Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Сытое брюхо к ученью глухо


Информационный Канал Subscribe.Ru

Пост

Сытое брюхо к ученью глухо

Малоопытный прихожанин спросил однажды духовника, что можно есть в Святую Четыредесятницу? Ответ был, возможно, слегка грубоватым, но выразительным:

- Тебе разрешу весь пост хоть свинину есть, но при условии: только не греши!

Слово пост” - от древнегерманского корня - вошло в ряд современных европейских языков со значением воздержание от еды”. В Раю люди могли питаться травами, кореньями, плодами - всякой растительностью, кроме плодов от древа познания добра и зла (Быт. 1.29). Священномученик Серафим Чичагов в одной проповеди сказал, что первородный грех свершился через невоздержание, ибо Адам решил нарушить пост, воспрещающий вкушение определенного рода пищи - запретного яблока”.

 

Новый закон о пище дан людям от Бога после потопа: все движущееся, что живет, будет вам в пищу... только плоти с душою ея, с кровью ея, не ешьте...” (Быт. 9. 1-4). В Библии кровь отождествляется с душевной энергией животной плоти. В зоопарках хищники довольно пассивны при обычном режиме кормления. Но они буквально звереют, когда получают парное мясо со следами крови.

Запрет на потребление человеком крови (между прочим, и кровяных колбас) остался безусловным до сего дня. Мясо и другая скоромная пища - не кровь, но и такая пища имеет особую энергетику. Моисеево законодательство предусматривало специальную технику удаления остатков крови из туши убойного животного. Такое мясо называли кошерным” - чистым. Всех живых тварей древние евреи делили на чистых и нечистых.

Когда настала эпоха апостольской проповеди, было видение апостолу Петру: с неба опустилось полотно, на нем разные твари, в их числе нечистые”. Голос свыше велел: Встань, Петр, заколи и ешь”. Петр смутился. Тогда сказал ему Господь: Что Бог очистил, того не почитай нечистым” (Деяния. 11.9). Петр уразумел, что Господь очистил природу твари, и теперь язычники, которых символизировали нечистые животные, могут приниматься в Церковь Христову. Тогда же произошло обращение в христианство и крещение римского сотника Корнилия со всем его семейством.

В буквальном истолковании видение Петра означало, что ныне всякая пища очищена Богом.

Первый Апостольский Собор разрешил новообращенным из язычников принимать любую снедь, кроме жертвенных приношений идолам и удавленины - плоти, из которой не удалена кровь. Фактически это относилось ко всем христианам, ибо во Христе нет ни иудея ни эллина. Постановление Собора отменяло (или объявляло необязательным) старое иудейское правило, предписывающее употреблять только кошерное”.

 

Церковный канон гласит: христианин, отказывающийся от мяса (и вина) не ради поста, а ради гнушения”, подлежит церковному наказанию (вплотъ до отлучения). Но при этом духоносные отцы единодушно учат: тот, кто в постные дни нарочито потребляет скоромное, сильно вредит своей душе и на таковых налагается строгая епитимия. Отец Иоанн Кронштадтский писал: Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против дьявола, сильных против нас особенно через наше невоздержание...

 

Говорят, что гастрономические ограничения во время поста - не самоцель, во всяком случае этим воздержание не исчерпывается. Нужно отказаться от развлечений, от услаждения плоти и всякой неблагопристойности. По Владимиру Далю слово говеть” (готовиться к исповеди и Причастию, постясь и посещая церковь) в старину означало жить”, “быть”, “благоговеть”. По понятиям наших прапрадедов онтологический смысл поста - благоговение (онтология - учение о бытии).

Энергетика высококалорийной скоромной пищи в обычные, непостные дни нужна для физической и умственной работы. Но хорошо упитанное тело делает человека удобоподвижным ко греху. Биологически активные вещества скоромной пищи возбуждают кровь”, через нее - нервную систему. Ощущение физической силы провоцирует на разные экстравагантные поступки.

Психология сытости не располагает к покаянию. Либо чувство насыщения усыпит совесть, либо совесть - при определенных обстоятельствах - не позволит человеку и куска проглотить. Одно дело пировать в закрытом кабинете ресторана, иное - пир на виду у обездоленных, которым надо бы помочь, но не получается”.

 

Пост вынужденный или добровольный может образумить человека. Значит ли, что добровольный пост - это своеобразный сознательный прием, чтобы настроить душу на покаянный лад? Почему бы и нет? Мы просим тишины, когда молимся, читаем, слушаем. Это не искусственный прием, а создание определенных условий, располагающих ко вниманию. Игра страстей и помыслов в насыщенном теле - тот же физиологический шум, который мешает не только молиться, но даже сосредоточиться на простой умственной задаче. Сытое брюхо к ученью глухо” - старая-старая поговорка.

Однако конфликт переполнения чрева и бодрствования духа нельзя разрешить аскетизмом ради аскетизма. Митрополит Серафим Чичагов приводит слова святителя Василия Великого: Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить”.

 

Но когда святой угодник постится в молитвенном уединении, он преодолевает потребности плоти. Тогда происходят чудеса. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец, длительное время держал особый пост, питался сушеной травкой снытью. Одно только стояние молящегося перед образами (по физиологии это поза статического напряжения) требует огромных энергетических затрат. Травяная пища по калорийности заведомо недостаточна для поддержания обмена веществ в организме даже в полном покое и расслаблении. Но преподобный оставался бодр духом и телом. С позиций материалистической науки это совершенно необъяснимо.

Разумеется, обычный, неискушенный человек не сможет постничать сверх той меры, на которую способен. Мера и норма поста определяется советами священника. Вопрос о смягчении или усугублении поста решает духовник.

Монах отказывается от мирских лакомств во имя высших ценностей, ради Царствия Небесного. Во дни поста мы, обычные церковные прихожане, приближаемся к спасительному монашескому образу жизни хотя бы на время. Канон не требует, чтобы постящийся доводил себя до изнурения, особенно в случае болезни. Пост - не разгрузочная диета для толстяков. Пост - это воспитание сдержанности желаний. Чтобы научиться быть свободными от дурных наклонностей и владеть собой.

Владимир ПРИЛУЦКИЙ,

кандидат медицинских наук


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное