Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Интервью


Информационный Канал Subscribe.Ru

Я из неверующей семьи, но сейчас я в прошлом году похоронил маму и выяснил, что мой дед был священником. Но это тщательно скрывалось, в семье об этом никто не говорил. Моя двоюродная сестра по отцу раскопала эти данные и узнала, что у него был отец священник в Пензенской области. Потом по-видимому храм был закрыт и он был просто регентом в мужском монастыре. Время было сами знаете тяжелое. В семье об этом никто не говорил. Но потом время стало другим, бабушка пешком и в Киев ходила, при церкви жила. Но потом время стало другим. Дед умер рано, отец мой юнгой был взят на флот, прошел школу сталинского периода и он был активный атеист. Я Был его надеждой, учился в университете, быстро защитился, когда я в 1980 году крестился и он об этом узнал, было очень трудно.

Психфак сразу выбрали?

Я его вообще практически не выбирал. Я был спортсмен, играл в сборной России, в московском Динамо, я мастер спорта по баскетболу. Тогда тоже отдавали, продавали, меняли игроков. Когда меня отдали в "Буревестник" первым защитником, тогда прендложили на выбор 2 факультета: экономический и психологический. Я выбрал психологический потому что знал, что я плохой экономист. Сейчас я, возможно, думал бы по другому. Первые 2 курса продолжал играть. И дальше бы ставили отметки, но либо учиться, либо играть. Тогда я ушел из активного спорта. Считаю, что при моем росте 180 см и так многого добился в баскетболе. Закончил психфак как клинический психолог. У меня скорее был внутренний кризис, когда я крестился. Внешне я был благополучен, делал карьеру, распределился в университет дружбы народов, был завлабораторией, благодарен этому вузу, защитил диссертацию по проблемам детской шизофрении, после крещения я ушел работать в издательский отдел в владыке Питириму (тогда еще архиепископу). 2 года работал в отделе проповедей. В день приходилось читать десятки проповедей. В тот перниод было сложно рукополагаться в Москве, и я рукоположился в Тверской области в Конаково. Поначалу, конечно, это было в 1983 году вообще не шла речь о какой-то социально-педагогической работе. Это было невозможно. Я был рад тому, что просто служу.

По благословению.

Честно говоря, сейчас я могу об этом говорить, я не стремился к священству, не искал, и даже не хотел. Духовник настоял. Хороший я священник или нет, рассудит Господь. Я и сейчас не уверен, что я достоин священства.

Как коллеги отнеслись?

Плохо. Мой телефон перестал звонить. Мне объявили негласный бойкот. Меня стали обходить стороной. Позже все восстановилось. Когда пришло время, на том же психфаке МГУ мы начали работать, вести семинары, у меня сейчас есть курс онтологической психологии в Тверском университете. Сначала он был курсом по выбору, а сейчас это основной курс на факультете и, конечно, сейчас написал вторую книгу, с ней проблемы, спонсоры выделяют деньги. "Времена и сроки" из двух частей - первая научно-психологическая, а вторая - беседы, эссе. Большая книга.

Я когда крестился, был кандидатом наук.

На факультете не было во время учебы мыслей, среди преподавателей не было?

Решение о крещении я принял самостоятельно. Мой приятель отец Иоанн Вавилов рассказывал мне. Но он ушел, он говорил, рассказывал мне. Мы все работали на базе клиники неврозов. Я 6 лет работал. Среди преподавателей явно верующих не было. Эта тема не звучала. Проблемы возникли позже. Двух мальчиков хотели выгнать, когда выяснилось, что они верующие. Но вообще факультет дал священников. Отец Григорий Логвиненко, отец Андрей Лоргус, сейчас кстати, на базе РПУ по благословению отца Иоанна Экономцева будет открыт психфак, он будет, видимо, его возглавлять, и я думаю, это правильное решение.

В 1983 году не могло идти речи о педагогической деятельности?

Нет, конечно. Хотя я имел опыт педагогической работы, работал со студентами, потом на базе ЦК ВЛКСМ меня просили создать молодежный клуб. Я организовал большой детско-юношеский клуб. Собственно говоря, он был прообразом "Новой Корчевы". В 1989 году мы начали работать. всего 10 детей пришло. Я стал вести библейский кружок. Даже с осторожностью. Нас несколько раз хотели закрыть. С родителями дети приходили, и я им рассказывал о Библии, вел кружок по библейской истории. Даже в церковь они не ходили. Потом стали развиваться. Очень быстро все пошло у нас. Была организована хоровая школа. Были организованы ремесленные мастерские. Но поначалу это носило характер - это была воскресная школа, в рамках Церкви. Но скоро в 1992 году я понял, и открыто говорил об этом, меня не понимали, время расцвета воскресных школ, но я говорил, что воскресная школа как единица долго не продержится, она будет очень небольшой единицей. Так и получилось. В Москве мы еще имеем эти вещи при церквях, которые могут финансировать те или иные образовательные проекты, там есть воскресные школы, но когда не просто сами дети приводят, а родители приводят детей, часто насильно. Я говорил, что мы должны пойти другим путем. Этот путь привел нас к тому, что мы до сих пор имеем один из самых больших центров в провинциальной России - 640 детей сейчас у нас, 100 педагогов вместе с заместителями (57 основных), и это было связано с жесткой позицией моей, что нам надо было интегрироваться в государственный бюджет, становиться как я думал, и до сих пор считаю, государственным учреждением, и мы этого добились, с большим трудом мы пробились в бюджет, сначала муниципальный, а теперь у нас 2 источника финансирования основных - областной и муниципальный бюджеты. Зарплату педагоги получают через областной бюджет, а коммунальные услуги проплачивает город. Мы уже 7 лет на госбюджете. Мы стали внешкольным учреждением, как бывают клубы, секции, дворцы молодежи и школьников. Как мы юридически пытались это осмыслить и понять. Мы говорили и в министерстве образования. Непривычен был сам факт, что возглавлять будет священник, было сильнейшее противодействие. Прежде всего местное гороно и областное начальство пытались меня уничтожить, но защищался. Кстати, знаю, что Асмолов и его фигура вызывает разные нарекания - бывший замминистра, он-то мне как раз помог и отстоял меня тогда. что он прежде всего сделал, министерство тогдашнее в лице Бруднова прежде всего к сожалению ныне покойного Алексея Константиновича, тогда они пролицензировали мою программу по нравственной психологии. Я получил возможность преподавать ее в детских садах и т.д.

Демагогические лозунги о многоконфессиональности?

Нам повезло с людьми. В частности, тогдашний глава администрации Конаково Вилий Андреевич Тидо он был за меня, он в меня верил и своим указом открыл. Кроме того была поддержка в министерстве. А что касается юридической стороны - вопрос на мой взгляд решается очень просто. Обучение игре на фортепиано, керамическому делу, дзюдо и самбо, хоровому пению - разве это имеет отношение к конфессии или идеологии. Не имеет. В этом смысле эту часть образования и обучения должно финансировать государство, что оно и делает. А вот когда эти же дети по воскресным дням приходят к нам на литургию, тогда мы говорим, что если например в церкви в это время горит свет, за это должна платить Церковь - она отделена от государства. У нас светский характер государственного образования. Вот. Дети приходят в храм по собственному желанию и желанию родителей. У нас есть примеры, когда обучаются дети в нашем центре и не хотят ходить в церковь. Они хотят у нас учиться, я таким детям разрешаю у нас учиться. Есть дети мусульмане, их мало, пожалуйста, пускай учатся. Ну а хоровикам сам Бог велел ходить в храм, и они всегда быстро воцерковляются. Здесь мы всегда имеем хорошую базу для воцерковления. Еще у нас есть большая международная работа. Мы центр Юнеско, у нас есть такой статус - школа Юнеско. Мы назвали "Новая Корчева" - город Корчева был затоплен рядом с городом Конаково в 1937 году во время строиельства Иваньковского водохранилища и канала имени Москвы. Название предложил мой друг профессор Андрей Борисович Зубов, так это утвердилось и укрепилось, центру в этом году исполняется 12 лет. Сменились поколения детей. Мы пытаемся. Я преподаю в Тверском университете и многие дети нашего центра поступают туда. Был случай, когда целый хор поступил и стал хором Тверского университета - это была капелла девушек "Глория". Занимаемся активно международной работой, считаю, что дети должны видеть мир. Не надо бояться. В основу нашей работы должен быть положен не принцип гетто, а принцип открытости. Не надо бояться, что если дети узнают мир, зайдут в костел и послушают там орган, они сразу станут католиками. Наоборот, именно эта открытость утверждает детей в Православии. Это наш опыт. Поэтому мы много ездим и идея праздника, которая положена в основу нашей концепции, праздничного духа, отношения друг к другу, основная. Праздник должен быть двуединым. Он начинается в церкви, естественно, но потом он продолжается, мы со сцены не очень любим петь духовные песнопения, у нас в репертуаре народные и лирические песни.

У вас приходская жизнь активная, а как в России?

Все очень неровно, по-разному. У меня 4 прихода. Конаковский приход очень большой. Мне много приходится заниматься административной работой. Я и прораб, и менеджер. Без этого невозможно выжить. Сидим на бюджете. Активно помогает нам фонд Солженицына. Мы дружим с Натальей Дмитриевной. У нас есть лагерь, мы его сейчас строим.

Отсутствие приходской жизни в глубинке?

Пока священники не научились работать с людьми. Есть отдельные моменты, где священник почувствовал и понял, что и как он должен делать. Недавно у нас в Торжке проводились ефремовские чтения в честь преподобного Ефрема Новоторжского. Там как раз нашелся священник. Я возглавляю отдел образования и катехизации при епархии. Достаточно хорошо знаю ситуацию. Огонечки появляются. Там священник в обычном поселке хороший спокойный батюшка нашел свою стезю. Ему тоже повезло. Там в школе очень развито краеведение. Там прекрасные историки, краеведы, там великолепный директор. Не навязывая, потихонечку он стал привлекать всех к разным работам в церкви и т.д. мы сейчас там были. Многие священники рвутся в школу. А то вы там делать будете. Мы тоже пробовали. От того, что я приду в класс и буду там хорошо рассказывать о Боге, ничего не изменится. Это информационный блок, который поможет организовать сознание ребенка как христианское, но молиться он все равно не начинает. Мы тоже этого добивались. Когда священник просит деньги, это неправильно сформулированная просьба. Надо не деньги просить, а формулировать проект: я хочу пошить костюмы хору, мне надо провести праздник Масленицы, а для этого нужна сметана. Тогда может и больше дадут. Нужно не просто прийти и попросить денег. Даже если будут предлагать, надо не брать, а говорить: приезжайте к нам на приход, когда увидите этих живых детей, реально организованное мероприятие (в этом году прошел потрясающий фестиваль рождественских колядок), тогда человек будет знать, куда он дает деньги. Надо его включить в эту работу. А просто прийти в школу и провести занятия по библейской истории - хорошо, но нам надо реального воцерковления этого ребенка, его сердечности, чтобы он переживал, молился. 2 основные проблемы сегодня - кадровая и отсутствие проекта. Третья проблема - отсутствие финансовой политики Церкви. Не стыдно ли священнику гноворить о деньгах? Нет. Нам же деньги нужны не для наживы, а для организации дела.

Проблемы православного образования?

Пожалуйста. Если есть у кого-то средства, стабильное финансирование, могут быть такие школы. Если там хорошая атмосфера, дух открытости, любви, снисхождения, понимания немощи должен превалировать над духом палочной дисциплины. мы это проходили в 19 веке. Как можно было ставить на горох читать Псалтырь? Это и есть формирование атеиста. Как можно наказывать святыней? Чтение Псалтыри и Евангелия - праздник. Образование - московская проблема, МКАДа. Потому что епархиальная школа в Твери. Там учится 80 детей. У них долг. Я им советовал включить в учредители адмимнистрацию области. Нет, захотели независимости. Парад независимости, отделенности, приводит к тому, что школы не могут пригласить хороших специалистов. У нас есть в городе музыканты, ремесленники. Они все у нас работают.

Православная педагогика - есть такое понятие?

На Западе есть целая сеть протестантских и католических школ и университетов. В принципе создана индустрия христианской педагогики. У них есть свои лагеря, свое телевидение. Такая структура может быть создана при наличии средств. При отсутствии стабильной экономики она не может быть создана. Это возможно в Москве или большом городе. Большая часть населенных пунктов России не имеет возможности содержать негосударственное учреждение вообще. Например, в Тверской области очень мало негосударственных школ. Я считаю, что нам нужно более рентабельно работать со школами, пытаться войти в госучреждения. Математике и физике дети должны учиться в государственных школах. А вот что касается внешкольного образования, воспитательную часть мы должны взять в свои руки.

Не забывают о профессионализме?

Да, мы православные, но никто не отменял ни законов Ньютона, Достоевского, учебных программ. Наша задача не в том, чтобы спрятать ребенка от мира. Это невозможно, и не в том, чтобы подготовить монаха. Монахами не становятся, а рождаются. Сколько монахов в процентном отношении. Это очень малое количество людей. Монашество огромную роль играет и в Церкви, и в истории России вообще, я с глубоким уважением отношусь к монашеству, мы ездим и в Оптину пустынь, и в Троице-Сергиеву Лавру, но кто-то сам придет к этому. Из нашего центра есть люди, которые поступили в Оптину пустынь, в Калужскую семинарию, хотят принимать монашество. Среди них есть женщины, мужчины, девушки. Но мы готовим людей, которым предстоит жить в этом жестком, сложном, лукавом мире. Другого мира нам сегодня никто не предложил. Наша задача - не спрятать ребенка от мира, а подготовить его. Дать ему нравственную основу, с помощью которой он сможет здесь сорхранить свое духовное лицо. Мы должны его научить в этом мире, а для этого мы сами должны уметь жить с этими людьми.

Для мальчиков борьба?

Двор жесток. Раз ты не с нами, тебя будут бить. У нас дзюдо и самбо.

Воспитание - не урок, а совместное с ребенком проживание жизни. едет автобус. Там 50 детей. Мы общаемся, делаем проект, но мы вместе живем. Старец Таврион говорил. Надо не учить, а показывать. Назидательность.

Многие агитируют за многодетные семьи.

А сами нередко имеют по одному. Все индивидуально. Я занимаю традиционную позицию, но есть болезни у женщин - немощь. Если воцерковленная семья - одно дело. В Конаково только одно стабильно работающее предприятие - Конаковская ГРЭС. Даже воцерковленная семья не всегда может решиться на троих детей. Нужно благоразумие. Надо войти в конкретную ситуацию каждой семьи. Мы же не котят рожаем.

У вас семья не в Москве.

Не поехала матушка жить в Селихово. Образование дети получили, они верующие, и все. И видимся достаточно часто. Сын 14 марта будет защищать диссертацию по Бунину. Дочка учится в университете МПС на экономическом факультете. Младший сын в 7 классе. Но я занимался воспитанием детей. Я постоянно с ними общаюсь, знаю их проблемы, помогаю им.

ОТец Глеб о матушках.

Мы были молоды, многого не понимали, казалось все романтичным. Не знаю, согласилась ли бы она сегодня.

Духовник - отец Георгий Бреев.

Да.

Вы в предисловии к книге с благодарностью вспоминаете некоторых преподавателей.

Ничего не надо ломать. Я благодарен тем, кто меня воспитывал в университете. И сама наука. Когда мы говорим о психологии, то есть 2 источника основных - святоотеческое наследие. Аскетика содержит 2 момента - прежде всего наука о спасении, там даются отдельные советы там, пояснения. В этом еще и содержится наука о душе. И эту науку нам надо представить современному читателю, в том числе и современным психологам, которые ничего не знают и не понимают. Второй источник - сама сегодняшняя психология. Как можно работать, не зная психологии современного человека.

Мы занимаемся педагогикой. Она включает в себя педагогическую часть? Включает. Значит, можно и психологией заниматься.

О преподавании психологии?

Дело нужное, но сегодня нет таких специалистов. Или их очень мало. Рано писать учебники. Учебник - результат исследований. Я думаю, что если пока нет учебников, пуускай преподают светские преподаватели и даже неверующие. История психологии. Что говорил Фрейд, что такое гештальт-психология, кто такой Курт Леви. Потом надо думать о регулярном курсе общей психологии. Вот есть анатомия мозга. Она православная или нет? Она просто анатомия. Православная психология, христианская психология. Я бы сейчас свою книгу назвал христиански-ориентированная психология.

Приближается пост. Это праздник?

В покаянии мы находим радость. В чем проблема культа Диониса? В том, что он радовался там, где радоваться нельзя. Вспомните "Пир во время чумы". В чем проблема тех людей? в городе чума, надо плакать, помогать убирать трупы, ходить за больными. А народ говорит: нет, мы не хотим видеть этой реальносчти жизни, печали, страдания, горести, мы хотим веселиться несмотря на то, что происходит. Мы будем это игнорировать. В этом проблема дионисийства. С одной стороны он дал нам первый опыт пира, радости, образ умирающего и воскресшего бога, всенародного веселья, а другой конец дионисийства - пир во время чумы, кровь, радость странная, нечувствие к чужому горю, русская вольница, вне сдерживающего начала, вне закона. Почему у поздних греков была задача соединить Аполлона и Диониса. Во Христе снялась проблема Закона и Благодати. Во Христе мы увидели эту гармонию. Пост - это праздник.

Богослужебный литургический строй Православия необычайно красив. Есть Богослужения, которые совершаются только раз в году. это стояние, это покаянный канон, литургия преждеосвященных даров. А Страстная неделя! Без Великой пятницы нет Пасхи. Кстати, об этом мы говорим. В чем обязательно должны участвовать наши хоры, когда мы говорим про Великий пост? Канон Андрея Критского, Великая пятница и пассии. У нас с литургией преждеосвященных даров не получается, к сожалению. Тогда мы и Пасху почувствуем.

Везде должна быть мера в соответствии с возможностями человека. нельзя перегибать палку.

Научный руководитель?

Зейгарник. Вторым руководителем был Братусь. Я думаю, что я не только ее ученик как ученый, конечно, у нас разные мировоззрения, она не приняла моего крещения, переживала все это. Но она очень многое мне дала. Она была очень мудрым человеком, мужа репрессировали у ней, она сама воспитала двоих сыновей.

Совсем никто из коллегн не принял вашего выбора?

Из близких мне людей только философ Олег Игоревич Генисаретский из методологов школы Щедровицкого. Сейчас он не щедровитянин, а христианский философ. Он к этому относился хорошо. Но я пережил тяжелое состояние немой обструкции.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное