Житие и страдание святого священномученика Власия, епископа Севастийского, и других, пострадавших с ним. Память святой царицы Феодоры. Память преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца. Память святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом. В 1808 г. родился фольклорист, публицист Петр Васильевич Киреевский (умер 25 октября 1856 г.).
В 1446 г. изменники и клятвопреступники, под руководством князя Дмитрия (Шемяки) (Великий Князь Московский в 1446), ночью коварно овладели Москвой, воспользовавшись отъездом Великого Князя Московского Василия II Васильевича (Темного) (род. в 1415, правил 1425-1462 с перерывами) в Троицкую Лавру. В ту же ночь Дмитрий Шемяка послал князя Иоанна Андреевича Можайского с воинами в Троицкую Лавру взять Василия II Васильевича
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого священномученика Власия, епископа Севастийского, и других, пострадавших с ним
Страница 1
Житие и страдание святого священномученика Власия, епископа Севастийского, и других, пострадавших с ним
В те древние времена, когда нечестивые
служили идолам и многие люди поклонялись созданию и делу своих собственных рук,
тогда просияла и вера многих святых, и в числе их процвело благочестие святого
славного мученика Власия. Этот святой, удаляясь от всякого злого дела, всю
жизнь свою прожил кротко и праведно, богоугодно и беспорочно. Его сограждане -
жители города Севастии, находившегося в Каппадокии1,
- люди благочестивые, желали, чтобы Власий был поставлен у них епископом, и
желание их было исполнено. Новый пастырь ревностно пас стадо Христово в то
время, когда на Церковь Христову были воздвигаемы частые гонения, и многие,
претерпев страдальческие подвиги, удостаивались венца мученического. В то
время, в царствование Диоклитиана2,
подвизался добрым подвигом и святой великомученик Евстратий один из пяточисленных
мучеников, вместе со своими товарищами3;
он до крови стоял за веру Христову, и за то был заключен в темницу. Здесь
посетил его ночью святой Власий, подкупив стражу темничную большим количеством
золота. Власий ублажал мученика Христова, который так мужественно переносил
страдания. Евстратий отдал Власию свое завещание, составленное перед своей
кончиной, делая в нем распоряжения о своем теле и об имении, о чем повествуется
в его житии. Святой Власий скрывался от рук мучителей, что делали тогда и
многие другие святые, не выдавая себя на мучения без особенного Божия
соизволения; немногие христиане жили тогда в городе, да и то это были тайные
поклонники Христа; большинство, из страха мук, бежало в пустыни, горы и вертепы;
некоторые же, не будучи в состоянии вынести мучений, поклонялись на время
идолам. Так и святой Власий не только в Диоклитианово царствование, но также и
в царствование Ликиния4 (при этом
императоре он и пострадал) скрывался от лютых гонений в одной пустынной горе,
которая называлась Аргеос5; здесь он
обитал в пещере и подвизался в безмолвии и постничестве, воссылая непрестанные
молитвы Богу. К нему приходили дикие звери, и если заставали святого в
безмолвной молитве беседующим с Богом, то они, как бы разумные существа, не
прерывали его Богомыслия, но стояли перед пещерой, дожидаясь, пока святой,
окончив свою молитву, не выйдет к ним, и не уходили до тех пор, пока святой,
выйдя и возложив на них свои руки, не благословит их; если же какой-либо зверь
чувствовал себя больным, то приходил к святому и через возложение святой руки
его получал исцеление.
В это время игемон Агриколай всячески старался погубить
возможно большее число христиан, предавая их разным ужасным мукам, одних он
предавал мечу, других приказывал сжигать на огне, третьих - потопить в реках,
иных же - отдать на съедение зверям. Для последней цели он приказал своим
ловчим поймать возможно большее число хищных зверей. Исполняя это повеление,
ловцы вышли на лов и, обходя горы и пустыни, пришли также и на гору Аргеос, где
скрывался святой епископ Власий; подойдя к пещере святого и увидя перед ней
множество резвящихся зверей, они сказали друг другу: "Пойдем и посмотрим,
что это там происходит".
Приблизившись, они увидели, что святой Власий сидит у себя в
пещере, как бы в каком-то чертоге, и воссылает Богу усердные молитвы. Ничего не
сказав святому епископу, они возвратились домой и рассказали все, что видели,
игемону Агриколаю; тот приказал большому числу воинов отправиться вместе с
ловчими, схватить скрывающихся там христиан и привести их к нему. Придя на ту
гору и войдя в пещеру, посланные воины нашли там одного только святого Власия,
который возносил Богу молитвы и прославлял Его святое имя.
- Выйди отсюда, - сказали они Власию, - и ступай с нами в
город: тебя зовет игемон.
Услышав это, святой обрадовался и сказал:
- Хорошо, дети мои, пойдем вместе; Господь вспомнил обо мне:
Он являлся мне трижды в эту ночь, говоря: "встань и принеси Мне жертву,
как подобает тебе по твоему званию епископа". Итак, вовремя, дети мои, вы
пришли сюда сегодня, Господь мой, Иисус Христос, да будет с вами".
На пути язычники, видя кротость святого и слушая его учение,
а также поражаемые его чудотворениями, обращались к истинному Богу; ибо его
молитвами многим болящим подавались от Господа исцеления, и не только людям, но
и животным; когда к нему приносили или приводили больных, он возлагал на них
руки свои, возносил о них молитву и отпускал совершенно здоровыми. У одной
женщины был единственный сын; во время еды рыбья кость засела у него в горле,
так что он не мог произнести ни слова и был уже при смерти; мать, взяв его
полумертвого, отнесла к святому и положила у его ног, горько плача и взывая:
"Помилуй сына моего, раб Спасителя нашего Иисуса Христа, он один только у
меня".
При этом она рассказала Власию, что случилось с ее сыном.
Святитель Божий, вложив свою руку в горло отроку и возведя очи к небу, стал так
молиться Господу: "Спаситель мой! Ты помогаешь всем, кто с верою призывает
Тебя: услышь мою молитву, и кость, засевшую в горле сего отрока, изыми
невидимою Твоею силою и исцели его. И в остальное время, если случится что с
человеком или с животным и станут поминать имя мое, говоря: "Боже, помоги
молитвами раба твоего Власия", то Ты, Господи, скорый на помощь, помоги
тем и подай исцеление в славу и честь святого Твоего имени".
Молясь так, он исцелил отрока и вернул его матери, которая в
великой радости немолчно воссылала хвалы Богу. Вследствие таких чудес имя
Власия прославилось не только в Севастии, но даже и в Никополе6. Когда святой находился еще в дороге,
недалеко от Севастии, то произошло следующее.
Святая Феодора была супругой царя Феофила
иконоборца1, но она не разделяла
иконоборческой ереси своего мужа. Царь - иконоборец изгнал из столицы
константинопольского патриарха Мефодия2,
на его место поставил Анния и сжег святые иконы. Пламенная же царица Феодора,
хотя явно и не смела поклоняться святым иконам, но тайно имела их в своей
спальне и ночью бодрствовала на молитве, молясь Богу, да ниспошлет Он Свою
милость православным. Она имела сына по имени Михаил, которого воспитала в
православной вере. По смерти своего мужа блаженная Феодора снова восстановила
на константинопольском патриаршем престоле святого Мефодия3 и созвала священный собор, на котором
иконоборцы были преданы проклятию, Анний низведен с престола, и святые иконы
внесены были в церкви Божии4. По
совещанию со всем святым собором отцов Феодора помолилась Богу о муже своем,
чтобы изъял его от вечной муки, дабы он мог получить жизнь неизреченную. После
того блаженная царица Феодора добре подвизалась в благочестии и потом вскоре
предала душу свою Богу, к Которому стремилась, оставив царство сыну своему
Михаилу5.
1 Император Феофил иконоборец царствовал с 829 по 842
г.
2 Св. Мефодий I, патриарх Константино- польский,
управлял патриаршим престолом с 842 по 846 г. В этом году он был низложен и
изгнан царем-иконоборцем.
3 Это было в том же 842 году, в котором он изгнан был
из Константинополя. В первое время по восшествии на престол царский (в 842
году) Михаила государством управляла мать его Феодора - по 855 год.
4 Таким образом состоялось восстановление
иконопочитания на Константинопольском соборе 842 года. В память этого тогда же
был установлен в Церкви особый "чин православия", совершаемый и ныне
в первый воскресный день святой Четыредесятницы.
Память преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца
Страница 1
Память преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца
Преподобный и богоносный отец наш Димитрий
происходил из города Переяславля1 от
благочестивых родителей. С молодых лет он отдан был в книжное научение и навык
в чтении божественных книг; многих сверстников он превосходил разумом и
выделялся среди них своим смиренномудрием, которое всегда скрывал в сердце
своем. Блаженный любил часто размышлять о будущем веке, о суде Божием, о
воздаянии каждому по делам его, о Царстве Небесном, радости праведных и райском
блаженстве. Изучив Священное Писание Ветхого и Нового Завета, святой познал,
что жизнь в этом свете скоропреходяща. И потому он вскоре оставил этот суетный
мир и, с умиленной душой, придя в страх Божий, в том же Переяславле принял
иночество в Нагорном Борисоглебском монастыре. Здесь усердно подвизаясь в
добродетельной жизни, он упражнялся в духовном трезвении и молитве, отличаясь
чистотой, крайним смирением и духовной любовью ко всем. Таким образом этот
трудолюбивый и неустанный богоугодный подвижник, поучаясь в законе Господнем
день и ночь, обрел плод спасения, целомудрием и чистым сердцем взыскуя Бога и
проводя равноангельное житие. Иноки и простой народ любили святого за его великую
добродетель. По прошествии некоторого времени Бог сподобил преподобного
Димитрия принять сан священства. В то время преподобный Сергий, Радонежский
чудотворец, устроил близ Радонежа монастырь во имя Святой Троицы и, по
изволению Божию, учредил там иноческое общежитие. Преподобный Димитрий часто
посещал преподобного Сергия для духовных бесед, о том, как бы лучше управить
иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу. После Того преподобный
Димитрий построил церковь во имя святого Николая Чудотворца и при ней создал
монастырь на берегу Переяславского озера2,
и был при той обители игуменом. К преподобному стало стекаться, ради духовной
пользы, много монахов и мирян, желавших жить в его обители, и блаженный принимал
их, поучая со смирением и постригая мирян в святой иноческий чин. Так он собрал
у себя большое Божие стадо словесных овец Христовых. Вскоре затем преподобный
устроил в своем монастыре общежитие, утвердив его строгими правилами. Братия во
всем повиновались святому с любовью и послушанием, как ангелу Божию и истинному
наставнику, в особенности же как ходатаю Царства Небесного. Потом, бегая славы
человеческой3, блаженный Димитрий удалился
отсюда на Вологду; там, недалеко от города, преподобный полюбил уединенное
место при луке4, образуемом коленом р.
Вологды, создал здесь храм во имя Всемилостивого Спаса и основал общежительный
монастырь5. Когда разнеслась молва о
водворении преподобного в Прилуках, многие из учеников перешли из Переяславля к
любимому наставнику, в Прилуки; приходило к преподобному много ищущих иноческой
жизни и из разных других стран. Так составилась общежительная Прилуцкая
обитель. И собрал здесь преподобный Димитрий многочисленную братию6. Добре упасши Христово стадо вверенных его
руководству овец словесных, преподобный преставился ко Господу 11 февраля 1392
года7.
Тропарь, глас 1:
Свыше от Бога преподобне,
благодать приял еси духовную, и от Него убо познался еси блаженне: того ради и
ты духом познал еси лучшая Его, будущаго века пребывание, и постнически
испытався во своих обителех. И ныне со ангелы ликовствуя, Спасу всех за ны молися
святе Димитрие, да вси вопием: слава Давшему ти крепость: слава Венчавшему тя:
слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 8:
От юности, преподобне, крест твой
взем, Христу последовал еси, в молитвах и пощениих, во бдениих же и
злостраданиих плоть чудесы тя прославляет, и всех звати тебе научает: радуйся
преподобне отче Димитрие, постников удобрение.
1 Переяславль Залесский, северный, - ныне уездный
город Владимирской губернии.
2 Ныне - так называемый "Никольский на
Болоте" - заштатный монастырь в Переяславле Залесском.
3 Слух о высокой жизни преподобного Димитрия дошел до
великого князя московского Димитрия Иоанновича Донского, и он пригласил
преподобного к себе, чтобы он был восприемником детей его. Преподобный исполнил
желание князя и получил от него щедрые дары для обители. После этого он и
решился оставить Переяславский монастырь и удалиться в глухое место.
4 Лука - изгиб, кривизна, излучистый берег, мыс,
огибаемый рекою.
5 Это было в 1371 году. Спасо-Прилуцкий
(второклассный) монастырь находится в 15 верстах от Вологды. При основании
обители владельцы места с любовью уступили преподобному свою землю. Горячее
усердие явилось и у граждан Вологды. Каждый спешил жертвовать преподобному, что
мог, для сооруженья храма. Великий князь Димитрий Донской, узнав об основании
преп. Димитрием новой Спасо-Прилуцкой обители, прислал от себя для нее
пожертвования.
6 Преподобный своими подвигами и добродетелями служил
высоким примером и образцом для собравшейся в его обитель братии, в то же время
непрестанно поучая и наставлял ее. Он отличался нищелюбием и
благотворительностью. Сам, всегда довольствуясь только просфорой с теплой
водой, он обходил монастырские угодья и заботился, чтобы для трапезы братии
вовремя доставлялось все нужное. Одежда у него зимой и летом была одна -
овчинный заскорузлый тулуп, под которым летом бывал он мокрым от жары, а зимой
страдал от морозов. Но для братии он ходил вместе с ними на работы. Для того,
чтобы другие не видали его слезной молитвы, он часто удалялся для молитвы в
уединенное место, с левой стороны храма, где для этого была сделана деревянная
пристройка. Своими высокими подвигами самоотвержения и самоотречения
преподобный достиг высокого духовного совершенства и сподобился дара прозрения.
7 Тело преп. Димитрия было погребено в созданной им
Спасской церкви. У гроба его и его молитвенным предстательством совершались
чудеса и различные исцеления. И ныне мощи преп. Димитрия Прилуцкого почивают в
том же храме, где находится и чудотворный образ этого святого, бывший с великим
князем Иоанном III во время похода его под Казань.
Память святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом
Страница 1
Память святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом
Cвятой благоверный князь Всеволод,
нареченный во святом крещении Гавриилом, был сыном великого князя Мстислава,
сына знаменитого Владимира Мономаха1. В
1117 году престарелый Владимир Мономах посадил сына своего Мстислава в Киевском
Белгороде2, чтобы иметь в нем помощника
себе, а внука своего, сына Мстислава, блаженного князя Всеволода, поставил
князем на его место в Новгороде. Блаженный князь Всеволод проводил богоугодную
жизнь и справедливо управлял вверенным ему княжеством, как то и подобает
православным князьям. Он отличался всякими добрыми делами и добрым нравом: был
богобоязнен, правдив, тих и кроток и ко всем равно имел нелицемерную любовь.
Князь Всеволод любил созидать храмы Божии, любил церковный и монашеский чин,
давал им щедрую милостыню и чтил их, как братию Божию. Памятником его ревности
к созиданию церквей служит построенный им на торговой новгородской площади, на
Петрятине дворище, великолепный храм во имя св. Иоанна Предтечи, с придельным
храмом, снабженный дорогими иконами, весьма ценным Евангелием и всеми
богослужебными книгами; особой грамотой он обеспечил содержание храма и причта,
частью из пошлин со всех предметов торговли, из которых также значительная
часть шла на содержание Софийского собора. Благочестивый князь был заступником
вдов и сирот, был милостив к нищим, упокоевал немощных и раздавал обильную
пищу. В 1132 г. отец блаженного князя Всеволода Мстислав3
скончался в Киеве, и великий престол киевский занял брат Мстислава Ярополк,
который отдал Всеволоду южный Переяславль, считавшийся старшим после Киева4. С неудовольствием отпустили новгородцы
Всеволода; между тем младшие сыновья Мономаха, дяди Всеволода, восстали за
Переяславль против великого князя, предполагая, что он хочет сделать племянника
наследником киевского престола. Один из этих князей, Юрий Владимирович5, поднял оружие против Всеволода и хотел
взять Переяславль. Святой же, услышав об этом и избегая междоусобия, без
кровопролития ушел из Переяславля в Новгород, оставив Переяславль князю Юрию.
Вольные новгородцы за это время уже успели забыть о
благодетельном управлении Всеволода и не хотели было принимать его, но скоро
одумались и пригласили к себе столь много благотворившего им князя. Вскоре
после этого блаженный князь Всеволод, по требованию новгородцев, принужден был
идти с новгородцами с походом на Суздаль и Ростов6.
Произошло кровопролитное сражение, но суздальцы и ростовцы одержали верх, хотя
их пало более, чем новгородцев. В том же году блаженный князь вместе с
благочестивым архипастырем Нифонтом7
основал великолепный каменный храм во имя святого Климента, но ему не удалось
оканчивать его. В мае 1136 г. вспыхнул в Новгороде мятеж. Гордые своевольные
новгородцы, в гневе за то, что не удалось им повеличаться победой над
суздальцами, восстали против святого князя Всеволода и объявили его
низложенным. "Нет нам от тебя помощи", - сказали они святому и изгнали
его из Новгорода.
Тогда блаженный князь Всеволод пошел в Киев к дяде своему,
великому князю Ярополку, сыну Владимира Мономаха. Ярополк дал Всеволоду в
управление Вышгород8, но блаженный князь
пробыл там недолго. Псковитяне, дорожа и благодеяниями и высокими качествами
Всеволода, прислали выборных в Вышгород с усердным прошением, чтобы он пошел к
ним княжить: в то время в Пскове не было князя. Святой Всеволод согласился и
пошел княжить в Псков. На пути, когда он проходил мимо Полоцка9, князь полоцкий Василько, услышав о приходе
святого, поспешно вышел к нему навстречу, обратился к святому с братским о
Христе лобзанием и приветствием, дал ему много даров и проводил его с великим
торжеством. Между тем жители Пскова вышли навстречу блаженному князю Всеволоду
во главе с духовенством, с честными крестами, и так приняли его в город. И была
великая радость в Пскове по причине прихода святого. Равным образом и святой
радовался по поводу прихода своего в Псков, как бы в горний Иерусалим, провидя
духом, что честные мощи его будут положены в нем. И тотчас же начал княжить,
справедливо управляя псковитянами до самой кончины своей. Благочестивый князь
немедленно заложил каменный храм во имя Святой Троицы, оконченный в следующем
году. Латинствующие народы все боялись самого имени святого и не смели нападать
на Псков. Святой князь Всеволод княжил в Пскове один год с небольшим. Потом, по
изволению Божию, он впал в тяжелую телесную болезнь; причастившись Пречистого
Тела и Крови Христовых, на исход души своей, и, преподав мир домочадцам своим и
всем гражданам псковским, он отошел к Господу, и приложился к отцам своим, где
все святые упокоеваются. Преставление блаженного князя Всеволода-Гавриила
последовало в четверг Сырной недели 11 февраля 1138 года. Тело святого
провожали с честью все граждане псковские, игумены и множество духовенства и
положили в церкви святого великомученика Димитрия Солунского. Меч же и щит
блаженного князя Всеволода поставлены были на его гробе, в похвалу и на
утверждение города Пскова, где находятся и доныне в Троицком соборе. Спустя 52
года по блаженном преставлении святого благоверного князя Всеволода-Гавриила,
мощи его были обретены нетленными. В 1192 г. святой князь явился в видении одному
богобоязненному человеку и сказал: "Объяви властям, чтобы перенесли мощи в
храм Святой Троицы: там хочу я возлечь. Господь Иисус Христос предал мне город
Псков, чтобы хранил я его".