Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ШЛИ ДЕТИ НА БОГОМОЛЬЕ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Святые
ШЛИ ДЕТИ НА БОГОМОЛЬЕ
Тихон Алексеевич Мечев - брат священника Алексия Мечева, служил в школе села Каверино Каширского уезда. Учил детей Закону Божию и ремеслам. Школьное здание, тесное, бедное, всех желающих не вмещало. Тихон Мечев просил детей дать обет сходить на богомолье к преподобному Тихону Калужскому, чтобы помолиться о школе у его святых мощей.
Тихон Калужский жил в XV веке, в писцовых книгах XVI века он упомянут как чудотворец, к которому сам Иван Грозный “шел водой в Калугу” в 1580 году. Постригся Тихон в иночество в Чудовом монастыре, вскоре удалился в калужские леса. Жил и подвизался в дупле огромного дуба. Встретил однажды отшельника князь Боровский и в суеверном испуге хотел ударить преподобного плетью. Но онемела рука князя. Стал он молить о прощении. Старец простил - и князь исцелился. Проведав о чуде, люди потянулись к преподобному, и возникла близ Калуги Тихонова Пустынь. Преставился Тихон в 1492 году в глубокой старости.
Летом 1899 года после молебна и благословения школьники отправились в путешествие. С ними - учитель и приехавшие из Москвы отец Алексий Мечев, две его дочери и шестилетний сын Сережа. Предстояло идти десятки верст.
По Руси паломники ходили издревле. Все же люди дивились: “Откуда? Куда идете?” Сочувствовали. На переправе через Оку дети запели тропарь преподобному Тихону: “Яко светильник пресветлый...”. Рабочие на пристанях снимали картузы, крестились. Иногда встречали неласково, в ночлеге отказывали. Даже в русской глубинке общество тогда духовно расслаивалось.
На четвертый день пути внезапно заболел Сережа. Жар. Бред: “Тетя Настя, не бери меня!.. Боюсь... Берет меня тетя Настя!”. Эта “тетя Настя” была Сережиной няней, год назад она умерла.
Очнулся мальчик на следующий день. Не мог понять, где находится. Видимо, провел он эти часы на грани мира здешнего и нездешнего. Тут подошли дети к Тихоновой обители. Сережа оставался в полузабытьи. Его уложили на скамью в соборе. 16 июня - день памяти преподобного. Богомольцев множество. Вынесли икону преподобного. Бесноватые завыли, но после кропления святой водой смолкли, заснули. В народе говорили: “Проснутся, сходят на кладезь (колодец) преподобного Тихона - с них как рукой снимет... Всегда так”.
К концу обедни Сережа встал и стоял с трудом во время молебна. Приложились к мощам и пошли на кладезь. Приехала из Москвы и присоединилась к молящимся Сережина мать Анна Петровна со спутниками и маленькой дочкой.
Кладезь преподобного был сделан в виде купели у церкви “Живоносного Источника”. В конце купели - икона святого. Но чтобы приложиться к ней, надо войти в ледяную воду. Учитель усомнился, можно ли подвергать больного мальчика рискованному испытанию. Отец Алексий, Анна Петровна и сам Сергей не колебались. Если ходить на богомолье, то с верой: “по вере вашей буди вам”. Тут учитель вспомнил о чудесах преподобного, у него даже в глазах потемнело.
Сережа вошел в купель и вышел здрав. За ним вошел в воду педагог. Через некоторое время дела со школой в Каверино устроились. В селе заложили новый каменный храм. Решил Тихон Алексеевич посвятить себя Церкви, незадолго до кончины стал священником.
При храме Святителя Николая на Маросейке, где служил отец Алексий Мечев, собиралась приходская община - объединяла прихожан молитва, единомыслие и любовь отца Алексия. Формальной организации не было. В 1919 году святейший патриарх Тихон дал благословение на устроение общины на Маросейке как “свободно сложившемуся сообществу без всяких бумаг и официальных разрешений”.
В том же году в Великий Четверг 4 апреля в Даниловом монастыре рукоположен во иереи Сергий Алексеевич Мечев. Тот самый, который ребенком ходил к Тихону Калужскому и, заболев в пути, с верой принял омовение в студеных освященных водах. Отец Алексий свою кончину уже предчувствовал. Знал он также, что сына постигнет нелегкая судьба - знал год, когда его арестуют. Но именно сына Сергия готовил он себе в духовные наследники.
9 июня 1923 года довелось отцу Сергию Мечеву петь панихиду на могиле отца. И вошел отец Сергий в круговерть событий и мнений, став на место усопшего родителя.
Сын во всем следовал порядку, который был установлен отцом. Многие изумлялись, смущались, насмехались: “Что это вы там (в храме на Маросейке) делаете?.. Совсем непохоже на то, что есть в других приходских храмах... Ведь у вас приходской (рядовой) храм, а вы служите каждый день и народ принимаете”.
Но не было в этом никакого реформаторства. На Маросейке учили ходить в храм не для проформы по большим праздникам, но “чтобы мы, живя здесь, в мире, приготовляли себя к вечности”.
Лукавство мира сего в том и заключается, что сложилось мнение, будто “это в монастырях спасаются каждодневно, а миряне спасаются по воскресеньям с 9-ти до 12-ти, пока идет Литургия. А дальше - как-нибудь”.
Для некоторых церковь становилась “духовным клубом”, местом, где можно развлечься партесным хоровым пением и диаконским басом. Противостояние такому соблазну - суть самоотверженного церковного служения священников Алексия и Сергия Мечевых. А мы подчас забываем: врата церкви открыты для того, чтобы поминутно напоминать о Вечном.
Отец Сергий, как и родитель его, во всякий час, при любых обстоятельствах не оставлял страждущих без духовного попечения. Однажды прихожанка храма на Маросейке поехала в Геленджик на отпевание умершего отца. Не знала, что там нет священника. Но отец Сергий об этом знал и поспешил в Геленджик из другого города, дабы совершить чин погребения и не оставить духовную дочь без утешения.
Был отец Сергий до самых глубин души истинным церковным пастырем, политики не касался. Но в 1929-м его арестовали, выслали. Держали под надзором. Вновь высылали... В 1941-м отца Сергия объявили... “немецким шпионом”. Нелепейшее дело фактически сразу развалилось, но 6 ноября 1941 года батюшку поторопились расстрелять. Дал Господь Своему святому за веру и труды мученический венец.
Более века назад вместе ходили на богомолье отец и сын. Вместе они теперь лике святых молятся за нас перед Престолом Господним в.

Владимир ПРИЛУЦКИЙ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное