и произведение искусства как результат этого. А роман Мастера – блеф, игрушка. Это ремесло, некое умение. Без Христа возможно только оно – и ничего более...

Таких литературных, художественных поделок сейчас – пруд пруди. Мы потому ничего не поняли, что привыкли к ним. Не понял даже Константин Симонов, когда в 60-х годах писал первое предисловие к роману. Ему больше всего понравились главы про Иешуа...

Заметьте, сатана не может противиться решению неведомого Кого-то и раздраженно заявляет:

-Что бы делало добро, если бы не существовало зла? Как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

Но тени на земле имеют только материальные предметы. Души их не имеют. Значит, тьма, тень в них приносятся извне.

Воланд со свитой убежал из Москвы в Страстную субботу. Он потерпел поражение, как и Мефистофель у Гете. Пасху, Светлое Христово Воскресение этим персонажам в Москве было не выдержать. Разрушены храмы, но еще не все души отреклись от Спасителя.

И еще любопытная деталь. Там, где нет Христа, нет и света. И в романе свет – не прямой, а отраженный. Персонажи уходят по лунному лучу в так называемый «покой», где, по словам Воланда, нет зла . Он опять врет: нет добра. Что же там ? Изоляция в вечной клетке.

Клайв С. Льюис писал, что в аду, вероятно, есть свои удовольствия. Булгаков в «Мастере» показал, какого они рода. Все, кто вовлекается в игрища Воланда, оказываются в ужасном положении или погибают.

...Писатель умирал, едва закончив роман. В муках тянулся к пистолету. Не выстрелил. Значит, Ангел-Хранитель победил беса. Прощаясь, Булгаков утешал жену, крестил ее, крестился сам, хотя руки плохо слушались. Впрочем, на все суд Божий.

Дьявол как литературный и телевизионный персонаж – теперь не редкость. На молодежных карнавалах мелькают маски вампиров, ведьм, кота Бегемота. Различение добра и зла почти исчезло. Зло воспринимают как добро. «Ах, как красиво!» – умилялись зрители, когда смотрели «Мастера» по телевизору. «Какой интеллект!» – восхищались Воландом.

Писатель говорил прямо, когда уже почти никто прямо не слышал. Не услышали и мы. Помешало лукавство. Что ж, зато узнали свой диагноз. Легче будет подобрать лечение.

...Спросили Серафима Саровского, видел ли он бесов. Святой ответил кратко: «Они гнусны».

 

Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук

 

1 августа – память преподобного Серафима Саровского, чудотворца


В избранное