Страдание святого мученика Гордия (IV). Память святого пророка Малахии (ок. 400 г. до Р.Х.). В 1542 г. мятежники по заговору Иоанна Шуйского совершили переворот, отстранив от малолетнего отрока Великого Князя Иоанна IV Васильевича (род. в 1530 г., правил 1533-1584) князя Иоанна Бельского, свергнув митрополита Иосафа, послав обоих в заточения на Белоозеро. Князя Иоанна Бельского вскоре убили без ведома малолетнего Государя. В 1565 г. Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич (род. в 1530 г., правил 1533-1584) официально отрекся от престола. В грамоте, присланной в Москву, Царь объяснял, что не может править в сложившейся обстановке из-за постоянных измен бояр и воевод, радеющих лишь о собственном благополучии. Народ тогда не принял его отречения и упросил Царя вернуться на трон и править Царством как ему, Государю, угодно. В 1897 г. последовал Высочайший Указ о чеканке золотой монеты и о введении в России свободного золотого обращения - бумажные деньги можно было обменять на з!
В 1542 г. мятежники по заговору Иоанна Шуйского совершили переворот, отстранив от малолетнего отрока Великого Князя Иоанна IV Васильевича (род. в 1530 г., правил 1533-1584) князя Иоанна Бельского, свергнув митрополита Иосафа, послав обоих в заточения на Белоозеро. Князя Иоанна Бельского вскоре убили без ведома малолетнего Государя
В 1565 г. Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич (род. в 1530 г., правил 1533-1584) официально отрекся от престола. В грамоте, присланной в
Москву, Царь объяснял, что не может править в сложившейся обстановке из-за постоянных измен бояр и воевод, радеющих лишь о собственном благополучии. Народ тогда не принял его отречения и упросил Царя вернуться на трон и править Царством как ему, Государю, угодно
В 1897 г. последовал Высочайший Указ о чеканке золотой монеты и о введении в России свободного золотого обращения – бумажные деньги можно было обменять на золото. Началась денежная реформа 1897-!
1899 гг
Завтра, Суббота, 17 Января 2015 года (4 Января 2015 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1725 г. родился полководец, генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский (умер 8 декабря 1796 г.)
В 1795 г. родился поэт, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов (убит 30 января 1829 г.)
В -49 г. до Р. Х. римский сенат потребовал от полководца Гая Юлия Цезаря распустить войска
В 69 г. римские легионы в Верхней Германии провозгласили императором легата Авла Вителлия
В 1945 г. произошло
освобождение Варшавы от германских войск
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, ихже память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Гордия
Страница 1
Страдание святого мученика Гордия
Мученик Христов Гордий родился в Кесарии
Каппадокийской от христианских родителей и был воспитан в православной
христианской вере. По достижении возмужалости, он взят был в военную службу и
поставлен на должность сотника, потому что превосходил многих и крепостью тела
и силою духа.
В то время римский император Ликиний1
излил на христиан всю свою злобу и воздвиг богоборческую руку свою на Христову
Церковь. По всем торговым площадям и по всем наиболее людным местам были
разосланы царские повеления и указы о том, чтобы не покланяться Христу и чтобы
всякий нарушитель этого царского запрещения был подвергаем смертной казни. Все
были приводимы к каменным и деревянным идольским изображением, чтобы
покланяться делу рук человеческих, а неповиновавшиеся были принуждаемы к сему
мучениями. По всему городу началось смятение; имение христиан предавалось
разграблению, дома опустошались, люди избивались; благочестивые женщины были
влачимы по городу; - не было пощады ни юности, ни почтения к старости; те, кто
были ни в чем неповинны, страдали, как злодеи; в темницах было тесно; и хорошие
и богатые дома лишились своих обитателей; пустыня наполнялась людьми,
изгнанными только за то, что они веровали во Христа; отец выдавал на смерть
сына своего, сын влек на суд своего отца, брат неистовствовал против брата и
раб восставал против своего господина; дьявол навел на души людей как бы некую
ужасную ночь безумия, так что один другого не узнавал как бы в темноте. Молитвенные
дома разорялись руками нечестивых, святые алтари ниспровергались, и не было
никакого приношения, ни каждения, ни места, где бы можно было совершить
божественную службу: все было объято унынием, как бы каким-то темным облаком;
служители Божии были изгоняемы, всякое благочестивое собрание проходило в
ужасе, а демоны ликовали, оскверняя вселенную чадом и кровью жертвы.
Видя таковые бедствия, Гордий решился добровольно удалиться
из города; свергнув с себя воинское препоясание2
и оставив богатство, родственников друзей, рабов и житейские удобства и все,
что вожделенно для людей, любящих мир и его наслаждения, он ушел в глубокие и
непроходимые для людей пустыни, жизнь со зверями, почитая для себя более
приятною, нежели общение с идолопоклонниками; он подражал святому пророку Ильи,
который, увидев служение сидонским кумирам удалился на гору Хорив, вошел в
пещеру, взыскуя Бога, Которого и увидел, поскольку его могло узреть
человеческое око (4Цар.19). Таков был и сей Гордий, бежавшей от городских
волнений, от торжищных кликов, от высокомерия чиновников, от судилищ
клеветников, продающих, покупающих, клянущихся, лгущих, сквернословящих,
бежавших от игр и глумления и от неприличной веселости городской, так как он
имел чистый слух, чистые очи и прежде всего чистое сердце, которое могло зреть
Бога. Он сподобился божественных откровений и познал великие тайны "не
человеками и не через человека" (Гал.1:1), но имея великого учителя -
Духа истины (Иоан. 15:26). Отсюда перешедши к размышлению о жизни, как она
бесполезна и коротка, подобно сновидению и тени, он возжелал со всею силою души
вечного пребывания на небесах и, как сильный борец стал готовиться к борьбе
постом, бдением, молитвою и поучением в слове Божьем. С особенным же нетерпением
он ожидал того дня, в который весь город должен был совершать праздник
северного бога Марса или, правильнее, демона, любящего брани3.
Когда этот день наступил, весь народ пришел в цирк смотреть на конские бега, и
все расположились на высоких местах. В городе тогда не осталось никого; в числе
зрителей, смотревших на быстрый бег коней и на искусство возничих, было и
множество христиан, не радевших о своей жизни и не уклонявшихся от праздного
сборища. В тот день рабы освобождаемы были от работ и собирались там же, дети
из школ спешили сюда, и здесь же присутствовали блудные и бесстыдные женщины.
Так цирк наполнился бесчисленным множеством людей,
внимательно смотревших на конские бега. Тогда доблестный и великий духом
Гордий, сойдя с высокой горы в цирк, не устрашился народа, не стал раздумывать,
какому множеству вооруженных рук он предает себя, но с бестрепетным сердцем и
бесстрашною душою, протеснившись сквозь сидевших в цирке людей, стал посредине,
подтверждая слово Писания: "праведник смел, как лев" (Прит.
28:1)4. Но мало сего, с таким дерзновением
став на открытом месте в цирке, он громогласно, подобно апостолу провозгласил
слова пророка Исайи: "Меня нашли не искавшие Меня" (Ис. 65:1),
показывая ем ясно, что он не был приведен сюда необходимостью, но добровольно
отдает себя на мученический подвиг в подражание Владыки Христу, Который Сам
предал Себя в руки искавших его во тьме ночной иудеев. Когда присутствовавшие в
цирке узнали, кто стоял пред ними, то тотчас поднялся крик: верующие
рукоплескали от радости, а неверующие кричали судье, чтобы тот отдал приказ
казнить Гордея. Все наполнилось криком и смятением, перестали смотреть на
коней, перестали смотреть на возниц; напрасно шум от колесниц наполнял воздух:
никто не хотел видеть ничего, кроме Гордия, никто не хотел ничего слышать, как
только слова Гордия. Весь цирк наполнился криком, который, разносясь в воздух
подобно ветру, покрывал собою шум от коней. Когда же глашатай подал знак к молчанию,
- умолкли трубы, утихли свирели, замолчали музыкальные инструменты: все
смотрели только на Гордия, все слушали его одного. Сидел там в цирке, и
градоначальник, который наблюдал за порядком на бегах и назначал награды
участникам бега. К нему тотчас подвели святого и сему последнему был дан
вопрос:
Святой пророк Малахия происходил из
колена Завулонова1, Он жил и пророчествовал
во времена Неемии2 по возвращении иудеев из
плена Вавилонского3, когда храм
иерусалимский был снова построен, и в нем совершалось богослужение и
приносились священниками жертвы. Благочестивою своею жизнью он приводил в
удивление народ, который, видя, что он по чистоте своей жизни подобен Ангелу
Божьему, назвал его Малахий, что значит - Ангел Господень. Призванный к
пророческому служению, Малахия явился ревностным поборником веры, закона и
благочестия. По возвращению Иудеев из плена, среди них было много неустройств в
нравственно-религиозном их состояний, которые от нерадения и беспечности
священников еще более умножались и возрастали, и не могли не возмущать и не
огорчать пророка. Он выступил с сильным и грозным обличением народа и
священников. Пророк обличал народ и священников за то, что они не имеют
должного благоговения к Богу, приносят ему худые жертвы (Мал., гл. 1), обличал
священников, что они своими неправдами, уклонением от правого пути,
несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят Бога, производя
соблазн в народе (Мал.2:1-9). Грозно обличая народ за его вероломство и
нарушение завета отцов своих, что беззаконно поступают с женами своими
несправедливо, отвергая законных жен, берут жен иноплеменных (Мал.2:10-16),
святой пророк Малахия угрожал им судом Божьим и за разные другие их пороки, за
их чародейства и прелюбодеяния, за их ложные клятвы, за удерживание платы у
наемников за притеснение вдов и сирот за отвержение пришельцев и за
неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий (Мал. 3:5-12).
Наконец, пророк обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные
слова, что напрасно будто бы служить Богу, бесполезно соблюдать его
постановления и ходить пред лицом его в печальной одежде, что нечестивые и
делающие беззакония счастливее живут лучше устраивают свои дела, и остаются целы
(Мал. 3: 13-15; 2:17). Обличая эти пороки, святой пророк Малахия, вместе с тем
провидел славу второго храма, и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии,
явление Предтечи пред его пришествием, грядущий суд Божий на нечестивых,
прославление праведных и распространение славы Божьей пред всеми народами (Мал.
1: 5,11; 2:1-5; 3:16-18; гл. 4).
Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и был
погребен с своими предками в своем отечественном селении Суфа. Он был последним
ветхозаветным пророком, почему у св. отцов он называется печатью пророков4.
Кондак, глас 4:
Пророчества дарованием богатея пророче, Христово
предвозвестил еси пришествие яве, и мирови спасение, Егоже сиянием мир
просветися.
1 Завулон - шестой сын
патриарха Иакова от Лии. - Колено его занимало лучшую часть земли на север
Палестины, от Средиземного моря до озера Геннисаретского, граничившую на севере
с колунами Асировым и Нефеалимовым и на юге с Иссахаровым занимавшим великую
равнину Израильскую.
2 Неемия - еврей, виночерпий
персидского царя Артаксеркса Лонгимана; впоследствии он обвел полуразрушенный
Иерусалим стенами и устроил вместе с ученым священником Ездрою, приведшим
многих иудеев из Вавилона в Иерусалим, церковный и гражданский быт евреев в
Иерусалиме после плена. Свои деяния изложил в книге, известной под его именем и
вошедшей в состав Библии.
3 Т.е. приблизительно за 400
лет до Р. Хр.
4 С именем пророка Малахия
осталась книга, последняя в числе книг "малых" пророков. Она состоит
из четырех глав и излагает одну его пророческую речь по всей вероятности
выражающую сущность многих устно произнесенных им речей. Содержанием этой речи
служит обличение нравственных недостатков современного пророку еврейского
народа, угроза наказанием Божьим и обетование о Спасителе. Книга пророка
Малахия изобилует мессианскими пророчествами; в соответствии с мессианским
характером содержания книги, (3:1-3, 6-7, 12, 17-18; 4:4-6), где содержатся
пророчества о пришествии Предтечи Господня, читаются, как паримия, во все
праздники в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.