Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета “Я хочу работать только на Церковь”


Информационный Канал Subscribe.Ru

Откровения
“Я хочу работать только на Церковь”
- сказал не так давно Иван Охлобыстин - актер, драматург, режиссер, светский лев и властитель дум столичной творческой молодежи.
Иван, давно с интересом слежу за вашим творчеством. Очень нравилось, как вы вели передачу «Канон» на ТВ-6. Но все-таки расскажите подробнее, как вы превратились из светского льва в религиозного публициста.
- Простой вариант. Я поступил в институт, чтобы научиться снимать кино. С течением времени мне это удалось, я осознал основную киношную технологию. Тогда стал вопрос: о чем снимать кино? Я понял, что те вопросы, которые на самом деле меня тревожат, решаются не с помощью кинематографа или театральной деятельности. Мои мировоззренческие вопросы можно решить только внутри Церкви. Это был такой выбор. Не было никаких восторженных полетов. Здравый рассудок меня привел к церковной жизни, а потом началось то, что называется верой. И я погрузился в православный мир. Мне это так нравится. Это на самом деле моя жизнь. Светская область не моя, моя - церковная. Видимо, это все решается на генном уровне.
- Нет ли здесь конфликта? Ведь вы - художник. Для художника главное - творческая свобода, а в Церкви главное - послушание...
- Нет. Свобода - очень относительное понятие. Человек не бывает свободным в полной мере. Человек так или иначе зависим. Его жизнь определяется социальной, психологической, генетической, профессиональной обусловленностью. Человек не может быть свободным в театре. Он зависит от постановки, зависит от финансирования, от худсовета. Но вся эта зависимость такая скрытая. В Церкви же эти рамки (например, посты) просто определены традицией, они не скрываются.
- Можно ли сказать, что вы представляете новую генерацию в Православии? Для вас характерны: свободомыслие, открытость и радикализм.
- Церкви всегда были свойственны свободомыслие и радикализм - такое странное парадоксальное сочетание. Церковь всегда была открыта, и никакого новшества своей персоной я не привношу.
- Православную Церковь много критикуют за клерикализм... 
- Клерикализм вещь обязательная. Такой же «клерикализм» наличествует и в театральной деятельности, и в кинематографе. Некая сословность. Так или иначе дети, воспитанные в театральной среде, будут к этой среде тяготеть. То же самое в духовной сфере. Что, конечно, не очень хорошо ни для театра, ни для церкви. Лучше, когда священник приходит в свое служение совершенно сознательно, а не потому, что его родители были священниками. А так - больше священников из семей священников, поскольку они с раннего возраста воцерковлены, они причащаются. Они знают и понимают красоту богослужения. Разбираются в таких нюансах, которые светскому человеку мало доступны, если он не будет прилагать много усилий для того, чтобы это понять.
- А как вы относитесь к модернистским тенденциям в Православии?
- Модернизм, архаизм - это все относительно. Нельзя, например, переходить с церковнославянского на славянский. Это бессмысленно. Потому что церковно-славянский язык создан для богослужения. Помимо смыслового содержания, существует мелодичное и энергетическое содержание. Это довольно сложно объяснить, это понимаешь, когда начинаешь этим заниматься. А русский текст все упрощает. Знаете, как некоторые лингвисты считают, что английский язык не обладает нужными терминами, чтобы сформулировать абстрактное. То же самое русский язык не обладает возможностями выразить богослужебную символику, церковное сознание. Церковное сознание включает в себя и реальное сознание бытовой жизни, и реальное богослужебное сознание.
- Почему российская интеллигенция не идет в Православие, а «увлекается» буддизмом, Рерихами?
- Интеллигенция как раз идет в Церковь, а полуинтеллигенция идет к Рерихам. Это такой временный ошибочный путь. Меня самого в Рерихе долгое время ничего не смущало, кроме того, что мне не очень нравилась его живопись. И я пытался себя сломать, будучи еще верным йогином. Я занимался йогой семь лет, и йога, большей частью, меня и привела в Церковь. Йога в сути своей - та же самая режиссура, только режиссура внутреннего строя, энергетического строя. В конце концов обязательно встает вопрос: о чем поешь? О чем снимаешь? Для чего занимаешься? Это вопрос твоего отношения к Вечности. И этот вопрос решается только в Православной Церкви, потому что это - самая свободная Церковь. Несмотря на то, что внешне она выглядит строго. Несмотря на эти рюшки, на бородатых упитанных священников.
Архаизм нужен ровно в той степени, насколько нужен человеку антибиотик, для того чтобы организм выздоровел. Антибиотик сжигает флору в желудке, если им пользоваться бессмысленно, но иногда необходим. И золотые рюшки, внешнее благолепие, внутреннее убранство - это своего рода антибиотик, чтобы человека перенести из повседневной жизни в некое другое сознание, в некие другие координаты.
- Вы помните, как возник конфликт НТВ и православных из-за показа фильма Скорцезы “Последнее искушение Иисуса Христа”. Это конфликт «западников» и «славянофилов»?
- Не то и не другое. Любая крайность противоречит здравому рассудку. Любая крайность - показатель недалекого ума. Нормальный человек должен стремиться идти царским путем. Шаг вправо, шаг влево - для канатоходца смерть. А мы в этой жизни - канатоходцы. Конфликт НТВ и Православия - это неурядицы, бесовские козни. Церкви не надо было вступать в это общение. НТВ надо было придержать свои амбиции. Они пытались время, не выгодное для рекламы, сделать выгодным. Они сделали скандал на Церкви. А Церковь пыталась с ними бороться с помощью светских методов, которых у Церкви быть не может. Надо было сказать примерно так: не надо снимать фильм о моей маме с версией, что она была проституткой. Если ты говоришь так приятелю, то он не будет этого делать, даже если он человек с очень большой фантазией. Но все стали упорствовать.
- Иногда говорят, что конфликт НТВ и православных - это конфликт евреев и русских...
- Никакого конфликта между русскими и евреями нет. Русский человек этнически все в себя вбирает, ассимилирует любую нацию в себе. Вот заметьте, что у украинцев с русскими на Украине - есть конфликт. У русских с украинцами в России - конфликта нет. Кто в основном возглавляет все антисионистские движения? Ну, извините, это - тоже евреи. У них борьба внутри самой нации. Русские к этому имеют очень мало отношения. Русский человек, по неграмотности, может подвизаться на какую-то благородную внешнюю идею, которая на деле выльется погромом. К сожалению, так не раз было. Но чтобы он сознательно готовил какую-то структуру, чтобы выживать инородцев - это бред.
- Почему вы в свое время перестали вести программу «Канон»?
- Ситуация очень простая. Я вступил в огромный конфликт с производителями православных передач. Существует масса агентств, называющих себя православными. Часть из них - профессионально и добросовестно доносит слово Божие до людей.  Часть из них - спекулирует на святой теме. Я ушел из всех этих агентств, потому что я хочу работать только на Церковь. Мне кажется несправедливым, что кто-то получает средства за Церковь. Церковь сама в состоянии производить передачи. Я сейчас бьюсь, чтобы Церковь сама, напрямую, подписала с телевидением договор, без посредников, воров и спекулянтов от веры. Этим я вызвал недовольство и недоумение. Представьте, какие деньги там тратятся! Дело дошло до телефонных угроз. Меня облили грязью со всех сторон. Я уже стал в сознании некоторых священников, к которым приходили с жалобами на меня, сначала лидером масонского ордена Мальтийский крест, потом главой сионистской организации, потом зам. председателя Союза Михаила Архангела, потом просто хулиганом и наркоманом, потом просто безумцем, потом еще что-то такое. Они периодически путаются во вранье. А ситуация очень простая, и Церковь ее знает.
- А с Патриархом у вас нормальные отношения?
- У Патриарха со всеми людьми нормальные отношения. Он не вступает в отношения личного порядка. Он молится даже за самых ярых врагов. Иерарх не должен вступать в эти конфликты, потому что Церковь ко всем этим конфликтам, к этой возне, не имеет никакого отношения. Церковь занимается тем, что служит Богу. Все,что вокруг нее творится,- дело чести людей веры. Церковь не может свидетельствовать в суде. Священники не должны заниматься никакими юридическими разборками.
- Вы ушли из искусства в религию окончательно?
- Если сниматься будут звать, если платить будут, то я пойду. Если в театре пьесу закажут -напишу. Я не облачен саном. Могу заниматься этой деятельностью. К тому же мне нужно содержать семью. У меня три девочки. Но половину денег я все равно буду приносить в Церковь.
- Вас устраивает такое пограничное состояние?
Пока да. Если я буду когда-то облачен саном, я, естественно, не смогу этого делать. Я буду страдать, наверное, от этого. Но тем не менее.
Недавно Иван Охлобыстин стал отцом Иоанном. И мы надеемся еще раз встретиться с ним.

Записала Татьяна МЕДВЕДЕВА

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное