Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета “Разоблачитель”


Быль
“Разоблачитель”


В 20-е годы в Ташкенте один за другим проходили антирелигиозные диспуты. Веру там “разоблачал” поп-расстрига по фамилии Ломакин. Ломать - не строить, говорят в народе. И вроде бы лихо пошло дело.
Но против Ломакина выступил профессор-хирург Войно-Ясенецкий, будущий святитель Лука. Он так спокойно и метко отвечал “разоблачителю”, что тот отказался участвовать в диспутах. Весь Ташкент смеялся над Ломакиным:
- Когда же ты врал: когда был попом или теперь?

Русская идея
ЕВРОПА НАМ ПОМОЖЕТ. ТОЛЬКО В ЧЕМ?
В 1238 году пришли в Киев послы от Батыя: покоритесь! Князь Михаил Черниговский послам отказал, и они уехали. Пришло второе посольство. Князь приказал убить степняков как лазутчиков, ибо приемы разведки противника были известны. Монголы и сами не щадили парламентеров, но возмущались, когда так поступали другие (факт, отмеченный Л. Гумилевым).
В 1240 году Батый захватил киевские земли. Михаил бежал в Венгрию, рассчитывая на родственные отношения с королем Белой. Путешествовал по Европе. Просил помощи у латинян. Говорят, добрался до самого Лиона. Не получил ничего, кроме смутных обещаний, и вернулся в Чернигов разделить судьбу соотечественников.
Батый вызвал к себе князя и его ближнего боярина Феодора. Знали: хан потребует, чтобы русские поклонились “солнцу, кусту и идолу”. За отказ - смерть.
Батыевы палачи убили мучеников. Голову умирающему князю отсек человек из ханской свиты. Некогда он был христианином, но предал веру. Сразу после умерщвления Михаила и Феодора произошли чудеса и знамения, подтверждающие их святость.
Как свидетельствовали летописцы, на Руси поняли: нашествие иноплеменных - наказание Божие за грехи. Набеги кочевников на Русь происходили часто. Но масштаб и ужасающие последствия татаро-монгольского завоевания поразили современников. Сохранился небольшой отрывок литературного произведения той эпохи с характерным заглавием: “Слово о погибели земли русской”. Даже сейчас, в начале III тысячелетия от Рождества Христова, живая историческая память сохранила ужас того геноцида. Но отречение от веры Христовой, гибель духовная оказались еще страшнее.
Середина XIII века - эпоха крестовых походов. Население Руси, кроме северо-западных княжеств, находилось тогда под татаро-монголами.
А шведы и крестоносцы ударили на Новгород и Псков, чтобы добить Русь.
Александр Невский получил в удел Новгород в 1236 году. Татары туда не дошли, повернули у места, называемого “камень-крест”. Двадцатилетнему Александру довелось отражать агрессию с Запада. Его воинские подвиги хорошо известны.
В 1246 году князь Александр получил от Батыя ультиматум: хан требовал покорности.
Александр поехал к нему, хотя знал о судьбе Михаила и Феодора. В ставке хана князь решительно отказался поклониться “солнцу, кусту и идолу”. И его не убили. Господь предопределил Александру защитить Православие от противника иного рода.
Папа Иннокентий IV послал к нему с письмом двух кардиналов, дабы склонить русских в католичество. Возможно, с обещанием поддержки, то есть предложив вероотступничество по принципу: “Париж стоит обедни” (так скажет Генрих Бурбон при переходе из кальвинизма в католичество). Ответ Александра католикам был потрясающим: “От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от разделения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества до распятия Его и Воскресения, от Воскресения Его и вознесения на небеса, от начала царствования Константинова до Первого Собора и Седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем”.
Некоторые современные писатели и публицисты поставили Александру Невскому в вину этот отказ. Мол, он нанес ущерб единству цивилизованной (читай - католической) культуры. Подобные высказывания звучали в 70-х годах ХХ века в Москве, в Париже, в Гарварде.
Но история все расставила по местам. Оказывается, после монголов, татар, турок в Южной и Восточной Европе, даже в Малой Азии сохранились православные храмы, иконы, летописи, книги, восстановилось правление православных государей. А там, где закреплялись католики, памятники православной культуры и православная государственность исчезли полностью. Прими Александр Невский предложение папы, что осталось бы от Православия?
В XIII веке Русь в тяжких обстоятельствах выбрала веру отцов как бы второй раз, и в народе укреплялось: мы - страна православная, и это самое главное.
Перед кончиной Александр в схиме принял имя Алексия, прославлен Церковью как ревнитель и защитник православной веры, ибо “сети сокрушил еси, и ловления разрушил еси ересей,.. и богословием известнейшим разделения избег…”.
Владимир ПРИЛУЦКИЙ

 


В избранное