Страдание святых мучеников Ермила и Стратоника (ок. 315). Житие святого Иакова, епископа Низибийского (350). Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье (1616). Преподобный Елеазар Анзерский (1656). Мученик Петр Авессаломит (Анийский) (309-310). В 1510 г. Псков был присоединен к Московскому государству. По требованию Великого Князя Московского Василия III Иоанновича (род. в 1479, правил в 1505-1533) было отменено вече, снят вечевой колокол, и во всех городах были приняты наместники от Московского Великого Князя. В 1666 г. Россия договорилась с Польшей о перемирии на 13 лет. В 1779 г. родилась Государыня Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Государя Императора Александра I Благословенного, в Карлсруэ ( до перехода в православие - Луиза-Мария-Августа, принцесса Баденская). В 1920 г. cкончался русский генерал О. В. Каппель (род. в 1883 г.). В 1930 г. в Париже чекисты похитили талантливого белого военачальника-мона!
В 1510 г. Псков был присоединен к Московскому государству. По требованию Великого Князя Московского Василия III Иоанновича (род. в 1479, правил в 1505-1533) было отменено вече, снят вечевой колокол, и во всех городах были приняты наместники от Московского Великого Князя
В 1666 г. Россия договорилась с Польшей о перемирии на 13 лет
В 1779 г. родилась Государыня Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Государя Императора Александра I Благословенного,
в Карлсруэ ( до перехода в православие – Луиза-Мария-Августа, принцесса Баденская)
В 1920 г. cкончался русский генерал О. В. Каппель (род. в 1883 г.)
В 1930 г. в Париже чекисты похитили талантливого белого военачальника-монархиста, руководителя Русского Обще-Воинского Союза (РОВС) генерала А.П. Кутепова (род. в 1882 г.)
Завтра, Вторник, 27 Января 2015 года (14 Января 2015 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1838 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) послал письмо обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову об официальном утверждении земли за общинами
В 1879 г. скончался Николай Александрович Мотовилов (1809-1879), "служка Божией Матери и Серафимов" - человек непоколебимой, истинной веры чисто исповеднического характера и пламенной любви к Престолу и Отечеству
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, ихже память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых мучеников Ермила и Стратоника
Страница 1
Страдание святых мучеников Ермила и Стратоника
В царствование Ликиния1, нечестивого и весьма ревностного
идолопоклонника, всем христианам угрожала мучительная смерть. Их разыскивали по
всем странам, городам и селениям. И всякий, кто, найдя христианина, доносил о
нем царю, входил чрез то в милость к нему и удостаивался великих почестей.
Посему все, из угождения царю, начали разыскивать и преследовать христиан.
Однажды,
когда Ликиний сидел на троне и производил суд, один воин подошел к нему и
сказал:
- Есть здесь
христианин по имени Ермил, имеющий среди христиан сан диакона; давно уже служа
Христу, он смеется над нашими богами и над тобою, царь, и не хочет знать тебя.
Услышав
это, царь повелел отыскать и схватить Ермила. Святой молился, воздавая руки к
Господу Богу своему, когда пришли к нему посланные от царя. Узнав, что его
берут на суд и мучение за Христа, он возрадовался и возвеселился, и последовал
за воинами не как насильственно ведомый, но - с бодрою поспешностью, как будто
бы шел для получения почестей. Полный благородного мужества, предстал он пред
царем. Увидев его, Ликиний спросил:
- Скажи
нам, точно ли ты христианин, как мы слышали о тебе?
- Я, -
отвечал Ермил, - не только свободно признаю себя христианином, но заявляю, что
я посвящен пред невидимым Богом и предстою пред Ним в сане диакона".
- Будь же
диаконом, то есть служителем2, и наших богов,
- сказал царь.
На это
предложение царя мученик с презрением ответил:
- Мне думается,
царь, - ты или глух или безумен. Я сказал тебе, что служу невидимому Богу, а не
тем вашим идолам которые, будучи видимы, сами ничего не видят и не понимают,
что значит быть диаконом. В обольщении ты почитаешь их за богов между тем как
они суть бездушные и глухие камни и деревья, изделия рук человеческих, которые
больше заслуживают того, чтобы над ними смеялись, чем - чтобы покланялись им.
Царь не
мог более слышать свободных речей мученика и тотчас приказал бить его по
ланитам особенными медными орудиями, заранее приготовленными для мучения, и при
этом - приговаривать:
- Не будь,
Ермил дерзок языком, почитай царя, принеси жертву богам и избавь себя от
мучения.
Святой же,
казалось, не только не чувствовал никакой боли во время сильнейших побоев, но еще
смеялся над бессилием мучителя. Потом, возвысив голос, он громко сказал царю;
-
Множество ран примешь ты сам и страшную руку Божью познаешь на себе за то, что,
оставив своего Создателя, обращаешься к глухим и немым богам в особенности же -
за то, что и других, как бы завидуя их спасению, хочешь насильственно привести
к такой же погибели.
После
этого царь повелел отвести святого Ермила на три дня, в темницу, рассчитывая,
что он одумается и раскается в своей смелости. Мученик же по дороге воспевал:
- "Господь
за меня - не устрашусь: что сделает мне человек" (Пс.117:6). "На
Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть" (Пс.55:5).
При входе
же в темницу он воспел:
- "Пастырь
Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя,
и приди спасти нас" (Пс.79:2,3).
И Господь
не забыл раба Своего, но послал для утешения и укрепления его, ангела, который,
явившись, сказал ему:
- Ермил!
будь мужествен, говори, не умолкай и не бойся, ибо скоро ты одержишь победу над
замыслами мучителя и получишь за страдание пресвятый венец свыше.
Так Бог,
вооружив Своего воина на подвиг, опоясал его силою, укрепил руки его на борьбу
и дал мышцам его как бы медный лук и щит спасения.
По
прошествии трех дней, царь снова потребовал Ермила на суд и сказал ему:
-- Раскаялся
ли ты и согласен ли принести жертвы богам, чтобы освободиться от предстоящих
тебе мук? Или ты все еще одержим безумием, и сам готовишь себе погибель?
Воин
Христов во славу укрепившего его Господа, мужественно отвечал на это:
- Царь! я
уже сказал тебе раз, и тебе следовало бы удовольствоваться моими первыми
словами и более не спрашивать меня. У меня есть Бог Небесный; Им Одним я живу,
ему готов принести себя самого в жертву, и от Него ожидаю получить великую
помощь себе.
- Посмотрю
я, поможет ли тебе Живущий на небе, - сказал царь, и тотчас приказал шести
сильным и жестоким воинам растянуть его на земле и нещадно бить.
Святой
терпеливо переносил мучение, - как будто бы били не его, - и так молился Богу:
- Господи
Боже мой! ради меня Ты претерпел раны и побои при Понтийском Пилате3; укрепи же меня Сам в моих страданиях за Тебя,
пошли мне силу перенести эти муки, чтобы чрез участие в страданиях Твоих
сделаться мне достойным быть участником и вечной славы Твоей.
Когда
Святой молился Так, вдруг внезапно послышался голос с неба, который говорил:
- Аминь,
аминь, Ермил! чрез три дня ты избавишься от этих мучений и получишь великую
награду за свои страдания.
Этот голос
придал мученику великое мужество и силу, на мучителей же навел великий страх и
трепет; они пали на землю и не могли ничего делать. Пришел в трепет и царь,
однако не хотел признать силы Божьей. По его приказанию, Святой мученик снова
был отведен в темницу.
Святой Иаков родился в городе
Низибии1, находившемся в пределах области,
переходившей то в руки римлян то - персов, а во время рождения сего святого
мужа принадлежавшей римлянам. Придя в возраст, святой Иаков удалился в пустыню
и жил на высоких горах. Весну, лето и осень он проводил в лесах под открытым
небом, на зиму же поселялся в одной пещере, в которой и укрывался от мороза.
Пищей ему служило то, что земля рождала сама по себе, без какой либо обработки
ее: он собирал плоды с лесных деревьев и съедобные коренья, подобные огородным
и подкреплял ими свою слабую плоть лишь настолько, чтобы только быть живу.
Умерщвляя, таким образом, тело, угодник Божий непрестанно насыщал в то же время
свою душу пищей духовною; он приуготовлял чрез очищение, свой ум к боговидению,
делая его зеркалом святого Духа, и, как говорит Святой апостол, открытым лицом
взирая на славу Господню, преобразовался в тот же образ от славы в славу, как
от Господня Духа (2Кор.3:18). Чрез это у него постоянно увеличивалось
молитвенное дерзновение к Богу, - и когда он просил у Бога чего либо, тотчас
получал: он провидел пророчески будущее, и ему была дана от святого Духа
благодать чудотворений. Из этих его чудес расскажем о некоторых немногих и
откроем неведущим о сиявшей в нем божественной благодати.
В то время
неразумные люди покланялись идолам и воздавали божественную честь бездушным
камням. Многие не только пренебрегали истинным богопочтением, но даже
ненавидели тех которые, будучи совершенными в добродетели, познали истину и,
уклоняясь от идолослужения, смеялись над ничтожеством идолов и покланялись
Творцу всего. Тогда Святой Иаков, оставив пустыню, отправился в Персию2, чтобы посмотреть на новонасажденный сад святой
веры и самому, насколько возможно, потрудиться над распространением истинной
веры.
Однажды,
когда он переходил чрез встретившийся по пути поток несколько девиц мывших
одежды, с высоко обнаженными ногами, смотрели на одетого в необычные одежды
пустынника бесстыдным взором, не стыдясь ни его почтенного вида, ни своей
наготы, и стояли пред ним с наглостью, не покрыв своих голов. При виде такого
бесстыдства, Святой разгневался, желая проявить чрез наказание их силу Божью, а
также - посрамить идолопоклонство нечестивцев чрез совершение чуда, он проклял
источник, из которого выходил поток; источник и поток тотчас же высохли, так
что в них не осталось ни капли воды. Проклял он также этих девиц и наказал их
бесстыдную юность внезапною старостью. По чудодейственному слову святого,
черные волосы на их головах тотчас поседели, и они сами вдруг состарились,
изменившись подобно листьям на молодых деревьях, когда вдруг поразит их мороз.
При виде внезапного исчезновения воды и появления на каждой седины, девицы
пришли в ужас и, придя в город рассказали всем об этом.
Увидев
чудо, граждане пошли к великому чудотворцу, святому Иакову, и стали усиленно
просить его сжалиться над ними и возвратить им воду. Просьбы их тронули
святого, он помолился Богу, и источник снова наполнился водою, и по-прежнему
стал течь поток. Народ просил святого, чтобы он помиловал также девиц и, вместо
преждевременной старости, снова возвратил им молодость. Святой готов был и это
сделать; но когда спросил где девицы, то их не оказалось, ибо они не пришли к
святому с раскаянием. За такую нераскаянность, он так и оставил их в наказании,
чтобы они помнили о чудесной силе Божьей, и для того, чтобы и другие поучались
из сего целомудрию и благопристойности.
Таково
было чудо этого нового Моисея, которое он совершил не ударом жезла, но
знамением святого креста. И более, чем чуду, следует удивляться его кротости,
именно - тому, что он не послал подобно великому пророку Елисею (4Цар.2:24),
медведиц для растерзания бесстыдных девиц, но, уча их благонравию и
богобоязненности, ограничился только незначительным наказанием - уменьшением
красоты их наружности. Говорим это отнюдь не в поношенье гневу пророка, а лишь
- чтобы показать, что Святой Иаков имел ту же чудотворную силу, как и пророк,
но обнаруживал он ее в духе благости Христовой и соответственно Новому Завету.
Однажды
святой Иаков увидел, что персидский судья неправедно осудил невинного человека.
Он опечалился и, обличая беззаконие судьи, повелел разбиться и рассыпаться в
прах одному большому камню, находившемуся по близости. Все, видевшие это,
ужаснулись. Пришел в страх и сам неправедный судья; он раскаялся в своем грехе
и переменил свое решение на другое - справедливое. И здесь чудотворец поступил
так из подражания своему Господу. Христос желая показать, что Он добровольно
идет на страдания, и что, если бы захотел Он легко мог бы погубить Своих убийц
однако не погубил их, но обнаружил Свою силу тем что по одному его слову
засохла смоковница (Мф.21:19). И Святой Иаков подражая милосердию Господа, не
судью неправедного предал казни, но сокрушил камень и чрез то научил судью
правосудию. Такие чудесные дела святого снискали ему славу и общее почтение, и
он против своего желания, был избран в епископа жителями его родного города
Низибии; сам он не искал такого высокого сана, даже уклонялся от него, уступив
лишь усиленным просьбам верующих.
Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье
Преподобный Иринарх родился в
Ростовской области, в селе Кондакове2.
Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина. В
святом крещении младенцу дано было имя Илья. Радовались родители, видя, как
быстро растет ребенок: двадцати недель он уже встал на ноги и начал ходить.
Родители воспитывали сына в благочестии и чистоте христианской веры. Ребенок не
занимался играми, но возлюбил смирение и кротость, был тих и ко всем относился
ласково.
Будучи еще
только шести лет он однажды сказал своей матери:
- Как
выросту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться
ради Бога, и буду учителем всем людям.
Удивилась
мать таким речам своего малолетнего сына, но вместе и радовалась. Эти
пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности.
Около того
же времени случилось, что отец Ильи Акиндин позвал к себе на обед своего
сельского священника, именем Василия. За обедом священник рассказывал житие
преподобного Макария, Калязинского чудотворца3.
Прислушиваясь к речам священника, Илья вдруг сказал:
- И я буду
таким же монахом.
Священник
Василий удивился, видя ребенка, говорящего речи, приличные взрослому, и строго
сказал:
- Как ты,
чадо, осмелился сказать такое слово?
Илья
отвечал:
- Кто тебя
не боится, тот это и говорит.
Илья рос
при своих родителях. Но вот во всей той округе случился голод. Илья, будучи уже
восемнадцати лет, расстался с отцом и матерью и отправился на заработки к
Нижнему Новгороду.
Два года
сын не возвращался домой и не давал о себе вести. Родители решили отыскать его
и послали своих двух старших сыновей Андрея и Давида. Братья нашли Илью близ
Нижнего в одном селении у крестьянина, у которого он работал; обрадовавшись
встрече с братом, они пробыли с ним у того же крестьянина еще целый год.
Во время
своего пребывания у крестьянина, Илья однажды, сидя вместе с другими в комнате,
стал неутешно плакать. Все, видевшие его, изумились и, не могши утешить, с
горестью спрашивали, отчего он так плачет и рыдает. Он отвечал им:
- Вижу
преставление своего отца; несут родителя моего светлые юноши на погребение.
Все окружавшие
его дивились, как он мог видеть преставление отца за триста верст. Когда в том
же году он возвратился домой и спросил мать об отце, то услышал что отец его
преставился в успенский пост того же года. Тогда он припомнил видение и сказал
матери:
- В то
время я видел родителя моего: несли его светлые юноши на погребение.
И мать
утешилась, видя сына своего и слыша его необычные речи.
Теперь,
после смерти своего отца, Илья с матерью и старшим братом Андреем переселились
в город Ростов, купили дом и завели торговлю, чем вскоре увеличили свое
благосостояние.
Младший
брат Илья, всегда имевший страх Божий в своем сердце, особенно стал прилежать к
церкви и творить милостыню нищим. Строго соблюдая девственную чистоту, он желал
совершенно оставить мирскую жизнь, и принять ангельский образ, неуклонно
посещая церковь Божью.
Он
познакомился с одним человеком, купеческого звания, по имени Агафоником,
любившим читать книги, подружился с ним и стал постоянно беседовать о
Божественном Писаний, ища душевного спасения.
Подготовившись,
таким образом, Илья взял свитый крест благословился им и собрался в путь. На
вопрос своей матери, что он предпринимает и куда собрался, Илья ответил:
- Иду в
монастырь к святым страстотерпцам Борису и Глебу на Устье помолиться.
Мать стала
плакать, но вспомнила, как ее сын, будучи еще только шести лет уже говорил, что
он будет монахом. Сын поклонился матери, облобызал ее и отправился в путь.
Приблизившись
к монастырю Бориса и Глеба и увидев его, Илья возрадовался от всего сердца и
направился к игумену, поклонился и попросил благословения. Игумен благословил и
спросил:
- Зачем,
чадо, ты пришел сюда?
Илья
отвечал:
- Желаю,
отче, ангельского образа, постриги меня Бога ради, и селянина, и причти к
избранному Христову стаду и к святой дружине твоей!
Игумен
сердечными очами узрел, что юноша пришел от Бога, и принял его с радостью,
постриг в ангельский образ и нарек ему в иночестве имя - Иринарх.
Игумен по
монастырскому обычаю, отдал Иринарха под начало старцу, у которого молодой инок
и стал пребывать в послушании и покорений, в посте и молитве.
После
того, как Иринарх с успехом прошел первое послушание, игумен для испытания и
смирения послал Иринарха в пекарню, где он и трудился на братию день и ночь в
послушании и смирении, нисколько не заботясь ни о чем телесном, и никогда не
уклоняясь от посещения церкви Божьей, куда приходил прежде всех братии; стоя в
церкви, он ни с кем не разговаривал; во время чтений немало дней. Иринарх
проводил друга за монастырь версты за две и, облобызав его, стал возвращаться
обратно. На пути он размышлял в своем сердце, о том, как бы ему спастись, и
давал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий. И вот
послышался ему голос свыше:
Преподобный ЕлеазарАнзерский родился в городе Козельске
в семье купцов Севрюкиных. По благословению
родителей, он удалился в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена
преподобного Иринарха (+ 1628; память 17 июля). В
монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился
резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. В 1612 году,
по благословению игумена, он удалился на Анзерский
остров, где стал отшельником и постоянно пребывал в молитве и Богомыслии. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном
острове, преподобныйЕлеазар
вырезал деревянные чашки, которые оставлял на пристани. Проплывавшие мимо
острова забирали чашки, а взамен оставляли припасы. В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг
преподобного, образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему
образцу. Монашеские келлии были построены далеко одна от другой. Отшельники
собирались вместе только для субботних и воскресных Богослужений. Келейная
молитва сочеталась с тяжелым телесным трудом. Среди учеников преподобногоЕлеазара был священноинок
Никита, будущий Патриарх Никон. Царь Михаил Феодорович (1613 - 1645), зная о
подвижнической жизни святого, вызывал его в Москву. Там преподобный Иринарх предрек ему рождение сына, за что царь щедро одарил
его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой Троицы и
обитель. Преподобный Елеазар занимался книгописанием. Он составил и переписал три книги
"Цветника", в которые вошли старинные повести. Ему принадлежит также
толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался преподобныйЕлеазар в глубокой старости.
Мученик Петр Авессаломит
(Анийский) был родом из селения Анеи
в Палестине. Во время гонения на христиан был схвачен и доставлен к правителю
Палестины. Напрасно убеждали его судья и народ почтить языческих богов, чтобы
избавиться от мучений. "Тогда я истинно помилую себя, когда не отступлю от
Евангелия и не принесу жертвы идолам", - отвечал святой, и был сожжен на
костре.
В некоторых месяцесловах память его
помещается дважды: 12 января как мученика Петра Авессаломита,
а 13 января - как Петра Анийского, так как ошибочно
полагают, что это - разные лица.