Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


 

Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Начало в №№ 10.2004 г.-6.2006 г.)

 

В нашей земной жизни есть понятия «хорошо» и «плохо». А в жизни духовной у хорошего и плохого – иное качество. Это или обновляющая, отдающая себя сила, способная к жизни, ее умножению, принесению плода. Или убивающая, отнимающая, отбирающая, губящая.

Хорошее и плохое по земным меркам мы воспринимаем как «понравилось – не понравилось».

Добро растет само. Нам кажется, что это мы должны его умножить: увеличить мышцы, силу ума, души. Нет, мы только храним, бережем благо – и оно становится больше. Храним и бережем многообразно: преданностью, верностью, благодарением, покаянием. Надеждой, когда не можем добро удержать.

Если нет надежды, обязательно возникает обида: подайте мне то, что я хочу, сейчас же! Такова наша требовательность. А надежда оставляет свободу Дающему. Я Тебя прошу, но Ты свободен. Если не пришла пора, подожду. Так живут те, кто имеет не все или не имеет ничего – в доверии Богу.

Имея в себе какое-то несовершенство, я должен твердо знать: если не буду следить за ним (за этой малой моей частью), оно обязательно вырастет и переродит все остальное. Малое лукавство сделает лукавой всю душу. Слышать, видеть я буду лукаво.

То же самое говорит притча о сучке и бревне. У тебя, в твоем глазу (сердце), есть маленький сучок. И он из твоего ближнего делает человека с бревном в глазу! То есть, если ты оказался неверен в малом, то перед ближним – уже неверен в большом. Вынешь сучок из своего глаза – и увидишь не как обличить человека, а как помочь ему, спасти его.

Кстати, эта притча дает нам простое решение, как справиться с этим сучком. Если кто-то имеет великое зло против меня, я могу сказать: «Господи, прости его (ее)!».

Конечно, должно пройти время, чтобы самому убедиться: я буду бороться со злом, сопротивляться ему. И окажется, что оно сильнее, потому что имеет корень внутри меня. Эта борьба только крепче приводит к мысли: «Господи, ничего невозможно без Тебя, Твоей милости, прощения, омовения меня!».

Заповедь «Будьте совершенны!» означает: стремитесь ко всему, желайте всего! Она рождает добрую жадность: просите столько, сколько можете себе представить. Не допускайте мысли о том, что Бог не способен добавить еще и малое к тому великому, которое у вас уже есть. Иначе и малое потеряете, и остального не будете иметь.

С одной стороны, жизнь приучает нас быть скромными, пользоваться тем, что есть. Это нужно, чтобы мы сначала посмотрели, что нам дано. Попытались это оценить. И тогда получим большее.

А с другой стороны, здоровье человеческой души должно проявляться, к примеру, в полной, совершенной радости. И если ей что-то мешает, что-то меня печалит и тревожит, значит, я не верен Богу во многом. Не верю, что Он умер и воскрес. Что мир живет не сам по себе, а будет Им воскрешен до конца и в полноте.

Радость апостолов, узнавших Воскресшего Господа, в Евангелии названа совершенной. В такой радости не может быть тоски, печали.

А в радости не до конца присутствует приверженность к земле, неверие в иной мир, вечную жизнь. И в этом – измена Богу.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение в № 8)

 


В избранное