Житие преподобного отца нашего Мартиниана, и память святых жен Зои и Фотинии. Память преподобного Симеона Мироточивого, царя Сербского. Память святого Евлогия, архиепископа Александрийского. Преподобный Шио Мгвимский (VI). В 1547 г. Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич (род. в 1530 г., правил 1533-1584) венчался с Царицей Анастасией: она является связующим звеном династий Рюриковичей и Романовых. В 1745 г. родился св. праведный воин Федор Ушаков (1745-1817) в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. В 1950 г. в Болгарии скончался архиепископ Серафим (Соболев), богослов и молитвенник.
В 1547 г. Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич (род. в 1530 г., правил 1533-1584) венчался с Царицей Анастасией: она является связующим звеном династий Рюриковичей и Романовых
В 1745 г. родился св. праведный воин Федор Ушаков (1745-1817) в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии
В 1950 г. в Болгарии скончался архиепископ Серафим (Соболев), богослов и молитвенник
Завтра, Суббота, 27 Февраля 2010 года (14 Февраля 2010 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Мартиниана, и память святых жен Зои и Фотинии
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Мартиниана, и память святых жен Зои и Фотинии
В Палестине, близ города Кесарии1,
находится гора, называемая "Ковчежное место". Много
пустынников подвизалось на ней, и между ними блаженный и достохвальный инок,
исполненный Божественной благодати - святой Мартиниан. С юного возраста он
возлюбил Бога и стал проводить иноческое житие. Прекрасный собою Мартиниан,
восемнадцати лет от роду, оставил город, своих сродников, отрекся от мирской
суеты и пришел на сию гору для безмолвного и пустынного жития. Проводя жизнь,
подобно бестелесным Ангелам, он пробыл здесь 25 лет. За свою добродетельную
жизнь он удостоился получить от Бога дар исцелять недуги и болезни. Многие, по
его святым молитвам, исцелялись от различных недугов; многие, одержимые злым
духом, приходя к нему на гору, освобождались от козней лукавого. Много других
чудес Бог творил по молитвам Своего угодника. День ото дня всё более и более
преуспевал Мартиниан в своих подвигах; слава о его добродетельный жизни распространилась
далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради
пользы душевной. Но враг рода человеческого диавол не мог стерпеть такой
добродетельный жизни юного подвижника, столь украсившего себя духовными подвигами.
Сначала он стал всячески искушать блаженного Мартиниана и старался различно
устрашить его. Потом древний завистник рода человеческого употребил то оружие,
коим некогда изгнал Адама из рая, желая и сего подвижника изгнать из его
безмолвный пустыни и лишить вечного блаженства.
Однажды,
когда блаженный Мартиниан воспевал псалмы Давидовы, диавол принял на себя образ
великого змея и, приблизившись к стене келлии святого, начал сильно копать
землю. Он хотел подкопать землю и обрушить келлию на блаженного. Но Мартиниан
без страха и смущения, окончив пение, выглянул в оконце келлии и сказал тому
змею:
-
Воистину, тебе подобает ползать по земле; зачем напрасно ты трудишься? не
устрашат меня твои козни. Ибо Господь мой Иисус Христос помогает мне: Он победит
твои козни и посрамить твою силу.
Услышав
сие, диавол, изменившись в мрачный вихрь, побежал со стыдом, говоря:
-
Погоди, погоди; знаю, как тебя победить. Сделаю я тебя своим рабом, развею я
все твои надежды. Я наведу на тебя такое искушение, какого ты не можешь
вынести; исторгну я тебя из твоей келлии, брошу тебя, как лист, гонимый ветром.
Тогда посмотрю, кто поможет тебе.
Сказав
сие, диавол исчез. Мартиниан же был столь крепок в вере, что пребывал без
всякой боязни и страха, как будто он не видал никакого привидения. Он только
восхвалял Господа, упражняясь в Богомыслии и в чтении и разумении Божественного
Писания.
После
сего случилось следующее. Некоторые жители Кесарии однажды беседовали между
собою о добродетельном житии Мартиниана. Они много дивились его мужеству и
терпению. Некая жена блудница случайно услышала сию беседу. По диавольскому
наущению, она приступила к сим мужам с такими словами:
- Почему
вы так дивитесь житию этого подвижника? разве уже он столь твёрд в добродетели?
Если только захочу, я могу поколебать его, как ветер колеблет лист на дереве. И
что достойное хвалы нашли вы в нем? Уж не то ли, что он, подобно дикому зверю,
удалился в пустыню, не будучи в состоянии бороться в городе с похотью плоти и
мирскими соблазнами? И что удивительного, если он бесстрастным остается, не
видя никогда ни одной женщины. Вы сами хорошо знаете, что без огня сено не
горит; но то было бы весьма удивительно, если бы не загорелось сено, положенное
близ огня. Так следует рассуждать и о сем человеке. Если я пойду к нему, и он
останется столь же бесстрастным, и не соблазнится красотой моей, тогда он будет
велик не только пред людьми, но и пред Богом и Ангелами Его.
После
сих слов она поспорила на деньги с теми мужами и отправилась к себе в дом.
Здесь она сняла свои богатые одеяния, облеклась в худые и разодранные одежды,
покрыла себе голову рубищем и опоясалась верёвкой. А всю свою богатую одежду,
кольца и серьги, золотые перстни, мониста и всё, что прельщает ум и глаза
юношей, - она вложила в мешок и взяла его с собою. Вечером она вышла из Кесарии
и ночью пришла на ту гору в пустыне, где жил преподобный. Ночь была дождливая
и бурная. Приблизившись к келлии Мартиниана, та жена притворно со стоном стала
просить святого :
-
Помилуй меня, раб Божий! не оставь меня, окаянную, на съедение зверям. Я
заблудилась в пустыне и не знаю, куда идти. Умилосердись, сжалься надо мною в
такой беде, и не возгнушайся меня грешницы, ибо и я - создание Божие. Молю
тебя, святой отче, не оставь меня без помощи.
Сие и
многое подобное она говорила с плачем и воплем. Блаженный Мартиниан открыл свое
оконце, поглядел, и, увидев ее в таком плохом одеянии, стоящую под сильным
дождём, помыслил в себе:
- О,
горе мне, окаянному грешнику. Се ныне предстоит мне искушение: или я должен
исполнить заповедь Божию, повелевающую быть милосердным, или должен нарушить
свой иноческий обет. Если я не приму в келлию сию жену, находящуюся в таком
бедственном состоянии, ее пожрут звери, или она умрет от великой стужи. Тогда я
оскверню свою душу, и буду подобен убийце. Если же я введу ее в свою келлию, то
боюсь, какъ бы не постигло меня искушение. Тогда я оскверню и свое тело и свою
душу, и буду нечистым блудником пред моим Господом. Не знаю, как поступить мне.
Память преподобного Симеона Мироточивого, царя Сербского
Страница 1
Память преподобного Симеона Мироточивого, царя Сербского
Преподобный
Симеон был правителем Сербии, но отказался от царства земного и всю свою жизнь
посвятил на то, чтобы снискать себе нетленное Царство на небе. Он устроил в
своей стране множество монастырей и на берегу реки Студеницы соорудил во имя
Пречистой Божией Матери великолепный храм, повелел выложить его внутри от
основания до потолка мрамором и украсить золотом. Всегда снабжая бедных всем
необходимым, святой Симеон, наконец, всё свое неисчислимое богатство раздал
нищим: После сего, добровольно передав в управление сыну своему Стефану всё
бывшие под его властью земли, он немедленно оставил мир и последовал за сыном
своим, преподобным Саввою2, который
незадолго пред этим принял иночество в одной из обителей Афонской горы. Прибыв
на святую гору, преподобный, при содействии сына своего, возобновил здесь
запустевший монастырь с церковью, называемый Хиландарь, и стал подвизаться в
нем. Научившись страху Божию и неуклонно исполняя правила иноческой жизни
относительно молитвы и поста, святой Симеон достиг бесстрастия, смирил свой
греховный разум и, при содействии благодати Божией, стал великим подвижником. В
воздержании и посте он достиг такой высоты, что уподоблялся Ангелам.
Посему еще при жизни
его в обитель его стеклось из разных стран для прославления Бога множество
иноков, и многим из них он был наставником и руководителем на пути ко спасению.
Прожив там благочестиво свою жизнь, преподобный Симеон в глубокой старости с
радостью и светлою надеждою на вечное блаженство отошел ко Господу, Которого
так возлюбил при жизни своей3.
По преставлении
преподобного, Господь удостоил его за великие его добродетели дара
чудотворений. Тело его стало источать миро, и чрез него силою Божиею начали
совершаться многие чудеса. После сего сын святого, преподобный Савва, перенес
тело своего отца в Сербию и с честью положил его в церкви во имя Пресвятой Богородицы,
на реке Студенице, которую с такою любовью на свои средства построил сам святой
Симеон. И до настоящего времени благочестивые христиане из раки, где покоятся
мощи преподобного Симеона, берут миро, помазываются им при различных болезнях
и получают исцеление.
1 Святой Симеон, до своего
иночества, был великим сербским жупаном (князем) и назывался Стефан Неманя. Он
объединил большую часть сербских земель и доставил им политическую
независимость. Во время своего правления он много потрудился, защищая свой
народ от влияния латинства, арианства и других ересей. Супруга Стефана Неманя,
благочестивая Анна, последовала примеру мужа, приняла иночество и поселилась в
одном из женских монастырей.
2 Преподобный Савва был
сперва иноком святой Афонской горы и подвизался в обители святого
великомученика Пантелеимона, называемой Русы, а потом Константинопольским
патриархом Мануилом был поставлен в архиепископы Сербии; прославился святостью
жизни, и причислен Церковью к лику святых. Память его празднуется 12 января.
3 Преподобный Симеон
скончался 86 лет, 13 февраля 1200 года.
Память святого Евлогия, архиепископа Александрийского
Страница 1
Память святого Евлогия, архиепископа Александрийского
Святой
Евлогий был сперва игуменом Богородичной Юстиниановой обители в Антиохии.
Император Тиверий1 избрал его на кафедру
Александрийскую. Здесь святой Евлогий действовал против еретиков с неутомимою
ревностью2, рассылал свои сочинения,
одно за другим, по египетским монастырям, которые были сильно заражены
евтихианством. Ему приходилось бороться и с Самарянами, выдававшими тогда
какого-то Досифея за пророка, о котором говорил Моисей. Святитель собирал по
этому делу собор. Святой Евлогий скончался в глубокой старости около 608 года
18 февраля3.
1 Император Тиверий II-й
царствовало, от 578 до 582 г.
2 В письмах св. Григория
Двоеслова к св. Евлогию читаем драгоценные свидетельства о благоплодной
деятельности александрийского архипастыря. По словам св. Григория, учение св.
Евлогия "значительно уменьшило число врагов Церкви и умножило стадо
Господне".
3 Сочинение его известны ныне
почти только по выпискам патриарха Фотия. Почти все они писаны по случаю
современных ему споров: 1, относительно соединения двух естеств во Христе
Иисусе; 2) шесть книг против Новатиан; 3, три книги против самарян, и другие.
Из многих бесед святого Евлогия дошла до нас в целом виде только одна - нa неделю
Ваий.
Преподобный
Шио (Симеон) Мгвимский родился в Антиохии Сирской. Родители его были
христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша
получил хорошее образование, изучил Священное Писание. Любовь к Слову Божию так
глубоко внедрилась в сердце молодого Шио, что он постоянно держал его в уме
своем и даже всегда носил при себе Евангелие, послания Апостола Павла и
Псалтирь. И уже в ранние годы был одарен способностью толкования Слова Божия.
Узнав
о святом подвижнике Иоанне Зедазнийском, Шио тайно
покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн возвратил
юношу родителям, предсказав, что и они станут иноками. Предсказание скоро
исполнилось: Шио убедил их провести остаток их жизни в иночестве, а сам,
употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество, пришел к
преподобному Иоанну, сиявшему в то время в Антиохии и,
получив от него пострижение в иночество, сделался его учеником.
Спустя
20 лет преподобный Шио, в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для проповеди Слова
Божия.
Послужив
этому делу, распространения веры Христовой преподобный
Шио пожелал жить отшельником. И по благословению Католикоса Евлалия
и своего учителя преподобный Шио направил свой путь на запад от
Мцхета в непроходимые дебри лесные. Здесь в пустыне, защищенной отвесными и совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского,
Шио поселился в тесной пещере, им самим высеченной в скале, едва достаточной,
чтобы укрыться в ней. И за суровый аскетический подвиг Шио удостоился чудных
видений. В скале открылся родник, источающий для отшельника воду, а с пищей
прилетал к нему голубь. Этот-то голубь, по изволению Божию, определившему не
оставлять под спудом благодатный светильник, открыл людям жилище Шио.
Некто
— Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Курой, проследил
за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашел его, погруженного в молитву, с
воздетыми к небу руками. Он был так поражен встречей с этим укрывшимся от мира
человеком молитвенно предстоящим в пустыне пред лицем Единаго Бога, что, пленившись
этим, внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал просить
дивного отшельника взять его под свое руководство и подвизаться в пещере,
всецело предавшись Богу.
С
этих пор о Шио стало известно и другим людям в окружности, которые стали селиться
близ него, и таким образом собралось до 25 добровольных пустынножителей. На
избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя
образца пустынножителей — Иоанна Крестителя. Молва о святом подвижнике
распространялась, и место его уединенной жизни и подвига стало превращаться в
обитель. Когда царь Парсман VI навестил бывшего любимого своего Евагрия в пустыне, то с благоговением отнесся к подвижнику
Шио и подарил ему землю под монастырь, доставив значительные средства для
построения храмов. Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери;
второй — в честь Рождества Иоанна Крестителя, где
впоследствии и почивали останки преподобного Шио. Все храмы были освящены
Католикосом Макарием. Таким образом, преподобный Шио
устроил обитель, которая некогда включала в себя множество иноков и называлась,
по имени основателя, Мгвимскою (в 30 верстах от Тифлиса). Здесь навестил его
бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три
дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых
иноков.
Но
стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им
обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160
письменных поручений и, прервав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую
жизнь в темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. Кто
может постичь и исчислять несказанные подвиги этого ангела в человеческом теле!
Предузнав по откровению час кончины и приобщившись
Святых Тайн, преподобный Шио 9 мая кончил свое земное житие. Тело великого
затворника, при напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в
основанной им обители. Святые мощи его и доныне служат ограждением обители,
которая одна из немногих уцелела посреди опустошений Грузии.