Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского (341). Житие преподобного Иоанна Кущника (V). Память святого мученика Пансофия (249-251). Преподобный Прохор Пшинский (X). Преподобный Гавриил Лесновский (XI). В 1478 г. Новгород присоединен к Московскому государству. В 1582 г. был заключен мир между Россией и Речью Посполитой благодаря неудаче Стефана Батория под Псковом. В 1972 г. в эмиграции умер писатель Борис Зайцев.
В 1547 г. венчался на царство Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич Грозный (род. в 1530 г., правил 1533-1584). Cвятитель Макарий Московский, духовник, воспитатель и сотрудник Царя Иоанна Васильевича, в этот день обращался к нему со словами: «Вас бо Господь Бог в Себе место избрал на земли, и на Свой Престол вознес посади, милость и живот положи у вас»
В 1648 г. Царь Алексей Михайлович (род. в 1629 г., правил 1645-1676) сочетался браком с Марией Милославской
В 1820 г. русская экспедиция на кораблях "Восток" и "Мирный" под командованием Ф.Ф. Беллингаузена и М.П. Лазарева впервые доплыли до Антарктиды
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, ихже память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского
Когда преподобный Антоний жил со
своими учениками в Египетской пустыне1, ему
пришло однажды на мысль, что нет еще другого инока, который бы был так
совершен, как он, нет никого, кто поселился бы раньше его в пустыне и избрал
столь уединенную жизнь. Он сам рассказывал впоследствии, что когда подумал так,
то услышал в видении голос, который говорил:
- Антоний!
есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее, чем
ты. Если хочешь, можешь найти его в отдаленной пустыне; только ступай к нему
скорее, пока он не отошел к Господу.
Услышав
это и придя в себя, старец тотчас взял свой посох и поспешил в пустыню,
пламенно желая поскорее найти того, о ком ему было открыто. Был полдень, и
стало так жарко, что от солнечного зноя раскалились даже камни; старец
изнемогал телом, но дух его был бодр, и он не думал возвращаться назад с
предпринятого пути. Хотя он и не знал, куда далее идти, но сохранял твердость и
говорил:
- Я верю,
что Бог покажет мне, как обещал, Своего раба.
Проходя по
этой суровой и недоступной пустыне, старец не видел ничего, кроме следов
зверей; пробыв в пути уже второй День и проведя вторую ночь в молитве, он не
знал, куда направиться далее. На рассвете; третьего дня он увидел вдруг волчицу,
которая шла по краю горы и выла. Следуя за ней издалека, он подошел к пещере, в
которой жил Святой угодник Божий Павел2.
Старец пришел в радость при виде пещеры; но обитатель ее, заметив приближение
Антония, запер дверь. Подойдя, старец постучал, но ответа не было, и он
продолжал стоять снаружи и безуспешно стучать. Видя, что ему не отворяют двери,
он упал на землю пред входом в пещеру и молился до самого шестого часа, чтобы
сподобиться ему войти внутрь и увидеть того, кого он отыскал с таким трудом.
Святой
говорил:
- Отопри
мне, раб Христов, отопри! ведь ты знаешь, кто я, откуда и зачем пришел, ибо
тебе открыл то Бог. Знаю я и сам, что недостоин видеть твое святое лицо, тем не
менее, не уйду отсюда, пока не увижу тебя. Не скрывай же себя, если тебя открыл
мне Бог: ты принимаешь зверей, - зачем же отвергаешь человека? Я нашел тебя
после долгих поисков, и вот стучу, чтобы ты отпер мне. Если же ты не отопрешь,
то я умру на твоем пороге, и ты похоронишь здесь труп мой.
Многое и
другое говорил он ему со слезами и укорял его за суровость. Тогда угодник Божий
отвечал ему изнутри пещеры и сказал:
- Можно ли
просить с угрозами, или укорять со слезами? Ты удивляешься, что я не отпираю
тебе; это - потому, что ты хвалишься, что пришел умирать здесь.
С такими
словами Святой отпер дверь, и они обняли друг друга и облобызались, называя
один другого по имени, потому что каждому из них Бог открыл имя другого. Когда
они сели, преподобный Антоний сказал.
- Радуйся,
Павел, избранный сосуд и огненный столп, житель сей пустыни!
Святой
Павел отвечал:
- Хорошо,
что ты пришел, солнце, посвящающее всю вселенную, наставник спасаемых, уста
Божьи, населивший пустыню и прогнавший из нее дьявола! Но зачем ты предпринял
такой великий труд, идя ко мне, грешному и ничтожному человеку? Вот ты видишь
пред собою дряхлого старца, беспорядочно покрытого сединами, видишь человека,
готового обратиться в прах и тление. Но любовь не знает препятствий, - и ты
пришел; скажи же мне, прошу тебя, - как живут теперь люди, в каком положении
находится мир? есть ли все еще идолопоклонники, и вместе с тем, не продолжаются
ли гонения на верующих?
- Твоими
молитвами, - отвечал Антоний, - мир находится в благополучии, гонения
прекратились, и Церковь прославляет Истинного Бога; но так как ты упомянул о
гонениях, то прошу тебя, - расскажи мне, ради Бога, о себе и открой, по какой
причине ты ушел из мира в эту далекую пустыню?
- Я
родился3 в Фиваиде4,
- начал свой рассказ Святой Павел, - и у меня была сестра; которую родители еще
при жизни своей выдали замуж. Будучи сами православными, они, дав мне светское
образование, наставили меня и в истинах православной веры. Умирая, они
разделили между нами свое богатое имение. По смерти их, муж моей сестры, из
лихоимства, задумал присвоить себе следующую мне часть имущества и вознамерился
предать меня, как христианина, на мучение нечестивому князю, чтобы, погубив
меня, таким образом, завладеть моим наследством. Царем был тогда Декий5. Он преследовал всех христиан, и от страха
пред измышляемыми им жестокими мучениями трепетала вся Фиваида. В то время был
взят нечестивыми гонителями один христианский юноша. Его долго мучили, чтобы
склонить к отречению от веры Христовой, но - напрасно. Наконец, его привели в
цветущий и душистый сад и, положив навзничь на роскошную постель, привязали к
ней мягкими веревками его руки и ноги. Когда все ушли из сада, то пустили туда
к юноше одну молодую девушку, чтобы она соблазнила его на грех. Бесстыдная
девица обнимала и целовала юношу, всячески стараясь обольстить его. Что же
сделал доблестный страдалец, после того как уже претерпел столько мучений? -
Видя себя в опасности плотского прельщения, он откусил зубами язык и выплюнул его
в лицо блудницы; страшною болью он поборол в себе страсть, оплевал кровью лицо
и одежды развратницы, сам же, с помощью благодати Христовой, устоял в чистоте.
Другого юношу, оставшегося твердым в христианской вере, после многих мучений
обнажили и, вымазав все тело медом, поставили его со связанными в плечах руками
на солнечный зной; думали, что, жалимый пчелами, осами и шершнями, он не
стерпит и согласится на принесение идольской жертвы. Но мужественный страдалец,
хотя все тело его было искусано и покрыто кровью до такой степени, что он
утратил даже образ человеческий, не отрекся, однако, от Христа. Видя все это, а
также - и все более возрастающую злобу мужа моей сестры, которой не могли
укротить ни слезы сестры, ни родство, я оставил ему все и убежал в эту пустыню.
С помощью Божьей, я постепенно дошел до сего места. Найдя эту пещеру с
источником воды внутри ее, я понял, что Сам Господь назначил мне здесь место
обитания. Я поселился здесь и живу, питаясь финиками и изготовляя себе одежду
из листьев.
В Царьграде, в царствование Льва
Великого2, жил один богатый и именитый
военный сановник, по имени Евтропий, с женою Феодорою. У него было три сына, из
которых двое были отданы на царскую службу и уже достигли на ней значительных
чинов, третьего же младшего, по имени Иоанна, он отдал на обучение разного рода
наукам. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, Иоанн весьма заметно выделялся
из среды своих сверстников, так что даже сами учителя удивлялись его способностям
и выдающемуся для юного возраста развитию. Но он преуспевал не только в
мирском, но и в духовном любомудрии. Под благодатным действием на него святого
Духа, он рос кротким, незлобивым и скромным мальчиком и, по окончании уроков,
проводил время не в играх, свойственных детскому возрасту, но в чтении святых
боговдохновенных книг и в усердном посещении церковных богослужений. Его сердце
было согрето любовью к Богу, и в его душе сильным пламенем начал разгораться
огонь этой любви.
В то время
как Иоанн столь преуспевал в благочестии, случилось однажды одному иноку войти
в дом, в котором учился блаженный. Увидев его, отрок спросил:
- Откуда
ты, отче, и куда идешь?
- Я из
обители "неусыпающих"3, - отвечал
инок, - и иду в Иерусалим поклониться святым местам.
С
разгоравшимся сердцем Иоанн начал спрашивать его об иноческой жизни, о молитве
и посте, о неумолкаемом пении и о других подвигах и трудах иноков. Инок, видя
благочестие и рассудительность мальчика, подробно рассказал ему о всех обычаях
и уставах своего монастыря.
Иоанн,
выслушав внимательно, что говорил инок, сказал ему:
-
Возвратишься ли ты, отче, снова в свой монастырь, или останешься в Иерусалиме?
- Я имею,
- отвечал инок, - приказание от своего игумена возвратиться и, поклонившись,
если будет угодно Богу, святым местам, немедленно приду назад.
Тогда
Иоанн, взяв инока за правую руку, сказал:
- У меня
есть к тебе, отче, тайное слово.
Затем
отвел его в сторону и стал говорить:
- Послушай
меня, отец мой, - прошу тебя, - и окажи мне милость. У меня есть сильное
желание оставить суетный мир и служить Христу. Но родители думают обо мне
совсем иное. Любя меня больше старших братьев, они хотят доставить мне
какую-либо высокую должность и женить меня. Я же, часто слушая в святой церкви
слово Божье и, сам читая святые книги, понял, что все мирское - суетно, и что
полезно только одно - отрекшись от мира, служить Христу в вашем иноческом
образе. Заклинаю тебя Богом, Который хочет нашего спасения, чтобы ты взял меня,
при возвращении, в свой монастырь.
В этих
словах инок почувствовал, что отрока призывает к Себе Сам Бог. Он клятвенно
обещался взять его с собою при возвращении назад, и, таким образом, расстались.
По отбытии
инока в Иерусалим, блаженный Иоанн, желая жить по Евангелию, стал просить своих
родителей приобрести для него Евангелие, чтобы, учась в нем словам Христовым,
научиться совершать и дела, угодные Христу. Родители весьма порадовались при
виде такого усердия сына к Божественному Писанию. Она тотчас наняли искусного
писца, чтобы тот изготовил красивый список евангелия; потом они обложили его
золотом и украсили драгоценными камнями, чтобы сына их привлекали к усердному
чтению книги не только сладость написанных внутри ее слов Христа, но и внешняя
красота книги. Изготовив такое евангелие, они подарили его сыну. С радостью
приняв святую книгу, Иоанн стал усердно читать ее; сердце его услаждалось
словами Христовыми, и он, возгораясь со дня на День все большею любовью к Богу,
с нетерпением ждал возвращения из Иерусалима инока, которому открыл тайну
своего сердца.
По
прошествии долгого времени, инок тот возвратился и был встречен Иоанном с
великой радостью.
- Вот, сын
мой, я возвратился, как обещал, - сказал инок, - и если хочешь, возьму тебя с
собою в монастырь.
Блаженный
Иоанн отвечал:
-
Благодарю Бога, возвратившего тебя в добром здоровье удостоившего меня вновь
увидеть тебя. Я готов в путь. Но что нам делать, если родители не захотят
отпустить меня? Мать моя очень чувствительна сердцем, и когда она узнает, что я
хочу оставить их, то будет обливать землю слезами и удержит меня,
воспрепятствовав, таким образом, моему желанию. Умоляю тебя, отец мой, уйдем
отсюда тайно, чтобы никто из моих родных и знакомых не знал ни о моем отбытии,
ни о дороге, какой я ушел.
Святой Пансофий был сыном александрийского
проконсула1 Нила. Обладая большим
богатством, Нил не жалел средств на воспитание своего сына, и святой Пансофий,
при своих прекрасных способностях, получил основательный познания в
христианских истинах, на ряду с широким светским образованием. По смерти отца,
Святой употребил свое богатство на вспомоществование нуждающимся, после чего
удалился в пустыню, отвергнув житейские помыслы, чтобы взыскать Господа.
Двадцать семь лет прожил он в уединении, возводя ум свой от земных вещей к
созерцанию небесного царствия и пребывая в непрестанной молитве к Богу. Слава о
добродетельном житии святого отшельника дошла до александрийского префекта2, бывшего при императоре Декие - гонителе;
христиан. Представ на суд префекта, Святой Пансофий изобличил лживость
языческих учений сказаниями самих же язычников об их богах, с доказательствами,
исполненными истинности, проповедал, что Христос есть Бог, и тем посрамил
высокомерие мучителя. За это исповедник Христов подвергнут был жестокому
бичеванию и, таким образом, воспрял мученический венец3.
Преподобный Прохор Пшинский
подвизался в пустыне Вранской на реке Пшине и основал там обитель. Известен как один из самых
строгих подвижников иноческого жития. Преставился в конце Х века. От мощей преподобного совершались чудеса. По Сербской летописи, благочестивый
король Милютин (1276 - 1320) построил храм во имя
преподобного Прохора.
Преподобный Гавриил, основатель Лесновского монастыря близ города Кратова,
получив после смерти родителей большое наследство, отказался от супружества,
ушел на Лесновскую гору и стал монахом. Там он
построил храм во имя Архистратига Михаила, собрал много иноков, поставил
игумена, сам же, оставив обители всё свое имущество, скрылся в горной пещере,
где подвизался на протяжении тридцати лет, побеждая бесовские наваждения постом
и молитвой. Затем вернулся в Лесновскую обитель и там
мирно почил (XI). Через тридцать лет были обретены его мощи, при которых
совершались исцеления. Спустя долгое время они были перенесны
в Тернов (Тырнов) Болгарский.