Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Христиане стараются поступать по любви


Интервью
Христиане стараются поступать по любви


- Это что стучит? - испуганно спросила пожилая женщина.
- Музыка,- снисходительно заметил парнишка лет четырнадцати.
- Не говори глупости! - одернула женщина.
А он презрительно пожал плечом, надел наушники - и застучало.
Два поколения друг друга не поняли. Такое случается и в доме, когда дети становятся подростками. Трудно с ними.
- В православных семьях, с одной стороны, ситуация с подростками более обнадеживающая,- рассказывает священник Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах.- Потому что семьи неверующие лишены благодатной помощи Божией, опыта Церкви, тех вещей, которые сопутствуют духовному воспитанию ребенка.
- Правда, неверующие могут все это получить - прийти к Богу, воцерковиться.
- Разумеется. С другой стороны, православным семьям намного тяжелее. Иногда у неверующих что-то, к удивлению, решается проще.
- Почему?
- Потому что они живут в традиции, продолжают то, что уже сложилось. А современная православная семья - только в становлении. И родителям важно иметь трезвенное отношение к себе, чтобы понять, как правильно поступать в различных случаях.
Когда семья начала новую жизнь в Церкви, она переосмыслила свое прошлое. Отвергла опыт и ценности, которые были у родителей в их детстве и подростковом возрасте. И начала строить не с нуля, а с минуса.
- Значит, у мам и пап их подростковый возраст проходил вне Церкви?
- Совершенно верно. У них нет опыта, традиционности, которая часто для семьи является стенами и крышей, прививкой и иммунитетом от болезней.
Родители подростков в православных семьях дезориентированы, подчас поступают по отношению к детям настолько неадекватно, что только усугубляют ситуацию. Им кажется: раз уж они воцерковились, то у них ничего “такого” произойти не может. Что они обезопасены от подростковых колебаний, тусовок, увлечений, болезней возраста. И когда с ребенком что-то “такое” начинает происходить, родители впадают в полное недоумение, отчаяние, беспомощность. Не знают, что делать.
Вспоминая себя, они полностью отвергают возможность дать ребенку прожить подростковый возраст так, как сами проживали.
- То есть с достаточной свободой и правом на ошибки?
- Да. И не позволяют детям уклониться ни вправо, ни влево. Начинают забивать их формальными, преувеличенными требованиями.
- Какими?
- Например, заставляют ребенка формально ходить в храм. Какие проблемы в этом возрасте возникают? Практически у всех подростков - охлаждение к храму. Нежелание читать утреннее и вечернее правило. Трудность с постом и исповедью. С другой стороны, у них - желание самоутвердиться. Причем это носит внешние признаки: хочется одеваться, как раньше не одевались, носить такую одежду, какую в их возрасте все носят. У них появляется сленг. На них влияет молодежная субкультура.
Все это - шок для родителей, которые недавно пришли в Церковь. Они так лелеяли своего ребенка, радовались, как он в храм ходит, ручки перед причастием складывает, свечечку ставит. Умилялись. Представляли, что это и есть духовная жизнь. Но то была детская душевность, еще не укорененная. Только подражание взрослому.
Подростковый период - это взросление ребенка. Полное непонимание им самого себя. И если он чувствует, что и родители его не понимают, то отдаляется от них и уходит к тем, кто понимает, как ему кажется. Ищет ответы на свои вопросы не у отца и матери, а у тех авторитетов, которые обязательно вокруг него появляются.
В этом случае ребенок только замыкается, отдаляется от православных родителей и одновременно от Церкви. Потому что Церковь для него - уже не дом, в который он приходит, чтобы разрешить свои проблемы, порадоваться, успокоиться, а место, куда его загоняют палкой, лишают свободы и самостоятельности. А они для подростка в это время очень важны.
- Как же быть?
- Тут надо отдавать себе отчет, в каком мире мы живем и в каком состоянии сами находимся. И никогда не забывать, как пережили свой подростковый возраст. Это очень радостный период: новое узнавание мира, стремление осмыслить происходящее, дать оценку хорошему и плохому, добру и злу. У ребенка обостряется чувство справедливости и несправедливости, правды и лжи. Даже не по отношению к себе, а к миру - прежде всего. Его трудно заставить думать, что он поступает плохо. Он оценивает. Он сейчас - как судия.
Если родители поведут себя неумно, они на очень долгий период могут отвратить ребенка от Бога, от Церкви и веры.
- И, наверное, от себя?
- Прежде всего от себя. Подросток не против Бога и молитвы. Он против таких вещей, которые ему непонятны. Просто так принять их на веру он не может. И если слушает музыку, которая в этот момент подходит к ритму его жизни, то в этом нет ничего страшного, преступного, отвращающего от Бога. Если он одевается странновато и пытается своим видом эпатировать кого-то, в этом тоже нет ничего уголовно наказуемого. Это вещи, которые родители обязаны потерпеть. И полюбить его в таком состоянии. Дать ему возможность увидеть в нас тех, кто его правильно сориентирует, а не людей, которые все время дуют на воду, потому что сами обожглись на молоке.
Если мы сейчас откажемся от дружбы с подростком, от сотрудничества и разговора на его языке, то он найдет людей, которые будут с ним говорить на этом языке и в конце концов заставят его говорить на своем. И это будет очень тяжело.
Ребенок, выросший в православной среде, все-таки парникового воспитания. Родители ограждали его от ситуаций, в которых он мог проверить собственную добродетель на деле. Сначала он ходил в православный детский сад или воспитывался дома. Потом пошел в православную гимназию, дружил только с теми детьми, с которыми позволено.
- Это плохо?
- Это хорошо! Но до поры до времени. В нем возрастали семена добродетели, закладывались основы духовной жизни. А духовная жизнь - это подвиг. Она не может проходить без личного участия человека - в творении самого себя, в собственном рождении в Боге.
Но наши дети, в которых мы закладываем самое лучшее, быстро его теряют. В них нет того, что доброе семя делало бы ростком, приносящим в конце концов плоды. И стоит в наших детей бросить самую маленькую гадость, как она тут же расцветает буйным цветом. Они не способны бороться со злом. Их добродетель - пока бессильная. И когда дети учатся в обычных школах, где приходится сопротивляться и отстаивать собственную веру, то они, может быть, погрубее выглядят, зато в чем-то покрепче.
Когда наши ребята попадают в мир, они сразу начинают болеть всеми его болезнями. Как перебаливают в детстве ветрянкой и корью. Мы должны помочь им, иначе болезнь затянется.
- Как?
- Первое. Родителям нужно оставаться детьми. Конечно, я говорю не об инфантилизме, а об открытости, молодости души, некоем озорстве даже.
- И юморе?
- Без всякого сомнения! Дети не устают. Когда устают, сразу засыпают. А мы, взрослые, устаем - и раздражаемся. Если нам не будет скучно, если найдется время для ребенка, то любой его возраст мы переживем вместе. Обратим внимание на вопрос, не отмахнемся, а внимательно выслушаем, ответим. Будем иметь общий мир, а не два отдельных: вот твоя комната, вот моя - и сюда не заходи.
Второе. В сложных ситуациях не обижайтесь на детей. Не карайте их, когда наказываете. Наказание должно быть научительным. А в подростковом периоде нельзя ни при каких обстоятельствах дать ребенку хлопнуть дверью.
- А если уже дали?
- Искать обратный ход. Потому что хлопнул дверью - и для тебя закрылся. Это очень опасно. Иногда и родители желают хлопнуть дверью: сам разбирайся.
- Тоже опасно!
- Правда Божия не в том, чтобы какую-то музыку определенную слушать или брюки специальные носить. Она в ином. Родители часто выдают за нее собственную правду. Говорят: “Христиане так не поступают!” А настоящие христиане всегда стараются поступать по любви. На словах это просто. На деле - трудно.
Подростковый период связан с серьезной родительской молитвой. Родительское сердце холодеет от ужаса, когда ребенок уходит то туда, то сюда. Мы боимся за детей, потому что узнаем в них себя, видим те стремления, которые в свое время довели нас до грехопадения, разрушили жизнь, целомудрие. И здесь нужно большое доверие Богу и родительское покаяние. За покаяние Господь может сохранить наших детей.
И третье. У аввы Дорофея есть слова, которые каждому родителю и педагогу должны быть известны. Он говорит, что семена добродетели неистребимы. Если мы их в ребенка вложили, то никакая ситуация не будет смертельна.
Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Фото Надежды САХАРОВОЙ

 


В избранное