Первое избиение преподобных отцов в Синае и Раифе (IV-V). Второе избиение преподобных отцов в Синае и Раифе (IV-V). Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иберии (335). Преподобный Феодул Синайский (V). Преподобный Стефан Синайский (VIII). Преподобный Иосиф Аналитин, Раифский (IV). В 1838 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) послал письмо обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову об официальном утверждении земли за общинами. В 1879 г. скончался Николай Александрович Мотовилов (1809-1879), "служка Божией Матери и Серафимов" - человек непоколебимой, истинной веры чисто исповеднического характера и пламенной любви к Престолу и Отечеству.
В 1838 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) послал письмо обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову об официальном утверждении земли за общинами
В 1879 г. скончался Николай Александрович Мотовилов (1809-1879), "служка Божией Матери и Серафимов" - человек непоколебимой, истинной веры чисто исповеднического характера и пламенной любви к Престолу и Отечеству
Завтра, Среда, 28 Января 2015 года (15 Января 2015 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1478 г. Новгород присоединен к Московскому государству
В 1582 г. был заключен мир между Россией и Речью Посполитой благодаря неудаче Стефана Батория под Псковом
В 1972 г. в эмиграции умер писатель Борис Зайцев
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, ихже память мы сегодня отмечаем!
Первое избиение преподобных отцов в Синае и Раифе
Страница 1
Первое избиение преподобных отцов в Синае и Раифе
В 14-й День января вспоминается
двукратное избиение иноков, подвизавшихся в обителях и пещерах горы Синайской1 и в сопредельной с Синаем прибрежной пустыне
Раифе. Первое избиение совершено было в четвертом веке. Оно описано Аммонием,
египетским иноком, очевидцем этого события. Аммоний повествует о сем так:
"Однажды,
когда я сидел в своей скромной кельи, в стране Александрийской, в месте,
называвшемся Каново, у меня явилась мысль пойти в Палестину. Я не мог спокойно
смотреть, как христиане терпят нескончаемые страдания от нечестивых мучителей,
и Святой отец наш, патриарх Петр2, вынужден
переходить с места на место и скрываться, лишенный возможности твердо управлять
своим словесным стадом. Вместе с тем я желал поклониться святым местам в
Иерусалиме, по которым ходил Господь наш Иисус Христос, совершая тайну Своего
промышления о нас. Придя туда, я глубоко радовался о всех чудных делах Божьих и
горячо благодарил милосердного Господа, что Он удостоил меня поклониться святым
местам. Потом я отправился с некоторыми иноками в пустыню и, с помощью Божьей,
достиг чрез восемнадцать дней Синайской горы и поклонился там святым местам.
Оставаясь там, я наслаждался общением и беседами с ангелоподобными синайскими
отцами и ежедневно, для своей душевной пользы, приходил в кельи каждого из них.
У них был такой устав: безмолвными сидели они все дни в своих кельях; вечером
же в субботу, при наступлении воскресного дня, все собирались в церковь и
вместе совершали всенощное бдение; причастившись по утру, за святой литургией,
святых бессмертных Христовых Таин, каждый из них снова уходил в свою келью. Вид
их был подобен ангельскому: от сильного воздержания и непрестанного бодрствования,
тела их были изнурены, и они жили подобно бесплотным, - не употребляя в пищу
ничего такого, что может возбуждать и питать страсти. Они совсем не вкушали ни
вина, ни масла, пи хлеба, но довольствовались лишь небольшим количеством
фиников или желудей, и только этим поддерживали свою жизнь. Однако для
странников имелся иногда у настоятеля и хлеб.
Спустя
несколько дней после того, на эту страну внезапно напало множество варваров,
называвшихся Влеммианами3. Они нещадно избили
всех отцов, которых нашли в окрестностях. Мы, жившие близ пирга4,
смутились и встревожились; поспешно собрались мы в укрепленное место, вместе со
своим святым отцом настоятелем, по имени Дулой, - ибо он поистине был рабом
Христовым, отличавшимся между всеми особенными, терпением и кротостью, почему
некоторые называли его и Моисеем. Упомянутые варвары избили всех отцов, живших
в Хориве5, в Тефровиле, много святых погубили
они в Кидаре, опустошили и прочтя окрестности Синайской горы. Подошли они и к
нам и, не встречая ни откуда сопротивления, едва было, не погубили нас. Но
милосердный Бог, являющий Свою помощь тем, которые призывают Его всем сердцем,
ниспослал на вершину горы великий пламень, и мы видели, что вся гора была
покрыта дымом, и из нее выходил огонь, поднимавшийся до неба. При виде этого,
мы пришли в трепет и едва не умерли от страха. Упав ниц на землю, мы молились
Господу, чтобы миновало нас угрожающее нам бедствие. Ужас напал на варваров,
когда они увидели огонь, и они тотчас же обратились в бегство, при чем
некоторые побросали даже свое оружие и оставили верблюдов, ибо вид этого
ужасного огня был для них совершенно невыносим. Мы же благодарили и прославляли
Бога, Который не оставляет до конца обращающихся к Нему. После того мы сошли с
пирга, и нашли в различных местах убитых мечем тридцать восемь отцов, из
которых каждый был убит там, где был захвачен. На телах их было множество
разнообразных ран, - и кто мог бы описать образ их мученической смерти? Двое же
из них, Исайя и Савва, оставались еще живы, но были весьма изранены и еле
дышали. Мы тотчас же с великими слезами похоронили убитых отцов и позаботились
о живых. Да и кто бы мог быть настолько жестоким и немилосердным, чтобы не
оплакивать горько столь многих и таковых отцов, - мужей праведных и святых,
жалостным образом распростертых на земле? У одного голова была отрублена
совсем, у другого держалась только на коже с одной стороны; один был перерублен
пополам, у другого отсечены руки и ноги, у одного выколоты глаза, другой с
головы до ног рассечен надвое. Да и кто мог бы описать подробно все, что мы
видели, убирая и погребая тела святых? Двое еще живых братьев лежали, тяжко
страдая. Один из них, по имени Исайя, умер во втором часу ночи, другой же - Савва
оставался жив, и была надежда на его выздоровление, ибо раны его были не
особенно тяжелыми. Он благодарил Бога за свои страдания, но скорбел, что не
удостоился умереть вместе со святыми отцами и с плачем говорил:
- Горе мне
грешному! горе мне, не вошедшему в число святых отцов, пострадавших и умерших
за Христа! горе мне, непотребному рабу, отвергнутому в одиннадцатый час (Ср.
Мф.20:6), стоявшему уже на пороге спасительного Царства Христова, но не
вошедшему в него!
Со слезами
молился он Богу и говорил:
- Боже
Вседержитель, ниспославший для спасения рода человеческого Своего Единородного
Сына, единый и благой Человеколюбец, не разлучай меня с умершими прежде святыми
отцами, но да восполнится чрез меня четыредесятное число их! Соблаговоли на
сие, Господи Иисусе Христе, ибо я с самого рождения был Твоим последователем и
Тебя единого возлюбил!
Прошло много лет после первого
избиения преподобных отцов Синайских, и снова, в дни преподобного Нила Постника1, варвары напали на Синайскую гору. Они кочевали
в пустыне, простиравшейся от Чермного моря, между Аравией и Египтом, до
Иордана, и проживали не в городах и домах, но в шатрах. Переходя с места на
место, они останавливались станом на более продолжительное время там, где
находили хорошую воду и пастбище для своего скота. Средства к жизни они
добывали не каким-либо ремеслом, или торговлей или земледелием, но - охотой на
зверей, главным же образом, разбоем. Вооруженные мечами, луками и копьями, они
только тем и занимались, что нападали на чужие селения и производили разбой по
дорогам.
Преподобные
отцы, избравшие себе, для Бога, уединенную жизнь в Синайской пустыне, жили -
одни в пещерах и каменных ущельях, другие - в небольших кельях, выстроенных
вблизи водных источников, иные же - при церкви. Питались они сырыми кореньями и
финиками, равно как и овощами, встречавшимися в той местности. Редко кто из них
вкушал хлеба, ибо они проводили жизнь в великом воздержаны и строгом посте:
один из них вкушал пищу чрез день, два, или три дня, а были и такие, которые
подкрепляли пищей свою немощную плоть только один раз в неделю. Жизнь всех их
была подобна ангельской. Как бы забывая о своем теле, они заботились о душе
своей и думали только о том, чтобы угодить Господу. Они служили Ему усердно и
пламенно, славословя Его День и ночь. Непрерывно молясь и воспевая псалмы, они
все в воскресный День собирались в церковь и, проведя всю ночь в молитве,
причащались по утру Божественных Таин, и потом, снова разошедшись по своим
кельям, пребывали в безмолвии.
Был между
ними и преподобный Нил Постник. Ранее он занимал место епарха2
в Царьграде и, живя в честном супружестве, имел двоих детей. Потом, по согласно
со своей женой, он оставил Мир: супруга Нила с дочерью удалилась в Египет и
там, в одном из женских монастырей, восприяла иноческий образ. А блаженный Нил
с сыном своим Феодулом удалился на Синайскую гору; здесь он был очевидцем
причиненного варварами бедствия и впоследствии описал это избиение святых
отцов. Живя на горе преподобный Нил имел обыкновение посещать отцов,
проживавших в окрестностях. Однажды он спустился, вместе с сыном, с горы и
пришел к отцам, которых застал за общей трапезой. Пресвитер тамошний, блаженный
Феодул, сказал, между прочим, во время трапезы:
- Кто
знает, придется ли нам еще раз до смерти, собраться всем вместе за этой
трапезой?
Так сказал
он, провидя духом близкое бедствие. На другой день, после утрени, варвары
неожиданно напали на святое место. Подобно неистовым псам, они окружили обитель
и, потрясая воздух дикими криками, старались привести в страх находившихся в
ней. Потом они бросились к кладовым, где было собрано для постников немного
пищи, и хранились на зимнее время сушеные овощи, для подкрепления иноков, среди
великих их трудов. Прежде всего, варвары разграбили эту пищу, потом устремились
к церкви, в которой собрались отцы, вывели из нее всех вон, сорвали с них
ветхие одежды и преклонных летами старцев поставили нагими в ряд, чтобы удобнее
было убивать их. Блаженному Феодулу, пресвитеру святого места, который накануне
сделал предсказание о смерти, они приказали первому наклонить голову под меч;
два, свирепого вида, варвара стали с обнаженными мечами по сторонам его.
Наклонившись под мечем, он не обнаруживал никакого страха, лишь тихо сказал:
-
Благословен Господь!
Оба
варвара, один за другим, ударили его; одна рана была от хребта и до челюсти,
другая - от плеча до груди; праведник упал на землю. После этого взяли и
умертвили и другого старца, который жил вместе с пресвитером. У тамошнего
пресвитера был в услужении один отрок; ему варвары приказали подбирать
рассыпанные плоды, при чем они показывали вид, - будто бы хотят пощадить его,
как пригодного для служения. Когда же он нагнулся и стал подбирать плоды, один
из стоявших позади варваров, извлекши незаметно меч, нанес отроку жестокий удар
и умертвил его.
Когда
происходило избиение и других отцов, некоторые из варваров, очевидно - по
особому воздействию на них Божьему, дали рукою знак прочим инокам, чтобы они
бежали. Те, которые были покрепче телесными силами и могли бежать,
действительно побежали, направляясь чрез долину к малодоступной для варваров
горе. Собрав свои силы, побежал с ними и блаженный Нил и, таким образом,
избавился от смерти. Сын же его Феодул остался в руках варваров. Так как он был
весьма красив лицом, то они не убили его, а, связав, взяли с собою с тем, чтобы
принести его в жертву утренней заре, которую почитали вместо Бога. Не зная
истинного Бога, они не покланялись и идолам, не почитали никого из языческих
богов; они служили лишь утренней заре; и всегда отдавали ей в жертву лучшую
добычу, чаще же всего закаляли в честь ее наиболее красивых из пленных юношей,
для каковой цели они пощадили и сына преподобного Нила.
Разграбив
и другие, находившиеся по соседству, иноческие обители и перебив в разных
местах много святых отцов, варвары ушли.
Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иберии
Страница 1
Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иберии
По благочестивому преданию, доселе, хранимому
в иберийской, равно как и всей восточной православной церкви, Иберия, которая
называется также Грузией1, есть удел
Пренепорочной Божьей Матери: по особой воле Божьей, Ей выпал жребий
благовествовать там, для спасения людей, Евангелие Своего Сына и Господа Иисуса
Христа.
Святой
Стефан Святогорец рассказывает, что, по вознесении Господа нашего Иисуса Христа
на небо, ученики Его, вместе с Матерью Иисуса Марией, пребывали в Сионской
горнице и ожидали Утешителя, согласно с повелением Христа - не отлучаться из
Иерусалима, но ждать обетования от Господа (Лк.24:49; Деян.1:4). Апостолы стали
бросать жребий, чтобы узнать, кому из них в какой стране назначается Богом
проповедовать Евангелие. Пречистая сказала:
- Хочу и Я
бросить, вместе, с вами, Свой жребий, чтобы и Мне не остаться без удела, но
чтобы иметь страну, которую Богу будет угодно указать Мне.
По слову
Божьей Матери, они бросили жребий с благоговением и страхом, и по этому жребию
Ей досталась Иберийская земля.
Получив с
радостно этот жребий, Пречистая Богородица хотела тотчас же, по сошествии
святого Духа в виде огненных языков, отправиться в Иберийскую страну. Но Ангел
Божий сказал Ей:
- Не
отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся до времени здесь; доставшийся же
Тебе по жребию удел просветится светом Христовым впоследствии, и владычество
Твое будет пребывать там.
Так
рассказывает Стефан Святогорец. Это предопределение Божье о просвещении Иберии
исполнилось спустя три столетия по вознесении Христовом, и исполнительницей его
с ясностью и несомненностью явилась Преблагословенная Богоматерь Дева. По
прошествии указанного времени, Она послала, со Своим благословением и Своею
помощью, на проповедь в Иберию святую деву Нину.
Святая
Нина родилась в Каппадокии и была единственною дочерью знатных и благочестивых
родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика
Георгия2, и Сусанны, сестры иерусалимского
патриарха. В двенадцатилетнем возрасте святая Нина пришла со своими родителями
в Святой город Иерусалим. Здесь отец ее Завулон, пылая любовью к Богу и желая
послужить Ему иноческими подвигами, принял, по соглашению со своей супругой,
благословение от блаженного патриарха иерусалимского; затем простившись со
слезами со своей юной дочерью Ниной и поручив ее Богу, Отцу сирот и Защитнику
вдов, он ушел и скрылся в Иорданской пустыне. И для всех осталось неизвестным
место подвигов этого угодника Божьего, равно как и место смерти его. Мать
святой Нины, Сусанна, была поставлена при святом храме братом ее - патриархом в
диаконисы, чтобы служить нищим и больным женщинам; Нина же была отдана на
воспитание к одной благочестивой старице Нианфоре. Святая отроковица имела
такие выдающиеся способности, что, по прошествии всего двух лет, при содействии
благодати Божьей, уразумела и твердо усвоила правила веры и благочестия.
Ежедневно с усердием и молитвой читала она Божественным Писании, и сердце ее
пылало любовью к Христу, Сыну Божьему, претерпевшему, для спасения людей,
крестные страдания и смерть. Когда она читала со слезами евангельские
повествования о распятии Христа Спасителя и о всем происходившем при кресте
Его, мысль ее остановилась на судьбе хитона Господнего.
- Где же
теперь находится сия земная порфира Сына Божьего? - спрашивала она свою наставницу.
- Не может быть, чтобы погибла на земле столь великая святыня.
Тогда
Нианфора сообщила святой Нине - что ей самой было известно из предания, именно:
что к северо-востоку от Иерусалима есть страна Иберская и в ней - город Мцхет3, и что именно туда хитон Христов был отнесен
воином, которому он достался по жребий при распятии Христовом (Иоан.19:24).
Нианфора прибавила, что жители этой страны, по названию Картвелы4, также соседние с ними армяне и многие горные
племена до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и
нечестия.
Глубоко
запали в сердце святой Нины сии сказания старицы. Дни и ночи проводила она в
пламенной молитве к Пресвятой Богородице Деве, чтобы Она удостоила ее увидеть
Иберийскую страну, найти и облобызать хитон возлюбленного Сына ее Господа
Иисуса Христа, сотканный перстами ее, Богоматери, и проповедать святое имя
Христа незнающим Его тамошним народам. И Преблагословенная Богородица Дева
услышала молитву Своей рабы. Она явилась ей в сонном видении и сказала:
- Иди в
страну Иберийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, и обрящешь
благоволение пред Лицом Его; Я же буду твоей Покровительницей.
Преподобный Феодул
был сыном преподобного Нила Постника (память 12 ноября), описавшего избиение
святых отцов в Раифе в V веке. Еще в отроческие годы
преподобный Феодул удалился вместе со своим отцом на Синайскую гору, оставив мир. Во время нападения варваров на
пустынников преподобный попал в руки разбойников,
которые решили принести юношу в жертву утренней заре, которую почитали вместо
Бога. Но Господь спас отрока по усердной молитве отца его, преподобного Нила:
варвары проспали время появления утренней зари и, отказавшись от
жертвоприношения, захватили юношу с собой. Проданный разбойниками в город Елузу, преподобный Феодул был
выкуплен местным епископом, в доме которого и был обретен благодарным отцом.
Посвященные епископом в пресвитеров, преподобные Феодул
и Нил вернулись на Синайскую гору, где и служили
Господу до конца жизни. Нетленные останки их были перенесены в Царьград при
императоре Иустине Младшем (565 - 578) и положены в
церкви во имя святых Апостолов в Орфанотрофии.
Преподобный Стефан жил в VIII веке.
Подражая жизни великих подвижников, он обошел много обителей в Палестине,
посетил также пустыни великих отцов - преподобных Евфимия
Великого (память 20 января), Саввы Освященного (память 5 декабря) и Феодосия
Великого (память 11 января). Приняв монашество, преподобный
Стефан основал свою обитель в Вифинии, при горе Оксии,
близ Халкидона. В обители, которая носила название
"Хинолаккской" ("при гусином
пруду"), собралось много иноков.
Святой подвижник провидел свою
кончину, и некоторые из братии удостоились видеть его славное отшествиесо Ангелами в Горние
селения.
Преподобный Иосиф Аналитин,
Раифский, строгий подвижник, достиг высокого
совершенства в духовной жизни, так что во время молитвы его осеняло пламя.
Предсказав время своей кончины ученику своему Геласию,
он мирно скончался в IV веке, до избиения отцов Синайских.